Профессионально важные качества тренера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования - профессионально важные качества личности тренера.
Цель исследования - изучить профессионально важные качества личности тренера и выявить путь пути их формирования.
Гипотеза исследования - возможно, что у тренеров имеющих высокую квалификацию оценка своих профессионально важных качеств более реалистична.

Содержание работы

Введение.........................................................................................................................................3
Глава 1. Изучение профессионально важных качеств личности тренера................................5
1.1 Понятие о личности............................................................................................................5
1.2 Профессионально важные качества тренера....................................................................8
1.3 Психологические особенности взаимоотношений учеников и тренеров...................13
1.4 Стили руководства...........................................................................................................15
1.5 Выводы по первой главе..................................................................................................18
Глава 2. Экспериментальное исследование: определение профессионально важных качеств личности тренера................................................................................................................19
2.1 Методы исследования......................................................................................................19
2.1.1 Анкетный опрос.......................................................................................................19
Глава 3. Анализ психодиагностических данных......................................................................21
3.1 Пути формирования профессионально важных качеств личности тренера...............24
Заключение...................................................................................................................................27
Список используемой литературы.......................

Файлы: 1 файл

личность тренера.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

Важно, чтобы  все пути и способы самосовершенствования  использовались систематически, а не от случая к случаю. Кроме того, необходима определенная система, последовательность в устранении недостатков в работе. Все это возможно только в том  случае, если тренер занимается самопознанием, выявляет свои сильные и слабые стороны.

Выявление у  себя слабостей, недостаточно развитых качеств не должно приводить тренера  к пессимистическому выводу о  его непригодности к профессии  тренера. Ведь трудно ожидать, чтобы  человек обладал сразу всеми положительными качествами. У него, как правило, уживаются как, положительные, так и отрицательные качества личности. Поэтому тренер должен научиться максимально использовать свои положительные качества и сдерживать проявление отрицательных. Ему важно также знать, чем может быть компенсировано недостаточно развитое качество (например, отсутствие требовательности к учащимся — настойчивостью и терпеливостью в работе с детьми, недостаточно быстрая сенсомоторная реакция — опытом, умением предвидеть ситуацию).

Возможности тренера  многообразны. Они могут реализовываться  в виде знаний, умений, качеств, усиливаться  мотивами. В связи с этим и способы  достижения профессионального мастерства могут быть разными. У одних тренеров ведущим фактором становится уровень теоретических знаний, у других — организаторские умения, у третьих — конструктивные умения или волевые качества. Конечно, нельзя опираться только на один какой-либо компонент, даже если он очень хорошо выражен. По возможности нужно подтягивать и остальные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Мастерство  тренера базируется на четырех компонентах: педагогической направленности, знаниях, умениях и профессионально важных качествах. В своей работе мы попытались рассмотреть профессионально важные качества личности тренера.

В первой главе  раскрыто понятие личности, описаны  требования к личности тренера, профессионально  важные качества личности тренера, психологические  особенности взаимоотношений учеников и тренеров и стили руководства  командой.

Таким образом, было сделано ряд выводов: человек всегда является членом того или другого общественного коллектива, который в значительной степени определяет и формирует индивидуальные черты его личности; успехи спортсменов во многом зависят от личности тренера - его знаний, педагогического таланта, авторитета, воли, способности к творческому обобщению; к профессионально важным качествам личности тренера относятся: мировоззренческие, нравственные, коммуникативные, волевые, интеллектуальные, двигательные; тренер сам способен построить благоприятные взаимоотношения со своими учениками; индивидуальный стиль руководства тренера обусловлен личностными качествами тренера.

Во второй главе  описано проведение эксперимента на группе тренеров по разным видам спорта, состоящая из 5 человек, различного возраста, имеющих разную квалификацию и группе детей, занимающаяся под их руководством с целью изучить профессионально важные качества личности тренера и выявить путь пути их формирования и подтверждения нашей гипотезы. Были получены интересные результаты. Оказалось, что на адекватную оценку учениками профессионально важных качества личности тренера влияет успешность выступления этих спортсменов. Для более глубокого анализа этой проблемы, использованные нами методики не достаточны. Необходимо проведение дополнительного исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Вечер Л.С. Поведение руководителя: Практ. пособие [Текст]: – Мн.: Новое знание, 2000. – 208 с.
  2. Гогунов Е.Н., Марьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]: - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 288 с.
  3. Гончаров В.Д. Человек в мире спорта (социально-психологические аспекты) [Текст]: – М.: Физическая культура и спорт, 1987. - 96 с.
  4. Деркач А.А. Педагогическое мастерство тренера [Текст]: Монография/ А.А. Деркач, А.А. Исаев. - М.: ФиС, 1981. - 375с.
  5. Журавлев А.Л. Стиль руководства для управления социально-психологическим климатом производственного коллектива /Социально-психологический климат коллектива: теория и методы изучения [Текст]: – М.: Наука, 1979. – 176 с.
  6. Ильин Е.Л. Психология физического воспитания [Текст]: учебник для институтов и факультетов физической культуры: – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 486 с.: ил.
  7. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде [Текст]: – М.: Физическая культура и спорт, 1984. – 128 с.: ил.
  8. Кретти Брайент Дж. Психология в современном спорте [Текст]: пер. с англ. Ханина Ю.Л. – М.: Физическая культура и спорт, 1978. – 224 с.: ил.
  9. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе [Текст]: – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 224 с.
  10. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива [Текст]: – М.: Просвещение, 1978. – 176 с.
  11. Пораносич В., Лазаревич Л. Психодинамика спортивной группы [Текст]: - М.: Физическая культура и спорт, 1977. – 119 с.: ил.
  12. Психология [Текст]: учебник для ин-тов физич. культ.: под ред. В.М.Мельникова. – М.: Физическая культура и спорт, 1987. – 367 с.: ил.
  13. Психология [Текст]: учебник для ин-тов физич. культ.; под ред. П.А. Рудика. – М.: Физическая культура и спорт, 1974. – 512 с.: ил.
  14. Психология физического воспитания и спорта [Текст]: учебн. пособие для ин-тов физ.культ.; под. ред Т.Т. Джамгарова, А.Ц.Пуни. – М.: Физическая культура и спорт, 1979 – 143 с.: ил.
  15. Ушинский К.Д. Собрание сочинений [Текст]: — М., 1948. Т, 2.

 

Приложение 1.

Анкета контроля и самооценки и самооценки уровня профессионального мастерства учителя  физической культуры.

Характеристика  личности

Внешний вид

1. Подтянут, опрятен.

Умение держаться

1. Собран, деловит.

2. Сохраняю чувство собственного достоинства в разговоре с начальством.

3. С коллегами  установил спокойные деловые  отношения. 

Нравственные  качества

1. Скромен.

2. Правдив.

3. Принципиален.

4. Вежлив.

5. Добр, гуманен. 

Волевые качества

1. Выдержан в  конфликтных ситуациях.

2. Находчив в  неожиданных и сложных ситуациях.

3. Требователен  к себе и другим.

4. Целеустремлен,  настойчив в проведении своей  педагогической линии.

5. Смел.

6. Решителен

Познавательные  процессы

1. Умею хорошо  концентрировать внимание.

2. Умею хорошо  распределять и переключать внимание.

3. Умею логично  мыслить, обладаю критичностью  мышления.

4. Изобретателен,  быстро схватываю суть дела.

5. Обладаю хорошей  памятью на лица.

6. Обладаю хорошей  памятью на фамилии, даты.

Физическая  подготовка

1. Постоянно  слежу за своим физическим  состоянием.

2. Стараюсь ежедневно  выполнять физические упражнения.

3. Могу выполнить  разрядные нормативы.

4. Обладаю достаточно  большой силой.

5. Обладаю выносливостью.

6. Обладаю достаточной  гибкостью.

7. С удовольствием  хожу с учащимися в туристические  походы.

Педагогическая  направленность

1. Нравится профессия  учителя физической культуры, понимаю  ее важность для формирования  детей.

2. Люблю общаться с детьми.

3. Имеется стремление  передать свои знания и умения  детям.

4. Мне нравится  в школе.

5. Переходить  на другую работу не хочу.

Профессионально важные знания

1. Хорошо знаю  методы обучения и воспитания.

2. Знаю физиологические  и психологические особенности детей разного возраста.

3. Могу дать  психофизиологическое обоснование  физического воспитания школьников.

4. Умею оперативно  применять свои знания на уроках.

5. Отчетливо  представляю себе, как следует  использовать дидактические принципы  на уроках.

6. Опираюсь на  межпредметные связи при объяснении  учебного материала.

7. Обладаю достаточной  эрудицией: знаком с классической  и современной литературой, посещаю  музеи и художественные выставки, хожу в театры.

8. Стремлюсь  к расширению специальных знаний.

9. Читаю специальную  методическую и научную литературу  по физическому воспитанию, конспектирую  прочитанное и пробую на уроках  понравившиеся новинки.

10. Стремлюсь  быть в курсе наиболее важных  политических событий у нас  в стране и за рубежом.

11. Регулярно просматриваю спортивную прессу (газеты, журналы).

12. Стремлюсь  к экспериментированию в работе.

13. Слежу за  динамикой физического развития  своих учеников.

Умение общаться с учащимися

1. Проявляю педагогический  такт.

2. Вежлив.

3. Умею понимать  душевное состояние учащихся

4. Умею создавать  обстановку делового общения.

5. Умею создавать  обстановку доверительного, интимного  общения.

6. Легко завязываю  контакты с учащимися и коллегами.

7. Умею использовать  речевые и неречевые средства  общения в зависимости от обстоятельств.

8. Умею изменять  тон общения: от спокойного  к властному и т. п.

9. Из всех  форм воздействия на учащихся  меньше всего прибегаю к принуждению.

10. Стараюсь  аргументировать каждое свое  требование к учащимся.

11. Знаю свои  стереотипные ошибки в оценивании достоинств и недостатков учащихся, стараюсь их не делать.

12. Умею проявлять  ровное доброжелательное отношение  ко всем учащимся.

13. Внимателен  к запросам учащихся.

14. Чаще хвалю  учащихся, чем порицаю, знаю, кого  можно поругать, а кого надо  похвалить.

 Культура речи

1. Умею грамотно  строить фразы.

2. Делаю правильное  ударение в словах.

3. Слежу за  тем, чтобы не использовать  в речи местный диалект.

4. Умею просто  рассказать учащимся о сложных  закономерностях работы человеческого  организма, законах движения тела и т. д.

5. Умею найти  для пояснения образные и жизненные  примеры.

6. Для выразительности  речи умею использовать интонацию  и тональность, паузы и динамику  звучания голоса.

7. Обладаю большим  словарным запасом.

8. Обладаю хорошей  дикцией.

9. Правильно использую специальную терминологию.

10. Умею регулировать  темп речи.

11. Умею быть  немногословным.

12. Использую  метод убеждения, а не ограничиваюсь  замечаниями.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Профессионально важные качества тренера