Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2012 в 15:16, реферат
Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
Введение...................................................................................................................................................3
1. КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА ППФП......................................................................................4
2. МЕСТО ППФП в СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ...............................................9
3. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ППФП.......................................................12
4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ФОРМЫ ППФП в ВУЗЕ.........................................................................................15
5. ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ, ГЕОГРАФО-КЛИМАТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТОВ...............................17
6. Прикладные виды спорта...............................................................................................................18
6.1. Кастинг.......................................................................................................................................18
6.2. Конный спорт............................................................................................................................18
6.3. Парусный спорт.........................................................................................................................18
6.4. Спортивная рыбная ловля........................................................................................................19
6.5. Спортивное ориентирование....................................................................................................19
6.6. Зорбинг.......................................................................................................................................19
6.7. Парашютизм..............................................................................................................................20
7. ППФП в итоговой аттестации по учебной дисциплине «физическая культура».....................21
Заключение ...........................................................................................................................................22
Список литературы...............................................................................................................................23
17
Министерство сельского хозяйства
Департамент научно — технологической политики и образования
ФГОУ ВПО «Красноярский государственный аграрный университет»
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов
Студентка группы В-32
Проверила: Артуров Н.А.
Содержание:
Введение......................
1. Краткая историческая справка ППФП..........................
2. Место ППФП в системе физического воспитания студентов.....................
3. Основные факторы, определяющие содержание ППФП..........................
4. Организация и формы ППФП в ВУЗе..........................
5. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических факторов на содержание производственной физической культуры специалистов..................
6. Прикладные виды спорта........................
6.1. Кастинг.......................
6.2. Конный спорт.........................
6.3. Парусный спорт.........................
6.4. Спортивная рыбная ловля.........................
6.5. Спортивное ориентирование................
6.6. Зорбинг.......................
6.7. Парашютизм....................
7. ППФП в итоговой аттестации по учебной дисциплине «физическая культура».....................
Заключение ..............................
Список литературы....................
Введение
Понятие «культура» можно определить как степень раскрытия потенциальных возможностей личности в различных областях деятельности. Культура представлена в результатах материальной и духовной деятельности человека; он познает культуру, зафиксированную в духовных и материальных ценностях,
действует в социальной среде как носитель культурных ценностей, создает новые ценности, необходимые для развития культуры последующих поколений.
В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно
формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.
Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь,
специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение.
К вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные
виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе фнзкультурно-спортивной деятельности. и др. В развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления II др.).
Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
1. Краткая историческая справка ППФП
Физическое воспитание всегда было одним из средств подготовки человека к трудовой деятельности и приспособления к социальной среде. Игровое
воспроизведение охоты, трудовых процессов в древних ритуальных состязаниях — один из способов совершенствования трудовых навыков и физического воспитания молодежи на начальных стадиях развития человеческого общества.
Со временем люди перешли от простого копирования физических нагрузок и
технических приемов трудовых процессов в простейших играх к более широкой тематике игр с определенными правилами и к созданию искусственных
спортивно-игровых снарядов — элементов современной физической культуры
и спорта.
Параллельно развивалась и военно-прикладная физическая подготовка,
которая проводилась для определенных слоев общества и особенно четко просматривалась при рабовладельческом и феодальном строе. Она оказала некоторое влияние на содержание и методику прикладной физической подготовки человека к труду.
В позднем средневековье элементы психофизической подготовки к профессиональному труду уже присутствуют в ряде систем воспитания и образования молодежи. На роль физических упражнений в под- 's готовке подрастающего поколения к труду обращали внимание выдающиеся педагоги XV-XIX вв. Франсуа Рабле (1494-1553), Джон Локк (1632—1704), Иоганн Песталоцци (1746—1827.), Иоганн Густс-Мутс (1756-1839), Жорж Доменн (1850-1917).
Именно в этот период возникало и формировалось самостоятельное направление в изучении психофизических возможностей человека с целью наиболее продуктивного его использования и определенном производстве. На рубеже XIX—XX вв. в США развивалась система организации труда и управления производством, получившая название «тейлоризм», в основе, которой было широкое применение достижений науки 3 и техники с целью извлечь максимум прибавочной стоимости за счет совершенствования и использования функциональных возможностей человека.
В 20—30-х гг. XX в. в нашей стране была опубликована серия работ, в
которых рассматривались вопросы направленного использования средств физической культуры для быстрого и качественного освоения трудовых навыков,
повышения эффективности труда, активного отдыха и профилактики профессиональных заболеваний. В последующие годы этот опыт нашел применение при разработке основ научной организации труда и, в частности, при формировании самостоятельного направления — специальной психофизической подготовки человека к конкретному виду профессионального труда. В теории и
практике физического воспитания такая специальная подготовка получила название профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).
1.1. Лесгафт Петр Францевич. Физическое воспитание.
Лесгафт много занимался вопросами физического воспитания человека: в 1881 г. по инициативе Лесгафта были открыты курсы преподавателей гимнастики и фехтования для армии, с 1893 г. участвовал в работе Петербургского общества содействия физическому развитию. В 1893 году открыл Биологическую лабораторию. В 1896 г. добился открытия при Биологической лаборатории, Курсов воспитательниц и руководительниц физического — Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта.
Исходя из основного положения созданной им функциональной анатомии — о единстве формы и функции, — Лесгафт считал возможным воздействовать функцией, «направленным упражнением», на развитие органов человеческого тела и всего организма. В основе педагогической системы П. Ф. Лесгафта лежит учение о единстве физического и духовного развития личности. Ученый рассматривает физические упражнения как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека. При этом он постоянно подчеркивает важность рационального сочетания, взаимовлияния умственного и физического воспитания. «Необходимо, — писал П. Ф. Лесгафт, — чтобы умственное и физическое воспитание шли параллельно, иначе мы нарушим правильный ход развития в тех органах, которые останутся без упражнения». Лесгафт считал, что движения, физические упражнения являются средством развития познавательных возможностей школьников. Поэтому, по его мнению, «школа не может существовать без физического образования; физические упражнения должны быть непременно ежедневными, в полном соотношении с умственными занятиями». Используя при этом термин «образование», П. Ф. Лесгафт понимает его шире, чем мы это делаем сегодня. По сути дела, образование у П. Ф. Лесгафта — это воспитание, формирование личности человека, а физическое образование — целенаправленное формирование организма и личности под воздействием как естественных, так и специально подобранных движений, физических упражнений, которые с возрастом постоянно усложняются, становятся напряженнее, требуют большой самостоятельности и волевых проявлений человека. Учебно-воспитательный процесс физического воспитания П. Ф. Лесгафт определял как объект социально-научного исследования, как часть созданной им общей теории физического образования. Он считал важной целью физического образования умение сознательно управлять своими движениями, «приучаться наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую работу или действовать изящно и энергично». Впервые в России П. Ф. Лесгафт научно обосновал необходимость использования методов слова и показа. Учитывая уровень преподавания гимнастики в школах того времени, он не отрицал показ, но считал, что метод этот надо использовать тогда, когда двигательное действие уже осознано занимающимися. Все ученики должны выполнять упражнения осознанно, а не механически. Это возможно при четком и кратком объяснении упражнения. Большое внимание П. Ф. Лесгафт обращал на содержание физического образования, на использование упражнений и игр как метода познания. Он классифицировал физические упражнения по четырём основным группам:
простые упражнения в движениях головой, туловищем, конечностями и сложные упражнения с разновидностями движений и метаний;
упражнения с увеличивающимися напряжениями при двигательных действиях с палками и гирями, при метании деревянных и железных шаров, прыжках, борьбе, лазании, удержании равновесия;
упражнения, связанные с изучением пространственных и временных отношений при беге в заданном темпе, прыжках на определённое расстояние и метании в цель;
систематические упражнения в процессе простых и сложных игр, плавания, бега на коньках и на лыжах, в походах, на экскурсиях и в единоборствах.
Идеи П.Ф. Лесгафта продолжил его ученик, В.В. Гориневский (1857—1937), выдающийся деятель спортивной медицины. В 1910 г. на базе Тенишевского училища им была создана специальная лаборатория по изучению проблем, связанных с физическим воспитанием. Придавая огромное значение влиянию физических упражнений, их воздействию на все органы тела и особенно на деятельность центральной нервной системы, В. В. Гориневский уделял физическому воспитанию особое внимание. Ценными являются его положения о связи физического и эстетического воспитания. Он выступал за воспитание у детей красивых, выразительных движений, которые, по его мнению, наиболее ярко отражают индивидуальную и психическую деятельность человека. В. В. Гориневский был первым ученым, написавшим книгу о врачебном контроле за занятиями физическими упражнениями и спортом населения. Им были заложены научные основы тренировки, доказана ведущая роль подвижных игр в системе физического воспитания ребенка. Описанные В.В. Гориневским особенности физического развития в разные периоды жизни человека внесли значительный вклад в педагогическую науку. Среди большого количества книг по вопросам физического воспитания, гигиены и закаливания детей особенно популярной была его книга «Физическая культура детей дошкольного возраста» (М., 1930).
2. Место ППФП в системе физического воспитания студентов
При решении конкретных задач профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов следует всегда помнить, что такая подготовка осуществляется в тесной связи с общей физической подготовкой, которая является основой практического раздела учебной дисциплины «Физическая
культура» в вузе. Однако исследования показали, что только общая физическая
подготовка будущих специалистов не может полностью решить задачи специальной подготовки к определенной профессии.
Профессионально — прикладная физическая подготовка должна опираться
на хорошую общефизическую подготовленность студентов. Соотношение обшей физической и профессионально-прикладной подготовки может изменяться
в зависимости от профессии. На рис. 10.1 представлена теоретическая схема
возможных вариантов такого различия. Для представителей гуманитарных
профессий хорошей обшей физической подготовки почти достаточно) чтобы
иметь психофизическую готовность к будущей профессии (первый вариант на
схеме). Хотя в последних исследованиях физиологов труда отмечается, что
возможные головокружения, раннее проявление остеохондроза шейного отдела
позвоночника у многих представителей умственного труда возникают от детренированности вестибулярного аппарата, от длительного неподвижного наклона головы вперед. Все это требует знаний и навыков самостоятельного применения специально подобранных физических упражнений для профилактики или лечения этих неблагоприятных явлений.
Информация о работе Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов