Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 15:36, реферат

Описание работы

Основные негативы жизнедеятельности современного студента:
- гиподинамия (очевидная недостаточность двигательной активности)
- всеобщая компьютеризация
- повышенные умственные нагрузки;
- повышенные эмоциональные нагрузки
- общая недостаточность свободного времени и пр.

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Общие сведения о ППФП
-Необходимость профессионально-прикладной физической подготовки. Цели и задачи ППФП студентов

4
-Место ППФП в системе физического воспитания
8
-Краткая история направленности физических упражнений для подготовки к труду
9
- Основные факторы, определяющие содержание ППФП
11
- Методика подбора средств ППФП студентов различных специальностей
13
Глава 2. Развитие физических качеств в процессе подготовки к профессиональной деятельности специалистов по прикладной математике
14
Заключение
21
Список литературы

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

1) виды, формы, условия и характер труда; 

2) режим труда и отдыха;

3) особенности динамики работоспособности  специалистов в процессе трудовой деятельности;

4) специфика профессиональных заболеваний.  Можно выделить также дополнительные  факторы, которые связаны с  индивидуальными, в том числе и возрастными, особенностями будущих специалистов, а также географическими и климатическими условиями региона, где будет работать будущий специалист.

Как основные, так и  дополнительные факторы объективны и взаимосвязаны. Полное представление  о профессии может дать анализ всей их совокупности, проводимый в  форме составления специальной  профессиограммы, которая позволяет  получить данные для обоснованной классификации профессий.[8]

Виды и формы труда  принято разделять на физический и умственный. Такое разделение носит  в настоящее время вполне условный характер. Мало вероятно, что специалист с высшим образованием будет выполнять  только тяжелую физическую работу. Наличие высшего образование предусматривает  квалифицированную, преимущественно умственную работу. Однако такое разделение необходимо, поскольку с его помощью легче проследить динамику работоспособности в течение дня. Кроме того, по данному признаку различается, например, труд математика-программиста и геолога-поисковика.

Условия труда предполагают продолжительность рабочего времени  и комфортность рабочего места. Поэтому  при подборе средств физической культуры и спорта для поддержания  высокой работоспособности человека необходимо учитывать и эти факторы.

Характер труда также  определяет содержание ППФП. Для этого  необходимо знать физические, психологические  и эмоциональные нагрузки, свойственные конкретной профессии. Следует учитывать, что характер труда специалистов одного и того же профиля может быть разным в  одних и тех же условиях.  Например, студенты экономического факультета СПбГУ могут в дальнейшем работать бухгалтерами, с малоподвижным характером работы или менеджерами с активным двигательным видом труда.

Динамика работоспособности  специалиста в процессе труда  – важный фактор, определяющий содержание ППФП студентов.

Методика  подбора средств ППФП студентов различных специальностей

 

 Подбор средств  ППФП должен производиться с  учетом  специфики учебного процесса и будущей профессиональной деятельности студентов.

            Средства ППФП составляют:

 

• прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта;

          • прикладные виды спорта;

 • гигиенические  факторы и оздоровительные силы природы.

 

            Одно из основных преимуществ  физических упражнений в качестве  ППФП заключается в том, что  с их помощью можно смоделировать  различные ситуации трудовой  деятельности. Так, использование  командных и игровых видов  спорта позволяет с успехом применять  их для совершенствования психологической закалки людей, создания чувства коллективизма и воспитания необходимых моральных качеств. Однако подбор упражнений и элементов из отдельных видов спорта чаще всего производится экспериментальным путем - по  принципу соответствия их особенностям профессиональных качеств и умений.

 В большинстве работ  по определению содержания ППФП  отмечается ведущая роль общей  и специальной выносливости  в  обеспечении высокой работоспособности в процессе труда.[9]

 

 

 

 

Развитие  физических качеств в процессе подготовки к профессиональной деятельности специалистов по прикладной математике

Развитие быстроты

 

Быстрота — специфическая  двигательная способность человека к экстренным двигательным реакциям и высокой скорости движений, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц. Физиологический механизм проявления быстроты, связанный со скоростными характеристиками нервных процессов, представляется как многофункциональное свойство центральной нервной системы (ЦНС) и периферического нервно-мышечного аппарата (НМА).

Целенаправленного развития быстроты и скорости движений требуют  далеко не все современные профессии. Для большинства видов трудовой деятельности достаточно бывает того ее уровня, который достигается в процессе общефизической подготовки.

Основными средствами развития различных форм быстроты являются упражнения, требующие быстрых двигательных реакций, высокой скорости и частоты  выполнения движений.

Быстрота двигательной реакции имеет большое прикладное значение для профессиональной деятельности специалиста. В ходе решения профессиональных задач встречаются случаи, когда требуется отвечать на какой-либо сигнал с минимальной задержкой времени. Современные технические системы также предъявляют высокие требования к быстроте реагирования.

Для целенаправленного  развития быстроты простой двигательной реакции наиболее эффективны повторный, расчлененный и сенсорный методы.

Повторный метод заключается  в максимально быстром повторном выполнении тренируемых движений по сигналу. Продолжительность таких упражнений не должна превышать 4—5 секунд. Рекомендуется выполнять 3—6 повторений тренируемых упражнений в 2—3 сериях.

Расчлененный метод  сводится к тренировке в облегченных  условиях быстроты реакции и скорости последующих движений.

Сенсорный метод основан  на тесной связи между быстротой  реакции и способностью к различению микроинтервалов времени и направлен  на развитие способности различать  отрезки времени порядка десятых  и даже сотых долей секунды.

В повседневной жизни  чаще приходится сталкиваться со сложными реакциями, для реализации которых  необходимо:

- адекватно оценить  ситуацию;

- принять необходимое  двигательное решение и оптимально его выполнить.

 

Основы методики развития быстроты

 

В профессиональной деятельности наибольшее значение имеет скорость выполнения целостных двигательных действий — перемещений, изменений  положения тела и т.д.

Максимальная скорость движений, которую может проявить человек, зависит не только от скоростных характеристик его нервных процессов и быстроты двигательной реакции, но и от других способностей: динамической (скоростной) силы, гибкости, координации, уровня владения техникой выполняемых движений. Поэтому скоростные способности являются сложным комплексным двигательным качеством.

Профессионально-прикладной деятельности присущи четыре основных вида скоростной работы:

Ациклический — однократное проявление концентрированного «взрывного» усилия.

Стартовый разгон — быстрое наращивание скорости с нуля с задачей достижения максимума за минимальное время.

Дистанционный — поддержание оптимальной скорости передвижения.

Смешанный —включает  в себя все три указанных вида скоростной работы.

Для развития скоростных способностей необходимо применять  упражнения, которые должны соответствовать следующим основным условиям:

- возможность выполнения  с максимальной скоростью;

- освоенность упражнения  должна быть настолько хорошей,  чтобы внимание можно было  сконцентрировать только на скорости  его выполнения.

Во время тренировки не должно происходить снижения скорости выполнения упражнений. Снижение скорости движений свидетельствует о необходимости прекратить тренировку этого качества и о том, что в данном случае уже начинается работа над развитием выносливости.

Ведущими при воспитании скоростных способностей являются повторный и соревновательный методы.

В ходе тренировок по развитию скоростных способностей необходимо работать не только над быстротой сокращения работающих мышц, но и над быстротой  их расслабления. Добиться этого можно путем постоянного контроля за быстрым расслаблением работающих мышц в скоростных движениях, а также тренировкой самой способности к релаксации мышц.

Добиться увеличения скорости движений можно двумя различными путями:

- увеличением уровня  максимальной (или предельной) скорости движений;

Средства для развития быстроты могут быть самыми разнообразными. В процессе прикладной физической подготовки для развития быстроты и скорости движений могут быть использованы разнообразные  упражнения. Отличные результаты достигаются при занятиях спортивными играми (настольный теннис, волейбол, баскетбол, ручной мяч), легкой атлетикой и другими видами спорта.

