Психологический отбор в спорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 10:48, курсовая работа

Описание работы

Проблема отбора весьма многогранна. Она затрагивает многочисленные аспекты — социальные, психологические, педагогические, философские...
По некоторым вопросам отбора сложились более или менее четкие представления и теории, по другим — они еще находятся в стадии формирования.
Бурный рост спортивных достижений в различных видах спорта непрерывно направляет мысль тренеров и научных работников на поиски новых, наиболее эффективных и совершенных методов тренировки.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретический анализ литературы……………………………………5
1.1 Представление о психологическом отборе в спорте……...................5
1.1.1 Понятие отбора в спорте…………………………………………..5
1.1. 2 Этапы психологического отбора…………………………………7
1.1.3 Психологические критерии отбора…………………………….…9
1.2 Цели и задачи отбора………………………………………………….12
Глава 2.Отбор в спорте: основные психологические компоненты………….13
2.1 Основные психологические принципы отбора в спорте…………...13
2.2 Система психологического отбора спортсменов…………………....15
Глава 3. Основные этапы и уровни отбора……………………………………18
3.1 Этапы отбора профессиональных спортсменов…………………...18
3.2 Уровни спортивного отбора…………………………………………25
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы……………………………………………………………...29
Приложение……………………………………………………………………....32

Файлы: 1 файл

psikh_otbor_v_sporte_dor.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

Психологические обследования позволяют  оценить проявление таких качеств, как активность и упорство в спортивной борьбе, самостоятельность, целеустремленность, спортивное трудолюбие, способность мобилизоваться во время соревнований и т.п. Роль психологических обследований за спортсменами возрастает на третьем и четвертом этапах отбора.

Сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов являются в  значительной мере природными свойствами центральной нервной системы  человека. Они с большим трудом поддаются совершенствованию в процессе многолетней тренировки. Особое внимание обращается на проявление у спортсменов самостоятельности, решительности, целеустремленности, способности мобилизовать себя на проявление максимальных усилий в соревновании, реакцию на неудачное выступление в нем, активность и упорство в спортивной борьбе, способность максимально проявить свои волевые качества на финише и др. Учитывается также спортивное трудолюбие. [6]

С целью выявления волевых качеств  спортсмена целесообразно давать контрольные задания, лучше в соревновательной форме. Показателем интенсивности проявления волевых усилий спортсмена служит успешное выполнение упражнений с кратковременным напряжением, показателем настойчивости — выполнение относительно сложных в координационном отношении упражнений .для освоения специальных упражнений и т.п. Следует подчеркнуть необходимость всестороннего изучения личности, а не отдельных его способностей. Поэтому их оценка должна даваться в процессе тренировки, соревнований, а также в лабораторных условиях.

Социологические обследования выявляют интересы детей и подростков к  занятиям тем или иным видом спорта, эффективные средства и методы формирования этих интересов, формы соответствующей разъяснительной и агитационной работы среди детей школьного возраста.

Окончательное решение о привлечении  детей к занятиям тем или иным видом спорта должно основываться на комплексной оценке всех перечисленных  данных, а не на учете какого-либо одного или двух показателей. Особая важность комплексного подхода на первых этапах отбора обусловлена тем, что спортивный результат здесь практически не несет информации о перспективности юного спортсмена. Процесс отбора тесно связан с этапами спортивной подготовки и особенностями вида спорта (возраст начала занятий, возраст углубленной специализации в избранном виде спорта, классификационные нормативы и т.д.).

На третьем этапе отбора с  целью поиска перспективных спортсменов  и зачисления их в центры олимпийской  подготовки, СДЮШОР и УОР проводится обследование соревновательной деятельности спортсменов с экспертной оценкой и с последующим их тестированием в ходе республиканских соревнований для младших юношеских групп, т.е. в том возрасте, когда комплектуются группы спортивного совершенствования.

На четвертом этапе отбора в  каждом олимпийском виде спорта должны проводиться просмотровые учебно-тренировочные сборы. Отбор кандидатов осуществляется с учетом следующих показателей:

1) спортивно-технические результаты  и их динамика (начало, вершина,  спад) по годам подготовки);

2) степень закрепления техники  выполнения наиболее неустойчивых  элементов при выполнении упражнения  в экстремальных условиях;

3) степень технической готовности  и устойчивости спортсмена к  сбивающим факторам в условиях  соревновательной деятельности.

