Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2012 в 15:16, реферат

Описание работы

Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................................................3
1. КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА ППФП......................................................................................4
2. МЕСТО ППФП в СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ...............................................9
3. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ППФП.......................................................12
4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ФОРМЫ ППФП в ВУЗЕ.........................................................................................15
5. ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ, ГЕОГРАФО-КЛИМАТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТОВ...............................17
6. Прикладные виды спорта...............................................................................................................18
6.1. Кастинг.......................................................................................................................................18
6.2. Конный спорт............................................................................................................................18
6.3. Парусный спорт.........................................................................................................................18
6.4. Спортивная рыбная ловля........................................................................................................19
6.5. Спортивное ориентирование....................................................................................................19
6.6. Зорбинг.......................................................................................................................................19
6.7. Парашютизм..............................................................................................................................20
7. ППФП в итоговой аттестации по учебной дисциплине «физическая культура».....................21
Заключение ...........................................................................................................................................22
Список литературы...............................................................................................................................23

Файлы: 1 файл

Физ-ра1.doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)

В других случаях (подготовка летного состава гражданской авиации, специалистов — долевиков и др.) общая физическая подготовка не может обеспечить необходимого уровня психофизической готовности к профессиональному труду. Здесь обязательно              требуется специальная и объемная профессионально-прикладная физическая подготовка по всем параметрам, которая нередко нуждается в самостоятельном дополнительном курсе ППФП сверх отведенных учебных часов на дисциплину «Физическая культура».
Подобные профессии всегда тяготеют к третьему теоретическому варианту, представленному на схеме (рис.1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Рис.1. Схема вероятных вариантов соотношений общей физической подготовки и ППФП в процессе физического воспитания студентов, обучающихся по различным специальностям.

 

Между первым и третьим вариантами в различных объемах
прикладных знаний, умений, физических и специальных качеств
располагаются проекции ППФП будущих специалистов по множеству профессий.

В ходе учебного процесса уровень подготовленности студентов по разделу ППФП контролируется специальными нормативами, что особо оговорено в
программе учебной дисциплины «физическая культура». Обычно эти нормативы отличаются у студентов разных факультетов и имеют различия в зависимости от семестра и курса обучения. Уровень подготовленности по ППФП оценивается отдельно и входит в комплексную оценку по учебной дисциплине «Физическая культура» наряду с оценками за теоретические знания и общую физическую подготовленность.

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.      Основные факторы, определяющие содержание ППФП

Двигательную деятельность человека, его трудовую активность определяют такие компоненты, как мышечная сила» выносливость, быстрота, координация движений, способность к концентрированному и устойчивому вниманию. реакция выбора и другие психофизические качества. Общепризнанно, что
все эти составляющие так же. как и профессиональные свойства личности, в
определенных условиях и пределах тренируемы. Психофизиологическое понятие «трудовая деятельность» по психофизическим компонентам аналогично
понятию «спорт». Так же сходны и принципиальные требования и условия их
совершенствования.

Итак, конкретное содержание ППФП опирается на психофизиологическое тождество трудового процесса и физической культуры и спорта. Благодаря
именно этому тождеству на занятиях физической культурой и спортом можно
моделировать отдельные элементы трудовых процессов.

Основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП:

♦              формы (виды) труда специалистов данного профиля:

♦              условия и характер труда;

♦              режим труда и отдыха:

♦              особенности динамики работоспособности специалистов в процессе
труда и специфика их профессионального утомления и заболеваемости.

Формы (виды) труда. Основные формы труда — физический и умственный. Разделение труда на «физический» и «умственный» носит условный характер. Однако такое разделение необходимо, ибо с его помощью легче изучать
динамику работоспособности специалистов в течение рабочего дня. а также по-
добрать средства физической культуры и спорта в целях подготовки студентов
к предстоящей работе по профессии. .

Условия труда (продолжительность рабочего времени, комфортность
производственной сферы) влияют на подбор средств физической культуры и
спорта для достижения высокой работоспособности и трудовой активности человека. а следовательно, определяют конкретное содержание ППФП специалистов в определенной профессии.

