Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 00:28, курсовая работа
Возрастающее значение систематических занятий физическими упражнениями, связанное с глубокими изменениями образа жизни человека, требует разработки мероприятий, способных обеспечить высокую эффективность использования средств физической культуры. В то же время одна из актуальных и важных задач укрепления здоровья студентов – снижение травматизма при занятиях физическими упражнениями. Профилактика травм и заболеваний способствует решению данной задачи.
Национальный
Государственный Университет
Кафедра теории и методики спортивных игр
Курсовая работа
Профилактика травматизма нижних конечностей в игровых видах спорта (баскетбол,волейбол)
Выполнила:
студентка 3 курса 2 группы
тренерского факультета
Кухарева Мария Сергеевна
Проверено:
Санкт- Петербург
2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Возрастающее значение систематических занятий физическими упражнениями, связанное с глубокими изменениями образа жизни человека, требует разработки мероприятий, способных обеспечить высокую эффективность использования средств физической культуры. В то же время одна из актуальных и важных задач укрепления здоровья студентов – снижение травматизма при занятиях физическими упражнениями. Профилактика травм и заболеваний способствует решению данной задачи. Эффективность профилактики травматизма в спорте во многом зависит от согласованности работы врачей, преподавателей и самих студентов, занимающихся физической культурой. При этом именно на преподавателя возлагается основная функция как в реализации практических мер по профилактике травм, так и в проведении специальных реабилитационных мероприятий по восстановлению функций организма, утраченных в результате повреждений и заболеваний. Для решения этих задач необходимо знать основные причины и условия, при которых возникают различные травмы, и разбираться в особенностях проведения специальной реабилитации. Кроме того, нужно знать, как правильно оказывать первую помощь, так как от этого во многом зависит результат лечения и сроки восстановления физической активности. Вместе с тем следует отметить, что профилактике травм на занятиях по физической культуре уделяется мало внимания, отсутствует активная пропаганда необходимости профилактических мероприятий. Поэтому занимающиеся с пренебрежением относятся к мерам профилактики травматизма и вспоминают о них только тогда, когда уже получат травму.
Более высокая вероятность получения травмы имеется у спортсменов в игровых видах спорта, где технические приемы и тактические действия выполняются в условиях активного противодействия соперника, вынуждающих постоянно изменять условия игры. Задуманные технические приемы и запланированные действия отдельного игрока и команды в целом часто выполняются в сложных, иногда рискованных ситуациях .
Волейбол
и баскетбол – спортивные игры,
вошедшие в число самых
Успешная профилактика спортивных травм возможна лишь при знании причин их возникновения. В спортивной медицине имеется большое количество работ, в которых проведен анализ спортивного травматизма. Представляется целесообразной следующая классификация причин возникновения спортивных травм:
1) ошибки в методике проведения занятий;
2) изъяны в организации занятий;
3) недостатки
в материально-техническом
4) неблагоприятные санитарные условия при проведении занятий;
5) нарушение
требований врачебного
6) несоблюдение спортсменами правил дисциплины (Готовцев П.И., 1992).
Спортивные травмы по этой причине составляют более половины всех травм. Травмы данной группы обусловлены главным образом тем, что некоторые тренеры и преподаватели при обучении спортсменов не всегда выполняют важные принципы тренировок: регулярность занятий, постепенность физической нагрузки, последовательность в овладении двигательными навыками и индивидуализация тренировок. При анализе причин возникновения травм прослеживаются следующие факторы:
•недооценка разминки;
•форсированная тренировка;
•недостаточность технической подготовленности студента (особенно это проявляется в технически сложном баскетболе);
•использование на занятиях со студентами с низкой физической подготовленностью средств и методов тренировки, применяемых со студентами высокой подготовленности;
•несоответствие увеличения скорости движений и совершенствования техники движений;
•применение неадекватных физических нагрузок при занятиях со студентами, пришедшими на занятия после длительного перерыва;
•применение в конце занятий очень трудных, технически сложных упражнений (Готовцев П.И.,1992).
