Разновидности специализированного направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

ель и задачи исследования: Изучить спорт как один из компонентов физической культуры и определить социальную функцию спорта и основные направления в развитии спортивного движения. Методы исследования: анализ научно-методической литературы и ее обобщение.

Содержание работы

Введение.
Глава I. Разновидности специализированного направления.
1.1 Профессионально-прикладная физическая культура.
1.2 Оздоровительно-реабилитационная физическая культура.
Глава II. Спорт как компонент специализированного направления физической культуры.
2.1 Спорт как собственно- соревновательная деятельность.
2.2 Социальные функции спорта и основные направления в развитии спортивного движения.
Заключение.
Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

физра.docx

— 54.45 Кб (Скачать файл)

В последние десятилетие  форсировано разрабатываются и  другие компоненты оздоровительно-реабилитационной физической культуры. К ней может  быть отнесен, в частности ряд  факторов спортивно-реабилитационного  характера - факторы восстановительной  двигательной активности в системе  мер « спортивной реабилитации». Они органически входят в общую  систему факторов подготовки спортсмена, где играют существенную роль в восстановление функциональных и адаптационных  возможностей организма после длительных периодов напряженных тренировочных  и соревновательных нагрузок, особенно при перетренировке и ликвидации последствий спортивных травм.

В целом значимость оздоровительно - реабилитационной физической культуры в вязи с обостряющимися последствиями  гиподинамии и стрессовыми факторами  современных условиях жизни, несомненно, возрастает. Вместе с тем физическая культура находит все более широкое  и глубокое отражение в специализированных отраслях науки, а наука все органичнее внедряется в физкультурную практику.

 

ГЛАВА 2. СПОРТ КАК  КОМПОНЕНТ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО  НАПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

2.1 Спорт как  собственно – соревновательная  деятельность

 

Спорт является неотъемлемой частью, крупным компонентом физической культуры[14]. Большинство современных  видов спорта сформировалось в качестве специфических элементов физической культуры, составив в совокупности крупную ее часть. По сравнению с  другими ее компонентами спорт предоставляет  наибольшие возможности для поступательного  развития физических качеств и непосредственно  связанных с ними способностей человека, требующих в той или иной деятельности, избранной в качестве предмета спортивной специализации [11].

Спорт в узком смысле правомерно называть лишь ту деятельность, которая  исторически выделилась и оформилась (преимущественно в сфере физической культуры) в виде состязаний, непосредственно  направленных на демонстрацию достижений в ней, став унифицированным способом выявления, сравнение и объективизированной оценки определенных человеческих возможностей: сил, способностей, умения искусно использовать их для достижения соревновательной цели. В своем современном виде такая деятельность характеризуется четко выраженными признаками, в том числе:

- унификацией состава  действий, условий их выполнения  и способов оценки достижений, что закрепляется официальными  правилами, которые во многих  случаях приобрели международный  характер;

- регламентацией поведения  соревнующихся по принципам неантагонистической  конкуренции, имеющим гуманную  основу, (что закрепляется официальными  и не официальными нормами  спортивной этики, ряд из которых  тоже приобрел международный  характер, например в виде соответствующих  положении Олимпийской хартии);

- организацией деятельности  на основе системы соревнований  с последовательным возрастанием  уровня конкуренции и требованием  к достижениям[7].

Совокупность перечисленных  признаков в их органическом единстве свойственно только спорту, что и  дает основания только его называть собственно соревновательной деятельностью, хотя те или иные черты соревновательных отношений бывают, выражены в какой-то мере и во многих других типах и  сферах деятельности (конкурсы в искусстве, конкуренция в производстве и  сбыте товаров и т.д.)

В широком смысле понятие  «спорт» охватывает собственно соревновательную деятельность, процесс подготовки к достижением в ней, а также специфические межчеловеческие отношения и поведенческие нормы, возникающие на основе этой деятельности.

В таком широком понимании  спорт предстает весьма непростым  многофункциональным и многообразным  явлением социальной реальности, занимающим незаурядное место в физической и духовной культуре общества. Он - и неординарное, по – особому действенное средство воспитания, позволяющее в максимальной степени выявить функциональные возможности организма и необыкновенно увеличить их, перешагнув за кажущиеся «пределы», и остро действенный фактор формирования личности, постоянно стимулирующий стремление к самоопределению и самоутверждению индивида; вместе с тем он – и популярнейшее средство удовлетворения потребностей в эмоционально насыщенном общении (включая и зрелищные интересы широчайших народных масс), и поразительно доходчивый, преодолевающий любые национальные границы (в этом отношение универсальный) «язык» межчеловеческого взаимопонимания, который как никакой другой позволяет установить, расширить и упрочить международные контакты; имеет и многие иные свойства и отношения. По мере развития спортивной практики и отображающей ее теорию возник обширный комплекс понятий. Получая более или менее строгое определение, они входят в понятийный аппарат теории спорта[12].

Теория спорта представляет собой систему достоверных научных  знаний об основных закономерностях  спортивной деятельности. Существует множество разновидностей спортивной деятельности: соревновательная деятельность, спортивная подготовка, спортивный отбор, процессы материального и информационного  обеспечение, судейство соревнований, деятельность спортивного болельщика и т.д. В соответствии с этим в  теории спорта выделяются разделы, среди  которых наиболее разработаны теория соревновательной деятельности, теория спортивного отбора.

Поскольку состязания – необходимый  элемент спорта, а их требования с учетом ряда объективных закономерностей  определяют критерии отбора, содержание и организацию подготовки, особенности  материального и информационного  обеспечение всех участников спортивной деятельности, то очевидно, что ведущим  разделом теории спорта является теория соревновательной деятельности.

Центральная проблема теории соревновательной деятельности – изучения закономерностей и условий достижения спортивных результатов в процессе состязаний.

Спортивные соревнования и спортивные результаты образуют многоуровневую систему. Существуют состязание различного ранга – от соревнований в рамках коллектива физической культуры до чемпионатов  мира и олимпийских игр. Даже в  соревнованиях одного ранга обычно четко выделяют промежуточные результаты (итоги предварительных и финальных  забегов, отдельных матчей в чемпионате, а матчах – забитые пропущенные  мячи и т. д.)[3].

Система спортивных соревнований включает последовательно развернутой ряд соревнований различных рангов и конкретных назначений, организуемых в соответствии с закономерностями функционирования спорта. Ее общие контуры официально намечаются спортивными организациями ( федерациями, комитетами, клубами и т.п.) в виде календарного плана спортивных соревнований (спортивного календаря) в расчете на определенный контингент спортсменов с регулярным воспроизведением соревнований высшего ранга ( территориальных чемпионатов, первенств спортивных федераций и т. д.) , предшествующее им иных[12].

Непосредственно специфической  целью участия в соревнованиях  является достижения запланированного спортивного результата[3].

Спортивный результат  представляет собой показатель реализации спортивнодостиженческих возможностей спортсмена или спортивной команды, оцениваемый по установленным в спорте критериям.

Принятые в различных  видах спорта критерии оценки результатов  имеют, свои отличия. И можно подразделить на объективные субъективные и смешанные.

Объективные критерии оценки – сопряжены с наиболее независимым  от оценивающих результат замером  некоторых его физических параметров. В частности результат измеряют в мерах пространства (длины преодолеваемых спортсменами дистанций, высоты совершаемых прыжков и т. д.) времени затраченного на выполнение соревновательного упражнения и веса перемещаемого предмета (например, тяжелоатлетической штанги).

Субъективными критериями оценки спортивного результата называются такие способы оценивания, которые  отличаются особенно значительной зависимостью оценочных процедур от впечатлений, складывающихся у спортивных арбитров при судействе соревнований.

В смешанных критериях  оценки спортивного результата приблизительно в одинаковой мере сочетаются объективные  и субъективные слагаемые его  оценивание[12].

Процесс состязания представляет собой последовательную смену соревновательных ситуаций. Соревновательные ситуации могут выделяться на разных уровнях  состязания и иметь разный временной  масштаб. В каждой соревновательной ситуации участник состязания обладает определенным соревновательным потенциалом. Соревновательный потенциал – это  способность участника изменять ход состязаний так, как это необходимо для достижения успеха. Реализация соревновательного потенциала заключается, что участник, преодолевая внешние  и внутренние препятствия, целенаправленно  переходит к благоприятным для  себя ситуациям, благодаря чему увеличивается  вероятность достижения запланированного спортивного результата.

Таким образом, соревновательная деятельность в спорте представляет собой регламентированными правилами  процесс реализации соревновательных потенциалов участников, каждый из которых стремится к достижению запланированного результата[3].

Достижение высоких спортивных результатов невозможно без достаточно хорошо отлаженной системы подготовки спортсмена, осуществляемой в сфере  многообразных межчеловеческих  контактов, которые складываются между  тренерами, спортсменами и судьями, организаторами, зрителями и т. п. Они осуществляются на разных уровнях, начиная от спортивного коллектива и кончая соревнования различного международного уровня[14].

Стремление к высоким результатом часто требуют от участвующих в состязаниях спортсменов предельного проявления физических и психических способностей. Именно это обстоятельство является одной из причин зрелищности спортивных состязаний, высокой эффективности соревновательной деятельности как средство спортивной подготовки. Независимо от спортивной специализации общая цель подготовки спортсмена заключается в том, чтобы развить ее духовные и физические способности. В свою очередь, специфическая цель – достижение высоких спортивных результатов – требует создания соответствующего соревновательного потенциала[3].

Достижение высоких спортивных результатов возможно только в том  случае, если есть хорошо отлаженная система  подготовки спортсмена. Она представляет собой совокупность методических основ, организационных форм и условий  тренировочно – соревновательного процесса, оптимально взаимодействующих между собой на основе определенных принципов и обеспечивающих наилучшую ступень готовности спортсмена к высоким спортивным достижениям. Система подготовки спортсмена включает в себя четыре крупных блока:

- систему отбора и спортивной  ориентации;

- спортивную тренировку;

- систему соревнований;

- внетренировочные и внесоревновательные факторы оптимизации тренировочно-соревновательного процесса.

Основная подготовительно-тренировочная  деятельность спортсмена осуществляется в условиях спортивной тренировки[14].Физическая деятельность человека, в конечном счете, направляется на изменение состояние  организма, на приобретение нового уровня физических качеств и способностей. Последнее не может быть достигнуто никаким другим путем, кроме тренировки. Основу тренировочного эффекта, его  механизм определяет фундаментальное  свойство всего живого, - способность  к адаптации, к развитию на основе приспособления к внешним воздействиям[13].

Спортивная тренировка –  это та часть подготовки спортсмена, которая построена, но основе метода упражнений. Основным специфическим  средством спортивной тренировки являются тренировочные упражнения. По степени  их соответствия соревновательным действиям  выделяют общеподготовительные, специально – подготовительные и соревновательные упражнения.

К соревновательным упражнениям  относятся собственно соревновательные упражнения (т.е. такие, по выполнению которых  в ходе состязаний определяется спортивный результат) и их тренировочные формы. Очевидно, что в одних видах  спорта возможный набор соревновательных упражнений ограничен (бег, прыжки, плавание), а в других – значительно шире (спортивные игры).

Специально – подготовительные упражнения обязательно имеют сходство с соревновательными по структуре  движения или его отдельных фаз, по зоне мощности и т. д. В связи  с этим выделяются подводящие упражнения (с помощью которых осваивается  одна или несколько фаз соревновательного  упражнения) и развивающие (служащие преимущественно целям такого воспитание физических способностей, которое требуется  для формирования соревновательного  потенциала в избранном виде спорта).

Наиболее широким является набор общеподготовительные упражнений. По своему двигательному составу они могут быть неспецифичными, т. е. мало связанным со специально – подготовительными и соревновательными. Благодаря этой особенности общеподготовительные упражнения применяются для разносторонней подготовки, заключающейся в повышении общего уровня работоспособности и приобретение разнообразных двигательных умений и навыков. Кроме того использование таких упражнений способствуют уменьшению монотонности тренировки и может служить целям активного отдыха. Результаты включения в тренировку общеподготовительных упражнений связаны, прежде всего, не с непосредственным повышением соревновательного потенциала, а созданием предпосылок для его успешного формирования в ходе тренировки.

Таким образом, если спортсмен  выполняет какие-либо упражнения, то это значит, что в ходе подготовки осуществляется спортивная тренировка. Если же он, например, изучает особенности  соревновательной деятельности соперников путем просмотра видеозаписей, то в этот момент подготовка проводится, а тренировка - нет. Положительный  эффект тренировки должен выражаться в повышенном уровне функциональных возможностей организма спортсмена, общей и специфической работоспособности, в большей степени совершенства двигательных умений и навыков. Эти  характеристики состояние спортсмена определяют его тренированность.

Таким образом, состояние  спортсмена – главный объект управления в ходе тренировки[3].

О состоянии и динамике подготовленности спортсмена судят  по ряду показателей: интегративно –  по уровню и динамике демонстрируемых  спортсменов спортивно – технических  результатов и по результатам  его тестирования в целостных  контрольных упражнениях; дифференцировано – по отдельным показателям тренированности, приобретенной спортсменом в результате тренировки. По состоянию сформированных и отлаженных благодаря подготовке умений, навыком, знаний, по сдвигам в уровне развития тех или иных физических и сопряженных с ними психических способностей спортсмена, а на биологическом уровне – и по вызванным спортивной подготовкой преобразованием и усовершенствованиям функциональных и морфофункциональных свойств различных систем организма спортсмена. Разносторонность подготовки спортсмена находит свое отражение в различных сторонах его подготовленности – в физической, психической, технической, и тактической[12].

Информация о работе Разновидности специализированного направления