Проблемы организационной среды спортивного мира. Конфликты и решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 11:34, контрольная работа

Описание работы

Цель - генеральный императив действий, описывающий будущее состояние или процесс как объект, желаемый для достижения. Как правило, цель ставится не одна, а в группе с многими другими (система целей). Соответственно возникает проблема их взаимодействия на одном уровне (горизонтальные связи) и по иерархии (вертикальные).

Содержание работы

1. Введение………...…………………………………………………………..….2
2. Идентификация и социализация в сфере физической культуры и спорта...4
3. Основания дифференциации (образования групп, слоев) в сфере физической культуры и спорта…………………………………………………12
4. Спорт и социальное управление……………………………………..……....13
5. Проблемы взаимоотношений в спортивных коллективах и их решения....17
6. Заключение…………………………………………………………….........…26
7. Список использованной литературы………………………………...…...….27

Файлы: 1 файл

Проблемы организационной среды спортивного мира.docx

— 136.17 Кб (Скачать файл)

Формальная структура  отношений в команде создается  и процессе учебно-тренировочной  и соревновательной деятельности благодаря  приказам, распоряжениям, указаниям  вышестоящих организаций и требованиям  тренера, регламентирующим процесс  взаимодействия и взаимоотношении  членов команды в этой деятельности. Предполагается, что строгое соблюдение правил и инструкций членами команды  гарантирует им удовлетворение их личных потребностей, потребностей тренера  и вышестоящих организаций. Однако чтобы успешно функционировать, формальная организация, каковой является команда, должна предусматривать определенные "допуски" в своей структуре, "степень свободы" для развития связей, основанных на симпатии, взаимном предпочтении, общих интересах и  потребностях. Эти нерегламентированные, спонтанно возникающие взаимоотношения, нормы поведения и действия получили в психологии название неформальных отношений.

Одной из главных особенностей формальной организации (впрочем; как  и неформальной) является то, что  она способствует объединению индивидов  в группу, создает основу для личного  контакта. В то же время она регулирует частоту этих контактов, плотность  и качественную их сущность. В этом проявляется сдерживающая функция  формальной организации по отношению  к развитию неформальной организации. Подобные "карантинные" меры не всегда удаются, так как порой неформальная структура связей почти полностью совпадает с формальной, или даже перекрывает ее, становится ведущей. В таких случаях наблюдается "размывание" формальной структуры, характеризующееся нарушением субординации в системе "тренер — спортсмен", дисциплины, снижением критической оценки поведения, личной ответственности за свои действия. Группа перестает отвечать тем задачам, ради решения которых она была создана, превращаясь в средство достижения целей узкого круга лиц, корпорации.

Если же члены группы строят все свои связи и отношения  только на основе инструкций и предписаний, с учетом ролевых действий и формальных статусов, то взаимоотношения в скором времени станут напряженными. Отсутствие эмоциональных связей приводит к  незнанию и непониманию многих личностных и профессиональных качеств друг друга, ухудшению отношений, и, в конечном счете, к конфликту. Два типа структур — формальная и неформальная — всегда сосуществуют, образуя сложное соотношение между собой.

Формальные отношения  в системах "спортсмен — спортсмен" и "спортсмен—тренер" заранее "запрограммированы" и обусловлены требованиями деятельности, подчинены ее задачам, и "сценарий", по которому они должны развиваться, для каждого вида спорта в общем-то известен. Значительно труднее предугадать, как в этих системах будут складываться отношения в неформальной сфере, так как развитие их происходит спонтанно, на основе нерегулируемых симпатий и антипатий, предпочтений, совместных интересов, и увлечений. Для некоторых тренеров, особенно начинающих, неформальные отношения нередко представляют значительные трудности, обусловленные самим характером деятельности тренера, в которой он занимает двойственную позицию: с одной стороны, он руководитель, лицо, определяющее и планирующее стратегию действий коллектива; с другой — он равноправный член данного коллектива. Тренер, должен обладать многими нравственными и педагогическими качествами, чтобы сохранить субординацию, своевременно пресечь по отношению к себе проявление панибратства и фамильярности. Строгость и сохранение дистанции в отношениях не должны способствовать изоляции тренера от группы, создавать образ человека недоступного, без чувств и эмоций, "застегнутого на все пуговицы". Доброжелательность и участие в судьбе спортсмена, умение понять своего ученика и оказать ему помощь словом или делом, справедливость и последовательность в требованиях — вот тот далеко не полный перечень личностных качеств тренера, которые формируют у спортсменов чувство уважения к нему.

Установление правильных взаимоотношений в системе "тренер — спортсмен" — дело исключительно  сложное и тонкое, граничащее с  искусством, где многое зависит от личных качеств, как самого тренера, так и его учеников. Кроме этого, взаимоотношения подвержены влиянию объективных факторов (возраст, пол, уровень спортивного мастерства) и субъективных (уровень культурного и интеллектуального развития тренера и спортсменов, стиль руководства, психологическая совместимость и идентичность системы ценностей и мировоззрения и т.д.).

Поверхностное наблюдение за спортивной группой нередко наводит  на мысль о том, что все ее члены  равны между собой. Действительно, для таких рассуждений есть основания: члены группы или команды зачастую бывают приблизительно одного и того же возраста, уровня профессионального  мастерства, имеют одинаковый стаж занятий спортом, занимаются у одного и того же тренера, несут одинаковую ответственность за выполнение поставленной задачи и т. д.

И все-таки, несмотря на это, равенства в положении, которое  занимает каждый из членов группы в  ее иерархической структуре, нет. Этого равенства и не может быть, так как все члены группы выполняют хотя и однородную деятельность, но по-разному, в зависимости от отношения к ней, способностей, личностных качеств, ситуации и т. д. В результате деятельности происходят самооценка и взаимооценка поступков и успешности действий, позволяющие каждому сравнить себя с другими членами, отвести каждому, в том числе и себе, место в группе, мысленно построить свою иерархическую структуру команды, определить статус каждого ее члена.

Ряд исследований, проведенных  в спортивных командах, позволили  установить, что в них есть лица, пользующиеся значительно большими симпатиями, уважением и авторитетом у своих товарищей, нежели кто-либо другой. Это лидеры команды.

Специфика межличностных  конфликтов в спортивном коллективе

Уменьшение количества конфликтных  ситуаций — серьезная практическая проблема, стоящая как перед руководителями детских спортивных учреждений, так  и перед тренерами полу-, профессиональных спортивных команд.

Конфликт — это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

В основе любого конфликта  лежит ситуация, включающая следующее:

-- противоречивые позиции  сторон по какому-либо поводу

-- противоположные цели  или средства их достижения  в данных обстоятельствах

-- несовпадение интересов,  желаний, влечений оппонентов

Конфликтная ситуация, таким  образом, содержит субъект возможного конфликта и его объект. Однако, чтобы конфликт развивался, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает ущемлять интересы другой. Готовность к разрешению конфликта — один из ключевых факторов, определяющих его исход. Фактически в некоторых случаях уже одного этого достаточно. Вместе с тем эта готовность достигается непросто, и вызывать ее у других также нелегко.

Важным качеством при  общении является способность человека встать на позицию партнера. При ролевом общении (тренер - спортсмен) принятие позиции и роли другого означает одновременно более точное его понимание, что облегчает общение. Культура педагогического общения предполагает необходимость знания особенностей характера, ценностных ориентаций и потребностей людей. Эти знания крайне нужны тренеру и руководителю для принятия решений, осуществления контроля и т.д. Здесь недостаточно одной общей культуры и профессионализма в области физической культуры и спорта, возникает потребность в специальных психологических и социально-педагогических знаниях. Польский ученый Мелибруда писал, что большинство трудностей, проблем и конфликтов между воспитателем и учеником не могут быть разрешены с помощью уголовного кодекса или дисциплинарных взысканий. Они могут быть разрешены преподавателем лишь в процессе повседневного общения с детьми. Но для решения проблем, возникающих в ходе общения, нужны знания о том, как правильно общаться. Практика показывает, что конфликты в спортивной школе обычно вызываются следующими причинами:

-- недостатками, связанными  с организацией труда, неполным  и неправильным использованием  моральных и материальных стимулов  и т.д.

-- недоработками в сфере  спортивной деятельности, подбора  и расстановки кадров в соответствии  с квалификацией и психологическими  особенностями; неправильным стилем  руководства, проявлением администрирования  и др.

-- трудностями и напряженностью, связанными с межличностными  отношениями внутри спортивного  коллектива

При проведении беседы по разбору  конфликта в спортивной школе  необходимо:

-- проанализировать и  довести до сознания каждого  из участников конфликта причины  его возникновения

-- выявить его возможные  последствия для выполнения коллективом  поставленных задач и качества  межличностных отношений

-- обосновать выводы, вытекающие  из условий возникновения конфликта,  и его возможные последствия  и предъявить их в качестве  контролируемых требований к  поведению всех участвующих в  нем

-- нейтрализовать антагонистический  эмоциональный настрой противников,  подчеркнув совместные цели спортивного  коллектива, и принять решение  о дальнейшей деятельности

-- объективно оценить  поведение виновников конфликта  и реакцию окружающих

При подготовке к беседе исходите из того, что участники  конфликта зачастую односторонне выражают свои оценки (иногда слишком эмоционально и неэффективно).

Перед беседой необходимо уяснить для себя следующие вопросы:

-- в чем заключается  существо конфликта, как он  проявляется в спортивной деятельности?

-- кто участвует в конфликте,  как следует оценить его участие?

-- как влияет конфликт  на выполнение коллективом спортивно-воспитательных  задач, как можно избежать других  негативных явлений?

Чтобы беседа по разбору  конфликта протекала в деловой  атмосфере, привожу примерный план ее построения:

-- дайте вашу оценку  сложившейся ситуации, но только  после выяснения истинного положения  вещей с помощью конструктивных  вопросов

-- объясните участникам  конфликта внутреннюю логику  развития конфликтных ситуаций

-- особо подчеркните, какие  последствия может иметь конфликт  для выполнения спортивным коллективом  поставленных перед ним задач

-- предоставьте всем участникам  конфликта возможность изложить  свою точку зрения о путях  разрешения конфликтной ситуации

-- соответственно оцените  усилия партнеров и примите  их за основу для дальнейшей  разработки проблемы

-- по возможности исключите  различные подтасовки, недооценки, отклонения от темы, голословные  утверждения с помощью контраргументов  или отметьте, насколько это мешает  решению проблемы

-- подчеркнуто объективно  и по-деловому аргументируйте  все ваши решения

Если партнеры высказывают  спорные суждения, уточните, в чем  они видят конкретные возможности  для решения конфликта, пусть  они почувствуют свою ответственность  за ситуацию в коллективе.

При принятии решений учитывайте соответствующие предложения участников, конструктивно и критически разбирайте изложенные позиции, четко и недвусмысленно обрисуйте пути и условия разрешения конфликта, а также требования, предъявляемые  к поведению членов коллектива, и, прежде всего, к виновникам конфликта.

Чем убедительнее вы обоснуете  свою позицию по отношению к виновникам конфликта (после доходчивого изложения  причин и следствий, условий и  следствий, цели и образа действия при разрешении конфликтной ситуации), тем в большей степени это будет способствовать стабилизации отношений в коллективе и межколлективного профессионального общения.

Доказывайте несовместимость  с целями коллектива неоправданных  требований, нереальных ожиданий, узковедомственных  эгоистических интересов, аморальных мотивов социального поведения.

Приступая к разрешению конфликта, надо помнить об одном очень важном правиле: нельзя решать конфликты на одной и той же почве!

 

 

Заключение

Таким образом, на сегодняшний  день весьма актуальным элементом социального  управления спорта в аспекте высшего  образования является формирование потребностей и мотивов студентов  в спортивной деятельности. Главными критериями при разработке форм проведения занятий и видов физической культуры становятся объективные требования современного общества к специалисту  и субъективные предпочтения, личное желание студентов в разных формах физкультурной деятельности. Как  и образование в целом, физкультурное  образование является неотъемлемой категорией социальной жизни личности и общества в целом. Спорт как  социальный институт делает более эффективной  учебу в вузе, а это главная  составляющая при подготовке будущего специалиста к его профессиональной деятельности.

 

 

Список использованной литературы

1. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. Проблемы и перспективы массовой спортивной индивидуализации. М., 1991. – С. 123.

2. Лубышева Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Теория и практика физической культуры. Научно-теоретический журнал. – 2001. – № 4. – С. 4-8.

3.  Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. М., 1992. – С. 177.

4.    Паначев В.Д. Социально-управленческие аспекты взаимодействия спорта и личности. Пермь, 2004. – С. 103.

5. Паначев В.Д. Социально-управленческие проблемы взаимодействия спорта и личности. Пермь, 2004. – С. 181.

6. Паначев В.Д. Спорт и личность: проблемы социального управления // Социс. – 2005. – № 11.– С.82–86.

7. Спорт, духовные ценности, культура / Рос. гос. акад. физ. культуры, Гуманит. Центр «СпАрт». Вып. 1–8.

8. Столяров В. И. Социология физической культуры и спорта: Учебник. М., 2005.

 


Информация о работе Проблемы организационной среды спортивного мира. Конфликты и решения