Травмы, полученные по этой причине, составляют от 5 до 10 % всех спортивных травм. Одна из нередких причин – нарушение инструкций и положений по проведению тренировочных занятий, а также правил безопасности. Например, если занятия проводятся в отсутствие преподавателя или на него приходится слишком много занимающихся. Существенный организационный недочет, ведущий к травмам, – неправильное размещение занимающихся, перегрузка мест занятий. Причиной травм может служить неправильное комплектование групп занимающихся (например, совместные занятия спортсменов с разной физической подготовленностью или различной спортивной квалификацией; занятия в одной группе юношей и девушек). Травмы могут быть связаны с такими нарушениями, как неодновременный приход (а также уход) спортсменов на занятия, нечетко организованная смена занимающихся групп, переход одной группы по участку спортивного поля в тот момент, когда другая группа еще проводит занятия и т. п. (Дубровский В.И.,1992).
По данным различных авторов, по этой причине происходит от 10 до 25 % всех спортивных травм.
Существуют
определенные нормативы материально-
По этим причинам возникает от 2 до 6 % всех спортивных травм. Имеются утвержденные нормы температуры воздуха, при которых разрешается проведение занятий. Недоучет температурных норм во время занятий (высокая или низкая температура в зале) нередко служит причиной травм. Неудовлетворительное санитарное состояние спортивных сооружений (залы, площадки), несоблюдение гигиенических норм температуры и влажности воздуха в спортивных залах, неполноценная вентиляция в закрытых спортивных сооружениях, недостаточная освещенность, нарушение ориентации у спортсмена из-за слепящих лучей солнца при занятиях в солнечный день могут стать причинами травм. Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ Г.Г. Онищенко введены в действие следующие санитар-но-эпидемиологические требования к спортивным залам.
1. Светопроемы помещений должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами (например, жалюзи), тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели.
2. Должен быть
обеспечен уровень
3. Температура
воздуха должна
Связанные с этим травмы составляют от 4 до 6 % всех спортивных травм. Причины травм данного порядка:
•допуск к спортивным занятиям лиц, не прошедших врачебный осмотр;
•продолжение тренировок спортсменами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, несмотря на рекомендацию врача провести курс лечения (у них быстрее возникает утомление и наступает расстройство координации движений);
•игнорирование преподавателем указаний врача об ограничении для спортсмена тренировочной нагрузки;
•большая нагрузка для спортсмена без учета состояния его здоровья и подготовленности;
•невыполнение требования распределения учащихся на медицинские группы, проведение занятий с учащимися основной и специальной групп совместно;
•допуск спортсмена
к занятиям после перенесенного
заболевания без соответствующе
Врачебный контроль
должен дополняться самостоятельными
наблюдениями занимающегося, т. е. самоконтролем
– системой контроля за своим здоровьем.
С помощью самоконтроля студент
анализирует применяемую
Травмы, основная причина которых – нарушение спортсменами установленных в каждом виде спорта правил и проявление грубости, составляют от 4 до 6 % спортивных травм. Игроки иногда используют запрещенные приемы, которые могут привести к взаимным увечьям. Анализ показывает, что в подавляющем большинстве случаев это происходит при невысоком уровне владения техникой (некоторые спортсмены стремятся возместить недостаточную техническую подготовленность применением силы и грубых, недозволенных приемов), при недостаточной требовательности судей во время игры, отсутствии должной воспитательной работы преподавателей с занимающимися. В этом направлении немалая роль принадлежит судьям, которые должны своевременно пресекать любые попытки к осуществлению грубых, опасных приемов. Иногда травмы у спортсменов возникают в результате недостаточной внимательности, нечеткого выполнения указаний преподавателя, поспешности в выполнении приема и т. п.
Существенную роль в возникновении травм играет нарушение режима спортсменами (прием пищи непосредственно перед занятиями, приход на тренировку в утомленном состоянии и пр.). Следовательно, одна из важных мер предупреждения травм – высокая требовательность преподавателей, хорошо поставленная воспитательная работа со спортсменами (Дембо А.Г.,1990).