Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 19:52, курсовая работа
Предмет исследования - профессионально важные качества личности тренера.
Цель исследования - изучить профессионально важные качества личности тренера и выявить путь пути их формирования.
Гипотеза исследования - возможно, что у тренеров имеющих высокую квалификацию оценка своих профессионально важных качеств более реалистична.
Введение.........................................................................................................................................3
Глава 1. Изучение профессионально важных качеств личности тренера................................5
1.1 Понятие о личности............................................................................................................5
1.2 Профессионально важные качества тренера....................................................................8
1.3 Психологические особенности взаимоотношений учеников и тренеров...................13
1.4 Стили руководства...........................................................................................................15
1.5 Выводы по первой главе..................................................................................................18
Глава 2. Экспериментальное исследование: определение профессионально важных качеств личности тренера................................................................................................................19
2.1 Методы исследования......................................................................................................19
2.1.1 Анкетный опрос.......................................................................................................19
Глава 3. Анализ психодиагностических данных......................................................................21
3.1 Пути формирования профессионально важных качеств личности тренера...............24
Заключение...................................................................................................................................27
Список используемой литературы.......................
Глава 2. Экспериментальное исследование: определение профессионально важных качеств личности тренера
В связи с целью нашего исследования изучить профессионально важные качества личности тренера и выявить путь пути их формирования. Объектом нашего исследования является группа тренеров по одному виду спорта, состоящая из 5 человек, различного возраста, имеющая разную квалификацию и группа детей, занимающаяся под их руководством.
Исследование по данной теме проводилось в городе Тольятти среди учащихся МБОУ ДОД ДЮСШ №14 «Жигули» (МБОУ – муниципальное бюджетное образовательное учреждение, ДОД – дополнительное образование детей, ДЮСШ – детско-юношеская спортивная школа). Возрастные границы подростков – 17-18 лет.
Предметом исследования являются профессионально важных качеств личности тренера.
Задачи исследования:
1. Изучить психологические особенности личности тренера
2. Провести экспериментальное исследование профессионально важных качеств личности тренера
3. Выделить пути формирования профессионально важных качеств личности тренера
2.1 Методы исследования
Мы предположили, что у тренеров имеющих высокую квалификацию, оценка своих личностных качеств более реалистична. Для подтверждения нашей гипотезы мы использовали следующие методики:
1. Теоретико-библиографический анализ
2.Анкетный опрос «Контроль и самооценка уровня профессионального мастерства учителя физической культуры» [6. стр. 479-482].
2.1.1 Анкетный опрос
Анкетный опрос (англ. survey, survey research) – один из двух основных видов опросных методов (наряду с интервью), применяемый для получения эмпирической информации, касающейся объективных или субъективных фактов (знаний, мнений, оценок, поведения). Он широко используется в социологии, психологии, педагогике, др. областях науки и практики. Существенная особенность– опосредованный характер взаимодействия между исследователем и исследуемым (респондентом, т. е. «отвечающим», от лат. responsare – отвечать), которые общаются при помощи анкеты, причем респондент (по возможности) сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы.
Виды:
1) в зависимости
от числа одновременно
2) по процедуре опрос может быть очным (анкетер сам раздает и собирает анкеты; может присутствовать при заполнении) или заочным;
3) кроме того, может быть анонимным или персонифицированным (обычно первый побуждает респондента к большей откровенности).
Надежность данных опроса зависит от множества факторов, в том числе от:
а) распространенности опроса в обществе;
б) правильного выбора адресата;
в) умения мотивировать его;
г) соответствия анкетных вопросов цели и задачам исследования (вопросы, стоящие перед исследователем, должны быть переформулированы в вопросы, предлагаемые респонденту);
д) соблюдения правил построения опросника, учитывающих эффект научения (в начале помещают более простые фактологические вопросы, затем – касающиеся мнений и оценок и далее – вновь простые);
е) понятности
указаний по заполнению и
ж) четкости, понятности, доступности формулировок вопросов и ответов;
з) полноты и сбалансированности списка предлагаемых ответов;
и) использования
разных типов вопросов –
к) отсутствия намеков на желаемый ответ.
Надежность результатов проверяется или повторением процедуры на той же группе, или использованием других методик; анализом документов, наблюдением, опросом экспертов, групповой дискуссией и т. д. В отечественной конфликтологии анкетный опрос. используется достаточно широко. Одной из причин этого является трудность применения наблюдения и эксперимента при исследовании конфликтов. Главная проблема анкетного опроса в конфликтологии – обеспечение достоверности получаемой информации.
Глава 3. Анализ психодиагностических данных
В ходе нашего исследования мы использовали анкету «Контроль и самооценка уровня профессионального мастерства учителя физической культуры» [6. стр. 479-482]. Она позволяет нам оценить у наблюдаемого тренера наличие каждого из перечисленных качеств и умений. Испытуемым была предложена анкета, состоящая из 10 разделов, каждый из которых содержит перечень качеств или умений: внешний вид, умение держаться, нравственный качества, волевые качества, познавательные процессы, физическая подготовка, педагогическая направленность, профессионально важные знания, умение общаться с учащимися, культура речи [Приложение 1]. Испытуемым тренерам предлагалось оценить у себя наличие этих качеств и умений. Если они проявляются постоянно и испытуемый считает, что они у него выражены – рядом ставится знак «+». Если какое-либо из перечисленных качеств и умений у испытуемого проявляется редко, эпизодически, не в достаточной степени – знак «–». Для перекрестного опроса отобрали группу учеников, занимающимся под руководством испытуемых тренеров наиболее продолжительный период (4 – 5 лет). Им было предложено оценить наличие перечисленных качеств и умений у своего тренера при помощи аналогичной анкеты.
С помощью анкеты контроля и самооценки уровня профессионального мастерства тренера был произведен перекрестный опрос тренеров и их учеников. По данным опроса учеников был выведен средний балл оценки профессионально важных качеств своих тренеров. Данные перекрестного опроса занесены в таблицы: «Самооценка профессионально важных качеств и умений тренеров» (Таблица 1) и «Оценка профессионально важных качеств и умений тренеров их учениками» (Таблица 2).
Самооценка профессионально важных качеств и умений тренеров
Ф.И.О. |
Качества и умения |
Итого | |||||||||
Внешний вид |
Умение держаться |
Нравственные качества |
Волевые качества |
Познавательные процессы |
Физическая подготовка |
Педагогическая направленность |
Профессионально важные знания |
Умение общаться с учащимися |
Культура речи | ||
Бильдин С. И. |
1 |
3 |
4 |
6 |
5 |
6 |
4 |
10 |
10 |
10 |
59 |
Медянкина И. Е. |
1 |
3 |
5 |
6 |
5 |
3 |
3 |
11 |
12 |
11 |
60 |
Лысенкова Н. С. |
1 |
3 |
5 |
3 |
5 |
2 |
5 |
11 |
12 |
11 |
58 |
Рябова Н. А. |
0 |
3 |
4 |
5 |
5 |
6 |
5 |
10 |
10 |
12 |
60 |
Лымарева Н. Д. |
1 |
1 |
5 |
6 |
6 |
5 |
5 |
10 |
10 |
10 |
59 |
Таблица 2
Оценка профессионально важных качеств и умений тренеров их учениками
Ф.И.О. |
Качества и умения |
Итого |
Средний балл | |||||||||
Внешний вид |
Умение держаться |
Нравственные качества |
Волевые качества |
Познавательные процессы |
Физическая подготовка |
Педагогическая направленность |
Профессионально важные знания |
Умение общаться с учащимися |
Культура речи | |||
Бильдин С. И. | ||||||||||||
Торина Александра |
1 |
2 |
4 |
5 |
5 |
5 |
3 |
9 |
12 |
10 |
56 |
54.4 |
Власова Екатерина |
1 |
3 |
4 |
5 |
5 |
5 |
3 |
8 |
11 |
12 |
57 | |
Южик Екатерина |
1 |
2 |
4 |
6 |
5 |
5 |
4 |
7 |
10 |
9 |
53 | |
Рощенко Никита |
1 |
2 |
4 |
4 |
5 |
6 |
4 |
9 |
9 |
10 |
54 | |
Полуаршинов Дмитрий |
1 |
3 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
8 |
8 |
8 |
52 | |
Медянкина И. Е. | ||||||||||||
Шойхет Екатерина |
1 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
10 |
13 |
10 |
56 |
51.6 |
Осьмакова Анастасия |
1 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
9 |
10 |
9 |
52 | |
Онищенко Татьяна |
1 |
2 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
8 |
9 |
11 |
48 | |
Левин Алексей |
1 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
9 |
10 |
9 |
51 | |
Чертков Богдан |
1 |
2 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
10 |
10 |
10 |
51 | |
Лысенкова Н. С. | ||||||||||||
Струженкова Софья |
1 |
2 |
5 |
4 |
5 |
4 |
5 |
11 |
10 |
12 |
59 |
58.4 |
Логинова Лида |
1 |
3 |
4 |
6 |
5 |
4 |
4 |
12 |
13 |
9 |
61 | |
Чехова Настя |
1 |
3 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
10 |
10 |
10 |
58 | |
Гуревич Сергей |
1 |
3 |
4 |
5 |
5 |
5 |
4 |
10 |
11 |
9 |
57 | |
Шигаев Григорий |
1 |
2 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
11 |
10 |
9 |
57 | |
Рябова Н. А. | ||||||||||||
Шумейко Дарья |
1 |
2 |
4 |
4 |
1 |
2 |
4 |
9 |
10 |
12 |
49 |
48.2 |
Екимова Надежда |
1 |
2 |
4 |
4 |
2 |
2 |
5 |
10 |
9 |
12 |
51 | |
Полозкова Екатерина |
1 |
3 |
3 |
4 |
2 |
2 |
4 |
10 |
10 |
10 |
49 | |
Драгунцов Александр |
1 |
2 |
3 |
4 |
2 |
2 |
4 |
10 |
9 |
10 |
47 | |
Габдиков Владимир |
1 |
3 |
4 |
4 |
1 |
3 |
4 |
9 |
9 |
8 |
46 | |
Лымарева Н. Д. | ||||||||||||
Свистунова Софья |
1 |
3 |
4 |
6 |
5 |
4 |
5 |
10 |
13 |
8 |
59 |
60.6 |
Шарова Елизавета |
1 |
2 |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
12 |
13 |
10 |
61 | |
Симонова Ксения |
1 |
2 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
10 |
12 |
11 |
60 | |
Челпанов Кирилл |
1 |
2 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
11 |
12 |
10 |
60 | |
Кудряев Петр |
1 |
1 |
4 |
6 |
6 |
5 |
5 |
12 |
13 |
10 |
63 |
Мы предположили, что у тренеров имеющих высокую тренерскую квалификацию оценка своих профессионально важных качеств более реалистична. По данным перекрестного опроса были получены следующие результаты (Таблица 3)
Таблица 3
Результаты опроса
Ф.И.О. |
Спортивная квалификация |
Самооценка |
Оценка учеников |
Бильдин С. И. |
МС |
59 |
54.4 |
Медянкина И. Е. |
МС |
60 |
51.6 |
Лысенкова Н. С. |
МСМК |
58 |
58.4 |
Рябова Н. А. |
МСМК |
60 |
48.2 |
Лымарева Н. Д. |
МС |
59 |
60.6 |
Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что у Бильдин С. И., Медянкина И. Е.и Рябова Н. А. самооценка незначительно завышена. Лысенкова Н. С.и Лымарева Н. Д.имеют адекватную самооценку.
Проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу, что наша гипотеза подтверждена частично. Состоявшаяся беседа с испытуемыми прояснила ситуацию. Оказалось, что накануне опроса у группы учеников, принимавших участие в эксперименте, состоялись итоговые сезонные соревнования. Ребята, которые выступили более успешно, адекватно оценили профессионально важные качества личности тренера. Ученики, выступление которых было менее успешно, не смогли дать объективную оценку профессионально-важных качеств личности тренера, так как они винили его в своих неудачах.
3.1 Пути формирования профессионально важных качеств личности тренера
Проведенная беседа имела огромное значение для последующей организации учебно-тренировочной работы испытуемых тренеров. В помощь тренерам были предложены следующие пути формирования профессионально важных качеств личности тренера.
Для того чтобы стать мастером-педагогом, тренеру требуется пять-шесть лет работы. Однако и в последующие годы продолжается его совершенствование как профессионала. В связи с возрастными изменениями уровня физической подготовленности несколько изменяется и структура деятельности тренера. Все большую роль приобретает его умение руководить тренировкой, использовать помощников из учащихся, которые могут выполнить для демонстрации учащимся такие упражнения, которые самому тренеру по ряду причин выполнить трудно и даже нецелесообразно (из-за того, что в исполнении тренера будет утеряна эстетика движения). Все это свидетельствует о том, что мастерство тренера — динамическая характеристика и процесс совершенствования бесконечен.
Имеется несколько способов повышения мастерства тренера. Один из них состоит в повышении квалификации на различных курсах, методических совещаниях и т. п. Другой способ — самосовершенствование, которое может осуществляться несколькими путями:
1. Посещение и анализ тренировок, проводимых опытными тренерами.
2. Повышение своей профессиональной и общей эрудиции (чтение специальной литературы, конспектирование этой литературы по специальным разделам, обобщение новых сведений и формулирование выводов для своей тренерской работы); чтение спортивной прессы, просмотр телепередач о спортивных соревнованиях, посещение ряда соревнований с целью быть в курсе всех важнейших спортивных событий, обладать широкой эрудицией в области спорта (без этого трудно эмоционально проводить тренировки и занятия спортивных секций, формировать у учащихся интерес к спорту).
3. Повседневный
анализ своей деятельности (например,
с помощью дневника, в котором
могут записываться
4. Проведение
несложной исследовательской
Самосовершенствование должно осуществляться тренером не утилитарно, когда усваивается лишь то, что касается методики проведения тренировки. Некоторые тренеры, читая методическую литературу, обращают внимание только на те статьи, в которых описываются комплексы физических упражнений и новое нестандартное оборудование. Такой выбор информации, хотя и расширяет методическую базу тренера, не стимулирует его к переосмысливанию имеющихся знаний с позиции общих подходов и принципов физического воспитания учащихся. Поэтому теоретическая база такого тренера остается на прежнем уровне либо даже ухудшается в результате забывания с годами сведений, полученных в институте.
Современный тренер не может быть лишь обладателем суммы рецептов. Постоянное осмысливание своей деятельности требует и постоянного обновления теоретических сведений из области педагогики, психологии, физиологии, теории спорта. Только на этой базе тренер может быть готовым к перестройке педагогического процесса, к поиску новых путей и средств повышения эффективности тренировки.
Навыки самосовершенствования нужно начинать вырабатывать еще в процессе обучения на факультете физического воспитания. При этом важно не только сознавать необходимость получения сверх программы тех или иных знаний, развития профессионально важных качеств, умений, но и формировать потребность в самосовершенствовании, без которой в будущем легко утратить интерес к своей профессии, превратиться в урокодателя. Формированию этой потребности во многом способствует самостоятельная работа студентов, их участие в работе научных кружков, приобретение навыков исследовательской работы.