Разновидности специализированного направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

ель и задачи исследования: Изучить спорт как один из компонентов физической культуры и определить социальную функцию спорта и основные направления в развитии спортивного движения. Методы исследования: анализ научно-методической литературы и ее обобщение.

Содержание работы

Введение.
Глава I. Разновидности специализированного направления.
1.1 Профессионально-прикладная физическая культура.
1.2 Оздоровительно-реабилитационная физическая культура.
Глава II. Спорт как компонент специализированного направления физической культуры.
2.1 Спорт как собственно- соревновательная деятельность.
2.2 Социальные функции спорта и основные направления в развитии спортивного движения.
Заключение.
Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

физра.docx

— 54.45 Кб (Скачать файл)

В практике спорта широко распространено понятия «спортивная деятельность»  и «соревновательная деятельность».

Спортивная деятельность характерна для спорта как многогранное общественное явление, так как она  затрагивает различные сферы  деятельности человека. Достижение максимального  результата невозможно без включения  в сферу спорта большого количество людей различных профессий. Социологи, врачи, педагоги, физиологи, материально  – технического обеспечение и  многие другие обеспечивают функционирование спорта в стране. И деятельность этих людей определяется социальными  и экономическими условиями жизни  общества.

Спортивная деятельность есть упорядоченная организация  деятельности по обеспечению максимального  оздоровления и совершенствование  человека в сфере спорта. Ее основные принципы и формы определяются социальными  условиями функционирования спорта в обществе.

Соревновательная деятельность по отношению к официальным соревнованием выступает в своем абсолютном значении как собственно соревновательная деятельность. И в этом плане это есть специфическая двигательная активность человека, осуществляемая, как правило, в условиях официальных соревнований на пределе психических и физических сил человека, конечной целью, которой является установление общественно значимых и личных результатов.

Собственно соревновательная деятельность спортсменов осуществляется в соревнованиях. Соревнования –  важный фактор познания человеческих возможностей и формирование этических  взаимоотношений, а также форма  общения между людьми и группами людей.

Конечным результатом  соревновательной деятельности является спортивное достижение, которое характеризует  количественным и качественным уровнем  показателей спорта[14].

Спортивное достижение –  всегда многофакторное явление, оно  обусловлено комплексом факторов. В  числе основных факторов и условий, прямо или косвенно влияющих на динамику спортивных достижений в обществе, следует отметить такие как:

- индивидуальная спортивная  одаренность и степень подготовленности  к достижению;

- конкретное состояние  к системе подготовки спортсменов,  ее качество, степень отлаженности  и обеспечения;

- размах спортивного движения  и коренные социальные условия  его развития в обществе[7].

Спортивное достижение –  это показатель спортивного мастерства и способностей спортсмена, выраженный в конкретных результатах[14]

На пути к очередным  достижениям в спорте создаются, рационализируются и проверяются  все более действенные средства и методы спортивной тренировки, качественно  улучшаются другие компоненты и условия  функционирование системы подготовки спортсменов, в том числе ее научно – методические основы, формы организации, материально – техническое и  другое обеспечение.

Ясно, что спорт как  общественное явление, так или иначе, включен в разветвленную систему  социальных отношений и обусловлен в своем развитии социально –  экономическими и связанными с ними факторами. Поэтому уровень спортивных достижений той или иной страны, особенно общие тенденции его измерения, не может не зависеть и от коренных условий материальной жизни общества, от его благосостояние, а также социальных институтов, опосредовано влияющих через ряд звеньев на развитие спортивного движения (общественные и государственные органы управления, подготовка профессиональных кадров и т. д.). Действие этих факторов на рост спортивных результатов зачастую проявляется не прямо, а опосредовано. Так, высокий уровень экономического благосостояние страны не гарантирует автоматически ее превосходство в спорте: влияние первого от второго зависит от того, как будут на деле использованы имеющиеся социально – экономические возможности для развития спорта, особенно через отлаживание системы подготовки спортсменов высокого класса[12].

Спортивная и соревновательная деятельность, организация и провидения различного рода соревнований органически  вливаются в спортивное движение, так как во всех направлениях последнего (массовый общедоступный спорт и  спорт высших достижений) они играют существенную роль. Отсюда спортивное движение – это социальное течение, спортивная практика в сфере массового  спорта и спорта высших достижений.

Спортивное движение в  нашей стране и во всем мире охватывает практику массового спорта. Многомиллионная  армия детей, и взрослых людей  занимаются спортом, укрепляют свое здоровье, получают радость от общения  с людьми, совершенствуются в избранной  спортивной специализации, повышают свои физические кондиции, общую работоспособность  и достигают спортивных результатов  в соответствии со своими возможностями[14].

 

2.2 Социальные функции  спорта и основные направления  в развитии спортивного движения

 

Социальные функции  спорта. Под функциями спорта понимают объективно присущие ему свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества.

Функции спорта можно условно  подразделить на специфические (свойственные только ему как особому явлению  действительности) и общие.

К первым относят соревновательно – эталонную и эвристически – достиженческую функцию.

Ко вторым причисляют функции, имеющие социально-общественное значение, такие, как функция личностно-направленного  воспитания, обучения и развития; оздоровительно-рекреативная функция; эмоционально-зрелищная функция; функция социальной интеграции и  социализации личности; коммуникативная  функция и экономическая функция[14].

Основу специфики спорта и его функции составляет то, что  он возник, развивался в качестве собственно-соревновательной деятельности, которая специально приспособлена  для максимального выявления, унифицированного сравнения и объективной оценки определенных человеческих возможностей в форме состязания, ориентированного на победу или возможно высокое достижение в самой этой соревновательной деятельности. Отсюда вытекает, прежде всего, значение спорта как своего рода эталона оценки человеческих возможностей, т.е. специфическая соревновательно-эталонная функция спорта.

Выявляемые и фиксируемые  в спорте достижения (в виде количественно  оцениваемых рекордов, выполняемых  классификационных нормативов и  т.д.), приобретая широкое признание, служат своеобразными измерителями индивидуальных и общечеловеческих возможностей, реализуемых в спорте, а вместе с тем и наглядными, четкими ориентирами на пути реализации этих возможностей. В отличие от иных эталонов, «спортивный эталон»  человеческих возможностей исторически  не остается неизменным, а прогрессирует, стимулируя тем самым мобилизацию  усилий спортсмена по самосовершенствованию, направленному воздействию на развитие свой способностей. Такая эталонная  функция наиболее ярко выражена, естественно, в спорте высших достижений, где  устанавливаются и повышаются спортивные достижения общечеловеческого масштаба. Но в той или иной мере она свойственна  и спорту в целом. Она неотделима от самой сути его как деятельности, направленной на самоопределение и  самоутверждение индивида через  гуманно отлаженные формы честного соперничество[7].

Эталонная функция спорта теснейшим образом сопряжена  с его эвристическо-достиженческой функцией, существенной как для индивида, так и для общества. Социальная ценность спорта заключается в том, что он представляет собой особый тип эвристической деятельности, то есть деятельности творчески-поисковой, включающей моменты открытия, обнаружение нового. В отличие от иных типов эвристической деятельности, спортивная ориентирована не на открытие чего-то, находящегося вне человека, а на практическое выявление наших собственных достиженческих возможностей, а также эффективных средств и методов реализации их на все более высоком уровне, причем таких в основе которых лежат деятельностные способности самого спортсмена. Соответственно в процессе развертывание спортивной деятельности не просто воспроизводится ранее достигнутые результаты, но и реализуются возможности новых достижений, изыскиваются и воплощаются в незаурядных результатах все более действенные факторы спортивного совершенствования. Эта эвристически-достиженческая функция свойственна в той или иной мере спорту в целом, наиболее же полно она выражена, в сфере спорта высших достижений[12].Ведь на пути к ним тот, кто претендует на действительно выдающийся результат, должен найти новые средства, методы и условия полной мобилизации и увеличения функциональных возможностей организма, полученных от природы, научится наиболее эффективно использовать их, с тем, чтобы подняться на уровень спортивной работоспособности, никем ранее не достигнутый. Средства и методы преобразование человеком своих природных качеств становятся общекультурным достоянием по мере проникновения в массовую практику. Существенно и то, что добываемые на пути к спортивным достижениям познавательные данные приобретают вполне серьезное научное значение.

Сказанное о сути специфических  функций спорта характеризуют его, прежде всего как особый тип деятельности, выявляющей в специально создаваемых  условиях человеческие возможности  и неуклонно раздвигающей рубежи кажущихся их границ. Этим во многом определяется как личностная, так  и обще социальная ценность спорта, его вклад в культуру общества, все более широкое использование  в общественно значимых целях[7].

К социально-общественным, прежде всего, относят функции личностно-направленного воспитания, обучения и развития. Спорт представляет большие возможности не только для физического и спортивного совершенствования, но и для нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового воспитания. Притягательная сила спорта, высокие требования к проявлению физических психических сил представляют широкие возможности для личностно-направленного воспитания духовных черт и качеств человека. Существенно, однако, что конечный результат в достижение воспитательных целей зависит не только и не столько от самого спорта, сколько от социальной направленности всей системы воспитания и развития. Таким образом, воспитательные возможности спорта реализуются не сами по себе, а посредством системы воспитательно-направленных отношений, складывающихся в сфере спорта.

В системе воспитания, в  том числе самовоспитания, спорт  имеет немаловажное значение и в  качестве одного из средств непосредственно  прикладной подготовки к трудовой и  боевой деятельности. Достигаемый в  процессе и в результате занятий  спортом повышенный уровень функциональных возможностей организма и создаваемый  одновременно фонд полезных навыков  и умений могут в значительной мере предопределять ускоренное освоение спортсменом профессионально-трудовой, военной и иной социально нужной деятельности, способствовать совершенствованию  в ней. Особенно цены в этом отношении  виды спорта, как бы моделирующие существенные черты избранной профессиональной деятельности,- так называемые профессионально-прикладные виды спорта.

Оздоровительно-рекреативная функция проявляется в положительном влияние спорта на состояние и функциональных возможностей организма человека. Особенно это ярко выражено в детском и юношеском спорте, где благотворное влияние занятий спортом на развивающийся и формирующийся организм неоценимо. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, прививаются навыки систематических занятий физическими упражнениями, формируются привычки личной и общественной гигиены. Спорт одновременно является и источником положительных эмоций, он нивелирует психическое состояние детей, позволяет снимать умственную усталость, дает познать «мышечную радость». Особенно велика его роль в деле ликвидации отрицательных явлений гиподинамии у детей.

Большая роль отводится спорту и в работе с взрослым населением. Он является средством оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий  научно-технического прогресса с  характерным для него резким уменьшением  двигательной активности в трудовой деятельности и в быту. Спорт является одной из популярнейших форм организации  здорового досуга, отдыха и развлечений. Особенно это ярко проявляется в  массовом спорте, где не ставятся цели достижения высоких спортивных результатов.

Для многих спорт интересен  как волнующее зрелище. Эмоционально-зрелищная  функция спорта связана с его  основными специфическими свойствами как соревновательной деятельности, обусловлено его эстетической привлекательностью и усиливается по мере расширение аудитории его болельщиков. Без  болельщиков спорт не стал бы общезначимым социальным явлением. Аудитория спортивных зрелищ в наше время необычно расширилась, чему способствовал прогресс технических  средств массовой информации, особенно телевидения. Одновременно увеличилась  влияние спорта на эмоциональный  мир людей.

В основе такого рода интереса к спорту лежит не только его внешняя привлекательность. Сопереживая тем, кто действует  на спортивной арене, болельщики как  бы отождествляют себя со спортсмена, будто бы сами участвуют в спортивных свершениях, борьбе характеров и разрешении спортивных конфликтов на эмоционально-образном уровне в атмосфере живого общения, как со своими сторонниками, так  и с противоположно настроенными. При этом нередко находятся яркие примеры для подражания и поводы утвердиться в своих жизненных представлениях.

В основе привлекательности  и действенности спорта в этом отношение лежат объективно присущие ему эстетические свойства. Жизнеутверждающие  начало спортивной деятельности, отраженные в ее основных чертах, демонстрация в

состязаниях высших и гармоничных проявлений физических и духовных качеств человека, подлинная красота честной, мужественной и бескомпромиссной борьбы за победу, совершенство форм движений и многое другое в спорте отвечают в принципе самым строгим эстетическим критериям[7].

Воздействие спортивных зрелищ на зрителей не однозначно, не всегда возвышающим  образом. Характер такого воздействия  зависит как от чистоты самого спортивного состязания, особенно от того, несколько твердо соблюдаются  спортивноэтические нормы и правила, так и от культуры, воспитанности болельщиков. При определенных обстоятельствах возможны не только позитивные, но и негативные эффекты, которые могут выражаться в опасном развязывании примитивных эмоций. Таким образом, влияние спорта на сознание его любителей может быть противоречиво. Зрелищная заинтересованность спортом не должна быть единственной.

Информация о работе Разновидности специализированного направления