Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 13:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование и сравнение рационального питания спортсменов, занимающихся аэробикой в ИФКиС и ЯПК №1 им. С.Ф. Гоголева.
В основу исследования легла следующая гипотеза, согласно которой процесс развития подготовленности будет осуществляться более эффективно, если учесть рациональное питание студентов занимающихся аэробикой в ИФКиС и ЯПК №1 им. С.Ф. Гоголева
Введение…………….…………………………………………………………..3
Глава 1. Научные основы рационального питания спортсменов
Понятие рационального питания в современной науке……………..6
Методические основы рациональной организации питания……….9
Режим и рацион питания спортсменов, занимающихся аэробикой..13
Глава 2.Задачи, методы и организация исследования
2.1 Задачи и методы исследования…………………………………………..19
2.2 Организация исследования……………………………………………….22
Обсуждение результатов………………………………………………………23
Выводы и практические рекомендации…………………………………….24
Литература…………………………………………………………………...…25
Приложения…………………………………………………………………….26
Организация питания в коллективах, занимающихся спортивной деятельностью, всегда должна учитывать особенности физиологических процессов, протекающих в организме и формирующихся под влиянием спортивной работы. И это вполне понятно, ибо мышечная деятельность снижает интенсивность пищеварения вследствие ее тормозящего влияния на деятельность пищеварительных желез. При этом уменьшается секреция желудочного сока и сока, выделяемого поджелудочной железой. Одновременно происходит отток крови к работающим мышцам, кровоснабжение внутренних органов и мозга уменьшается. Поэтому вполне обоснована рекомендация, чтобы питание в спортивных коллективах находилось под постоянным контролем врачей.
В целом организацию питания можно будет считать не только тогда, когда она будет удобной, но и тогда, когда пища будет вкусной, когда спортсмены будут с удовольствием и полностью съедать все то, что им предлагают на каждый прием. В этой связи проверять и оценивать вкусовые качества пищи необходимо не только при снятии пробы на кухне, но и повторять эту проверку в местах, где эта пища выдается и потребляется. При необходимости целесообразно периодически проверять химический состав в лаборатории.
Очень важным элементом рационализации питания является соблюдение принципа его разнообразия, благоприятного сочетания составляющих его продуктов. Необходимость реализации этих требований убедительно подтверждается фактами физиологических исследований. Так, при белково-овощном питании сокоотделение увеличивается почти в 2 раза.
Рекомендуются различные варианты краткости приема пищи в течение дня.
Время тренировок |
Кратность питания |
Распределение калорийности пайка по приемам пищи, % | |||
завтрак |
обед |
полдник |
ужин | ||
В первой половине дня |
Четырехразовое |
30-35 |
35-40 |
5-10 |
25-30 |
Трехразовое |
30 |
45 |
- |
35 | |
Во второй половине дня |
Четырехразовое |
35-40 |
30-35 |
5 |
25-30 |
Трехразовое |
30-40 |
35-40 |
- |
20-25 |
Ранее уже отмечалось, что пища должна быть максимально разнообразной. С этой целью необходимо правильно сочетать блюда с различными функциональными характеристиками. Вместе с тем полезно обогащать рационы салатами, овощами, ягодами, съедобной зеленью в сыром виде.
Во всех случаях принимаемая пища должна иметь привлекательные вид, запах и цвет, вызывать приятные вкусовые ощущения и ассоциации, возбуждать аппетит. Хорошо приготовленная пища должна подаваться на красиво сервированном столе, съедаться не спеша и с удовольствием. Обстановка интерьера столовой должна быть уютной, домашней и ничем не напоминать рабочее место.
В спортивных коллективах очень важно правильно организовать разъяснительную работу по пропаганде здорового образа жизни. Спортсмены должны четко, осмысленно, с пониманием принимать рекомендуемые коррективы в питании, обусловленные изменениями в условиях внешней среды, в характере их спортивной деятельности. Важно подобрать и использовать наиболее эффективную форму такой работы. На первом месте по популярности различных форм пропаганды здорового образа жизни стоят телепередачи, на втором – просмотр тематических художественных фильмов на большом экране в кинотеатрах, затем следуют мультипликационные фильмы, радиопередачи, документальные фильмы, чтение газет, журналов, иллюстративные плакаты, индивидуальные беседы. Завершают этот список скучные лекции, осмотр макетов, муляжей и т.д.
1.3. Режим и рацион питания спортсменов, занимающихся аэробикой.
