Психологические особенности здорового образа жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:28, реферат

Описание работы

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.

Файлы: 1 файл

Психологические особенности здорового образа жизни.docx

— 62.01 Кб (Скачать файл)

Психологические особенности здорового образа жизни (ЗОЖ)

Введение

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность  каждого, он не вправе перекладывать  ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического  состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к  труду и обеспечивающая гармоническое  развитие личности. Оно является важнейшей  предпосылкой к познанию окружающего  мира, к самоутверждению и счастью  человека. Активная долгая жизнь - это  важное слагаемое человеческого  фактора. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) "здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".

Вообще, можно говорить о  трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном): Физическое здоровье - это  естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием  всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система  саморегулирующаяся) правильно функционирует  и развивается.

Психическое здоровье зависит  от состояния головного мозга, оно  характеризуется уровнем и качеством  мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые  являются основой социальной жизни  чело века, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение  сокровищами культуры, активное неприятие  нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически  и психически здоровый человек может  быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.

Основатели глубинной  психологии - показали человеку другую, игнорируемую и недооцененную им сторону его душевной жизни. Если просвещенный XIX век, преклоняясь перед  разумом и высшими достижениями человеческого духа, брезгливо отворачивался  от бессознательных проявлений души, считая их негативными, то в XX столетии долгое время наблюдалось пренебрежение  как раз к здоровым компонентам  психики, рассуждения о которых  часто казались слишком банальными, отвлеченными и уводящими от понимания  подлинной природы человека. Внутриличностный конфликт характеризует личность в гораздо большей степени, нежели ее способность сохранять здоровье и душевное благополучие — таков основной научный предрассудок XX столетия, которым объясняется существенный пробел в современной психологической науке — отсутствие в ней целостной и четко структурированной психологической теории здоровья. Чтобы заполнить этот пробел, необходимо, осмыслив и систематизировав то, что уже достигнуто великими психологами прошлого века (такими, как К. Г. Юнг, Р. Ассаджоли, А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Мэй, С. Гроф и др.), сделать предметом тщательного междисциплинарного и кросс-культурного изучения феноменологию здоровья и болезни во всем многообразии ее психологических и социокультурных аспектов. Накопление эмпирических данных и разработка объяснительных схем в этой области будет способствовать построению научной, психологической по своей сути модели психического здоровья личности на основе комплексного, системного подхода. Далее предстоит исследовать необходимые условия и факторы оздоровления человека, знание которых имеет огромное значение для успешной психологической и психотерапевтической практики.

Конкретные попытки заполнить  «пробел» и пересмотреть теорию личности в свете новейших концепций психического здоровья предпринимаются в наши дни крупнейшими отечественными учеными. Среди них следует упомянуть таких видных психологов, как Б. С. Братусь, В. Я. Дорфман, Е. Р. Калитеевская, Ю.М. Орлов, Д. А. Леонтьев и др. В работах этих исследователей намечен синтез естественнонаучных и гуманитарных подходов к проблеме психического здоровья личности, исследуются ценности и смысло-жизненные ориентации, духовные и нравственные измерения/ человека как детерминанты его благополучного развития.

Общая характеристика работы

Актуальность.

Здоровье — самое ценное, что мы имеем. Его нельзя купить ни за какие деньги. Здоровье нужно  закалять и сохранять.

Формирование здорового  образа жизни зависит только от нас  самих, наших предпочтений, убеждений  и мировоззрений.

В наше время, научно-технической  и промышленной революции за человека почти все делают машины, лишая  его двигательной активности. Основная доля физических нагрузок приходится на спорт и физическую культуру. На которые у нас как всегда нет возможности, времени, сил, желания  и т.д. Отсюда и слабое здоровье, и  вялость, и болезни, и ожирение и  остальные недуги.

Также на состояние здоровья человека влияет экологическая обстановка в месте его проживания, качества питания и наличия благоприятных  природных условий. В районе с  экологическими проблемами поддержание  здоровья носит первостепенный характер.

В Республике Беларусь в  связи с аварией на ЧАЭС здоровье всей нации было подорвано. Его восстановление и сохранение - это важная национальная задача, как государственного аппарата, так и каждого гражданина нашей  страны.

Объект исследования: две  группы студентов 3 курса БГАФК, первая группа - специализация менеджмент спорта и туризма, вторая — специализация  лыжный спорт.

Предмет исследования: отношение  студентов БГАФК к физической культуре и спорту как способу  формирования здорового образа жизни.

Цель: определить и обосновать потребность в здоровом образе жизни  и его формировании средствами физической культуры.

Гипотеза: если выявить влияние  физической культуры на формирование здорового образа жизни, то можно  будет дать практические рекомендации по повышению мотивации к ведению  здорового образа жизни.

Задачи:

1 .Определить, что является  здоровым образом жизни.

2.Формирование здорового  образа жизни средствами физической  культуры.

3.Провести исследование

4.Проанализировать полученные  результаты

Методы исследования: В  процессе написания курсовой работы использовались следующие методы:

1. Реферирование - краткое  письменное содержание изучаемого  научно-методического материала.

2. Анализ и обобщение  научно-методической литературы.

3. Анкетирование.

4. Метод математической  статистики.

Глава 1. Формирование здорового образа жизни 

1.1. ЗОЖ и его  компоненты

Перед тем, как коснуться  этой темы, я хотел бы раскрыть, что  такое личность. Личность – это  социальная категория, это характеристика человека, как общественного индивида, субъекта и объекта социальных отношений. «От начала и до конца личность это явление социальной природы, социального происхождения…» Понятие  «личность» указывает на связь человека и общества. Таким образом, из выше написанных мною слов, следует, что  нужно обращать особое внимание на ведение здорового образа жизни (ЗОЖ) личности. Ведь, если каждая личность будет вести ЗОЖ, то тогда всё  наше общество будет здоровым, а  это весьма значительно.

Теперь, прежде чем продолжить и конкретизировать эту тему, остановимся  на самом понятии образ жизни (ОЖ). ОЖ обычно связывают с характером, спецификой поведения отдельных  людей или целых групп населения. Говорят об ОЖ какого-то лица, об ОЖ городского, сельского населения, иногда о профессиональных особенностях и  т.п. И подобные представления не вызывают возражений – они широко вошли в наш быт. Но нам следует  дать научную трактовку этого  понятия, коль скоро мы попытаемся соотнести  его со здоровьем – очень сложной  категорией, подверженной влиянию многих факторов и условий. И всё же ОЖ включает основную деятельность человека, куда входит трудовая деятельность, социальная, психо-интеллектуальная, двигательная активность, общение и бытовые взаимоотношения.

Однако не следует путать понятия «ОЖ» и «условия жизни».

ОЖ – способ переживания  жизненных ситуаций, а условия  жизни – деятельность людей в  определённой среде обитания, в которой  можно выделить экологическую обстановку, образовательный ценз, психологическую  ситуацию в мини и макросреде, быт  и обустройство своего жилища.

Отсюда, по логике, определено, что ОЖ непосредственно влияет на здоровье человека, а в то же время  условия жизни как бы опосредованно  оказывают влияние на состояние  здоровья.

ЗОЖ можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и  улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что ОЖ человека и семьи  не складывается сам по себе в зависимости  от обстоятельств, а формируется  в течение жизни целенаправленно  и постоянно.

Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения  через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с  вредными привычками, гиподинамией и  преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.

Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые  укрепляют и совершенствуют резервные  возможности организма, обеспечивая  тем самым успешное выполнение своих  социальных и профессиональных функций  независимо от политических, экономических  и социально–психологических ситуаций.

Нам нужно полнее, ярче раскрыть сущность этого понятия, его проявления в нашей действительности, в частности  для дальнейшего совершенствования  нашего здравоохранения. Некоторым  может показаться, что между здоровым образом жизни и здравоохранением можно правомерно поставить знак равенства. Последнее чаще квалифицируется, как система общественных и государственных  мер по охране и укреплению здоровья населения (профилактика, лечение, реабилитация). И основания для такого заключения есть: в решении проблемы участвуют  государственные, общественные органы и организации, а также учреждения службы здравоохранения, осуществляющие свои непосредственные функции. А ЗОЖ  – это, прежде всего деятельность, активность личности, группы людей, общества, использующих предоставляющие им возможности  в интересах здоровья, гармонического, физического и духовного развития человека

Мотивация

Перед тем, как подобно  написать о ЗОЖ я хотел бы пояснить, что именно нас побуждает в  его формировании. Это, конечно же, мотивы!

Каждый, кто хочет понять поступки другого человека или своё собственное поведение, начинает с  поисков причин соответствующих  действий – мотивов поведения. Эти  поиски не представляли никакой бы трудности, если бы поведение человека всегда определялось лишь одним мотивом. Многими экспериментами доказано, что  и у людей и у животных поведение  чаще всего определяется одновременным  наличием нескольких мотивов. Но если у животных реакция выбора при действии комплекса раздражителей осуществляется на уровне смежных условных рефлексов, то у человека проявление мотивации опосредствовано функцией сознания, которое представляет высший эволюционный уровень регуляционных механизмов нервной системы. Поэтому у человека определяющую роль в принятии и изменении решений при актуализации того или иного мотива, играет так называемый сознательный мотив. Говоря о мотиве, как об осознанном побуждении к определённому образу действий, следует иметь в виду, что сам по себе мотив не является причиной целенаправленных действий. Он лишь результат отражения в психике потребностей организма, вызванных внешними или внутренними объективными явлениями.

Мотивация при формировании ЗОЖ средствами ФК и С, как и в любой другой деятельности, занимает особое место. И мотивы, побуждающие человека заниматься ФК и С имеют свою структуру:

1. Непосредственные мотивы:

потребность в чувстве  удовлетворения от проявления мышечной активности;

потребность в эстетическом наслаждении собственной красотой, силой, выносливостью, быстротой, гибкостью, ловкостью;

стремление проявить себя в трудных, даже экстремальных ситуациях;

потребность в самовыражении, самоутверждении.

2.Опосредованные мотивы:

стремление стать сильным, здоровым;

стремление через физические упражнения подготовить себя к практической жизни;

чувство долга («стал заниматься физическими упражнениями, потому что  нужно было посещать уроки ФК как  обязательные в школьной программе»).

Резервы организма

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи  и взаимодействии психических и  физических сил организма. Гармония психофизических сил организма  повышает резервы здоровья, создает  условия для творческого самовыражения  в различных областях нашей жизни. Академик Н. М. Амосов предлагает ввести новый медицинский термин "количество здоровья" для обозначения меры резервов организма.

Скажем, у человека в спокойном  состоянии через легкие проходит 5-9 литров воздуха в минуту. Некоторые  высокотренированные спортсмены могут произвольно в течение 10-11 минут ежеминутно пропускать через свои легкие 150 литров воздуха, т.е. с превышением нормы в 30 раз. Это и есть резерв организма.

Возьмем сердце. И его  мощность подсчитать. Есть минутные объемы сердца: количество крови в литрах, выбрасываемое в одну минуту. Предположим, что в покое оно дает 4 литра в минуту, при самой энергичной физической работе - 20 литров. Значит, резерв равен 5 (20:4).

Точно также есть скрытые  резервы почек, печени. Выявляются они  с помощью различных нагрузочных  проб. Здоровье -это количество резервов в организме, это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функции.

Систему функциональных резервов организма можно разбить на подсистемы:

1. Биохимические резервы  (реакции обмена).

2. Физиологические резервы  (на уровне клеток, органов, систем  органов).

3. Психические резервы.

Основные элементы здорового  образа жизни

Здоровый образ жизни  включает в себя следующие основные элементы:

распорядок дня

рациональный режим труда  и отдыха, рациональное питание

дыхание

режим сна

искоренение вредных привычек,

оптимальный двигательный режим,

плодотворный труд,

личную гигиену,

массаж

закаливание и т.д.

Неотъемлемой частью здорового  образа жизни являются высокие моральные, нравственные и этические ценности человека. Большое внимание надо уделять  формированию сознания личности как  общественной единицы.

Информация о работе Психологические особенности здорового образа жизни