Характер труда также определяет содержание ППФП. ибо для того, чтобы правильно подобрать и применить средства физической культуры и спорта,
важно знать, с какой физической и эмоциональной нагрузкой работает специалист, как велика зона его передвижения и т.д. Следует учитывать, что характер труда специалистов одного и того же профиля может быть разным даже при работе в одних и тех же условиях, если они выполняют неодинаковые виды
профессиональных работ и служебных функций. В таких случаях у специалистов совершенно разные психофизические нагрузки, поэтому нужны разные
прикладные знания, умения и навыки, разнонаправленные рекомендации по
применению средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха.

Режим труда и отдыха влияет на выбор средств физической культуры,
чтобы поддерживать и повышать необходимый уровень жизнедеятельности и
работоспособности. Рациональным режимом труда и Отдыха на любом предприятии считается такой режим, который оптимально сочетает эффективность труда, индивидуальную производительность, работоспособность и здоровье трудящихся. При разработке соответствующих разделов ППФП необходимо знать, и учитывать организационную структуру и особенности производственного процесса, а также проводить совместный анализ рабочего и внерабочего времени, поскольку между основным трудом и деятельностью человека в свободное время существует объективная связь.

Динамика работоспособности специалистов в процессе труда — интегральный фактор, определяющий конкретное содержание ППФП студентов.
Чтобы смоделировать отдельные элементы процесса труда путем подбора физических упражнений, необходимо знать особенности динамики работоспособности специалистов при выполнении различных видов профессиональных работ. Для этого нужно построить «кривую работоспособности на основе фиксированных изменений технико-экономических и психофизиологических показателей: через определенные отрезки времени замеряют те или иные показатели исполнителя: величину выработки, время, затраченное на операцию, и т.п.. а также психофизиологические показатели пульса, кровяного давления, мышечной силы, тремора, частоты дыхания, показатели внимания, скорости, зрительно-слухомоторные и психические реакции и др. «Кривая» работоспособности определяется и для одной рабочей смены, и для рабочей недели (месяца), и для годичного периода работы. Она может служить началом в разработке рекомендаций по направленному применению средств физической культуры как в процессе ППФП. так и в режиме труда и отдыха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.      Организация и формы ППФП в ВУЗе

Организация ППФП студентов в высших учебных заведениях предполагает использовать специализированную подготовку в учебное и свободное время. Организация ППФП на учебных занятиях определяется рабочей программой по учебной дисциплине «Физическая культура», которая составляется кафедрой физического воспитания на основе Примерной учебной программы для
высших учебных заведений. В рабочей программе отображаются особенности
6удущей| профессии студентов каждого факультета и учитываются материально-технические возможности конкретного вуза.

Для расширенной психофизической подготовки с профессиональной направленностью в основном учебном отделении могут быть организованы специализированные учебные группы по ППФП. а в спортивном — учебные группы по прикладным видам спорта.

Студенты, занимающиеся в специальном учебном отделении, осваивают
те элементы профессионально-прикладной физической подготовки, которые
доступны им по состоянию здоровья.

В ряде вузов, где выпускники работают в экспедиционных условиях, широко распространены учебные занятия по ППФП в период учебных практик со
сдачей текущих зачетов по отдельным разделов ППФП. Наибольшее внимание
здесь уделяется разделам ППФП. посвященным технике безопасности студентов на учебных и производственных практиках.

ППФП студентов на учебных занятиях проводится в форме теоретических и практических занятий.

Цель теоретических занятий — дать будущим специалистам прикладные
знания, которые бы обеспечили сознательное и методически правильное использование средств физической культуры и спорта для подготовки к профессиональным видам труда. Учебный материал должен быть рассчитан не только на подготовку студентов в личном плане, но и на его подготовку как будущего руководителя производственного или творческого коллектива. Для этого можно использовать теоретические и методико-практические, а также учебно-тренировочные занятия. Вопросы ППФП. связанные с техникой безопасности, целесообразнее объяснять именно во время практических занятий.

ППФП во внеучебное время необходима студентам, имеющим недостаточную общую и специальную психофизическую подготовленность. Формы ППФП в свободное время:

♦              секционные занятия в вузе по прикладным видам спорта под руководством преподавателя-тренера:

♦              самодеятельные занятия по прикладным видам спорта в различных
спортивных группах вне вуза (туристских клубах и т.п.):

♦              самостоятельные занятия студентов (самостоятельное выполнение студентами заданий преподавателя кафедры физического воспитания).

