Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2012 в 15:16, реферат

Описание работы

Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................................................3
1. КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА ППФП......................................................................................4
2. МЕСТО ППФП в СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ...............................................9
3. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ППФП.......................................................12
4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ФОРМЫ ППФП в ВУЗЕ.........................................................................................15
5. ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ, ГЕОГРАФО-КЛИМАТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТОВ...............................17
6. Прикладные виды спорта...............................................................................................................18
6.1. Кастинг.......................................................................................................................................18
6.2. Конный спорт............................................................................................................................18
6.3. Парусный спорт.........................................................................................................................18
6.4. Спортивная рыбная ловля........................................................................................................19
6.5. Спортивное ориентирование....................................................................................................19
6.6. Зорбинг.......................................................................................................................................19
6.7. Парашютизм..............................................................................................................................20
7. ППФП в итоговой аттестации по учебной дисциплине «физическая культура».....................21
Заключение ...........................................................................................................................................22
Список литературы...............................................................................................................................23

Файлы: 1 файл

Физ-ра1.doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)


17

 

                                      Министерство сельского хозяйства

                                                 Российской Федерации

            Департамент научно — технологической политики и образования

      ФГОУ ВПО  «Красноярский  государственный аграрный университет»

 

 

 

                                   

                                                                                     Кафедра физической культуры

 

 

     Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов

 

 

                                      

 

 

 

                                                                                            Выполнила: Нестерова Е. М.                   

                                                                                                    Студентка группы В-32

                                                                                             Проверила: Артуров Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

                                                Красноярск 2010

 

 

Содержание:

Введение...................................................................................................................................................3

1.       Краткая историческая справка ППФП......................................................................................4

2.       Место ППФП в системе физического воспитания студентов...............................................9

3.       Основные факторы, определяющие содержание ППФП.......................................................12

4.       Организация и формы ППФП в ВУЗе.........................................................................................15

5.       Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических факторов на содержание производственной физической культуры специалистов...............................17

6.       Прикладные виды спорта...............................................................................................................18

6.1.             Кастинг.......................................................................................................................................18

6.2.             Конный спорт............................................................................................................................18

6.3.             Парусный спорт.........................................................................................................................18

6.4.             Спортивная рыбная ловля........................................................................................................19

6.5.             Спортивное ориентирование....................................................................................................19

6.6.             Зорбинг.......................................................................................................................................19

6.7.             Парашютизм..............................................................................................................................20

7.       ППФП в итоговой аттестации по учебной дисциплине «физическая культура».....................21

Заключение ...........................................................................................................................................22

Список литературы...............................................................................................................................23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Понятие «культура» можно определить как степень раскрытия потенциальных возможностей личности в различных областях деятельности. Культура представлена в результатах материальной и духовной деятельности человека; он познает культуру, зафиксированную в духовных и материальных ценностях,
действует в социальной среде как носитель культурных ценностей, создает новые ценности, необходимые для развития культуры последующих поколений.

В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно
формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.

Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь,
специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение.
К вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные
виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе фнзкультурно-спортивной деятельности. и др. В развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления II др.).

Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

 

 

 

 

 

 

1.      Краткая историческая справка ППФП

Физическое воспитание всегда было одним из средств подготовки человека к трудовой деятельности и приспособления к социальной среде. Игровое
воспроизведение охоты, трудовых процессов в древних ритуальных состязаниях — один из способов совершенствования трудовых навыков и физического воспитания молодежи на начальных стадиях развития человеческого общества.
Со временем люди перешли от простого копирования физических нагрузок и
технических приемов трудовых процессов в простейших играх к более широкой тематике игр с определенными правилами и к созданию искусственных
спортивно-игровых снарядов — элементов современной физической культуры
и спорта.

Параллельно развивалась и военно-прикладная физическая подготовка,
которая проводилась для определенных слоев общества и особенно четко просматривалась при рабовладельческом и феодальном строе. Она оказала некоторое влияние на содержание и методику прикладной физической подготовки человека к труду.

В позднем средневековье элементы психофизической подготовки к профессиональному труду уже присутствуют в ряде систем воспитания и образования молодежи. На роль физических упражнений в под- 's готовке подрастающего поколения к труду обращали внимание выдающиеся педагоги XV-XIX вв. Франсуа Рабле (1494-1553), Джон Локк (1632—1704), Иоганн Песталоцци (1746—1827.), Иоганн Густс-Мутс (1756-1839), Жорж Доменн (1850-1917).

Именно в этот период возникало и формировалось самостоятельное направление в изучении психофизических возможностей человека с целью наиболее продуктивного его использования и определенном производстве. На рубеже XIX—XX вв. в США развивалась система организации труда и управления производством, получившая название «тейлоризм», в основе, которой было широкое применение достижений науки 3 и техники с целью извлечь максимум прибавочной стоимости за счет совершенствования и использования функциональных возможностей человека.

В 20—30-х гг. XX в. в нашей стране была опубликована серия работ, в
которых рассматривались вопросы направленного использования средств физической культуры для быстрого и качественного освоения трудовых навыков,
повышения эффективности труда, активного отдыха и профилактики профессиональных заболеваний. В последующие годы этот опыт нашел применение при разработке основ научной организации труда и, в частности, при формировании самостоятельного направления — специальной психофизической подготовки человека к конкретному виду профессионального труда. В теории и
практике физического воспитания такая специальная подготовка получила название профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).

1.1.           Лесгафт Петр Францевич. Физическое воспитание.

