Психологический отбор в спорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 10:48, курсовая работа

Описание работы

Проблема отбора весьма многогранна. Она затрагивает многочисленные аспекты — социальные, психологические, педагогические, философские...
По некоторым вопросам отбора сложились более или менее четкие представления и теории, по другим — они еще находятся в стадии формирования.
Бурный рост спортивных достижений в различных видах спорта непрерывно направляет мысль тренеров и научных работников на поиски новых, наиболее эффективных и совершенных методов тренировки.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретический анализ литературы……………………………………5
1.1 Представление о психологическом отборе в спорте……...................5
1.1.1 Понятие отбора в спорте…………………………………………..5
1.1. 2 Этапы психологического отбора…………………………………7
1.1.3 Психологические критерии отбора…………………………….…9
1.2 Цели и задачи отбора………………………………………………….12
Глава 2.Отбор в спорте: основные психологические компоненты………….13
2.1 Основные психологические принципы отбора в спорте…………...13
2.2 Система психологического отбора спортсменов…………………....15
Глава 3. Основные этапы и уровни отбора……………………………………18
3.1 Этапы отбора профессиональных спортсменов…………………...18
3.2 Уровни спортивного отбора…………………………………………25
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы……………………………………………………………...29
Приложение……………………………………………………………………....32

Файлы: 1 файл

psikh_otbor_v_sporte_dor.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

                                    

 

 

 

                                     1.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОТБОРА

Основу спорта составляют три элемента: отбор, тренировка, соревнования

Необходимость отбора обусловлена  тем, что: [5, стр. 176]

    • период активной спортивной жизни человека невелик (в среднем 5-10 лет);
    • индивидуальные особенности психики (психические функции, психомоторика, особенности личности) не всем позволяют достигнуть высоких спортивных результатов в приемлемые сроки. Например, из 10 000 детей, начавших заниматься плаванием, только 3 достигают результатов мастера спорта международного класса (МСМК).

Цель отбора – выявление таких  спортсменов, у которых процесс  тренировки дал бы максимальный эффект при минимальной затрате времени.

Отбор спортсменов отличается от профессионального отбора. Например, отбор в спортивные школы предусматривает прогноз успешности на 6—10 и более лет вперед. При этом необходимость учитывать множество самых разнообразных факторов, влияющих на возрастное развитие и специальную подготовку, делает такой прогноз весьма затруднительным. К тому же отбор в спорте направлен на выявление талантов, а не на выбор практически здоровых людей, способных с заданной надежностью выполнять определенную работу, что является основной задачей профессионального отбора. Но главная трудность спортивного отбора заключается в том, что тренер должен угадать в ребенке спортивные способности, которые в данный момент еще не проявились.[2]

 

     

 

 

          

Глава 2. Отбор в спорте: основные психологические компоненты.

2.1 Основные психологические принципы  отбора в спорте

      

Как утверждает В. М. Мельников, основными методологическими принципами психологического отбора в спорте являются следующие: [5, стр. 102]

Принцип системности. Он требует совместной разработки процедуры отбора, изучения психических особенностей спортсменов высокого класса, прогнозирования результатов тренировок и спортивных достижений.

Принцип научной обоснованности. Правила  отбора, сформулированные для конкретного  вида спорта или для определенных соревновательных ситуаций, не могут быть использованы без специальной научной проверки и глубокого теоретического обоснования. Только научная обоснованность методов и критериев отбора позволяет избежать серьезных ошибок.

Принцип комплексности. Отбор в  спорте – проблема многоплановая: социальная, педагогическая, медицинская, экономическая, психологическая. Решение о судьбе спортсмена может быть вынесено только на основе всего комплекса информации.

Принцип пролонгированного динамического  отбора. Отбор в спорте должен представлять собой непрерывный процесс изучения и диагностики важных для спортивной деятельности психических свойств и качеств личности. Такое изучение проводится регулярно на протяжении всей спортивной жизни на разных этапах спортивного совершенствования.

Принцип педагогической ценности. Результаты психодиагностического обследования спортсменов должны использоваться не только для отбора наиболее одаренных  спортсменов, но и для того, чтобы  управлять тренировочным процессом, улучшать условия для проведения соревнований: целенаправленное построение процессов воспитания и тренировки, рационализация программ подготовки, регламентация нагрузок, совершенствования учебно-тренировочных средств.

Принцип адаптивности критериев отбора. Критерии для принятия решения о пригодности спортсмена должны быть гибкими, меняющимися. Потребность повысить их или понизить периодически возникает в связи с изменением требований к спортсменам из-за возрастания или снижения спортивной конкуренции в стране и на международной арене.

Принцип гуманизма. Отбор должен защищать спортсмена от непосильных для его  психики нагрузок и разочарований, связанных с неправильным выбором  вида спорта или спортивной специализации.

Принцип актуальности. Разработка системы  психологического отбора необходима и целесообразна, потому что соревновательные достижения спортсменов существенно зависят не только от их способностей, но и от индивидуальных качеств психики.

Принцип практической полезности. Мероприятия  по психологическому отбору должны быть рентабельными по материальным затратам на оборудование и подготовку кадров, обоснованными по частоте и продолжительности обследований и оперативными (своевременная выдача психодиагностического заключения).[14]

2.2 Система психологического отбора  спортсменов

      В систему психологического отбора входит четыре этапа.

      1. Формирование целевых признаков. [11, стр. 64]

      Успешность спортивной деятельности может решить судьбу спортсмена при отборе в качестве целевого признака. Целевые признаки определяют смысл и разумность задач отбора. Часто в качестве целевых признаков выступают оценки мастерства спортсменов по какой-либо из квалификационных систем: Единая российская спортивная классификация, Международная спортивная квалификационная система, конкурсная квалификация. Опыт работы в данном направлении указывает, что в значительной мере перспективнее в качестве целевых характеристик использовать объективно и однозначно зарегистрированные результаты (секунды, очки, метры, километры или занятое место). В качестве целевых признаков могут быть использованы также экспертные тренерские или судейские оценки квалификации спортсменов. При сборе такой информации следует соблюдать требования, обеспечивающие их надежность.

2. Выбор прогностических признаков.

К прогностическим относятся признаки, которые используются для прогноза будущих значений целевых признаков. В спортивной психодиагностике в этом качестве выступают результаты психодиагностического обследования спортсменов. По ним следует предсказывать спортивную квалификацию, уровень достижений, соревновательную устойчивость и другие целевые характеристики спортсмена.[12]

3. Построение модели отбора.

Успешность спортивной деятельности нельзя надежно предсказать только по одному какому-нибудь прогностическому признаку. Достижение высоких результатов в любом виде спорта зависит одновременно от многих психологических характеристик спортсмена. Они отличаются определенной самостоятельностью и часто специально подбираются так, чтобы показать разносторонний характер требований спортивной деятельности применительно к психическим качествам спортсмена. Чтобы предложить сколько-нибудь стандартный способ отбора спортсменов, необходимо множество характеристик объединить в одну (или по крайней мере в небольшое число), обобщенно характеризующую психологическую пригодность спортсмена. Таким образом создается модель отбора.[9]

  

4. Практика спортивного отбора.

Проведение спортивного отбора осуществляется с помощью тестов, показатели которых вошли в интегральную оценку психологической пригодности спортсмена. В зависимости от условий и используемых тестов форма обследования может быть индивидуальной или групповой. При проведении обследования соблюдаются два обязательных условия: мотивированность и стандартность.

Мотивированность выражается в том, чтобы обеспечить положительное отношение и заинтересованность в результатах у обследуемых: непринужденная обстановка, хороший контакт между экспериментатором и испытуемым. Стандартность означает, что обстановка, внешние условия и методы проведения обследования должны быть совершенно одинаковыми во всех обследованиях. Опыт показывает, что даже небольшие изменения процедуры обследования могут повлиять на получаемые результаты.

После проведения обследования результаты обрабатываются, чтобы получить итоговую оценку психологической пригодности. Затем, в зависимости от показателей пригодности спортсменов, их результаты обычно распределяют на три группы: абсолютно пригодные, условно пригодные и непригодные. Наличие промежуточной группы связано с тем, что не всегда можно сделать однозначный вывод о пригодности спортсмена. Граничные пороги определяются исходя из требований отбора: отсев малоперспективных или выбор высокоодаренных спортсменов и т.д.

Указанный подход к психологическому отбору не является единственным, но он считается достаточно эффективным и позволяет свести к минимуму среднюю ошибку. Известно, что полностью спортивная одаренность может быть оценена только по результатам соревнований, такой способ психологического отбора носит вероятностный характер.[21]

 

Глава 3. Основные этапы отбора профессиональных спортсменов

3.1Этапы отбора профессиональных  спортсменов

В спорте высших достижений отбор  спортсменов для участия в  крупнейших соревнованиях – постоянный процесс, эффективность которого в  значительной степени связан с оценкой  основных показателей, характеризующих  уровень специальной подготовленности спортсменов, их спортивного мастерства и способности показать наивысший результат в соревнованиях любого уровня. [8, стр. 76]

Спортивный отбор начинается в  детском возрасте и завершается  в сборных командах страны для  участия в Олимпийских играх. Он осуществляется в четыре этапа.

На первом этапе отбора проводится массовый просмотр контингентов детей 6—10 лет с целью их ориентации на занятия тем или иным видом  спорта. В группы начальной подготовки ДЮСШ принимаются дети в соответствии с возрастом, определенным для данного вида спорта. Критериями спортивной ориентации являются рекомендации учителя физической культуры, данные медицинского обследования, антропометрические измерения и их оценка с позиций перспективы.

Спортивная практика свидетельствует  о том, что на первом этапе далеко не всегда можно выявить идеальный тип детей, сочетающих морфологические, функциональные и психические качества, необходимые для дальнейшей специализации в определенном виде спорта. Существенные индивидуальные различия в биологическом развитии начинающих значительно затрудняют эту задачу. Поэтому данные, полученные на этом этапе отбора, следует использовать как ориентировочные. [10]

Прогностически значимые признаки, которые необходимо учитывать при  массовом отборе юных спортсменов в  ДЮСШ, СДЮШОР представлены в таблице (см.приложение 1)

В таблице приведены прогностически значимые признаки, которые необходимо учитывать при массовом просмотре  и тестировании детей, а также  при отборе юных спортсменов в  учебно-тренировочные группы ДЮСШ, СДЮШОР.

На втором этапе отбора выявляются одаренные в спортивном отношении дети школьного возраста для комплектования учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ, СДЮШОР, УОР. Отбор проводится в течение последнего года обучения в группах начальной подготовки по следующей программе: оценка состояния здоровья; выполнение контрольно-переводных нормативов, разработанных для каждого вида спорта и изложенных в программах для спортивных школ; антропометрические измерения; выявление темпов прироста физических качеств и спортивных результатов.

В ходе второго этапа отбора осуществляется систематическое изучение каждого  учащегося спортивной школы с  целью окончательного определения  его индивидуальной спортивной специализации. В это время проводятся педагогические наблюдения, контрольные испытания, медико-биологические и психологические исследования с целью дальнейшего определения сильных и слабых сторон подготовленности занимающихся. На основе анализа результатов обследования окончательно решается вопрос об индивидуальной спортивной ориентации занимающегося.

Каждый вид спорта предъявляет  специфические требования к физическому  развитию и способностям спортсмена. В таблице 1 перечислены требования, предъявляемые к занимающимся несколькими видами спорта, которые учитываются в процессе отбора детей и подростков в спортивные школы. Основными методами отбора на данном этапе являются антропометрические обследования, медико-биологические исследования, педагогические наблюдения, контрольные испытания (тесты), психологические и социологические обследования.

Антропометрические обследования позволяют определить, на сколько  кандидаты для зачисления в учебно-тренировочные  группы и группы спортивного совершенствования  спортивных школ соответствуют тому морфотипу, который характерен для выдающихся представителей данного вида спорта. В спортивной практике выработались определенные представления о морфотипах спортсменов (рост, масса тела, тип телосложения и т.п.). Например, в баскетболе, легкоатлетических метаниях, академической гребле необходим высокий рост, в марафонском беге рост не имеет существенного значения и т.п. [22]

Медико-биологические исследования дают оценку состоянию здоровья, физическому  развитию, физической подготовленности занимающихся. В процессе медико-биологических исследований особое внимание обращается на продолжительность и качество восстановительных процессов в организме детей после выполнения значительных тренировочных нагрузок. Врачебное обследование необходимо и для того, чтобы в каждом случае уточнить, в каких лечебно-профилактических мероприятиях нуждаются дети и подростки. [21]

Педагогические контрольные испытания (тесты) позволяют судить о наличии  необходимых физических качествах  и способностях индивида для успешной специализации в том или ином виде спорта. Среди физических качеств и способностей, определяющих достижение высоких спортивных результатов, существуют так называемые консервативные, генетически обусловленные качества и способности, которые с большим трудом поддаются развитию и совершенствованию в процессе тренировки. Эти физические качества и способности имеют важное прогностическое значение при отборе детей и подростков в учебно-тренировочные группы спортивных школ. К их числу следует отнести быстроту, относительную силу, некоторые антропометрические показатели (строение и пропорции тела), способность к максимальному потреблению кислорода, экономичность функционирования вегетативных систем организма, некоторые психические особенности личности спортсмена.

В системе отбора контрольные испытания должны проводиться с таким расчетом, чтобы определить не столько то, что уже умеет делать занимающийся, а то, что он сможет сделать в дальнейшем, т.е. выявить его способности к решению двигательных задач, проявлению двигательного творчества, умению управлять своими движениями. Одноразовые контрольные испытания в подавляющем большинстве случаев говорят лишь о сегодняшней готовности кандидата выполнить предложенный ему набор тестов и очень мало о его перспективных возможностях. А потенциальный спортивный результат спортсмена зависит не столько от исходного уровня физических качеств, сколько от темпов прироста этих качеств в процессе специальной тренировки. Именно темпы прироста свидетельствуют о способности или неспособности спортсмена к обучению в том или ином виде деятельности.

Информация о работе Психологический отбор в спорте