Профессионально важные качества тренера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования - профессионально важные качества личности тренера.
Цель исследования - изучить профессионально важные качества личности тренера и выявить путь пути их формирования.
Гипотеза исследования - возможно, что у тренеров имеющих высокую квалификацию оценка своих профессионально важных качеств более реалистична.

Содержание работы

Введение.........................................................................................................................................3
Глава 1. Изучение профессионально важных качеств личности тренера................................5
1.1 Понятие о личности............................................................................................................5
1.2 Профессионально важные качества тренера....................................................................8
1.3 Психологические особенности взаимоотношений учеников и тренеров...................13
1.4 Стили руководства...........................................................................................................15
1.5 Выводы по первой главе..................................................................................................18
Глава 2. Экспериментальное исследование: определение профессионально важных качеств личности тренера................................................................................................................19
2.1 Методы исследования......................................................................................................19
2.1.1 Анкетный опрос.......................................................................................................19
Глава 3. Анализ психодиагностических данных......................................................................21
3.1 Пути формирования профессионально важных качеств личности тренера...............24
Заключение...................................................................................................................................27
Список используемой литературы.......................

Файлы: 1 файл

личность тренера.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Теория и методика физической культуры и спорта»

на тему:

«Профессионально важные качества тренера»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 3 курса  специальности «Физическая культура»

Туймешова Е.С.

 

 

Проверил:

Преподаватель дисциплины «Теория  и методика физической культуры и  спорта»

Пиянзин А.Н.

 

 

Тольятти 2012 
Содержание

Введение.........................................................................................................................................3

Глава 1. Изучение профессионально важных качеств личности тренера................................5

     1.1 Понятие о личности............................................................................................................5

     1.2 Профессионально важные качества тренера....................................................................8

     1.3 Психологические особенности взаимоотношений учеников и тренеров...................13

     1.4 Стили руководства...........................................................................................................15

     1.5 Выводы по первой главе..................................................................................................18

Глава 2. Экспериментальное исследование: определение профессионально важных качеств личности тренера................................................................................................................19

     2.1 Методы исследования......................................................................................................19

          2.1.1 Анкетный опрос.......................................................................................................19

Глава 3. Анализ психодиагностических данных......................................................................21

     3.1 Пути формирования профессионально важных качеств личности тренера...............24

Заключение...................................................................................................................................27

Список используемой литературы.............................................................................................28

Приложение 1...............................................................................................................................29

 

Введение

Тренер —  это глубоко творческая личность. Исследователи проблем творчества придают большое значение выявлению особенностей творческой личности. Так, в работах Я.А.Пономарева выделяются следующие особенности: перцептивные (необыкновенная напряженность внимания, огромная впечатлительность, восприимчивость); интеллектуальные (интуиция, могучая фантазия, выдумка, дар предвидения, обширность знаний); характерологические (уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокая самоорганизация, колоссальная работоспособность).

Многие авторы относят к особенностям творческой личности такие качества, как готовность к риску, готовность бороться с сомнениями, независимая интровертивная позиция, побуждающая стоять на своем.

Высокотворческие  личности часто проявляют заметный интерес к сложным и новым  проблемам. Их привлекают те ситуации, которые требуют оригинального решения.

Анализ деятельности тренеров показывает, что для тренера-творца характерны прежде всего: идейность  в видении учебно-воспитательного  процесса (стремление превратить знания учеников в их убеждения), желание экспериментировать и накапливать новый опыт, свобода от самоограничений, гибкость и независимость мышления и действий, высокая творческая энергия, способность концентрировать свои творческие усилия, стремление решать все более трудные педагогические задачи.

Следует выделить особенности личности тренера-творца: он способен гибко реагировать на запросы практики, жизни, не придерживаться догм, какими бы авторитетными они  ни были, видеть неполноту своих  знаний, стремиться к самоусовершенствованию. Тренер — это творец, исследователь: из лучших образцов передового опыта он извлекает идею и трансформирует ее, приближая к конкретным условиям. Его отличает умение самостоятельно перерабатывать учебный материал, умение управлять деятельностью воспитанников, особенно познавательной и общественной, развивать их творческое мышление. Он в постоянном поиске новых путей, способов и приемов изложения и показа учебного материала. Ему присуще стремление использовать все закономерности познавательного процесса обучаемых для глубокого усвоения и осмысления ими системы знаний и выработки прочных навыков и умений. У него сильно развито умение видеть перспективы развития и находить верные пути для решения возникающих проблем. Он добивается того, чтобы в ходе учебного процесса были с наибольшей эффективностью учтены и реализованы все важнейшие принципы педагогики и психологии, и, наконец, ему свойствен постоянный творческий рост, он инициативен в самосовершенствовании.

Актуальность  темы исследования - мастерство тренера во многом определяется имеющимися у него качествами, которые придают своеобразие его общению с учащимися, определяют быстроту и степень овладения им различными умениями. Все сказанное приобретает особую остроту в спорте высших достижений. В этой сфере деятельности наиболее важно знать, как сформировать позитивные межличностные отношения в команде, как избежать конфликта или выйти из него, как создать такой социально-психологический климат, который способствовал бы успешному формированию мотивации спортсмена, его готовности переносить предельные нагрузки и стремлению к достижению высоких результатов. Профессионально важные качества личности тренера и пути формирования этих качеств представляются нам особенно интересными.

Объект исследования – группа тренеров по одному виду спорта, состоящая из 5 человек, различного возраста, имеющая разную квалификацию и группа детей, занимающаяся под их руководством.

Предмет исследования - профессионально важные качества личности тренера.

Цель исследования - изучить профессионально важные качества личности тренера и выявить путь пути их формирования.

Гипотеза исследования - возможно, что у тренеров имеющих высокую квалификацию оценка своих профессионально важных качеств более реалистична.

Задачи исследования:

1. Изучить профессионально важные качества личности тренера

2. Провести экспериментальное исследование профессионально важных качеств личности тренера

3. Выделить пути формирования профессионально важных качеств личности тренера

Методы исследования

1. Теоретико-библиографический анализ

2. Анкетный опрос «Контроль и самооценка уровня профессионального мастерства учителя физической культуры»

 

 

Глава 1. Изучение профессионально важных качеств личности тренера

1.1 Понятие о  личности

Существующие  понятия «личность» и «человек»  представляют собой определенное единство, они неотделимы друг от друга, но по своему содержанию эти понятия не тождественны. Для уяснения сущности понятия «личность» необходимо знать следующее:

а) человек —  это живое существо, обладающее сознанием  и речью, отражающее и преобразующее окружающую действительность, способное изобретать орудия и применять их в своей практической деятельности, ведущее общественный образ жизни, добывающее средства к жизни с помощью труда;

б) индивид —  каждый отдельный человек;

в) индивидуальность — неповторимые, только данному человеку принадлежащие черты и особенности; то, чем один человек отличается от других;

г) коллектив  — та или иная совокупность людей, объединенных общностью целей и  вида деятельности, совместно добивающихся решения стоящих перед данным коллективом задач;

д) личность — конкретный человек во всем многообразии его социальных и психологических особенностей, субъект общественной деятельности и общественных отношений.

Исследуя проблему личности, отечественная психология имеет в виду психологические особенности и свойства человека, развивающиеся и проявляющиеся у него как члена общества. Личность немыслима вне общества так же, как и человеческое общество не может существовать без составляющих его личностей. Человек всегда является членом того или другого общественного коллектива: семьи, школы, предприятия и др. Активная деятельность, взаимоотношения в коллективе в значительной степени определяют и формируют индивидуальные черты личности.

Поскольку личность социально обусловлена, это понятие относится только к человеку и не применимо по отношению к животным, жизнедеятельность которых определяется исключительно биологическими закономерностями.

Отличительными  особенностями личности являются:

1. Самосознание. Человек как личность сознает себя, прежде всего, как живое, наделенное соответствующей телесной организацией существо, отождествляет себя со своим физическим «Я». Вместе с тем в сознании «Я» человек отражает в той или иной степени и свойственные ему психологические особенности и черты. Одновременно он противопоставляет свое «Я» другим людям, выделяет себя как личность из окружающей людской среды.

2. Сознание непрерывности  и тождественности своего «Я».  В процессе своей жизни человек  все время изменяется, развивается  под влиянием, как природных условий, так и социальной среды. В разные периоды жизни человека (ребенок, юноша, взрослый, старик) резко меняется не только его телесный облик, но и психологические черты. И все же, несмотря на эти изменения, человек не теряет своего «Я», продолжает сознавать свою тождественность с тем, чем он был в прожитые периоды своей жизни.

3. Индивидуальность  — это устойчивое своеобразие  психических процессов, состоянии  и свойств, принадлежащих данной  личности как в специфических  особенностях качества их содержания, так и в способах и формах проявления. В реальной действительности психические процессы и состояния никогда не являются изолированными функциями мозга; они всегда принадлежат тому или другому конкретному человеку, обусловлены особенностями его личности и выполняемой им деятельностью. То же самое относится и к свойствам личности: они всегда индивидуальны, принадлежат именно этой, а не другой личности. В виду крайнего многообразия индивидуальных особенностей людей нельзя найти две личности, которые были бы тождественны, т. е. полностью повторяли бы друг друга.

4. Саморегулирование  — способность сознательно управлять  своим поведением, психическими  процессами и состояниями в  связи с требованиями социальной  среды или условиями выполняемой  деятельности. Человек не механически приспосабливается к окружающей его среде, не автоматически «уравновешивается» с ней в ответ на исходящие от нее раздражения. Он сам является вместе с тем сознательным членом этой среды, избирательно воспринимает ее воздействия, перерабатывает, оценивает их и управляет своим поведением в связи с этой оценкой.

5. Активность. Личность  всегда деятельна, без этого  она не может существовать  в окружающей ее социальной  и природной среде. Только в  процессе социально обусловленной  деятельности человек превращается в личность: в зависимости от характера (типа), содержания деятельности, способов ее выполнения и формируются свойственные личности социально-психологические черты и особенности. Вместе с тем именно в деятельности выражается присущее личности качество активности: «Всякая деятельность человека исходит от него как личности, как субъекта этой деятельности» (С. Л. Рубинштейн).

6. Релятивность (от лат. реляцио — отношение). Человек, являясь активным членом общества, всегда находится в определенных отношениях (семейных, бытовых, производственно-трудовых, социально-классовых, идейных и пр.) с окружающими его людьми и обществом в целом. Вне этих объективных отношений он не может существовать как конкретный член общества, неизбежно вступая в связи с этим в различные межлюдские формы поведения. Эти общественные отношения и определяют собой истинную сущность человека, которую нельзя понять, если рассматривать его как всего лишь отдельное существо, изолированно (абстрактно) от общества, членом которого он всегда и неизбежно является. Объективно существующие в обществе отношения, являющиеся необходимым условием жизнедеятельности самого общества, субъективно отражаются в сознании человека в виде тех или других понятий, эмоциональных переживаний, волевых стремлений, социальных чувств и убеждений и др., представляющих в своей совокупности важные черты личности, практически проявляющиеся в поведении и деятельности человека.

7. Структурное  единство. Личность представляет  собой сложное явление. Она  многообразна в своих психологических особенностях, свойствах и отношениях. Однако свойства личности (темперамент и характер, интересы и способности и пр.) не являются разобщенными и независимыми друг от друга. Все они представляют собой свойства или психологические стороны личности как реального единства. Этим обусловлены их взаимосвязь и взаимозависимость. Личность всегда едина при всём многообразии своих свойств. Последние не являются каком-то механической суммой отдельных качеств: они закономерно связаны друг с другом, будучи свойствами единой личности, и в своей совокупности представляют ее психологическую структуру.

Значительный  вклад в изучение психологической  структуры личности внесен отечественными учеными. Так, А.Г. Ковалев различает  в этой структуре:

  • темперамент (природные свойства личности);
  • направленность (потребности, интересы, идеалы);
  • способности (совокупность интеллектуальных, эмоциональных и волевых свойств).

К.К. Платонов предложил  рассматривать психологическую  структуру личности как динамическую функциональную систему, в которой основное значение имеют:

  • направленность (социально обусловленная сторона личности);
  • темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности (биологически обусловленная сторона личности);
  • привычки, знания, умения, навыки (обусловленная жизненным опытом и воспитанием сторона личности);
  • индивидуальные особенности психических функций, их качественное своеобразие и уровень развития.

Информация о работе Профессионально важные качества тренера