По итогам соревнований, а затем  и комплексного обследования тренерские советы определяют контингент спортсменов, индивидуальные показатели которых  соответствуют решению задач  предолимпийской подготовки. Отбор  кандидатов в основные составы сборных команд областей, краев, России осуществляется на основе учета двигательного потенциала, дальнейшего развития физических качеств, совершенствования функциональных возможностей организма спортсмена, освоения новых двигательных навыков, способности к перенесению высоких тренировочных нагрузок, психической устойчивости спортсмена в соревнованиях. В процессе этого этапа отбора кандидатов учитываются следующие компоненты: уровень специальной физической подготовленности; уровень спортивно-технической подготовленности; уровень тактической подготовленности; уровень психической подготовленности; состояние здоровья.

Основной формой отбора кандидатов в сборные команды страны служат спортивные соревнования. При этом учитываются не только сегодняшние  спортивные результаты, но и их динамика на протяжении двух-трех последних  лет, динамика результатов в течение  текущего года, стаж регулярных занятий спортом, соответствие основных компонентов физической подготовленности и физического развития требованиям данного вида спорта на уровне результатов мастера спорта международного класса. [7]

Таким образом, можно сделать следующие  выводы

Спортивный отбор - это основанный на научном прогнозе процесс принятия и реализации решения о включении  или не включении в спортивную деятельность ее возможного участника.

Цель отбора – выявление таких  спортсменов, у которых процесс  тренировки дал бы максимальный эффект при минимальной затрате времени.

Каждый вид спорта предъявляет  специфические требования к физическому  развитию и способностям спортсмена. В таблице 1 перечислены требования, предъявляемые к занимающимся несколькими  видами спорта, которые учитываются в процессе отбора детей и подростков в спортивные школы. Основными методами отбора на данном этапе являются антропометрические обследования, медико-биологические исследования, педагогические наблюдения, контрольные испытания (тесты), психологические и социологические обследования. [13]

 

 

3.2 Уровни спортивного отбора

Спортивный отбор входит в систему  многолетней подготовки спортсменов  на всех её этапах и состоит из четырёх уровней:

1. Начальный отбор для выявления детей (в большинстве видов спорта это возраст 8-14 лет), обладающих потенциальными способностями к успешному овладению конкретными видами спорта.

Организационно отбор проводится в три этапа: 
а) агитационные мероприятия с целью выявить интерес к занятиям; 
б) тестирование и наблюдение для определения способностей детей к данному виду спорта; 
в) наблюдение в процессе обучения с целью установления темпов освоения учебного материала.

Третий этап первого уровня отбора особенно важен при ориентации, поскольку  только наблюдение в течение некоторого времени (от 1 месяца для 1,5 лет) позволит специалистам определить, в каком виде физкультурно-спортивной деятельности у ребёнка выше моторная обучаемость, т.е. где он сможет в будущем показать более высокие результаты.

2. Углубленный отбор для выявления перспективных юношей и девушек (16-17 лет), обладающих высоким уровнем способностей к данному виду спорта и склонностями к определённой специализации (виду лёгкой атлетики, игровой функции и т.д.).

3. Отбор по выявлению юношей и девушек (18-20 лет) для зачисления в коллективы спортсменов высокой квалификации (сборные команды области, края, страны, ДСО).

4. Отбор в спортивные команды (страны, региона, ведомства и т.д.), для определения участников ответственных соревнований.

На 2, 3 и 4 уровнях отбора, в отличии от первого уровня, учитываются не только морфо-функциональные признаки, уровень физической и психической подготовленности, но и уровень технико-тактического мастерства, функциональные возможности организма спортсмена, способность к восстановлению после выполнения больших тренировочных и соревновательных нагрузок.

При этом важно соблюдать ряд принципов. 
1. Общая гласность. Всем заинтересованным лицам должны быть известны критерии отбора, сроки завершения отбора и сроки объявления решения. Гласность отбора спортсменов нужна для целеустремлённой работы тренеров и спортсменов, а также для того, чтобы избежать нездоровой конкуренции среди спортсменов, претендующих на место в составе кандидатов в сборную команду.

2. Обеспечение равных возможностей для всех претендентов на звание кандидатов в сборную команду. Для этого должна быть тщательно продумана система привлечения спортсменов к участию в учебно-тренировочных сборах, допуска к соревнованиям, систем проведения самих соревнований и т.п.

3. Стимуляция спортсменов к достижению высоких результатов. Систем отбора должна быть построена так, чтобы спортсмен стремился показать наивысшие результаты в главных соревнованиях тренировочного года или олимпийского цикла.

4. Опора на установленные основные критерии мастерства спортсмена. Это прежде всего уровень спортивных достижений, стабильность выступления в соревнованиях, перспективность роста.

Особую значимость при отборе кандидатов в сборную команду приобретают  нравственные качества, которые характеризуются  уровнем моральной, интеллектуальной, эстетической и волевой подготовленности.[17]

Заключение

    Вначале мы говорили о том, что важно определить для каждого ребенка его индивидуально-психологические особенности, прежде чем сделать выбор в пользу того или иного вида спортивной деятельности.

    Вопрос о психологическом отборе в спорте является недостаточно разработанным. Поэтому целью нашего исследования было выявить, особенности психологического отбора в спорте.

    Нами было выдвинуто предположение о том, что оценка по психическим качествам спортсменов в процессе отбора является обязательной составной частью в рамках достижения значительных спортивных результатов.

    Исходя из изученного нами материала, мы можем сказать, что выдвинутая в начале работы гипотеза подтвердилась.

   При ориентации и отборе в различные виды спортивной деятельности с учетом одаренности и способностей, разумно и целесообразно начинать отбор с психолого-педагогических тестов, определяющих психологические и физиологические критерии. Таким образом, можно говорить о том, что успешность спортивной деятельности в значительной степени обусловлена тем, насколько выбранный субъектам вид спорта соответствует его склонностям, интересам, мотивам, способностям и психофизиологической структуре личности.

       После изучения научной литературы, у нас имеются представления о отборе в спорте:

       Спортивный отбор — это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта).

        Спортивный отбор — длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования (педагогических, медико-биологических, психологических, социологических и др.).

       2. Цель отбора – выявление таких спортсменов, у которых процесс тренировки дал бы максимальный эффект при минимальной затрате времени.

    Отбор спортсменов отличается от профессионального отбора. Например, отбор в спортивные школы предусматривает прогноз успешности на 6—10 и более лет вперед. При этом необходимость учитывать множество самых разнообразных факторов, влияющих на возрастное развитие и специальную подготовку, делает такой прогноз весьма затруднительным. К тому же отбор в спорте направлен на выявление талантов, а не на выбор практически здоровых людей, способных с заданной надежностью выполнять определенную работу, что является основной задачей профессионального отбора.

       3. Как утверждает В. М. Мельников , основными методологическими принципами психологического отбора в спорте являются следующие:

Принцип системности.

Принцип научной обоснованности.

Принцип комплексности.

Принцип пролонгированного динамического  отбора.

Принцип педагогической ценности.

Принцип адаптивности критериев отбора.

Принцип гуманизма.

Принцип актуальности.

Принцип практической полезности.

Профессиональный спортивный отбор начинается в детском возрасте и завершается в сборных командах страны для участия в Олимпийских играх. Он осуществляется в четыре этапа.

Изученная литература подтверждают предложенную в начале работы гипотезу.

                                                 Список литературы

    1. Афанасьев Д.А. Физическое воспитание как фактор всестороннего развития личности // Инновации в образовании. - 2008. - № 10. - С. 94-97. - Библиогр.: с. 97 (5 назв.).
    2. Габдреева Г.Ш. Развитие волевых качеств личности в процессе занятия спортом как фактор воспитания мужской гендерной идентичности / Г.Ш. Габдреева, А.Г. Матушанская // Материалы науч.-практ. межвуз. семинара "Современные проблемы обучения и воспитания в высшей школе", 27-28 марта 2007 г., Казань / под общ. ред. Г. У. Матушанского. - С. 35-38.
    3. Горская Г.Б. Развитие субъективных свойств личности в условиях спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 8. - С. 47-49
    4. Губа В.П. Морфобиомеханические исследования в спорте. - М.; Спорт. Академ. Пресс 2000. - 120 с. (наука - спорту)
    5. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288с.
    6. Зациорский В.М. Теоретические и метрологические основы отбора в спорте. Учебное пособие для слушателей УСО и ВНП/ГЦОЛИФК - М. 2000. - 41с.
    7. Клещев Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям. Учебное пособие - М.; Спорт. Академия. Пресс 2002. - 192 с.
    8. Матвеев Л.П., Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. «Олимпийская литература» Киев, 1999.
    9. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать - М.;ООО "Издательство Астрель"; 2003. - 863 с. (профессия - тренер)
    10. Попов А.Л. Спортивная психология / А.Л. Попов. - 3-е изд. - М. : Моск. психол.-соц. ин-т : Флинта, 2000. - 149 с.
    11. Ротенберг А. Р. Педагогические средства личностного роста спортсменов-единоборцев // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 7. - С. 52-55.
    12. Селуянов В.Н., Шестаков М.П. Определение одаренностей и поиск талантов в спорте. - М.; Спорт. Академ. Пресс 2000. - 112 с. (наука - спорту).
    13. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта.- М.; Спорт. Академ. Пресс 2003.

Информация о работе Психологический отбор в спорте