Применения упражнений гимнастики на занятиях плаванием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

В работе рассматривается оздоровительное влияние нетрадиционной гимнастики в воде (аквааэробика, гимнастические упражнения в воде для укрепления мышц конечностей) и оздоровительное плавание. Плавание рекомендуется как лечебное средство при различных искривлениях позвоночника, дефектах осанки. При любых способах плавания почти все суставы позвоночника действуют с высокой амплитудой и в самых различных плоскостях, полностью используют свои природные возможности.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………………3-4
2. Проблема здоровья школьников…………………………………………..5-6
3. Оздоровительное плавание………………………………………………..7-8
4. Оздоровительное влияния нетрадиционной гимнастики:
1. Аквааэробика (история развития и средства)…………………....9-13
2. Дыхательная гимнастика как оздоровительное средство детей……………………………………………………………….14-21
3. Гимнастические упражнения в воде для укрепления мышц конечностей……………………………………………………….22-27
5. Заключение………………………………………………………………28-29
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 97.83 Кб (Скачать файл)

Адыгейский  государственный университет, институт физической культуры и дзюдо, отделения  физ-воспитания. 
 
 
 
 

 
 
 

На тему: Применения упражнений гимнастики на занятиях плаванием. 
 

                    Выполнила:

                    студентка  III курса группы «Б»

                    Проверила:

                    Климова Татьяна 

                    Митрофановна 
                     
                     

2010 г.

 Оглавление 

  1. Введение……………………………………………………………………3-4
  2. Проблема здоровья школьников…………………………………………..5-6
  3. Оздоровительное плавание………………………………………………..7-8
  4. Оздоровительное влияния нетрадиционной гимнастики:
    1. Аквааэробика (история развития и средства)…………………....9-13
    2. Дыхательная гимнастика как оздоровительное средство детей……………………………………………………………….14-21
    3. Гимнастические упражнения в воде для укрепления мышц конечностей……………………………………………………….22-27
  5. Заключение………………………………………………………………28-29

    Список  литературы 
     
     
     
     
     
     

3

Введение 

Работа  направлена на решение проблемы уровня физической подготовки школьников (это  гиподинамия, избыточный вес, ослабленное  здоровье и пр.) с помощью применения упражнений гимнастики на занятиях плаванием.

Проанализирую школьную программу по физической культуре с учетом параметров оценки уровня здоровья учащихся и правил достижения необходимого уровня, существующие на сегодняшний день программы чаще всего носят описательный характер и содержит общие истины (здоровый образ жизни, вредные привычки, борьба с наркоманией, двигательная активность и двигательная пассивность и пр.).

На мой  взгляд, все эти программы страдают субъективным подходом, который заключается  в главном: незнание правил физической адаптации ослабленных и здоровы  детей.

В работе рассматривается оздоровительное  влияние нетрадиционной гимнастики в воде (аквааэробика, гимнастические упражнения в воде для укрепления мышц конечностей) и оздоровительное плавание. Плавание рекомендуется как лечебное средство при различных искривлениях позвоночника, дефектах осанки. При любых способах плавания почти все суставы позвоночника действуют с высокой амплитудой и в самых различных плоскостях, полностью используют свои природные возможности.

Во всех способах плавание необходимо освоить  глубокий и быстрый вдох. Это требует  отличной подвижности грудной клетки. Показатели спирометрии занимающихся дыхательной гимнастикой намного  превышает показатели не занимающихся ею, с тем же ростом и весом. Это

4

исключительно важный момент. Установлено, что с  возрастом жизненная емкость  легких человека неуклонно снижается. Почему? Отвечая на этот вопрос, обычно забывают о главной причине –  снижения амплитуды реберных суставов и грудного отдела позвоночного столба.

Занятия в воде помогают расслабится, укрепляют  нервную и сердечнососудистую систему, вырабатывают выносливость развивают  гибкость тела, укрепляет мышцы конечностей. Дети, много и регулярно плавающие, быстрее растут.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5

Проблема  здоровья школьников. 

 Сегодня ни у кого не вызывает сомнения положение  о том, что успешность обучения в  школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок пришел в  первый класс. Однако результаты медицинских  осмотров говорят о том, что здоровыми  можно считать только 20-30% первоклассников, среди выпускников школ более 80% имеют те или иные отклонения в  состоянии здоровья. На сегодняшний  день каждый пятый школьник имеет  хроническое заболевание. Высокий  уровень патологии свидетельствует  о кризисном положении здоровья нации.  

 Это заставляет не только задуматься, но и  бить тревогу. Малоподвижный образ  жизни (гиподинамия), перегрузка учебного процесса, монотонность, статичные формы организации, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, трудности в организации правильного питания не только в школе, но и дома, неблагоприятная экологическая ситуация, и ряд других факторов являются главными причинами резкого ухудшения здоровья детей. 

 В связи  с этим в число основных приоритетов  обновления школы входит основная задача – оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического, духовно-нравственного  здоровья обучающихся. Понимая актуальность данной проблемы, педагоги ведут постоянный поиск методов оздоровления детей  в условиях школы. Выбранные способы  и приемы деятельности должны быть эффективными, несложными в применении, обеспечивающие максимально полный охват нуждающихся и в то же время не нарушающие учебного процесса в школе. В 

6

связи с этим оптимальный алгоритм деятельности педагогических коллективов представлен  в самом определении: здоровье –  это совокупность физических, психических  и социальных качеств человека, которые  являются основой его долголетия и осуществления творческих планов, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей, овладения  достижениями культуры. 

 Физическое  развитие является одним из наиболее важных показателей здоровья детского населения. Именно в детском возрасте формируется костно-мышечный аппарат, заканчивается развитие всех систем органов. Поэтому правильное построение занятий, оптимальное чередование разных видов оказывает большое влияние на работоспособность, утомляемость и в целом на функциональное состояние всего организма. 

 Не  оспаривая комплексность и вариативность  решения данной проблематики, приоритеты все - таки должны быть за средствами физической культуры и спорта.

     И поэтому, не смотря на изученность,  вопросы, связанные с начальным  обучением двигательным умениям  и навыкам, по-прежнему актуальны.

     Среди других массовых видов  спорта, пожалуй только плавание  сочетает возможность гармоничного  развития организма, ярко выраженную  оздоровительную направленность, важное  прикладное значение, эмоциональную  притягательность водной среды. 
 

 7

 Оздоровительное плавание. 

 Человек, погруженный в воду, теряет в весе столько, сколько весит вытесненная  им жидкость. Практическое взвешивание  показало: человек средних габаритов  весит в воде 2-3 кг. На этом основано одно из лечебных свойств плавания. "Гидроневесомость" позволяет  разгрузить позвоночник, межпозвонковые диски расправляются и отдыхают. Возникают исключительно благоприятные  условия для усиления обмена веществ. Человек растет, что называется, на глазах. Измерьте-ка свой рост перед  тем, как нырнуть в бассейн, и  через 45 мин плавания - получите лишний сантиметр, а то и больше. 

 Дети, много и регулярно плавающие, быстрее растут. Плавание рекомендуется  как лечебное средство при различных  искривлениях позвоночника, дефектах осанки. 

 При любых способах плавания почти все  суставы позвоночника действуют  с высокой амплитудой и в самых  различных плоскостях, полностью  используют свои природные возможности. При этом пределы возможностей несколько  расширяются, поскольку суставы  позвоночника уже не несут тяжелой  статической опорной нагрузки. Погруженный  в воду человек почти не тратит усилий на поддержание позы. Пловец работает лежа. 
 

 8

 Правильная  техника плавания позволяет равномерно нагружать мышцы позвоночника, при  различных способах плавания в работе позвоночника есть своя специфика. 

