Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 22:09, контрольная работа
Прыжки в высоту с разбега - вид легкой атлетики, характеризующийся кратковременными мышечными усилиями «взрывного» характера, имеющий много разновидностей (способов). Главные из них – «перешагивание», «волна», «перекат», «перекидной» и «фосбери - флоп». Наиболее эффективными способами прыжков являются «перекидной» и «фосбери - флоп».
Прыжки в высоту. Определение. Составляющие прыжка………….3 стр
Правила…………………………………………………………………4 стр
История. Древняя история…………………………………………….4 стр
Истроия. XIX век………………………………………………………5 стр
Способ «перешагивание»……………………………………………...5 стр
Способ «волна»………………………………………………………....6 стр
Способ «перекат»……………………………………………………….7 стр
Способ «перекидной»…………………………………………………..7 стр
Способ «фосбери - флоп»………………………………………………8 стр
Ричард Дуглас «Дик» Фосбери………………………………………...9 стр
Обучение технике прыжков в высоту………………………………...10 стр
Используемая литература……………………………………………...15 стр
Приземление в перекидном способе прыжка осложняется продолжающимся после преодоления планки вращением тела по продольной и поперечной осям. Поэтому спортсмен должен погасить скорость этого вращения и постараться мягко приземлиться на руки и маховую ногу, перекатываясь через плечо и правый бок.
Способ «фосбери-флоп»
Бесспорное преимущество
этого способа заключается в возможности
большего использования горизонтальной
скорости для вертикального подъема тела,
нежели в прыжках другими способами. От
спортсмена здесь не требуется сложной
координационной перестройки движений
от разбега к толчку, взлету и переходу
планки. Разбег в этом способе
выполняется по дуге (с забеганием) и начинается
под углом 75—
90° к планке По технике и ритму он напоминает
разбег прыжка в длину. На последних шагах
(при переходе к толчку) опускание ОЦТ
тела и подседание на маховой ноге отсутствуют.
Это позволяет прыгуну сохранить большую
горизонтальную скорость.
Толчок выполняется почти боком к планке
выставленной незначительно вперед дальней
от планки ногой. В связи с этим отталкивание
происходит с большей быстротой, чему
способствует короткий резкий мах сильно
согнутой в колене свободной ногой.
Полученный при дугообразном разбеге
и толчке вращательный момент позволяет
прыгуну во время взлета повернуться спиной к
планке. Вслед за этим он как бы ложится
спиной на планку, прогибаясь над ней в
пояснице. Как только таз сказывается
над
планкой, прыгун сгибает тело в тазобедренных
суставах, одновременно выпрямляя ноги
в коленных суставах и подтягивая их к себе.
Приземление происходит на округленную
спину, а порой и на затылочную область,
что вызывает необходимость специального
оборудования места для приземления.
Ричард Дуглас «Дик» Фосбери
Американец изобрел новый стиль прыжков в высоту из-за того, что не добился успеха в традиционных «ножницах» и «перекате». Выдумка удостоилась меткого прозвища флоп (по-английски — шлепнуться, плюхнуться) и под этим названием вошла в историю легкой атлетики.
16-летний парень, чей рост чуть не дотягивал до двухметровой отметки, в одном из последних классов средней школы не смог взять зачетную высоту. Фосбери понял, что это — предел его возможностей. Он прыгал «перекатом», доминировавшим в те годы стилем, который принес Валерию Брумелю мировой рекорд — 2,28 метра.
Честолюбивый и вдумчивый юноша занялся исследованиями. Сначала он немного модифицировал «ножницы», в которых не требовалось столь точной и сложной координации движений как при прыжке «перекатом». Затем он ввел чуть больший наклон корпуса назад, толчок ближней к планке ногой, начал экспериментировать с дистанцией и траекторией разбега. Позднее он даже обратился к Ади Дасслеру из «Адидаса» с просьбой изготовить ему специальную обувь с одним шипом на подошве для облегчения поворота ступни при толчке. В 1964 году первые фотографии необычного прыжка появились в газетах. Их встретили волной саркастических замечаний.
В разработке нового стиля американцу помогли новые технологии. Он сам признает, что знаменитый флоп был невозможен в период, когда спортсмены приземлялись в яму с песком. А вот когда песок заменили опилками, а затем и мягкими матами, то изобретенный Фосбери стиль стал триумфально распространяться по всему миру.
Лучшей рекламы для своего изобретения, чем победа на Олимпиаде, не придумаешь. Фосбери не числился среди фаворитов на Играх в Мексике в 1968 году, и его новый стиль поначалу вызвал на трибунах недоумение. Но когда американец стал преодолевать с первой попытки одну высоту за другой, отношение кардинально изменилось. Планка на 2,20 метра покорилась троим: Фосбери, его соотечественнику Эду Карузерсу и советскому атлету Валентину Гаврилову. На 2,22 все три попытки неудачно провел Гаврилов. Планку подняли еще на 2 сантиметра, и эта высота оказалась не по силам Карузерсу. Фосбери также испытывал трудности — лишь третий его прыжок, к которому он готовился почти десять минут, оказался удачным. Окрыленный успехом золотой медалист попытался установить новый мировой рекорд — 2,29 метра. Но потерпел неудачу.
На Олимпиаде в Москве 13 из 16 финалистов соревнований по прыжкам в высоту использовали стиль, придуманный Фосбери. Сам же изобретатель предпочел славе тихую жизнь в маленьком городке Кетчум в штате Айдахо, где он и по сей день руководит фирмой Galena Engineering.
Обучение технике прыжков в высоту
Прежде чем приступить к изучению того или иного способа прыжка, учащихся знакомят с основами разбега и отталкивания. Разбег должен изучаться в сочетании с отталкиванием. Однако полезно выполнять разбег и без отталкивания, с увеличением его длины до 7 – 9 шагов. Необходимо обратить внимание на ритм разбега, добиваясь его постепенного ускорения. Нередко школьники начинают разбегаться излишне быстро и достигают наибольшей скорости к середине разбега. В итоге подготовка к отталкиванию осуществляется при замедляющемся беге, что влечет за собой ряд ошибок в отталкивании. Существенной ошибкой в разбеге будет и преждевременное опускание ОЦТ тела, что также затруднит эффективное отталкивания.
Упражнения в разбеге надо сочетать с изучением ритма трех последних шагов. Перед учениками ставится задача ускорить ритм последних шагов, выполнить их широким шагом, ставя ногу на грунт с пятки. На первых этапах разбег с выполнением последних предтолчковых шагов заканчивается или просто отталкиванием без преодоления планки, или вспрыгиванием на невысокие предметы, а также перепрыгиванием через них произвольным способом.
Так как прямолинейность разбега – одно из главных условий успешности прыжка, учитель может ставить перед учащимися задачу разбегаться по линии, нарисованной на полу мелом или обозначенной на грунте прыжковой площадки.
Для изучения отталкивания применяется большое число специальных и имитационных упражнений: 1) постановка ноги на толчок с пятки на всю стопу; 2) мах свободной ногой, держась рукой за опору; 3) сочетание постановки толчковой ноги с махом свободной ногой; 4) то же с разбега в сочетании с отведением рук назад и последующим махом рук вверх; 5) то же с доставанием руками, головой и ногой различных предметов; 6) прыжки через планку на взлет, подтягивая и сгибая толчковую ногу, и др.
В условиях общеобразовательной школы, когда на уроке присутствует значительное количество учащихся, преподавателю необходимо применять также методы обучения технике прыжка в высоту, которые позволяют выполнять упражнения всем учащимся одновременно или поточно. Так, двигаясь вокруг зала или площадки на расстоянии нескольких шагов друг от друга, дети выполняют отталкивание на каждый третий или пятый шаг. Или один за другим перепрыгивают через натянутую посередине зала веревочку, скакалку, резину.
При выполнении прыжков через планку на пришкольной спортивной площадке нужно позаботиться об увеличении ямы для приземления, чтобы прыжки могли выполнять одновременно несколько человек.
Уже на первом этапе обучения преподаватель должен привить учащимся навыки рационального приземления. Этому послужат прыжки в глубину, спрыгивания с различных гимнастических снарядов, изучение приземления на руки и на ноги с последующим перекатом па плечи и спину.
При обучении разбегу в сочетании с отталкиванием нужно иметь в виду, что прыжок – это единый двигательный акт, поэтому большое внимание нужно уделить сочетанию этих элементов. Рационально будет предложить обучаемым следующие задания: сочетать разбег с выполнением трех последних ускоренных шагов, выполнить три последних шага и имитировать отталкивание с энергичным махом свободной ноги и т.д. Дети обычно с трудом осваивают сочетание быстрого разбега с мощным, технически правильным отталкиванием. Очень важно найти оптимальную скорость разбега для каждого ученика. Найдя соответствующий ритм разбега, его можно закрепить, подавая звуковые сигналы. Длину отдельных шагов разбега можно регулировать, сделав соответствующие отметки на линии разбега.
Преодоление планки. Движения прыгуна в полете зависят от избранного им способа прыжка. Известно большое количество имитационных упражнений, с помощью которых можно овладеть тем или иным способом. Однако если учитель будет использовать на занятиях только их, то он может «засушить» урок, сделать его неинтересным, Вот почему необходимо чередовать выполнение специальных упражнений с различными прыжками – не только через планку, но и через естественные и искусственные препятствия, использовать игры с элементами прыжков («Удочка», «Веревочка пол ногами», «Прыжок за прыжком», «Кто кого перепрыгнет?» – и др.), эстафеты с преодолением препятствий. В процессе занятий следует устраивать соревнования как на высоту прыжка (простейшими способами), так и на лучшее исполнение различных его элементов.
Техники прыжка способом «перешагивание»
1. Научить переносить через препятствие маховую и толчковую ноги. Для этого, стоя боком вплотную к препятствию (поставленной наклонно планке или скамейке), поднять вверх маховую ногу, поставить ее за препятствием и тотчас же поднять и перенести через него толчковую ногу.
2. То же, но с нескольких шагов подхода.
3. Научить преодолению планки перешагиванием, отталкиваясь с небольшого разбега. Место толчка обозначить кругом, нарисованным в 20 – 30 см от планки. Быстро подойдя к планке мелкими шагами, оттолкнуться из круга и преодолеть препятствие. То же с трех шагов разбега.
4. Научить правильным движениям
маховой и толчковой ноги. Кроме
круга для отталкивания, начертить
за препятствием круг для
5. Научить правильному положению туловища и рук во время прыжка. Добиваться выпрямления туловища и маха руками, согнутыми в локтях, во время отталкивания и наклона туловища вперед с поворотом его в сторону разбега, опуская одновременно с этим руки вниз по сторонам от планки во время полета.
Освоение способа «перекат» следует начинать с изучения разбега со стороны толчковой ноги и отталкивания ближней к планке ногой. Этому способствуют следующие упражнения:
1. С небольшого разбега (2 – 3 шага),
оттолкнувшись ближней к
2. Прыжок с 2 – 3 шагов разбега, приземляясь на толчковую ногу и наклоняя туловище с поворотом боком к планке.
3. То же, но подтягивая, а затем опуская толчковую ногу за планку и поворачиваясь грудью к яме для приземления.
4. Имитация прыжка способом «
5. Имитация прыжка через коня или гимнастический стол.
Изучение прыжка способом «перекидной» в условиях общеобразовательной школы имеет особое значение. Этот способ наиболее эффективен и в то же время сравнительно прост для освоения. Его изучение не требует таких мер предосторожности, как «фосбери». Освоению техники «перекидного» способствуют такие упражнения.
Для изучения продольного вращения тела:
1. Стоя на толчковой ноге боком к гимнастической стенке и держась за нее руками, выполнение маха широким движением от бедра с последующим поворотом лицом к гимнастической стенке.
2. То же упражнение с нескольких шагов разбега. Упражнение заканчивается вспрыгиванием на гимнастическую стенку.
3. Прыжки с одного, двух и трех шагов разбега с подтягиванием толчковой ноги и увеличением скорости продольного вращения с поворотом на 180 и 360° (пируэт).
4. То же, но через наклон на поставленную планку. Вначале дальний конец планки устанавливается на земле, а ближний – на кронштейне стойки. Постепенно дальний конец поднимается.
Для изучения движений при переходе через планку и приземлении:
1. Имитация переноса толчковой ноги из положения упор лежа за руками.
2. Выполнение перехода планки и приземления с опорой о гимнастические снаряды: конь, стол, скамейку, бревно или брусья.
3. Совершенствование перехода
Для совершенствования прыжка способом «перекидной» в целом:
1. Прыжки через планку на
2. Прыжки через планку. Совершенствование перехода от разбега к толчку.
3. Прыжки на околопредельной
и предельной высоте (следить
за сохранением техники
Изучение техники прыжка способом «фосбери», требует специального оборудования и мер предосторожности, поэтому его освоение возможно лишь в условиях ДЮСШ или на секционных занятиях в общеобразовательной школе.
Основные упражнения для изучения способа «фосбери»:
1. Бег по кругу с постепенным уменьшением его диаметра до 10 – 15 м.
2. Разбег с забеганием по дуге поворота на последних 3 – 5 шагах.
3. Прыжки через планку способом «перешагивание» с забеганием по дуге.
4. Выполнение отталкивания и
движения сильно согнутой
Информация о работе Прыжки в высоту. техника и методика обучения