Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:58, курсовая работа
ель и задачи исследования: Изучить спорт как один из компонентов физической культуры и определить социальную функцию спорта и основные направления в развитии спортивного движения. Методы исследования: анализ научно-методической литературы и ее обобщение.
Введение.
Глава I. Разновидности специализированного направления.
1.1 Профессионально-прикладная физическая культура.
1.2 Оздоровительно-реабилитационная физическая культура.
Глава II. Спорт как компонент специализированного направления физической культуры.
2.1 Спорт как собственно- соревновательная деятельность.
2.2 Социальные функции спорта и основные направления в развитии спортивного движения.
Заключение.
Список использованных источников.
В последние десятилетие
форсировано разрабатываются и
другие компоненты оздоровительно-
В целом значимость оздоровительно
- реабилитационной физической культуры
в вязи с обостряющимися последствиями
гиподинамии и стрессовыми
ГЛАВА 2. СПОРТ КАК КОМПОНЕНТ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО НАПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1 Спорт как собственно – соревновательная деятельность
Спорт является неотъемлемой
частью, крупным компонентом физической
культуры[14]. Большинство современных
видов спорта сформировалось в качестве
специфических элементов
Спорт в узком смысле правомерно
называть лишь ту деятельность, которая
исторически выделилась и оформилась
(преимущественно в сфере
- унификацией состава
действий, условий их выполнения
и способов оценки достижений,
что закрепляется официальными
правилами, которые во многих
случаях приобрели
- регламентацией поведения
соревнующихся по принципам
- организацией деятельности
на основе системы
Совокупность перечисленных признаков в их органическом единстве свойственно только спорту, что и дает основания только его называть собственно соревновательной деятельностью, хотя те или иные черты соревновательных отношений бывают, выражены в какой-то мере и во многих других типах и сферах деятельности (конкурсы в искусстве, конкуренция в производстве и сбыте товаров и т.д.)
В широком смысле понятие «спорт» охватывает собственно соревновательную деятельность, процесс подготовки к достижением в ней, а также специфические межчеловеческие отношения и поведенческие нормы, возникающие на основе этой деятельности.
В таком широком понимании
спорт предстает весьма непростым
многофункциональным и
Теория спорта представляет
собой систему достоверных
Поскольку состязания – необходимый
элемент спорта, а их требования
с учетом ряда объективных закономерностей
определяют критерии отбора, содержание
и организацию подготовки, особенности
материального и
Центральная проблема теории
соревновательной деятельности – изучения
закономерностей и условий
Спортивные соревнования
и спортивные результаты образуют многоуровневую
систему. Существуют состязание различного
ранга – от соревнований в рамках
коллектива физической культуры до чемпионатов
мира и олимпийских игр. Даже в
соревнованиях одного ранга обычно
четко выделяют промежуточные результаты
(итоги предварительных и
Система спортивных соревнований включает последовательно развернутой ряд соревнований различных рангов и конкретных назначений, организуемых в соответствии с закономерностями функционирования спорта. Ее общие контуры официально намечаются спортивными организациями ( федерациями, комитетами, клубами и т.п.) в виде календарного плана спортивных соревнований (спортивного календаря) в расчете на определенный контингент спортсменов с регулярным воспроизведением соревнований высшего ранга ( территориальных чемпионатов, первенств спортивных федераций и т. д.) , предшествующее им иных[12].
Непосредственно специфической целью участия в соревнованиях является достижения запланированного спортивного результата[3].
Спортивный результат представляет собой показатель реализации спортивнодостиженческих возможностей спортсмена или спортивной команды, оцениваемый по установленным в спорте критериям.
Принятые в различных видах спорта критерии оценки результатов имеют, свои отличия. И можно подразделить на объективные субъективные и смешанные.
Объективные критерии оценки – сопряжены с наиболее независимым от оценивающих результат замером некоторых его физических параметров. В частности результат измеряют в мерах пространства (длины преодолеваемых спортсменами дистанций, высоты совершаемых прыжков и т. д.) времени затраченного на выполнение соревновательного упражнения и веса перемещаемого предмета (например, тяжелоатлетической штанги).
Субъективными критериями оценки спортивного результата называются такие способы оценивания, которые отличаются особенно значительной зависимостью оценочных процедур от впечатлений, складывающихся у спортивных арбитров при судействе соревнований.
В смешанных критериях оценки спортивного результата приблизительно в одинаковой мере сочетаются объективные и субъективные слагаемые его оценивание[12].
Процесс состязания представляет собой последовательную смену соревновательных ситуаций. Соревновательные ситуации могут выделяться на разных уровнях состязания и иметь разный временной масштаб. В каждой соревновательной ситуации участник состязания обладает определенным соревновательным потенциалом. Соревновательный потенциал – это способность участника изменять ход состязаний так, как это необходимо для достижения успеха. Реализация соревновательного потенциала заключается, что участник, преодолевая внешние и внутренние препятствия, целенаправленно переходит к благоприятным для себя ситуациям, благодаря чему увеличивается вероятность достижения запланированного спортивного результата.
Таким образом, соревновательная
деятельность в спорте представляет
собой регламентированными
Достижение высоких спортивных результатов невозможно без достаточно хорошо отлаженной системы подготовки спортсмена, осуществляемой в сфере многообразных межчеловеческих контактов, которые складываются между тренерами, спортсменами и судьями, организаторами, зрителями и т. п. Они осуществляются на разных уровнях, начиная от спортивного коллектива и кончая соревнования различного международного уровня[14].
Стремление к высоким результатом часто требуют от участвующих в состязаниях спортсменов предельного проявления физических и психических способностей. Именно это обстоятельство является одной из причин зрелищности спортивных состязаний, высокой эффективности соревновательной деятельности как средство спортивной подготовки. Независимо от спортивной специализации общая цель подготовки спортсмена заключается в том, чтобы развить ее духовные и физические способности. В свою очередь, специфическая цель – достижение высоких спортивных результатов – требует создания соответствующего соревновательного потенциала[3].
Достижение высоких спортивных результатов возможно только в том случае, если есть хорошо отлаженная система подготовки спортсмена. Она представляет собой совокупность методических основ, организационных форм и условий тренировочно – соревновательного процесса, оптимально взаимодействующих между собой на основе определенных принципов и обеспечивающих наилучшую ступень готовности спортсмена к высоким спортивным достижениям. Система подготовки спортсмена включает в себя четыре крупных блока:
- систему отбора и спортивной ориентации;
- спортивную тренировку;
- систему соревнований;
- внетренировочные и внесоревновательные факторы оптимизации тренировочно-соревновательного процесса.
Основная подготовительно-
Спортивная тренировка – это та часть подготовки спортсмена, которая построена, но основе метода упражнений. Основным специфическим средством спортивной тренировки являются тренировочные упражнения. По степени их соответствия соревновательным действиям выделяют общеподготовительные, специально – подготовительные и соревновательные упражнения.
К соревновательным упражнениям
относятся собственно соревновательные
упражнения (т.е. такие, по выполнению которых
в ходе состязаний определяется спортивный
результат) и их тренировочные формы.
Очевидно, что в одних видах
спорта возможный набор
Специально – подготовительные
упражнения обязательно имеют сходство
с соревновательными по структуре
движения или его отдельных фаз,
по зоне мощности и т. д. В связи
с этим выделяются подводящие упражнения
(с помощью которых
Наиболее широким является набор общеподготовительные упражнений. По своему двигательному составу они могут быть неспецифичными, т. е. мало связанным со специально – подготовительными и соревновательными. Благодаря этой особенности общеподготовительные упражнения применяются для разносторонней подготовки, заключающейся в повышении общего уровня работоспособности и приобретение разнообразных двигательных умений и навыков. Кроме того использование таких упражнений способствуют уменьшению монотонности тренировки и может служить целям активного отдыха. Результаты включения в тренировку общеподготовительных упражнений связаны, прежде всего, не с непосредственным повышением соревновательного потенциала, а созданием предпосылок для его успешного формирования в ходе тренировки.
Таким образом, если спортсмен
выполняет какие-либо упражнения, то
это значит, что в ходе подготовки
осуществляется спортивная тренировка.
Если же он, например, изучает особенности
соревновательной деятельности соперников
путем просмотра видеозаписей, то
в этот момент подготовка проводится,
а тренировка - нет. Положительный
эффект тренировки должен выражаться
в повышенном уровне функциональных
возможностей организма спортсмена,
общей и специфической
Таким образом, состояние спортсмена – главный объект управления в ходе тренировки[3].
О состоянии и динамике
подготовленности спортсмена судят
по ряду показателей: интегративно –
по уровню и динамике демонстрируемых
спортсменов спортивно –
Информация о работе Разновидности специализированного направления