 Во  всех способах плавания необходимо освоить  глубокий и быстрый вдох. Это требует  отличной подвижности грудной клетки. Показатели спирометрии у пловцов  намного превышают показатели людей, не занимающихся плаванием, с тем  же ростом и весом. Это исключительно  важный момент. Установлено, что с  возрастом жизненная емкость  легких человека неуклонно снижается. Почему? 

 Отвечая на этот вопрос, обычно забывают о главной  причине - снижении амплитуды движений реберных суставов и грудного отдела позвоночного столба. 

 У пожилых  людей экскурсия грудной клетки составляет всего 1-2 см или даже полностью  исчезает. Постепенно формируется так  называемый брюшной тип дыхания, при котором вдох происходит исключительно  за счет опускания купола диафрагмы. Плавание позволяет до глубокой старости использовать суставы ребер и  позвоночник по их назначению и сохранить  юношескую экскурсию легких (10-16 см), отличную гибкость позвоночника, предотвращая развитие остеохондроза. 
 

 9

Оздоровительное влияние нетрадиционной гимнастики.

 Аквааэробика. 

 История развития.

 О целебном действии водных процедур было написано еще за 1500 лет до н. э. в индийской  книге Риг веды: “Десять преимуществ  дает омовение - ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи…”  

 У древних  римлян встречаются описания праздников на воде с театрализованными представлениями, где от участников требовалось умение не только хорошо плавать, но и изображать мифические персонажи. Так, в Древнем  Риме на Остийском озере ежегодно в мае проводились массовые игры и развлечения, получившие название “майюмы”. В программу этих игр  включались и выступления на воде. Древнеримский поэт Марциал отмечал, что юноши и девушки плавали  в виде тритонов и нимф, составляя  красивые хороводы на воде.  

 Идея  аквааэробики впервые была описана  в манускриптах Древнего Китая. В  те времена, при обучении восточным  единоборствам, китайские монахи часто  заставляли своих учеников отрабатывать резкость и точность ударов в воде.  
 

 10

 В 20-30-е  годы нашего века было распространено так называемое хороводное плавание, или фигурная маршировка в воде, под сопровождением духового оркестра. Эти выступления не имели спортивной направленности, а служили средством, пропагандирующим плавание.  

 Легкоатлет  высокого класса Глен Макуотерз, получив  ранение в бедро во время вьетнамской  войны, лишился возможности заниматься бегом. Разработанная им система  упражнений со специальным плавучим жилетом позволила ему бегать в воде и вернуть былую спортивную форму. Так появился акваджоггинг - общепризнанный сегодня способ избавиться от лишнего веса, укрепить координацию  движений и сердечно-сосудистую систему. Основное правило - ноги не должны касаться дна.  

 Аква-аэробика сначала активно использовалась только как новый вид подготовки спортсменов практически всех видов  спорта. Около 50% членов сборной команды  США по легкой атлетике применяли  бег и различные упражнения в  воде как одно из эффективных средств  подготовки к Олимпийским играм  и другим соревнованиям. 

 Средства (упражнения) аквааэробики.

 Аквааэробика  ни в коем случае не отменяет традиционного  плавания - она просто делает процесс  купания более эффективным и  разнообразным.  

  1. Упражненье  для бедер и ягодиц.
 

11

Встаньте  лицом к бортику бассейна –  вода должна достигать уровня груди. Держась руками за бортик, левую  ногу сгибаете в колене и поднимаете ее максимально вверх. Затем с  усилием отводите ногу назад, следя  за тем, чтобы пятка смотрела в  потолок. После чего нога снова возвращается вперед. Живот втянут, осанка ровная. Выполняется 15 раз одной ногой  и 15 раз другой в быстром темпе.

 Повернитесь к бортику боком и поднимайте в воде прямую ногу в бок. 15 раз  одной ногой и 15 раз другой.

 Важно: упражнение делается на вытянутых руках  от бортика, спина непременно прямая. Если плечи будут ссутулены, будет  работать другая группа мышц. Чем быстрее  темп этого упражнения, тем эффективней  результат.  

Информация о работе Применения упражнений гимнастики на занятиях плаванием