Одна из форм ППФП — массовые оздоровительные физкультурные и
спортивные мероприятия (внутривузовские соревнования между учебными
группами, курсами, факультетами).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.      Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических факторов на содержание производственной физической культуры специалистов

На содержание производственной физической культуры как в рабочее,
так и в свободное время оказывают влияние индивидуальные особенности человека. При выборе форм и при упражнениях ПФК учитывают половые отличия занимающихся.

Так, например, при продолжительной работе в положении сидя у женщин
чаще, чем у мужчин возникают и в большей степени проявляются неблагоприятные последствия застойных явлений в области малого таза. При выполнении работы преимущественно в положении стоя у женщин чаще бывают осложнения, связанные с нарушением венозного кровообращения в нижних конечностях. Предрасположенность к таким нарушениям может носить наследственный характер. Все это должно учитываться как при определении, например, количества физкультминуток в течение рабочего дня. так и при подборе специальных упражнений.

Возрастные отличия обычно влияют на продолжительность физкультурных пауз, интенсивность выполнения комплекса отдельных упражнений. Общая физическая нагрузка в утренней гигиенической или специализированной
гимнастике по-разному переносится «совами» и «жаворонками», поэтому важно учитывать индивидуальные различия в переносимости физической нагрузки
различными людьми в разное время суток.

Географо-климатические условия также могут оказывать свое влияние на
содержание ПФК. Например, длинная полярная ночь и длинный полярный день
на Севере вносят определенный дисбаланс в нормальное функционирование
организма, нарушая его естественный биологический ритм.

На подбор упражнений ПФК влияют также температурные и климатические особенности времен года в тех или иных регионах.

 

 

6.      Прикладные виды спорта

Прикладными видами спорта считаются определенные прикладные навыки в военном деле, а также в различной хозяйственной деятельности, по которым проводятся соревнования. Практически все прикладные виды спорта требуют определенного материального благосостояния.    

Среди прикладных видов спорта различают нижеприведенные виды.  

6.1.           Кастинг в переводе с английского «кастинг» обозначает «метание» или «бросание» и является прикладным видом спорта, который заключается в метании миниатюрных снарядов, к примеру, искусственной мушки либо грузика. Для кастинга оборудуется поле стадиона либо схожая с ним площадка. Это состязание на меткость. Существует другая разновидность кастинга, которая направлена на отработку техники владения рыболовными снастями и заключается в закидывании спиннинга на дальность и меткость.  

6.2.           Конный спорт  — вид прикладного навыка подразумевает ряд соревновательных игр с использованием лошадей, а именно езду и скачки. Существуют классические виды скачек, среди которых конкур, выездка и троеборье.  Конкур означает преодоление препятствий. Выездка или, так называемый, дрессаж относится к высшей школе верховой езды и представляет собой выступления всадника и лошади в своеобразном танце. Троеборье включает в себя три разных соревнования, среди которых манежная езда, т.е. демонстрация послушания лошади, полевые испытания, представляющие собой скачки с препятствиями, и конкур. Кроме этого, различают такие виды соревнований, как пробеги, драйвинг, параолимпийский конный спорт.  Русский национальный вид конных состязаний – соревнования русских троек.

6.3.           Парусный спорт — вид подразумевает использование снаряжений, которые приводятся в движение с помощью парусов. В основном, это водные транспортные средства, такие как лодки и суда. Кроме того, есть разновидности соревнований, где применяются сани для езды по снегу и льду, а также тележки, передвигаемые по земле. Один из популярных видов соревнований – регата, которая заключается в гонке на яхтах. Гонки на яхтах бывают нескольких видов: гонки флота, в которых участвуют все заявители; классные гонки, проводимые вдалеке от берегов; гонки с гандикапом, основанные на системе гандикапа, т.е. действующие по принципу форы. 

6.4.           Спортивная рыбная ловля — сегодня настолько популярна, что переросла в настоящий вид спорта, в котором улучшаются навыки ловли рыбы, достигаются высокие результаты и проводятся соревнования. Она не имеет ограничений по возрасту, физическим данным и половому признаку.    Рыбная ловля предполагает пребывание ее участников на природе, на чистом свежем воздухе. Матерые рыболовы, как правило, закаленные и находятся в хорошей форме. Основу рыбной ловли составляют определенные знания о водоемах, о свойствах рыб, их поведении, умения ориентироваться на местностях, а также владение всем необходимым инвентарем и техникой. 

Информация о работе Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов