Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 11:34, контрольная работа
Цель - генеральный императив действий, описывающий будущее состояние или процесс как объект, желаемый для достижения. Как правило, цель ставится не одна, а в группе с многими другими (система целей). Соответственно возникает проблема их взаимодействия на одном уровне (горизонтальные связи) и по иерархии (вертикальные).
1. Введение………...…………………………………………………………..….2
2. Идентификация и социализация в сфере физической культуры и спорта...4
3. Основания дифференциации (образования групп, слоев) в сфере физической культуры и спорта…………………………………………………12
4. Спорт и социальное управление……………………………………..……....13
5. Проблемы взаимоотношений в спортивных коллективах и их решения....17
6. Заключение…………………………………………………………….........…26
7. Список использованной литературы………………………………...…...….27
Формальная структура
отношений в команде создается
и процессе учебно-тренировочной
и соревновательной деятельности благодаря
приказам, распоряжениям, указаниям
вышестоящих организаций и
Одной из главных особенностей формальной организации (впрочем; как и неформальной) является то, что она способствует объединению индивидов в группу, создает основу для личного контакта. В то же время она регулирует частоту этих контактов, плотность и качественную их сущность. В этом проявляется сдерживающая функция формальной организации по отношению к развитию неформальной организации. Подобные "карантинные" меры не всегда удаются, так как порой неформальная структура связей почти полностью совпадает с формальной, или даже перекрывает ее, становится ведущей. В таких случаях наблюдается "размывание" формальной структуры, характеризующееся нарушением субординации в системе "тренер — спортсмен", дисциплины, снижением критической оценки поведения, личной ответственности за свои действия. Группа перестает отвечать тем задачам, ради решения которых она была создана, превращаясь в средство достижения целей узкого круга лиц, корпорации.
Если же члены группы строят все свои связи и отношения только на основе инструкций и предписаний, с учетом ролевых действий и формальных статусов, то взаимоотношения в скором времени станут напряженными. Отсутствие эмоциональных связей приводит к незнанию и непониманию многих личностных и профессиональных качеств друг друга, ухудшению отношений, и, в конечном счете, к конфликту. Два типа структур — формальная и неформальная — всегда сосуществуют, образуя сложное соотношение между собой.
Формальные отношения в системах "спортсмен — спортсмен" и "спортсмен—тренер" заранее "запрограммированы" и обусловлены требованиями деятельности, подчинены ее задачам, и "сценарий", по которому они должны развиваться, для каждого вида спорта в общем-то известен. Значительно труднее предугадать, как в этих системах будут складываться отношения в неформальной сфере, так как развитие их происходит спонтанно, на основе нерегулируемых симпатий и антипатий, предпочтений, совместных интересов, и увлечений. Для некоторых тренеров, особенно начинающих, неформальные отношения нередко представляют значительные трудности, обусловленные самим характером деятельности тренера, в которой он занимает двойственную позицию: с одной стороны, он руководитель, лицо, определяющее и планирующее стратегию действий коллектива; с другой — он равноправный член данного коллектива. Тренер, должен обладать многими нравственными и педагогическими качествами, чтобы сохранить субординацию, своевременно пресечь по отношению к себе проявление панибратства и фамильярности. Строгость и сохранение дистанции в отношениях не должны способствовать изоляции тренера от группы, создавать образ человека недоступного, без чувств и эмоций, "застегнутого на все пуговицы". Доброжелательность и участие в судьбе спортсмена, умение понять своего ученика и оказать ему помощь словом или делом, справедливость и последовательность в требованиях — вот тот далеко не полный перечень личностных качеств тренера, которые формируют у спортсменов чувство уважения к нему.
Установление правильных взаимоотношений в системе "тренер — спортсмен" — дело исключительно сложное и тонкое, граничащее с искусством, где многое зависит от личных качеств, как самого тренера, так и его учеников. Кроме этого, взаимоотношения подвержены влиянию объективных факторов (возраст, пол, уровень спортивного мастерства) и субъективных (уровень культурного и интеллектуального развития тренера и спортсменов, стиль руководства, психологическая совместимость и идентичность системы ценностей и мировоззрения и т.д.).
Поверхностное наблюдение за спортивной группой нередко наводит на мысль о том, что все ее члены равны между собой. Действительно, для таких рассуждений есть основания: члены группы или команды зачастую бывают приблизительно одного и того же возраста, уровня профессионального мастерства, имеют одинаковый стаж занятий спортом, занимаются у одного и того же тренера, несут одинаковую ответственность за выполнение поставленной задачи и т. д.
И все-таки, несмотря на это, равенства в положении, которое занимает каждый из членов группы в ее иерархической структуре, нет. Этого равенства и не может быть, так как все члены группы выполняют хотя и однородную деятельность, но по-разному, в зависимости от отношения к ней, способностей, личностных качеств, ситуации и т. д. В результате деятельности происходят самооценка и взаимооценка поступков и успешности действий, позволяющие каждому сравнить себя с другими членами, отвести каждому, в том числе и себе, место в группе, мысленно построить свою иерархическую структуру команды, определить статус каждого ее члена.
Ряд исследований, проведенных в спортивных командах, позволили установить, что в них есть лица, пользующиеся значительно большими симпатиями, уважением и авторитетом у своих товарищей, нежели кто-либо другой. Это лидеры команды.
Специфика межличностных конфликтов в спортивном коллективе
Уменьшение количества конфликтных
ситуаций — серьезная практическая
проблема, стоящая как перед
Конфликт — это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая следующее:
-- противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу
-- противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах
-- несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов
Конфликтная ситуация, таким образом, содержит субъект возможного конфликта и его объект. Однако, чтобы конфликт развивался, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает ущемлять интересы другой. Готовность к разрешению конфликта — один из ключевых факторов, определяющих его исход. Фактически в некоторых случаях уже одного этого достаточно. Вместе с тем эта готовность достигается непросто, и вызывать ее у других также нелегко.
Важным качеством при общении является способность человека встать на позицию партнера. При ролевом общении (тренер - спортсмен) принятие позиции и роли другого означает одновременно более точное его понимание, что облегчает общение. Культура педагогического общения предполагает необходимость знания особенностей характера, ценностных ориентаций и потребностей людей. Эти знания крайне нужны тренеру и руководителю для принятия решений, осуществления контроля и т.д. Здесь недостаточно одной общей культуры и профессионализма в области физической культуры и спорта, возникает потребность в специальных психологических и социально-педагогических знаниях. Польский ученый Мелибруда писал, что большинство трудностей, проблем и конфликтов между воспитателем и учеником не могут быть разрешены с помощью уголовного кодекса или дисциплинарных взысканий. Они могут быть разрешены преподавателем лишь в процессе повседневного общения с детьми. Но для решения проблем, возникающих в ходе общения, нужны знания о том, как правильно общаться. Практика показывает, что конфликты в спортивной школе обычно вызываются следующими причинами:
-- недостатками, связанными
с организацией труда,
-- недоработками в сфере
спортивной деятельности, подбора
и расстановки кадров в
-- трудностями и напряженностью,
связанными с межличностными
отношениями внутри
При проведении беседы по разбору конфликта в спортивной школе необходимо:
-- проанализировать и
довести до сознания каждого
из участников конфликта
-- выявить его возможные
последствия для выполнения
-- обосновать выводы, вытекающие
из условий возникновения
-- нейтрализовать
-- объективно оценить
поведение виновников
При подготовке к беседе исходите из того, что участники конфликта зачастую односторонне выражают свои оценки (иногда слишком эмоционально и неэффективно).
Перед беседой необходимо уяснить для себя следующие вопросы:
-- в чем заключается
существо конфликта, как он
проявляется в спортивной
-- кто участвует в конфликте,
как следует оценить его
-- как влияет конфликт
на выполнение коллективом
Чтобы беседа по разбору конфликта протекала в деловой атмосфере, привожу примерный план ее построения:
-- дайте вашу оценку
сложившейся ситуации, но только
после выяснения истинного
-- объясните участникам конфликта внутреннюю логику развития конфликтных ситуаций
-- особо подчеркните, какие
последствия может иметь
-- предоставьте всем участникам
конфликта возможность
-- соответственно оцените усилия партнеров и примите их за основу для дальнейшей разработки проблемы
-- по возможности исключите
различные подтасовки, недооценки,
отклонения от темы, голословные
утверждения с помощью
-- подчеркнуто объективно и по-деловому аргументируйте все ваши решения
Если партнеры высказывают спорные суждения, уточните, в чем они видят конкретные возможности для решения конфликта, пусть они почувствуют свою ответственность за ситуацию в коллективе.
При принятии решений учитывайте
соответствующие предложения
Чем убедительнее вы обоснуете свою позицию по отношению к виновникам конфликта (после доходчивого изложения причин и следствий, условий и следствий, цели и образа действия при разрешении конфликтной ситуации), тем в большей степени это будет способствовать стабилизации отношений в коллективе и межколлективного профессионального общения.
Доказывайте несовместимость с целями коллектива неоправданных требований, нереальных ожиданий, узковедомственных эгоистических интересов, аморальных мотивов социального поведения.
Приступая к разрешению конфликта, надо помнить об одном очень важном правиле: нельзя решать конфликты на одной и той же почве!
Заключение
Таким образом, на сегодняшний
день весьма актуальным элементом социального
управления спорта в аспекте высшего
образования является формирование
потребностей и мотивов студентов
в спортивной деятельности. Главными
критериями при разработке форм проведения
занятий и видов физической культуры
становятся объективные требования
современного общества к специалисту
и субъективные предпочтения, личное
желание студентов в разных формах
физкультурной деятельности. Как
и образование в целом, физкультурное
образование является неотъемлемой
категорией социальной жизни личности
и общества в целом. Спорт как
социальный институт делает более эффективной
учебу в вузе, а это главная
составляющая при подготовке будущего
специалиста к его
Список использованной литературы
1. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. Проблемы и перспективы массовой спортивной индивидуализации. М., 1991. – С. 123.
2. Лубышева Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Теория и практика физической культуры. Научно-теоретический журнал. – 2001. – № 4. – С. 4-8.
3. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. М., 1992. – С. 177.
4. Паначев В.Д. Социально-управленческие аспекты взаимодействия спорта и личности. Пермь, 2004. – С. 103.
5. Паначев В.Д. Социально-управленческие проблемы взаимодействия спорта и личности. Пермь, 2004. – С. 181.
6. Паначев В.Д. Спорт и личность: проблемы социального управления // Социс. – 2005. – № 11.– С.82–86.
7. Спорт, духовные ценности, культура / Рос. гос. акад. физ. культуры, Гуманит. Центр «СпАрт». Вып. 1–8.
8. Столяров В. И. Социология физической культуры и спорта: Учебник. М., 2005.
Информация о работе Проблемы организационной среды спортивного мира. Конфликты и решения