Необходимо иметь в
виду, что продукты должны быть свежими,
только тогда в них сохраняются полезн
Жиры.
В основе порчи жиров лежат изменения, связанные с окислением, возникающие под влиянием различных физических, химических и биологических факторов (действие кислорода, температуры, света, ферментов ). Орехи и семечки содержат жир наивысшего качества, причем жир, естественно связанный с минеральными веществами, витаминами и другими элементами. В семечках и орехах жир прекрасно защищен от окисления и солнечного света.
Витамины.
При продолжительном хранении происходит потеря витаминов. Шпинат после двухсуточного пребывания даже в тени теряет 80 % витамина С. Картофель после двухмесячного хранения теряет половину своего первоначального содержания витамина С. Рассеянный солнечный свет в течение 5 – 6 минут уничтожает до 64 % витаминов в молоке! Кислая капуста и другие квашения, приготовленные с меньшим количеством соли, имеют преимущественно в отношении содержания витаминов и молочной кислоты. Высокая температура от 50 до 100 4 С быстро разрушает витамины. Уже в первые минуты варки пищи витамины почти полностью разрушаются. Режим питания при тренировочном сборе.
Питание спортсменов, занимающихся аэробикой, должно быть подчинено определенному режиму. Распределение рациона в течение дня зависит от того, на какое время суток приходится основная спортивная нагрузка. Если тренировочное занятие или соревнования проводятся в дневное время (между завтраком и обедом), то завтрак спортсмена должен иметь преимущественную углеводную ориентацию, а также быть достаточно калорийным (25% общей калорийности суточного рациона), небольшим по
._____________________________
4 Припутина Л.С.Пищевые продукты в питании человека.- Киев,1984
объему и легко усвояемым.
Не стоит включать в его состав продукты с высоким содержанием жиров и большим количеством клетчатки.
Физиологическое значение обеда состоит в восполнении многообразных затрат организма во время тренировочных занятий. Калорийность обеда должна составлять примерно 35 % суточной калорийности пищи. Калорийность ужина – 25 %. Ассортимент продуктов должен соответствовать восстановлению тканевых белков и пополнению в организме углеводных запасов. В ужин целесообразно включать творог и изделия из него, рыбные блюда, каши. Не следует употреблять продукты, долго задерживающие в желудке. После ужина (перед сном) рекомендуется стакан кефира или простокваши, которые являются дополнительным источником белков, способствующий быстрому ускорению процессов восстановления, также они улучшают пищеварение, содержащиеся в них микроорганизмы, угнетают развитие болезнетворных и гнилостных микробов, обитающих в кишечнике.
Прием пищи необходимо приспособить к режиму тренировок так, чтобы от момента основного приема пищи до тренировки проходило не менее 1,5 – 2 часов. Это требование в основном относится к видам спорта, связанным с большими длительными нагрузками. Для видов спорта, относящихся к скоростно – силовым, это время должно быть не менее 3 часов.
Режим питания спортсменов при сгонке веса должен обеспечивать потерю веса (1 – 3 кг.) за 1 – 2 суток. Это может быть достигнуто ограничением калорийности рациона и уменьшением содержания в нем углеводов, солей, воды при сохранении относительно больших количеств белка.
Составлению меню.
Для обеспечения спортсменов оптимальным питанием совершенно необходимой является разработка специализированных продуктов, блюд и рационов, которые в наибольшей степени отвечают особенностям потребностей организма спортсмена в пищевых веществах и энергии. Все продукты питания делят на 6 основных групп, которые полезны при составлении меню и выборе продуктов и блюд в соответствии с потребностями спортсменов:
1 и 2 группы
продуктов являются главными
источниками полноценных
В настоящее время считается установленным, что рациональное питание может быть достигнуто только при достаточном разнообразии продуктов и правильном их сочетании.
Перечисленные 6 групп продуктов дополняют друг друга, обеспечивают организм необходимыми материалами для построения и обновления , структур человеческого тела, снабжают его нужным количеством энергии, а также веществами, участвующими в регуляции
__________________________
5 Припутина Л.С. Пищевые продукты в питании человека – Киев,1984
физиологических процессов (витаминами и микроэлементами).
Питание спортсменов должно быть разнообразным и обеспечивающим организм всеми необходимыми веществами. Одностороннее питание (чрезмерное использование мяса, яиц и молока) себя не оправдывает , оно может послужить причиной нарушения обмена веществ перегрузки организма определенными продуктами обмена, затрудняющими работу печени и почек.
В рацион спортсмена должны быть включены продукты всех 6 групп, особенно молочные и мясные, которые являются носителями полноценного белка. Рекомендуется включать в питание в достаточном количестве овощи и фрукты, которые легко усваиваются, а также снабжают организм углеводами, минеральными веществами и некоторыми витаминами. Следует также помнить о снабжении организма необходимым количеством полиненасыщенных жирных кислот.
Формула сбалансированного питания для взрослого человека массой 70 кг. при умеренной физической нагрузке (по Покровскому А.А.)
Пищевые вещества |
Суточная потребность |
Пищевые вещества |
Суточная потребность |
Вода |
1750-2200г. |
Минеральные вещества |
|
Питьевая вода (вода, чай и т.п.) |
800-1000г. |
Кальций |
8-10г. |
В супах |
250-500г. |
Фосфор |
1-1,5г. |
В продуктах питания |
700г. |
Натрий Калий |
4-6г. 2.5-5г. |
Белки |
80-100г. |
Хлориды |
5-7г. |
Животные |
50г. |
Магний |
300-500мг. |
Незаменимые аминокислоты |
Железо |
15мг. | |
Валин |
3-4г. |
Цинк |
10-16мг. |
Гистидин |
1,5-2г. |
Марганец |
5-10мг. |
Лейцин |
4-6г. |
Хром |
0,02-0,5мг. |
Изолейцин |
3-4г. |
Медь |
2мг. |
Лизин |
3-5г. |
Кобальт |
0,1-0,2мг. |
Метионин* |
2-4г. |
Молибден |
0,5мг. |
Триптофан |
1г. |
Селен |
0,5мг. |
Треонин |
2-3г. |
Фториды |
0,5-1,0мг. |
Фенилаланин |
2-4г. |
Йодиды |
0,1-0,2мг. |
Заменимые аминокислоты |
Витамины: |
||
Аргинин |
5-6г. |
С |
50-70мг. |
Цистин |
2-3г. |
В1 |
!,5-2,0мг. |
Тирозин |
2-3г. |
В2 |
2,0-2,5мг. |
Аланин |
3г. |
РР |
15-25мг. |
Серин |
3г. |
В3 |
5-10мг. |
Глютаминовая кислота |
16г. |
В6 |
2-3мг. |
Аспарагиновая кислота |
6г. |
Биотин |
0,15-0,30мг. |
Пролин |
5г. |
Холин |
500-1000мг. |
Гликокол (глицин) |
3г. |
Р |
25мг. |
Углеводы |
400-500г. |
В9 |
0,2-0,4мг. |
Крахмал |
400-450г. |
D (различные формы) |
0,0025-0,01мг. (100-400МЕ) |
Сахар |
50-100г. |
А (различные формы) |
1,5-2,5мг. |
Органические кислоты (лимонная, молочная и т.п.) |
2г. |
Е (различные формы) |
10-20мг. |
Балластные вещества (клетчатка и пектин) |
25г. |
К (различные формы) |
1-3мг. |
Жиры |
80-100г. |
Липоевая кислота |
0,5мг. |
Растительные |
20-25г. |
Инозит |
0,5-1,0мг. |
Незаменимые полиненасыщенные |
2-6г. |
||
Холестерин |
0.,3-0,6г. |
||
Общая калорийность |
3000 ккал. |
Питание спортсмена 6 должно отличаться от питания обычного человека, поскольку тяжелые нагрузки и весьма специфические требования к функциональности организма диктуют тщательный подбор состава рациона. В общем случае, можно выделить следующие задачи, решаемые с помощью питания:
Казалось бы, организовать все это несложно. Однако очень часто сам спортсмен не знает, с чего начать, и не умеет целенаправленно добиваться желаемого.
__________________________
6 Припутина Л.С.Пищевые продукты в питании человека.-Киев,1984.
Глава 2.Задачи и методы организации исследования.
2.1.Задачи и методы исследования.
Задачи исследования:
Материал и методика:
Для решения поставленной
задачи было проведено исследование,
в котором приняли участие
студентки ИФКиС отделения
Все уроки были подчинены единым принципам построения. Основная структурная единица - комплекс. В комплексах выделяют: подготовительную (5 - 10 % общего времени), основную (80 -85 %), заключительную (5 – 15 %) части.
1 – я часть – разминка (25 – 30 мин.)
Информация о работе Рациональное питание студентов занимающихся аэробикой