 

 

Развитие выносливости

 

Выносливость — способность  поддерживать заданную, необходимую  для обеспечения профессиональной деятельности, мощность нагрузки и противостоять утомлению, возникающему в процессе выполнения работы. Выносливость проявляется в двух основных формах:

- в продолжительности  работы на заданном уровне  мощности до появления первых  признаков выраженного утомления;

- в скорости снижения  работоспособности при наступлении  утомления.

Приступая к тренировке, важно уяснить задачи, последовательно  решая которые можно развивать  и поддерживать свою профессиональную работоспособность. Эти задачи заключаются в целенаправленном воздействии средствами физической подготовки на всю совокупность факторов, обеспечивающих необходимый уровень развития работоспособности и имеющих специфические особенности в каждом виде профессиональной деятельности. Решаются они в процессе специальной и общефизической подготовки. В связи с этим различают специальную и общую выносливость.

Специальная выносливость—способность к длительному перенесению нагрузок, характерных для конкретного  вида профессиональной деятельности. Изменяя параметры выполняемых упражнений, можно избирательно подбирать нагрузку для развития и совершенствования отдельных её компонентов. Для каждой профессии или групп сходных профессий могут быть свои сочетания этих компонентов.

Выделяют несколько  видов специальной выносливости:

Сенсорная — способность быстро и точно реагировать на внешние воздействия среды без снижения эффективности профессиональных действий в условиях физической перегрузки или утомления сенсорных систем организма.

Статическая — способность  к поддержанию вынужденной позы в условиях малой подвижности и ограниченного пространства.

Скоростная — способность  к поддержанию предельной и около   предельной быстроты движений в течение определённого времени без снижения эффективности профессиональных действий (в профессиональной физической подготовке этот вид выносливости обычно требуется для ускоренного передвижения).

Общая выносливость—  совокупность функциональных возможностей организма, определяющих его способность  к продолжительному выполнению с  высокой эффективностью работы умеренной интенсивности и составляющих неспецифическую основу проявления работоспособности в различных видах профессиональной деятельности.

 

Методика развития выносливости

 

Для развития выносливости применяются разнообразные методы тренировки, которые можно разделить на несколько групп: непрерывный (равномерный, переменный), интервальный и соревновательный методы тренировки.

Равномерный непрерывный  метод  заключается в однократном равномерном выполнении упражнений малой и умеренной мощности продолжительностью от 15—30 минут и до 1—3 часов, то есть в диапазоне скоростей от обычной ходьбы до темпового кроссового бега и аналогичных по интенсивности другим видам упражнений.

Переменный непрерывный  метод отличается от регламентированного  равномерного периодическим изменением интенсивности непрерывно выполняемой работы. Он предназначен для развития как специальной, так и общей выносливости и рекомендуется для хорошо подготовленных людей.

Интервальный метод  тренировки заключается в дозированном повторном выполнении упражнений относительно небольшой продолжительности (до 120 секунд) через строго определённые интервалы отдыха.

Для совершенствования  аэробных возможностей используют многократное повторение упражнения с субмаксимальной (80—90 %) интенсивностью продолжительностью от 10 до 20 секунд и короткими интервалами отдыха.

Интервальная тренировка заключается в чередовании упражнений продолжительностью от 15—20 до 90 секунд с примерно равными по длительности интервалами отдыха. Параметры нагрузки подбираются так, чтобы ЧСС в конце упражнения составляла 160—180 уд/мин, а к началу следующего повторения снижалась бы до 120—130 уд/мин.

Одной из специфических  форм интервального метода является круговая тренировка, заключающаяся в повторении серий нециклических, обычно скоростно-силовых, или общеразвивающих, упражнений с фиксированными параметрами интенсивности, продолжительности работы и интервалами отдыха. Организационные особенности метода состоят в одновременном выполнении группой занимающихся комплекса специально подобранных упражнений «по кругу»: каждое упражнение выполняется на определённом месте (станции), а занимающиеся переходят от одной станции к другой до завершения выполнения всего комплекса упражнений.

Повторный метод заключается в повторном выполнении упражнения с максимальной или регламентированной интенсивностью и произвольной продолжительностью интервалов отдыха до необходимой степени восстановления организма.

Информация о работе Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов