Психологический отбор в спорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 10:48, курсовая работа

Описание работы

Проблема отбора весьма многогранна. Она затрагивает многочисленные аспекты — социальные, психологические, педагогические, философские...
По некоторым вопросам отбора сложились более или менее четкие представления и теории, по другим — они еще находятся в стадии формирования.
Бурный рост спортивных достижений в различных видах спорта непрерывно направляет мысль тренеров и научных работников на поиски новых, наиболее эффективных и совершенных методов тренировки.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретический анализ литературы……………………………………5
1.1 Представление о психологическом отборе в спорте……...................5
1.1.1 Понятие отбора в спорте…………………………………………..5
1.1. 2 Этапы психологического отбора…………………………………7
1.1.3 Психологические критерии отбора…………………………….…9
1.2 Цели и задачи отбора………………………………………………….12
Глава 2.Отбор в спорте: основные психологические компоненты………….13
2.1 Основные психологические принципы отбора в спорте…………...13
2.2 Система психологического отбора спортсменов…………………....15
Глава 3. Основные этапы и уровни отбора……………………………………18
3.1 Этапы отбора профессиональных спортсменов…………………...18
3.2 Уровни спортивного отбора…………………………………………25
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы……………………………………………………………...29
Приложение……………………………………………………………………....32

Файлы: 1 файл

psikh_otbor_v_sporte_dor.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

Содержание   

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1.Теоретический анализ литературы……………………………………5

        1.1 Представление о психологическом отборе в спорте……...................5

         1.1.1 Понятие отбора в спорте…………………………………………..5

          1.1. 2 Этапы психологического отбора…………………………………7

          1.1.3 Психологические критерии отбора…………………………….…9

       1.2 Цели и задачи отбора………………………………………………….12

Глава 2.Отбор в спорте: основные психологические компоненты………….13

         2.1 Основные психологические принципы отбора в спорте…………...13

         2.2 Система  психологического отбора спортсменов…………………....15

Глава 3. Основные этапы и уровни отбора……………………………………18

           3.1 Этапы отбора профессиональных спортсменов…………………...18

           3.2 Уровни спортивного отбора…………………………………………25

Заключение………………………………………………………………………27

Список литературы……………………………………………………………...29

Приложение……………………………………………………………………....32

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Введение

Проблема отбора весьма многогранна. Она затрагивает многочисленные аспекты — социальные, психологические, педагогические, философские...

По некоторым вопросам отбора сложились  более или менее четкие представления  и теории, по другим — они еще находятся в стадии формирования.

Бурный рост спортивных достижений в различных видах спорта непрерывно направляет мысль тренеров и научных  работников на поиски новых, наиболее эффективных и совершенных методов  тренировки. Но даже это не всегда приводит к достижению желаемого результата.

В практике спорта много случаев  когда спортсмены, казалось бы, при  самой передовой и правильной методике тренировки, не могут добиться высоких результатов.

Очевидно, проблема дальнейшего повышения  уровня спортивных достижений сводится не только к поиску новых методик тренировки, но и к поиску по настоящему одаренных в спортивном отношении людей и подготовки их с применением индивидуального подхода .

Поэтому можно сказать, что актуальность данной работы определяется недостаточной разработанностью вопроса о совершенствовании индивидуальных методов отбора и прогнозирования в спорте.

Непрерывный рост достижений в спорте вообще, и в  профессиональном спорте , в частности, предъявляет все  больше требований к системе подготовки спортсменов, в которой существенное место занимает поиск одаренных людей. Поэтому среди желающих заниматься спортом, необходимо повысить качество отбора, и осуществить поиск наиболее талантливых и перспективных детей, которые могут показать выдающиеся спортивные результаты.

Объект исследования: психологический отбор.

Предмет исследования: специфика психологического отбора в спорте.

Цель работы: выявить особенности психологического отбора в спорте.

Гипотеза: мы предполагаем, что оценка по психическим качествам спортсменов в процессе отбора является обязательной составной частью в рамках достижения значительных спортивных результатов.

 

В соответствии с целью были поставлены задачи:

  1. Изучить теоретические представления о психологическом отборе и его компонентах.
  2. Рассмотреть цель и задачи отбора в спорте.
  3. Обозначить основные этапы и принципы отбора в спорте.

 

Основными методами нашей курсовой работы были выбраны:

1.Анализ литературы по теме  психологический отбор, этапы  отбора, типология личности.

2.Синтез и анализ, монографический, системный подход, статический, табличный и др.

 

Глава 1. Теоретический анализ литературы

    1. Представление о психологическом отборе в спорте

1.1.1Понятие  отбора в спорте

Для современного спорта характерны стремительный рост рекордов, значительная интенсификация тренировочных и соревновательных нагрузок, острая борьба равных по силе соперников. Чтобы добиться высоких спортивных результатов, необходимо подчас 8-10 лет напряжённых занятий. Поэтому очень важно своевременно выявить спортивные способности у детей для обнаружения действительно талантливых в двигательном отношении детей. [4, стр. 83]

Проблема подготовки полноценных  спортивных резервов затрагивает широкий  круг вопросов организационного, методического, научного характера. [20]

          Начинается этот процесс со спортивного отбора.

        Спортивный отбор - это система организационно-методических мероприятий, включающих педагогические, психологические, социологические и медико-биологические методы исследования, на основании которых выявляются способности детей, подростков и юношей для специализации в определённом виде спорта или в группе видов спорта.

Спортивный отбор – это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности  ребенка к тому или иному  виду спорта на основе способностей – совокупности качеств личности, которые соответствуют объективным условиям и требованиям к определенной деятельности и обеспечивающие успешное её выполнение.

 

Спортивный  отбор - длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования (педагогических, медико-биологических, психологических, социологических и др.).

Другое  определение спортивного отбора звучит так. Спортивный отбор - это комплекс мероприятий по выявлению спортсменов, обладающих высоким уровнем способностей, отвечающих требованиям специфики  вида спорта. Качественно видоизменяясь, отбор входит в систему многолетней подготовки.

Спортивный  отбор - это основанный на научном  прогнозе процесс принятия и реализации решения о включении или не включении в спортивную деятельность ее возможного участника.[15]

Итак, из вышеприведенных определений уже можно сделать вывод о том, что спортивный отбор, являющийся комплексом мероприятий, применим как к детям, так и к спортсменам. Спортивный отбор проходят все участники спортивной деятельности: спортсмены, тренеры, судьи, спортивные врачи, специалисты из комплексной научной группы и т. д. Часто назначение определенного тренера сборной команды оказывает значительно большее влияние на спортивные достижения, чем включение в нее самого сильного спортсмена.

 

 

 

 

                                

          

 

                 1.1.2 Этапы психологического отбора 

Психологический отбор в спорте теснейшим образом связан с обеспечением психической надежности. Если говорить точно, то обеспечение психической  надежности является одним из факторов психологического отбора, а на стадии высшего спортивного мастерства становится решающим фактором отбора.

Отбор предполагает превышение числа  претендентов над числом вакантных  мест. В спорте речь идет не об ограничении  числа занимающихся, а о постепенном  сужении к вершине «пирамиды» лиц, которым доступны высшие спортивные достижения. Собственно говоря, проблема психической надежности становится центральной только для высшей стадии спортивного мастерства, хотя на предыдущих стадиях отбор присутствует в гораздо большей степени, когда спортсмен проходит через «сито» спортивных результатов, «конкурс» способностей, испытание сочетанием учебы и занятий спортом.

Не зря основные этапы психологического отбора получили образные названия: «отсев», «адаптация» и «надежность».

«Отсев» – название этапа психологического отбора, характерного для начала занятий  спортом. Иногда спортсмен сразу  находит подходящий для него вид  спорта, иногда ему приходится сменить  несколько секций и тренеров, нередко  и тренер рекомендует ему заняться другим видом или совсем оставить спорт. Занимаясь в секции или клубе, спортсмен также долгое время будет решать проблемы общефизической подготовки и не сразу сможет проявить свои способности именно вследствие недостатка некоторых физических или психических качеств. В этом случае занятия спортом становятся для него неинтересными и он может отказаться от посещения тренировок. Только четверо из тысячи занимающихся спортом достигают результатов мастера международного класса.

«Адаптация» – стадия психологического отбора, связанная с окончательным выбором специализации и закреплением спортсмена в спортивной деятельности. Эта стадия не менее, чем другие, изобилует проблемами психологического порядка. Здесь и переносимость повышающихся физических нагрузок, и возрастание конкуренции, и длительное пребывание вне дома и семьи на сборах и в поездках, и неясность перспектив приобретения профессии, и многое другое. Наиболее важной психической стороной этой стадии отбора является становление спортивной мотивации. Спортсмен должен почувствовать «вкус победы», преодолеть трудности волевого порядка, когда приходится выполнять много самой разнообразной работы над физическими качествами, техникой, материально-техническим обеспечением. Должно произойти становление личности, четко направленной на спортивные достижения, и признание этой личности ближайшим окружением и основными соперниками. Не случайно в этот период психологи отмечают отчетливое возрастание самооценки и уровня притязаний.

Уровень притязаний характеризует  степень надежды на успех, трудность или легкость задач, выбираемых личностью для самостоятельного решения, влияние успеха или неудачи на последующую активность в достижении цели, желаемый уровень самооценки.

«Надежность» – символ и синоним  завершающего этапа психологического отбора. Характеризуется становлением системы обеспечения психической надежности спортсмена и команды.[18]

 

 

 

 

 

1.1.3 Психологические критерии отбора

Психологические критерии: 
а) особенности темперамента; 
б) особенности характера; 
в) степень развития волевых качеств.

Свойства темперамента относятся к психическим свойствам, которыми одни человек в своём поведении отличается от других. К ним относят: тревожность, эмоциональную возбудимость, импульсивность, лабильность и регидность.

Тревожность – это свойство определяемое степенью беспокойства, озабоченности, эмоциональной напряжённости человека в ответственной и особенно угрожающей ситуации.

Эмоциональная возбудимость – это лёгкость возникновения эмоциональных реакций на внешние и внутренние воздействия.

Импульсивность характеризует быстроту реагирования принятия и исполнения решения.

Ригидность и лабильность обуславливают лёгкость и гибкость приспособления человека к изменяющимся внешним воздействиям: ригиден тот, кто трудно приспосабливается к изменившейся ситуации, кто инертен в поведении, косен в привычках, образе мыслей; лабилен тот, кто быстро приспосабливается к новой ситуации.

Как показано Б.А. Вяткиным, спортивные достижения в ситуации психического напряжения зависят от свойств темперамента, поэтому их целесообразно учитывать при отборе и ориентации в различные виды спорта. Так, обследование нескольких сот спортсменов показало, что у парашютистов, прыгунов в воду очень редко встречается высокая тревожность. Очевидно, это мешает получать удовольствие от занятий таким видом спорта, который требует риска, смелости. Поэтому люди с высокой тревожностью либо не идут в эти секции, либо быстро уходят из них. В то же время, для занимающихся художественной гимнастикой, высокая тревожность может играть положительную роль, так как позволяет более точно воспроизводить и медленный, и быстрый темп.[16]

Очевидно и личностные особенности оказывают влияние на эффективность деятельности и выбор того или иного вида спорта. Так, игровые виды спорта выбирают лица с высокой активностью, оптимизмом, жизнерадостностью, избытком энергии и созданием собственных возможностей; художественную гимнастику, акробатику, конный спорт предпочитают лица с жаждой признания, склонностью к некоторой театральности в поведении, с богатым воображением, с живостью и выразительностью эмоциональных реакций.

Современные методы исследования психических  особенностей позволяют определить типы темпераментов, учёт которых представляет интерес для спортивной ориентации юных спортсменов. В соответствии с классификацией Шелдова, могут быть выделены типы висцеротоника, соматотоника и церебротоника.

Висцеротоник отличается психической уравновешенностью, замедленными реакциями, высокой коммуникабельностью. Такой спортсмен хорошо уживается в коллективе, не терпит одиночества, незаменим в командных соревнованиях.

Для соматотоника характерна выраженная эмоциональность, неуживчивость, энергичность, большая выносливость при мышечной работе.

Церебротоник склонен к самоанализу, интеллектуальной деятельности, отличается быстрой двигательной реакцией, но имеет сравнительно невысокую выносливость, а её специальное развитие в процесс тренировки не вызывает у него интереса. Он может рассчитывать на успех в видах спорта, требующих молниеносных решений и действий (например, в фехтовании).

Не отрицая  положительного значения данной классификации, следует отметить её условность, отсутствие чётких критериев оценки психических  свойств индивидуума. По-видимому, при  спортивном отборе следует отдавать предпочтение тестированию типологических особенностей нервной системы.

Для выявления волевых качеств детям целесообразно давать контрольные задания (желательно в соревновательной форме). Показателем интенсивности проявления волевых усилий занимающихся служит успешное выполнение упражнений с кратковременным напряжением, спортивного трудолюбия – выполнение относительно сложных в координационном отношении упражнений, для освоения которых требуется продолжительное время. Решительность и смелость определяется посредством выполнения различных упражнений в усложнённых условиях. Целеустремлённость оценивается на основании отношения испытуемых к занятиям, освоению специальных упражнений и т.д.

Следует подчеркнуть  необходимость всестороннего изучения личности спортсмена, не отдельных  его способностей.[19]

Социологические критерии отбора включают характеристику мотивов, интересов и запросов учащихся: показатели характеризующие формирующие влияние спорта, семьи, коллектива. Эффективность отбора во многом зависит от своевременного и объективного выявления интереса детей и подростков к занятиям тем или иным видом спорта. Важное значение имеет всесторонний анализ причин отсева юных спортсменов, проявивших задатки для успешного спортивного совершенствования на первых этапах многолетней тренировки.

Информация о работе Психологический отбор в спорте