Лесгафт много занимался вопросами физического воспитания человека: в 1881 г. по инициативе Лесгафта были открыты курсы преподавателей гимнастики и фехтования для армии, с 1893 г. участвовал в работе Петербургского общества содействия физическому развитию. В 1893 году открыл Биологическую лабораторию. В 1896 г. добился открытия при Биологической лаборатории, Курсов воспитательниц и руководительниц физического — Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта.

Исходя из основного положения созданной им функциональной анатомии — о единстве формы и функции, — Лесгафт считал возможным воздействовать функцией, «направленным упражнением», на развитие органов человеческого тела и всего организма. В основе педагогической системы П. Ф. Лесгафта лежит учение о единстве физического и духовного развития личности. Ученый рассматривает физические упражнения как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека. При этом он постоянно подчеркивает важность рационального сочетания, взаимовлияния умственного и физического воспитания. «Необходимо, — писал П. Ф. Лесгафт, — чтобы умственное и физическое воспитание шли параллельно, иначе мы нарушим правильный ход развития в тех органах, которые останутся без упражнения». Лесгафт считал, что движения, физические упражнения являются средством развития познавательных возможностей школьников. Поэтому, по его мнению, «школа не может существовать без физического образования; физические упражнения должны быть непременно ежедневными, в полном соотношении с умственными занятиями». Используя при этом термин «образование», П. Ф. Лесгафт понимает его шире, чем мы это делаем сегодня. По сути дела, образование у П. Ф. Лесгафта — это воспитание, формирование личности человека, а физическое образование — целенаправленное формирование организма и личности под воздействием как естественных, так и специально подобранных движений, физических упражнений, которые с возрастом постоянно усложняются, становятся напряженнее, требуют большой самостоятельности и волевых проявлений человека. Учебно-воспитательный процесс физического воспитания П. Ф. Лесгафт определял как объект социально-научного исследования, как часть созданной им общей теории физического образования. Он считал важной целью физического образования умение сознательно управлять своими движениями, «приучаться наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую работу или действовать изящно и энергично». Впервые в России П. Ф. Лесгафт научно обосновал необходимость использования методов слова и показа. Учитывая уровень преподавания гимнастики в школах того времени, он не отрицал показ, но считал, что метод этот надо использовать тогда, когда двигательное действие уже осознано занимающимися. Все ученики должны выполнять упражнения осознанно, а не механически. Это возможно при четком и кратком объяснении упражнения. Большое внимание П. Ф. Лесгафт обращал на содержание физического образования, на использование упражнений и игр как метода познания. Он классифицировал физические упражнения по четырём основным группам:

        простые упражнения в движениях головой, туловищем, конечностями и сложные упражнения с разновидностями движений и метаний;

        упражнения с увеличивающимися напряжениями при двигательных действиях с палками и гирями, при метании деревянных и железных шаров, прыжках, борьбе, лазании, удержании равновесия;

        упражнения, связанные с изучением пространственных и временных отношений при беге в заданном темпе, прыжках на определённое расстояние и метании в цель;

        систематические упражнения в процессе простых и сложных игр, плавания, бега на коньках и на лыжах, в походах, на экскурсиях и в единоборствах.

Идеи П.Ф. Лесгафта продолжил его ученик, В.В. Гориневский (1857—1937), выдающийся деятель спортивной медицины. В 1910 г. на базе Тенишевского училища им была создана специальная ла­боратория по изучению проблем, связанных с физическим воспи­танием. Придавая огромное значение влиянию физических упраж­нений, их воздействию на все органы тела и особенно на деятель­ность центральной нервной системы, В. В. Гориневский уделял физическому воспитанию особое внимание. Ценными являются его положения о связи физического и эстетического воспитания. Он выступал за воспитание у детей красивых, выразительных движе­ний, которые, по его мнению, наиболее ярко отражают индиви­дуальную и психическую деятельность человека. В. В. Гориневский был первым ученым, написавшим книгу о врачебном контроле за занятиями физическими упражнениями и спортом населения. Им были заложены научные основы тренировки, доказана ведущая роль подвижных игр в системе физического воспитания ребенка. Описанные В.В. Гориневским особенности физического развития в разные периоды жизни человека внесли значительный вклад в педагогическую науку. Среди большого количества книг по вопросам физического воспитания, гигиены и закаливания детей особенно популярной была его книга «Физическая культура детей дошкольного возрас­та» (М., 1930).

 

 

2.      Место ППФП в системе физического воспитания студентов

При решении конкретных задач профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов следует всегда помнить, что такая подготовка осуществляется в тесной связи с общей физической подготовкой, которая является основой практического раздела учебной дисциплины «Физическая
культура» в вузе. Однако исследования показали, что только общая физическая
подготовка будущих специалистов не может полностью решить задачи специальной подготовки к определенной профессии.

Профессионально — прикладная физическая подготовка должна опираться
на хорошую общефизическую подготовленность студентов. Соотношение обшей физической и профессионально-прикладной подготовки может изменяться
в зависимости от профессии. На рис. 10.1 представлена теоретическая схема
возможных вариантов такого различия. Для представителей гуманитарных
профессий хорошей обшей физической подготовки почти достаточно) чтобы
иметь психофизическую готовность к будущей профессии (первый вариант на
схеме). Хотя в последних исследованиях физиологов труда отмечается, что
возможные головокружения, раннее проявление остеохондроза шейного отдела
позвоночника у многих представителей умственного труда возникают от детренированности вестибулярного аппарата, от длительного неподвижного наклона головы вперед. Все это требует знаний и навыков самостоятельного применения специально подобранных физических упражнений для профилактики или лечения этих неблагоприятных явлений.

Информация о работе Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов