Разновидности специализированного направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

ель и задачи исследования: Изучить спорт как один из компонентов физической культуры и определить социальную функцию спорта и основные направления в развитии спортивного движения. Методы исследования: анализ научно-методической литературы и ее обобщение.

Содержание работы

Введение.
Глава I. Разновидности специализированного направления.
1.1 Профессионально-прикладная физическая культура.
1.2 Оздоровительно-реабилитационная физическая культура.
Глава II. Спорт как компонент специализированного направления физической культуры.
2.1 Спорт как собственно- соревновательная деятельность.
2.2 Социальные функции спорта и основные направления в развитии спортивного движения.
Заключение.
Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

физра.docx

— 54.45 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение.

Глава I. Разновидности специализированного  направления.

1.1 Профессионально-прикладная  физическая культура.

1.2 Оздоровительно-реабилитационная  физическая культура.

Глава II. Спорт как компонент  специализированного направления  физической культуры.

2.1 Спорт как собственно- соревновательная деятельность.

2.2 Социальные функции  спорта и основные направления  в развитии спортивного движения.

Заключение.

Список использованных источников.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Исторический спорт является, по всей вероятности, одним из древнейших компонентов общечеловеческой культуры[12].

Спорт как многогранное общественное явление является сферой подготовки человека к трудовой деятельности, удовлетворение духовных запросов общества, упрочения и расширения интернациональных  связей, а также одним из важных средств этического и эстетического  воспитания.[14]

По мере развития спорта, которое выразилась в его проникновении  в различные сферы жизни общества, становилось очевидным, что его  социальное значение весьма многогранно  и что он может быть пригоден для  удовлетворения разнообразных потребностей личности и общества. Не случайно он широко представлен в наше время  в системе образования-воспитания подрастающих и взрослых поколений, в комплексе социально-здравоохранительных  мер, в разнообразных сферах культурного  общения и международных отношений, ряде других социальных сфер. Все это  дает говорить о спорте как о многофункциональном  явлении.[12].

Вместе с возрастанием популярности спорта, приобщение к  нему массы людей, отличающихся друг от друга по интересам, уровню подготовленности, возрасту, состоянию здоровья и в  иных отношениях, его функций в  той или иной мере дифференцировались применительно к особенностям различных  контингентов занимающихся, их потребностям и условиям их удовлетворения. В  зависимости от этого в практике спорта возникли и такие модификации, при которых типичная для собственно спортивной деятельности направленность к возможно высоким достижениям  как бы отходит на второй план, на первый же выдвигаются установки  иного рода. Так, массовая практика использования спорта людьми зрелого  возраста и некоторыми другими контингентами  часто ориентирована преимущественно  на достижения эффекта поддержания  улучшенного ранее физического  состояния организма, сохранения тренированности  и здоровья, а также эффекта  полноценного эмоционального насыщенного  отдыха. Преимущественно тут используются поддерживающую индивидуальную «кондицию» и оздоровительно-рекреативные свойства спорта. Система занятий при этом строится в основном по типу физкультурно-кондиционной тренировки с ограничено по масштабу и достиженческим установкам состязаниями. [12].

Актуальность темы курсовой работ: Спорт охватывает собственно- соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические межчеловеческие отношения и поведенческие нормы, складывающиеся, но основе этой деятельности. В таком понимании спорт предстает достаточно сложным многофункциональным и многообразным явлением социальной реальности, занимающим незаурядное место в физической и духовной культуре общества. Цель и задачи исследования: Изучить спорт как один из компонентов физической культуры и определить социальную функцию спорта и основные направления в развитии спортивного движения. Методы исследования: анализ научно-методической литературы и ее обобщение. Структура и объем курсовой работы: объем 36 страниц, сюда входит:

- титульный лист

- введение

- основная часть

-заключение

- список использованных  источников

 

ГЛАВА 1. РАЗНОВИДНОСТИ  СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО НАПРАВЛЕНИЯ

 

1.1 ПРОФЕСИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ  ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

 

Специализированное  направление физической культуры используется в сфере трудовой, служебной, оздоровительно-реабилитационной и спортивной деятельности[3]. Структура физической культуры как многокомпонентного общественного явления социально обусловлена общей структурой образа жизни людей, аналитическое выделение самых крупных ее разделов логично вести применительно к особенностям тех социальных сфер жизнедеятельности, в которых закономерно представлены ее основные компоненты.[11]. Всестороннее развитие способностей человека по средствам приобщения его к занятиям той или иной деятельностью в сфере физической культуры, различными видами спорта являются необходимым условием как для совершенствования характера труда, так и для повышения общей культуры человека [10]. Соответственно в общей структуре физической культуры различается ряд крупных разделов. Каждый из них представлен ее своеобразными видами и разновидностями определенного типа, как сложившимися относительно давно, так и сравнительно новыми. Заведомо ясно, что границы между ними не абсолютны: ведь речь идет, по сути, о различных сторонах, частях и формах многокомпонентного целого, тесно связанных друг с другом, вплоть до частичного совпадения. Тем не менее, они имеют достаточно явные отличительные черты, выражающие закономерности дифференциации физической культуры в зависимости от условий ее формирования, функционирования и развития[11]. Физическая культура – продукт социального развития. Состояние и характер использование ее определяются, в конечном счете, уровнем развития производительных сил общества и характером коренных социальных отношений [2].

Используется такие разновидности  как, профессионально-прикладная физическая культура, как собственно профессионально-прикладная физическая культура, производственная физическая культура, военно-прикладная физическая культура, а также спорт  и оздоровительно-реабилитационная физическая культура.[3]. Опишем же несколько  из видов разновидностей.

Профессионально-прикладная физическая культура. Она подразделяется на собственно профессионально-прикладную (в частности, производственную) и военно- прикладную. Особенности этих компонентов физической культуры определяются тем, что они включены в систему специальной подготовки человека к конкретной деятельности, являющейся основной или одной из основных на жизненном пути (хотя бы на относительно длительный период, как в случае сложной военной службы), а также непосредственно в сферу данной деятельности, где функционируют в прямой зависимости от ее специфических условий и требований. Профессионально-прикладная физическая культура направлена, таким образом, на создание предпосылок для успешного освоения той или иной профессии, на оптимизацию профессиональной деятельности и ее воздействия на человека.

Планомерно организованный процесс специально направленного  использования физической культуры для формирования двигательных умений и навыков, способствующих освоению профессии, и для развития профессионально  важных способностей составляет профессионально-прикладную физическую подготовку[11].

Профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой  специализированный вид физического  воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями  данной профессии.

Основное назначение профессионально-прикладной физической подготовки - направленное развитие и поддержание на оптимальном  уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляют  повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, а также выработка  функциональной устойчивости организма  к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков, преимущественно необходимых в  связи с особыми внешними условиями  труда. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что в процессе профессионально-прикладной физической подготовки обеспечивается наряду со специфическим тренировочным эффектом в известной степени и генерализованный эффект. Параллельно происходит общее укрепление организма и здоровье человека, повышается уровень его всестороннего физического развития[14].

По существу, это есть прикладно-профилированый процесс физического воспитания, который организуется в специальных учебных заведениях (профессиональных училищах, техникумах, вузах) и в ряде других учреждений и организаций. Имеется немало профессий, требующих, чтобы профессионально-прикладная подготовка не только предшествовала профессиональной деятельности, но и постоянно сопутствовало бы ей (особенно в военных и в других профессиях, предъявляющих высокие требования к физическим качествам человека).

Непосредственно в сфере  труда применение факторов физической культуры осуществляется на основе оптимальной  организации трудовых процессов, в  зависимости от характера труда, условий его производительности и особенностей его воздействия  на человека. В силу этого физическая культура на производстве приобретает  специфические черты производственной физической культуры (вводная гимнастика, «физкультпаузы», «физкультминутки», послерабочие реабилитационные упражнение и т.д.) Иначе говоря, содержание производственной физической культуры, состав включаемых в нее средств воздействия, методы и весь порядок их применения в решающей мере зависят от закономерностей оптимизации трудового процесса. Вместе с тем система научной организации труда на социалистическом производстве предусматривает не только повышение производительности труда, но и оптимизацию его воздействия на человека.

Профессионально-прикладая физическая культура тесно связана с базовой физической культурой. Их органическая связь заключается в первую очередь в том, что профессионально-прикладная физическая подготовка строится на базе предпосылок, создаваемых общей физической подготовке. Кроме того, в состав элементов производственной и военно-прикладной физической культуры входят соответственно преобразованные элементы базовой физической культуры и спорта. В состав базовой физической культуры входит частично и спорт, если спортивные занятия ориентированы преимущественно на достижение базовой физической подготовленности и оптимизирует общую физическую дееспособность что характерно для массовой практики базового спорта.

Физическая культура направлена на формирование, развитие и практическое использование сил и способностей человека как главного субъекта исторического  действия. Она имеет весьма сложную  структуру и многочисленные функции, отвечающие потребностям индивидуального  и общественного развития личности. Отсюда становится понятным, что развитие способностей человека происходит только в процессе деятельности, побудительной  причиной которой являются потребности  общества и личности.

 

1.2 Оздоровительно-реабилитационая физическая культура

 

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура – это специально направленное использование физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановлений функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомлений и других причин. Применение отдельных форм движений и двигательных режимов с этой целью началось, судя по историческим сведениям, еще в древней медицине и к настоящему времени прочно вошло в систему здравоохранения преимущественно в виде лечебной физической культуры [14]. Физическая культура является неотъемлемой частью социальной жизни[6].

Общее представление о  лечении с помощью физических упражнений основывается на факте оздоровления организма, обусловлено улучшением циркуляции крови и снабжением кислородом, как больных, так и здоровых тканей, повышением мышечного тонуса, сокращением  жировых запасов и т.д. В зависимости  от возрастной градации людей восстановление происходит в одних случаях за счет нормализации функций и систем организма, в других - за счет преимущественного  развития компенсаторных реакций.

В оздоровительно – реабилитационной физической культуре значительно возрастает роль таких методических принципов, как принцип индивидуализации и  постепенного повышения нагрузок.

Оздоровительно – реабилитационное направление представлено в основном тремя формами:

1 группы ЛФК при диспансерах,  больницах;

2 группы здоровья в  коллективах физической культуры, на физкультурных спортивных  базах и т.д.

3 самостоятельные занятии[14].

Современная ЛФК включает довольно обширный комплекс средств  и методов (лечебная гимнастика, дозированные ходьба, бег и другие упражнения с лечебно восстановительной  направленностью.), специализированных в зависимости от характера заболеваний, травм или других нарушений функций  и форм организма (перенапряжение, хроническое  утомление, возрастные изменения и  др.)[9]. Определились также режимы нагрузок - так называемые « двигательные режимы», характерные для ЛФК (в  частности, « щадящий» «тонизирующий» и «тренирующий») и типичные организационно-методические формы ее применения (индивидуальные сеансы- процедуры, занятия индивидуальные и групповые)[11].

Занятия в группах здоровья носят как общеоздоровительный характер для лиц, не имеющих серьезных отклонений в состоянии здоровья, а также специально направленный характер с учетом специфики заболевания.

Основными средствами занятий  являются легкодозируемые по нагрузке упражнения основной гимнастики, плавание легкой атлетики. Лучший оздоровительный и тонизирующий эффект достигается при комплексном использований упражнений, желательно разнообразных.

Занятия проводятся по специально разработанным программам под руководством методиста и наблюдением врача.

Индивидуальные занятия  реабилитационного типа могут также  носить как общеоздоровительный, так и специально направленный характер, укрепляющие наиболее слабые функции и системы организма. Например, при функциональных нарушениях сердечно – сосудистой и дыхательной систем целесообразно широко использовать физические упражнения аэробного характера.

Оздоровительная - реабилитационная культура играет существенную роль и  в системе научной организации  труда. Проведение профилактических мероприятий  в физкультурно-оздоровительных  центрах позволяет устранять  стрессовые явления и негативные последствия, возникающие вследствие физического и психического перенапряжения на производстве и современных условий  жизни. В комплекс профилактических мероприятий входят различные восстановительные  упражнения, применяемые в режиме и после рабочего дня, массаж, баня, психорегулирующие и другие средства[14].

Информация о работе Разновидности специализированного направления