Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 15:43, контрольная работа
Культура, будучи символической системой особого рода, отличается разнонаправленностью ценностей и смыслов. Особенно ясно это стало после падения христианской цивилизации. Как в фокусе, эта особенность культуры отразилась в проблеме человека.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Исторические образы антропологии и эволюция представлений о природе,
сущности человека…………………………………………………………4
2. Природное и общественное в человеке и их соотношение. Биологизаторские и социологизаторские трактовки человека и их односторонность…………………………………………………………………10
3. Проблема человеческой телесности. Социокультурный характер
человеческого тела……………………………………………………..……20
Заключение………………………………………………………………………25
Список использованной литературы………………………………………...…26
Человек — это не существо среднего рода, это либо мужчина, либо женщина, хотя чаще всего, говоря «человек», мы подразумеваем именно мужчину. Особенности женского и мужского поведения, психики и мышления обусловлены биологически или социально? В современной философии, социологии и культурологии существует понятие «гендер». Если понятие «пол» фиксирует биологические и физиологические различия между мужчиной и женщиной, то «гендер» описывает социальные и культурные различия между полами, не наследуемые, а приобретаемые в обществе.
С вопросом о соотношении биологического и социального тесно связана проблема бессознательного. Долгое время в философии преобладал принцип антропологического рационализма: человек выступал лишь как «человек разумный», что нашло свое наиболее яркое воплощение в знаменитом тезисе Декарта: «Мыслю, следовательно, существую». Многие философы XIX в. начали анализировать роль и значение психических процессов, не осознающихся человеком. Определяющее влияние на разработку данной проблемы оказал 3. Фрейд. Он открыл целое направление в философской антропологии, начав рассматривать бессознательное как важнейший фактор человеческого поведения. В предыдущих разделах учебного пособия уже шла речь о том, как представлял себе Фрейд структуру личности. Разработка проблемы бессознательного внесла существенный вклад в исследование структуры индивидуального и общественного сознания, разграничив область человеческой психики на сферу сознательного и бессознательного.
В обыденном языке, говоря о человеке, мы можем использовать как синонимы такие слова, как личность и индивидуальность. Но соответствующие философские понятия обладают научной строгостью.
Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект труда, социальной формы жизни, общения и сознания. Человек — представитель биологического вида, но вида особенного, для которого средством приспособления к окружающей среде стала культура.
В философии используется и другое понятие для характеристики человека — «индивид». Индивид — это отдельный человек, являющийся носителем определенных социальных свойств. Люди как индивиды формируются в разные эпохи, в разных исторических и культурных обстоятельствах. Используя данное понятие, мы отвлекаемся от всего индивидуального и интересуемся исключительно массовидным. Подход к человеку как к индивиду наиболее полно реализует такая наука, как социология, изучая зависимость его поведения от тех социальных групп и социальных институтов, которые существуют в обществе.
Социальную сущность человека выражает понятие личности. Личность — это субъект деятельности, имеющий определенное сознание, самосознание, мировоззрение, испытывающий на себе влияние общественных отношений и одновременно осмысливающий свои социальные функции, свое место в мире как субъекта исторического процесса, познания действительности, эстетических и этических норм.
Проблема личности в философии — это вопрос о том, в чем сущность человека, каково его место в мире и в истории. Анализ общества невозможен без обращения к личности. Под личностью обычно понимают социальный аспект человеческой многогранности, социальную сущность человека. Ее становление происходит в процессе социализации, когда идет освоение образцов поведения, норм культуры под влиянием тех социальных групп, в которых участвует данный человек. Но поскольку социальные группы являются следствием отношений, существующих в обществе, то личность может рассматриваться как продукт общества. Однако при этом она не только обладает относительной самостоятельностью, но и активна в своем взаимодействии с обществом.
Одной
из тем, всегда привлекавших внимание
философов, была тема роли личности в
истории. В какой степени великая
личность может определить ход исторического
процесса? Философы, утверждавшие, что
все заранее предопределено и люди ничего
не могут изменить, отстаивали позицию
фатализма (от лат. — роковой). Философы,
утверждавшие, что именно сознание и воля
людей, в первую очередь великих личностей,
творят историю, называются волюнтаристами
(от лат. — воля). Оба представления являются
крайностями в трактовке роли личности
в истории. Действительно, значение личности
в истории трудно приуменьшить, однако
ведь ее поведение определяется некими
объективно существующими условиями.
3. Проблема человеческой телесности. Социокультурный характер
человеческого тела
Проблемы, так или иначе связанные с человеческим телом, на протяжении эпох разрабатывались в самых разных научных областях. Анатомия и физиология, антропология и биомеханика накопили огромный материал о теле как биологическом феномене, как природном фундаменте человеческого существования. Значение тела для понимания психики человека, характер его связи с сознанием индивида все более широко исследуется в психофизиологии, психосоматике. Тысячелетия насчитывает «работа» с телом в области медицины и т.д. Значительная естественно-научная база сформировалась в таких «телесно-окрашенных» сферах деятельности, как спорт и физическая культура. Но все это относится преимущественно именно к естественно-научному, а не гуманитарному знанию.
Хотя, как было отмечено, социокультурный анализ человеческой телесности не может быть отнесен к разработанным направлениям гуманитарного знания, нельзя не отметить тех шагов, которые уже были сделаны в постановке и осмыслении данной проблемы.
В отечественной науке одна из парадигм для такого рода исследований была задана блестящим специалистом в сфере истории культуры М.М.Бахтиным. Изучение культуры, - писал он, - необходимо должно включать анализ проблемы тела как ценности, проблемы, которая «строго отграничивается от естественно-научной точки зрения: от биологической проблемы организма, психофизиологической проблемы отношения психологического и телесного и от соответствующих натурфилософских проблем»6. К сожалению, это исследовательское направление в культурологии не получило значительного развития, а специальных исследований по проблеме "тело как ценность" в отечественном социокультурном знании и вовсе пока не существует.
В то же время эта проблема в той или иной степени затрагивалась в ряде интересных исследований более широкого культурологического профиля: в работах самого М.М.Бахтина по истории культуры, в исследованиях по истории философской и прежде всего эстетической мысли А.Ф.Лосева, в историко-культурных работах ряда других ученых.
Значительный интерес представляют такие исследования И.С.Кона, в которых проблема телесности затрагивается в связи с анализом формирования самосознания личности (прежде всего, в проведенном автором историко-культурном анализе этого процесса), а также в контексте социокультурного рассмотрения вопросов сексологии.
Определенный
материал представлен в логико-
Проблема тела человека затронута также в ряде исследований, связанных с вопросами физической культуры, физического совершенствования, а также в работах, посвященных гармоничному и всестороннему развитию личности, где идея физического совершенствования телесной культуры присутствует как некоторая констатация без серьезного углубления в ее суть.
Несмотря на приведенный здесь список имен и направлений, можно с полным основанием утверждать, что в отечественной культурологической литературе практически отсутствует сколько-нибудь серьезный специальный анализ вопросов, касающихся тела как социокультурного феномена.
Социальный анализ человеческой телесности в западном гуманитарном знании складывался и развивался в двух основных парадигмах: а) с акцентом на природную, естественную сущность данного феномена, который, будучи помещен в социальную среду, «приспосабливается» к ней, «вписывается» в это окружение, сохраняя свою естественную натуру; б) с акцентом на социокультурную сущность телесности, "природность" которой не просто рядоположена с социальными атрибутами, а интегрирована ими, реально сопряжена посредством взаимодействия физического и социального уровней бытия. Каждый из этих подходов имеет свою родословную и свое современное продолжение.
Первое
из названных направлений
Однако очевидным фактом является то, что длительное время действительно социологический подход по преимуществу игнорировался исследователями, которые более тяготели к природно-детерминистской концепции. Тем не менее, уже начиная с конца 60-х - начала 70-х годов, влияние социологически - (и более широко, социально-) ориентированных методологий становится все более очевидным, растет число публикаций, выдержанных в русле этой традиции.
В
качестве основных задач теоретико-
Изучение телесности человека как социокультурного феномена предполагает соответствующую этому подходу методологическую основу, исследовательские принципы.
История культуры - это прежде всего история обнаружения человека, развития и трансформации человеческой личности, в том числе и в процессе осознания, трактовки, выработки отношения к телесности как одной из форм собственного бытия. Поэтому очевиден постулат о невозможности познания телесности как социокультурного явления, как объекта аксиологического анализа без соотнесения с историей общества, с траекториями его социального самосознания.
Существование
социальной и культурной дифференциации
в рамках каждого конкретного
социума определяет необходимость
выявления особенностей отдельных «соматических
субкультур»: половых, возрастных, этнических,
профессиональных, конфессиональных и
т.д. Такой подход позволит выявить структурные
особенности соматических представлений,
ценностных ориентаций в этой сфере, характерных
для того или иного типа общества. Что
же касается динамики и характера изменений
в сознании и поведении людей по отношению
к телесности, то они производны от смены
культурных матриц от эпохи к эпохе и эволюционных
изменений этих матриц внутри отдельных
эпох. Это относится не только к нормативной
культуре телесности, но и к ценностям,
установкам, поведению отдельных индивидов,
которое может быть понято лишь в связи
с их конкретной социальной, субкультурной
принадлежностью, особенностями статуса
и ролевых характеристик.
Информация о работе Проблема человеческой телесности. Социокультурный характер человеческого тела