Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 19:52, курсовая работа
Предмет исследования - профессионально важные качества личности тренера.
Цель исследования - изучить профессионально важные качества личности тренера и выявить путь пути их формирования.
Гипотеза исследования - возможно, что у тренеров имеющих высокую квалификацию оценка своих профессионально важных качеств более реалистична.
Введение.........................................................................................................................................3
Глава 1. Изучение профессионально важных качеств личности тренера................................5
1.1 Понятие о личности............................................................................................................5
1.2 Профессионально важные качества тренера....................................................................8
1.3 Психологические особенности взаимоотношений учеников и тренеров...................13
1.4 Стили руководства...........................................................................................................15
1.5 Выводы по первой главе..................................................................................................18
Глава 2. Экспериментальное исследование: определение профессионально важных качеств личности тренера................................................................................................................19
2.1 Методы исследования......................................................................................................19
2.1.1 Анкетный опрос.......................................................................................................19
Глава 3. Анализ психодиагностических данных......................................................................21
3.1 Пути формирования профессионально важных качеств личности тренера...............24
Заключение...................................................................................................................................27
Список используемой литературы.......................
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Курсовая работа
по дисциплине «Теория и методика физической культуры и спорта»
на тему:
«Профессионально важные качества тренера»
Выполнила:
Студентка 3 курса
специальности «Физическая
Туймешова Е.С.
Проверил:
Преподаватель дисциплины «Теория и методика физической культуры и спорта»
Пиянзин А.Н.
Тольятти 2012
Содержание
Введение......................
Глава 1. Изучение профессионально
важных качеств личности тренера.......................
1.1 Понятие о личности......................
1.2 Профессионально
важные качества тренера.......................
1.3 Психологические особенности взаимоотношений учеников и тренеров...................13
1.4 Стили руководства...................
1.5 Выводы по первой
главе.........................
Глава 2. Экспериментальное исследование:
определение профессионально важных качеств
личности тренера.......................
2.1 Методы исследования..................
2.1.1 Анкетный
опрос.........................
Глава 3. Анализ психодиагностических
данных........................
3.1 Пути формирования профессионально важных качеств личности тренера...............24
Заключение....................
Список используемой литературы....................
Приложение 1.............................
Введение
Тренер —
это глубоко творческая личность.
Исследователи проблем творчест
Многие авторы относят к особенностям творческой личности такие качества, как готовность к риску, готовность бороться с сомнениями, независимая интровертивная позиция, побуждающая стоять на своем.
Высокотворческие личности часто проявляют заметный интерес к сложным и новым проблемам. Их привлекают те ситуации, которые требуют оригинального решения.
Анализ деятельности
тренеров показывает, что для тренера-творца
характерны прежде всего: идейность
в видении учебно-
Следует выделить особенности личности тренера-творца: он способен гибко реагировать на запросы практики, жизни, не придерживаться догм, какими бы авторитетными они ни были, видеть неполноту своих знаний, стремиться к самоусовершенствованию. Тренер — это творец, исследователь: из лучших образцов передового опыта он извлекает идею и трансформирует ее, приближая к конкретным условиям. Его отличает умение самостоятельно перерабатывать учебный материал, умение управлять деятельностью воспитанников, особенно познавательной и общественной, развивать их творческое мышление. Он в постоянном поиске новых путей, способов и приемов изложения и показа учебного материала. Ему присуще стремление использовать все закономерности познавательного процесса обучаемых для глубокого усвоения и осмысления ими системы знаний и выработки прочных навыков и умений. У него сильно развито умение видеть перспективы развития и находить верные пути для решения возникающих проблем. Он добивается того, чтобы в ходе учебного процесса были с наибольшей эффективностью учтены и реализованы все важнейшие принципы педагогики и психологии, и, наконец, ему свойствен постоянный творческий рост, он инициативен в самосовершенствовании.
Актуальность темы исследования - мастерство тренера во многом определяется имеющимися у него качествами, которые придают своеобразие его общению с учащимися, определяют быстроту и степень овладения им различными умениями. Все сказанное приобретает особую остроту в спорте высших достижений. В этой сфере деятельности наиболее важно знать, как сформировать позитивные межличностные отношения в команде, как избежать конфликта или выйти из него, как создать такой социально-психологический климат, который способствовал бы успешному формированию мотивации спортсмена, его готовности переносить предельные нагрузки и стремлению к достижению высоких результатов. Профессионально важные качества личности тренера и пути формирования этих качеств представляются нам особенно интересными.
Объект исследования – группа тренеров по одному виду спорта, состоящая из 5 человек, различного возраста, имеющая разную квалификацию и группа детей, занимающаяся под их руководством.
Предмет исследования - профессионально важные качества личности тренера.
Цель исследования - изучить профессионально важные качества личности тренера и выявить путь пути их формирования.
Гипотеза исследования - возможно, что у тренеров имеющих высокую квалификацию оценка своих профессионально важных качеств более реалистична.
Задачи исследования:
1. Изучить профессионально важные качества личности тренера
2. Провести экспериментальное исследование профессионально важных качеств личности тренера
3. Выделить пути формирования профессионально важных качеств личности тренера
Методы исследования
1. Теоретико-библиографический анализ
2. Анкетный опрос «Контроль и самооценка уровня профессионального мастерства учителя физической культуры»
Глава 1. Изучение профессионально важных качеств личности тренера
1.1 Понятие о личности
Существующие понятия «личность» и «человек» представляют собой определенное единство, они неотделимы друг от друга, но по своему содержанию эти понятия не тождественны. Для уяснения сущности понятия «личность» необходимо знать следующее:
а) человек — это живое существо, обладающее сознанием и речью, отражающее и преобразующее окружающую действительность, способное изобретать орудия и применять их в своей практической деятельности, ведущее общественный образ жизни, добывающее средства к жизни с помощью труда;
б) индивид — каждый отдельный человек;
в) индивидуальность — неповторимые, только данному человеку принадлежащие черты и особенности; то, чем один человек отличается от других;
г) коллектив — та или иная совокупность людей, объединенных общностью целей и вида деятельности, совместно добивающихся решения стоящих перед данным коллективом задач;
д) личность — конкретный человек во всем многообразии его социальных и психологических особенностей, субъект общественной деятельности и общественных отношений.
Исследуя проблему личности, отечественная психология имеет в виду психологические особенности и свойства человека, развивающиеся и проявляющиеся у него как члена общества. Личность немыслима вне общества так же, как и человеческое общество не может существовать без составляющих его личностей. Человек всегда является членом того или другого общественного коллектива: семьи, школы, предприятия и др. Активная деятельность, взаимоотношения в коллективе в значительной степени определяют и формируют индивидуальные черты личности.
Поскольку личность социально обусловлена, это понятие относится только к человеку и не применимо по отношению к животным, жизнедеятельность которых определяется исключительно биологическими закономерностями.
Отличительными особенностями личности являются:
1. Самосознание. Человек как личность сознает себя, прежде всего, как живое, наделенное соответствующей телесной организацией существо, отождествляет себя со своим физическим «Я». Вместе с тем в сознании «Я» человек отражает в той или иной степени и свойственные ему психологические особенности и черты. Одновременно он противопоставляет свое «Я» другим людям, выделяет себя как личность из окружающей людской среды.
2. Сознание непрерывности
и тождественности своего «Я».
В процессе своей жизни
3. Индивидуальность
— это устойчивое своеобразие
психических процессов,
4. Саморегулирование
— способность сознательно
5. Активность. Личность
всегда деятельна, без этого
она не может существовать
в окружающей ее социальной
и природной среде. Только в
процессе социально
6. Релятивность (от лат. реляцио — отношение). Человек, являясь активным членом общества, всегда находится в определенных отношениях (семейных, бытовых, производственно-трудовых, социально-классовых, идейных и пр.) с окружающими его людьми и обществом в целом. Вне этих объективных отношений он не может существовать как конкретный член общества, неизбежно вступая в связи с этим в различные межлюдские формы поведения. Эти общественные отношения и определяют собой истинную сущность человека, которую нельзя понять, если рассматривать его как всего лишь отдельное существо, изолированно (абстрактно) от общества, членом которого он всегда и неизбежно является. Объективно существующие в обществе отношения, являющиеся необходимым условием жизнедеятельности самого общества, субъективно отражаются в сознании человека в виде тех или других понятий, эмоциональных переживаний, волевых стремлений, социальных чувств и убеждений и др., представляющих в своей совокупности важные черты личности, практически проявляющиеся в поведении и деятельности человека.
7. Структурное единство. Личность представляет собой сложное явление. Она многообразна в своих психологических особенностях, свойствах и отношениях. Однако свойства личности (темперамент и характер, интересы и способности и пр.) не являются разобщенными и независимыми друг от друга. Все они представляют собой свойства или психологические стороны личности как реального единства. Этим обусловлены их взаимосвязь и взаимозависимость. Личность всегда едина при всём многообразии своих свойств. Последние не являются каком-то механической суммой отдельных качеств: они закономерно связаны друг с другом, будучи свойствами единой личности, и в своей совокупности представляют ее психологическую структуру.
Значительный вклад в изучение психологической структуры личности внесен отечественными учеными. Так, А.Г. Ковалев различает в этой структуре:
К.К. Платонов предложил рассматривать психологическую структуру личности как динамическую функциональную систему, в которой основное значение имеют: