Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 10:48, курсовая работа
Проблема отбора весьма многогранна. Она затрагивает многочисленные аспекты — социальные, психологические, педагогические, философские...
По некоторым вопросам отбора сложились более или менее четкие представления и теории, по другим — они еще находятся в стадии формирования.
Бурный рост спортивных достижений в различных видах спорта непрерывно направляет мысль тренеров и научных работников на поиски новых, наиболее эффективных и совершенных методов тренировки.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретический анализ литературы……………………………………5
1.1 Представление о психологическом отборе в спорте……...................5
1.1.1 Понятие отбора в спорте…………………………………………..5
1.1. 2 Этапы психологического отбора…………………………………7
1.1.3 Психологические критерии отбора…………………………….…9
1.2 Цели и задачи отбора………………………………………………….12
Глава 2.Отбор в спорте: основные психологические компоненты………….13
2.1 Основные психологические принципы отбора в спорте…………...13
2.2 Система психологического отбора спортсменов…………………....15
Глава 3. Основные этапы и уровни отбора……………………………………18
3.1 Этапы отбора профессиональных спортсменов…………………...18
3.2 Уровни спортивного отбора…………………………………………25
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы……………………………………………………………...29
Приложение……………………………………………………………………....32
Психологические обследования позволяют оценить проявление таких качеств, как активность и упорство в спортивной борьбе, самостоятельность, целеустремленность, спортивное трудолюбие, способность мобилизоваться во время соревнований и т.п. Роль психологических обследований за спортсменами возрастает на третьем и четвертом этапах отбора.
Сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов являются в значительной мере природными свойствами центральной нервной системы человека. Они с большим трудом поддаются совершенствованию в процессе многолетней тренировки. Особое внимание обращается на проявление у спортсменов самостоятельности, решительности, целеустремленности, способности мобилизовать себя на проявление максимальных усилий в соревновании, реакцию на неудачное выступление в нем, активность и упорство в спортивной борьбе, способность максимально проявить свои волевые качества на финише и др. Учитывается также спортивное трудолюбие. [6]
С целью выявления волевых
Социологические обследования выявляют интересы детей и подростков к занятиям тем или иным видом спорта, эффективные средства и методы формирования этих интересов, формы соответствующей разъяснительной и агитационной работы среди детей школьного возраста.
Окончательное решение о привлечении детей к занятиям тем или иным видом спорта должно основываться на комплексной оценке всех перечисленных данных, а не на учете какого-либо одного или двух показателей. Особая важность комплексного подхода на первых этапах отбора обусловлена тем, что спортивный результат здесь практически не несет информации о перспективности юного спортсмена. Процесс отбора тесно связан с этапами спортивной подготовки и особенностями вида спорта (возраст начала занятий, возраст углубленной специализации в избранном виде спорта, классификационные нормативы и т.д.).
На третьем этапе отбора с целью поиска перспективных спортсменов и зачисления их в центры олимпийской подготовки, СДЮШОР и УОР проводится обследование соревновательной деятельности спортсменов с экспертной оценкой и с последующим их тестированием в ходе республиканских соревнований для младших юношеских групп, т.е. в том возрасте, когда комплектуются группы спортивного совершенствования.
На четвертом этапе отбора в каждом олимпийском виде спорта должны проводиться просмотровые учебно-тренировочные сборы. Отбор кандидатов осуществляется с учетом следующих показателей:
1) спортивно-технические
2) степень закрепления техники
выполнения наиболее
3) степень технической
По итогам соревнований, а затем и комплексного обследования тренерские советы определяют контингент спортсменов, индивидуальные показатели которых соответствуют решению задач предолимпийской подготовки. Отбор кандидатов в основные составы сборных команд областей, краев, России осуществляется на основе учета двигательного потенциала, дальнейшего развития физических качеств, совершенствования функциональных возможностей организма спортсмена, освоения новых двигательных навыков, способности к перенесению высоких тренировочных нагрузок, психической устойчивости спортсмена в соревнованиях. В процессе этого этапа отбора кандидатов учитываются следующие компоненты: уровень специальной физической подготовленности; уровень спортивно-технической подготовленности; уровень тактической подготовленности; уровень психической подготовленности; состояние здоровья.
Основной формой отбора кандидатов в сборные команды страны служат спортивные соревнования. При этом учитываются не только сегодняшние спортивные результаты, но и их динамика на протяжении двух-трех последних лет, динамика результатов в течение текущего года, стаж регулярных занятий спортом, соответствие основных компонентов физической подготовленности и физического развития требованиям данного вида спорта на уровне результатов мастера спорта международного класса. [7]
Таким образом, можно сделать следующие выводы
Спортивный отбор - это основанный на научном прогнозе процесс принятия и реализации решения о включении или не включении в спортивную деятельность ее возможного участника.
Цель отбора – выявление таких спортсменов, у которых процесс тренировки дал бы максимальный эффект при минимальной затрате времени.
Каждый вид спорта предъявляет специфические требования к физическому развитию и способностям спортсмена. В таблице 1 перечислены требования, предъявляемые к занимающимся несколькими видами спорта, которые учитываются в процессе отбора детей и подростков в спортивные школы. Основными методами отбора на данном этапе являются антропометрические обследования, медико-биологические исследования, педагогические наблюдения, контрольные испытания (тесты), психологические и социологические обследования. [13]
Спортивный отбор входит в систему многолетней подготовки спортсменов на всех её этапах и состоит из четырёх уровней:
1. Начальный отбор для выявления детей (в большинстве видов спорта это возраст 8-14 лет), обладающих потенциальными способностями к успешному овладению конкретными видами спорта.
Организационно отбор
а) агитационные мероприятия с целью выявить
интерес к занятиям;
б) тестирование и наблюдение для определения
способностей детей к данному виду спорта;
в) наблюдение в процессе обучения с целью
установления темпов освоения учебного
материала.
Третий этап первого уровня отбора особенно важен при ориентации, поскольку только наблюдение в течение некоторого времени (от 1 месяца для 1,5 лет) позволит специалистам определить, в каком виде физкультурно-спортивной деятельности у ребёнка выше моторная обучаемость, т.е. где он сможет в будущем показать более высокие результаты.
2. Углубленный отбор для выявления перспективных юношей и девушек (16-17 лет), обладающих высоким уровнем способностей к данному виду спорта и склонностями к определённой специализации (виду лёгкой атлетики, игровой функции и т.д.).
3. Отбор по выявлению юношей и девушек (18-20 лет) для зачисления в коллективы спортсменов высокой квалификации (сборные команды области, края, страны, ДСО).
4. Отбор в спортивные команды (страны, региона, ведомства и т.д.), для определения участников ответственных соревнований.
На 2, 3 и 4 уровнях отбора, в отличии от первого уровня, учитываются не только морфо-функциональные признаки, уровень физической и психической подготовленности, но и уровень технико-тактического мастерства, функциональные возможности организма спортсмена, способность к восстановлению после выполнения больших тренировочных и соревновательных нагрузок.
При этом важно соблюдать ряд принципов.
1. Общая гласность. Всем заинтересованным
лицам должны быть известны критерии отбора,
сроки завершения отбора и сроки объявления
решения. Гласность отбора спортсменов
нужна для целеустремлённой работы тренеров
и спортсменов, а также для того, чтобы
избежать нездоровой конкуренции среди
спортсменов, претендующих на место в
составе кандидатов в сборную команду.
2. Обеспечение равных возможностей для всех претендентов на звание кандидатов в сборную команду. Для этого должна быть тщательно продумана система привлечения спортсменов к участию в учебно-тренировочных сборах, допуска к соревнованиям, систем проведения самих соревнований и т.п.
3. Стимуляция спортсменов к достижению высоких результатов. Систем отбора должна быть построена так, чтобы спортсмен стремился показать наивысшие результаты в главных соревнованиях тренировочного года или олимпийского цикла.
4. Опора на установленные основные критерии мастерства спортсмена. Это прежде всего уровень спортивных достижений, стабильность выступления в соревнованиях, перспективность роста.
Особую значимость при отборе кандидатов в сборную команду приобретают нравственные качества, которые характеризуются уровнем моральной, интеллектуальной, эстетической и волевой подготовленности.[17]
Заключение
Вначале мы говорили о том, что важно определить для каждого ребенка его индивидуально-психологические особенности, прежде чем сделать выбор в пользу того или иного вида спортивной деятельности.
Вопрос о психологическом отборе в спорте является недостаточно разработанным. Поэтому целью нашего исследования было выявить, особенности психологического отбора в спорте.
Нами было выдвинуто предположение о том, что оценка по психическим качествам спортсменов в процессе отбора является обязательной составной частью в рамках достижения значительных спортивных результатов.
Исходя из изученного нами материала, мы можем сказать, что выдвинутая в начале работы гипотеза подтвердилась.
При ориентации и отборе в различные виды спортивной деятельности с учетом одаренности и способностей, разумно и целесообразно начинать отбор с психолого-педагогических тестов, определяющих психологические и физиологические критерии. Таким образом, можно говорить о том, что успешность спортивной деятельности в значительной степени обусловлена тем, насколько выбранный субъектам вид спорта соответствует его склонностям, интересам, мотивам, способностям и психофизиологической структуре личности.
После изучения научной литературы, у нас имеются представления о отборе в спорте:
Спортивный отбор — это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта).
Спортивный отбор — длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования (педагогических, медико-биологических, психологических, социологических и др.).
2. Цель отбора – выявление таких спортсменов, у которых процесс тренировки дал бы максимальный эффект при минимальной затрате времени.
Отбор спортсменов отличается от профессионального отбора. Например, отбор в спортивные школы предусматривает прогноз успешности на 6—10 и более лет вперед. При этом необходимость учитывать множество самых разнообразных факторов, влияющих на возрастное развитие и специальную подготовку, делает такой прогноз весьма затруднительным. К тому же отбор в спорте направлен на выявление талантов, а не на выбор практически здоровых людей, способных с заданной надежностью выполнять определенную работу, что является основной задачей профессионального отбора.
3. Как утверждает В. М. Мельников , основными методологическими принципами психологического отбора в спорте являются следующие:
Принцип системности.
Принцип научной обоснованности.
Принцип комплексности.
Принцип пролонгированного
Принцип педагогической ценности.
Принцип адаптивности критериев отбора.
Принцип гуманизма.
Принцип актуальности.
Принцип практической полезности.
Профессиональный спортивный отбор начинается в детском возрасте и завершается в сборных командах страны для участия в Олимпийских играх. Он осуществляется в четыре этапа.
Изученная литература подтверждают предложенную в начале работы гипотезу.