Развитие баскетбола

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 08:24, курсовая работа

Описание работы

Первое упоминание об игре, похожей на баскетбол, относится к седьмому веку до нашей эры. Индейцы племени инков в Мексике увлекались игрой в «пок-та-пок», суть которой сводилась к тому, что игроки пытались забросить мяч в кольцо. Причем «мячом» служил каучуковый круглый шар, а «забрасывать» его полагалось локтями или бедрами. Если к этому добавить, что кольцо располагалось довольно высоко, да еще перпендикулярно земле, то, видимо, один заброшенный шар зачастую решал исход поединка.

Содержание работы

1. Введение в предмет специализации
2. История возникновения, эволюция и современное состояние баскетбола
3. Правила игры и методика судейства соревнований
4. Техника игры
5. Общая характеристика методики обучения
6. Физическая подготовка баскетболистов
Литература

Файлы: 1 файл

реферат по баскетболу.docx

— 146.29 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 

 

1. Введение  в предмет специализации

2. История  возникновения, эволюция и современное  состояние баскетбола

3. Правила  игры и методика судейства  соревнований

4. Техника  игры

5. Общая  характеристика методики обучения

6. Физическая  подготовка баскетболистов

Литература  

 

1. ВВЕДЕНИЕ В  ПРЕДМЕТ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ 

 

Подготовка специалистов по физической культуре и спорту осуществляется высшими и средними специальными заведениями, специальными факультетами, отделениями университетов, педагогических институтов и лицеев.

Физическая культура охватывает разнообразные области деятельности, поэтому профессия физкультурного работника подразделяется на соответствующие  узкие направления - специализации. Это, во-первых, группа педагогических специальностей: преподаватель физической культуры в среднем учебном заведении /школе, лицее/, преподаватель физического  воспитания в вузе, преподаватель  теоретической или спортивно-педагогической дисциплины в институте /лицее/ физического  воспитания. У представителей всех этих специальностей есть много общего, потому что они имеют дело с  организованными формами физического  воспитания, учебными занятиями, со специфическим  воспитательным процессом в рамках учебного заведения.

Другая распространенная специальность - тренер-преподаватель  по виду спорта. Тренерский состав работает с контингентом, различным и по возрасту и по подготовленности.

Следующая специальность - это  инструктор физической культуры и спорта в производственных коллективах. Его  основная задача - организация физкультурно-спортивных мероприятий.

Программа курса специализации  предусматривает изучение истории  и современного состояния баскетбола в России, в СНГ и за рубежом, теории и методики преподавания баскетбола, управления процессом подготовки, основ  научно-исследовательской работы, формирования профессионально-педагогических навыков  и умений, необходимых для самостоятельной  работы тренера-преподавателя в  различных звеньях системы физического  воспитания. Изучение материала курса  специализации должно способствовать формированию устойчивого интереса к избранной профессии.

Материал программы изучается  на лекциях, закрепляется на методических и практических занятиях, а также  в ходе самостоятельной работы, в  период прохождения практики, занятий  по спортивно-педагогическому совершенствованию.

На лекциях рассматриваются  фундаментальные вопросы, связанные  с проблемами баскетбола, его истории, вопросы организации и управления учебно-тренировочным процессом  на различных этапах подготовки спортсменов.

На методических и практических занятиях более тщательно прорабатывается  лекционный материал, студенты овладевают методикой обучения и тренировки, осваивают упражнения по общей и  специальной физической подготовке, изучают и совершенствуют технику  и тактику игры.

Во время учебной практики у студентов формируются необходимые  для самостоятельной работы профессионально-педагогические умения и навыки, которые, закрепляются в процессе педагогической и тренерской практики в ДЮСШ. Студенты выполняют  задания по составлению учебной  документации, проведению воспитательной работы со спортсменами.

На семинарских занятиях закрепляются знания, полученные в  лекционном курсе на методических и  практических занятиях, во время учебной  практики, контролируется самостоятельная  работа, выполняются контрольные  работы по заданной теме. Самостоятельная  работа включает в себя изучение литературы, обобщение литературных данных, составление  учебной документации, конспектов уроков, ведение научно-исследовательской  работы, написание курсовой работы, подготовку к практике в школе, ДЮСШ. Все это способствует приобретению знаний, умений и навыков, необходимых  тренеру и судье. Будущему специалисту  необходимо участие в соревнованиях /в качестве игрока и судьи/, выполнение спортивного разряда согласно квалификации и категории судьи по спорту. Нужно  научить студента строить и ремонтировать  баскетбольные площадки, готовить оборудование к занятиям и соревнованиям.

Курсовая работа - основной раздел методической и научно-исследовательской  работы студентов. Тема курсовой работы выбирается студентом в третьем  семестре, утверждается на заседании  кафедры и поэтапно выполняется; защита курсовой работы является итоговым завершением обучения студента. Работа должна быть выполнена в соответствии с существующими требованиями. По выбору может быть выполнена дипломная  работа, основанная на экспериментальном  материале, которая затрагивает  актуальные вопросы теории и методики спортивной тренировки по избранной  спортивной специализации или общетеоретические  вопросы физического воспитания.

Научно-исследовательская  работа проводится в рамках студенческого  кружка. Она включает разработку научных  направлений по изучению и обработке  данных по актуальным темам, выступления  с докладами на научных конференциях различного масштаба.

Раздел «учебная практика студентов» включает проведение урока  и методику обучения отдельному техническому приему по заданию преподавателя.

Модель тренера-преподавателя

Поскольку наиболее важная обязанность тренера заключается  в обучении игроков правильному  и эффективному выполнению различных  технических приемов, то он, следовательно, прежде всего, является педагогом.

Можно даже сказать, что тренеру, в большей степени, чем преподавателю, необходимо скрупулезно соблюдать  законы процесса обучения. Технический  прием надо объяснять и показывать: правильно показанный прием должен быть показан игроками, а их выполнение подвергнуто подробному разбору  и критике, а затем исправлено.

Труд тренера - труд преподавателя, педагога. Хороший тренер максимально  раскроет способности игроков, так  же, как хороший преподаватель  добьётся максимальных усилий от своих  учеников.

Тренер должен заботиться о соблюдении основных принципов  и методов обучения, базирующихся на научной основе. Тренеру необходимо быть знакомым с психологией отдельных  игроков, которые, становясь членами  команды, обязаны подчинять свои интересы интересам всей команды. Тренер должен быть способен сформировать команду  и отработать лучшие комбинации взаимодействующих  звеньев из пяти игроков. Тренер должен быть знаком со всеми средствами обучения и наглядными пособиями. Тренеру  необходимо интересоваться и быть информированным  об исследованиях и контрольных  упражнениях, применяемых в баскетболе. Тренер должен постоянно совершенствоваться и профессионально расти.

Место и связь  специализации с другими технико-педагогическими  дисциплинами

Теория физического воспитания детей связана с целым комплексом специализированных научных дисциплин. Одни из них - педагогика, психология, история физической культуры; другие - биологические и смежные естественнонаучные - физиология, биомеханика, гигиена и другие.

Каждая из вышеперечисленных  наук, изучающая глубоко какую-то определенную сторону физического  развития, не может быть положена в  основу системы педагогического  воздействия для достижения лучших результатов воспитания. Эту задачу призвана решать специализированная педагогическая наука - теория и методика физического  воспитания детей, которая синтезирует  все достижения других наук, имеющих  отношение к физическому воспитанию.

Знание полного объема средств физического воспитания и их характеристик позволяет  учителю в соответствии с поставленными  педагогическими задачами комплексно использовать все виды средств, отбирать наиболее эффективные физические упражнения, разрабатывать новые системы  физических упражнений и полноценно использовать имеющиеся педагогические классификации.

Для физического воспитания характерна комплексность в применении средств, причем к средствам следует  относить помимо физических упражнений гигиенические факторы. Любое примененное  средство оказывает воздействие  на организм в целом, тем не менее, каждое обладает специфичным, только ему  присущим акцентированным воздействием на ту или иную систему, на тот или  иной орган. Каждая группа объединяет определенное количество типичных средств. Применяя одно средство, но с разной интенсивностью, можно получить несколько  вариантов. Наконец, каждое средство применяется  не изолированно, а в комплексе  с другими средствами различных  групп /например, бег с прыжками при различных сочетаниях и уровнях действия естественных сил и возможностей спортсмена/. Подобных комплексов средств может быть неограниченное количество. Отсюда вытекают положения, которыми должен руководствоваться учитель:

1. Разнообразие средств  создает, с одной стороны, большее  затруднение при выборе наиболее  эффективного средства, а с другой - неограниченные возможности при  решении любых задач.

2. Выбор средств должен  завершаться разработкой их комплексов  на темы воздействия на учеников.

Физическое упражнение - это двигательное движение, специально организованное для решения задач  физического воспитания в соответствии с его закономерностями. Следовательно, не всякое двигательное действие может  быть названо физическим упражнением. Физическими упражнениями будут  только те двигательные действия, которые  направлены на решение задач физического  воспитания и подчинены педагогическим закономерностям. Слово «упражнение» обозначает направленную повторность  действий с целью его совершенствования  и воздействия на физические и  психические свойства человека.

Понятие о технике физических упражнений может раскрываться как  с педагогических, так и с биомеханических  позиций. Не противореча, друг другу, определения  будут отражать стороны одного и  того же явления.

С педагогических позиций  под техникой физического упражнения понимается наиболее эффективный способ выполнения двигательного действия. Эффективность способа - это результат  специализированной системы одновременных  и последовательных упражнений, направленных на рациональную организацию взаимодействия на тело человека внутренних и внешних сил с целью наиболее полного их использования. Эффективность выражается в наиболее рациональном воздействии на организм занимающихся /например, воздействием на ту мышечную группу, которую необходимо развивать/ или в результативности физического упражнения /более высокий прыжок, дальний бросок/. Разумеется, оценивая зависимость результативности от техники исполнения, необходимо учитывать уровень физической и психической подготовленности учеников.

Общие понятия  и терминология дисциплины

В понятиях и терминологии раскрывается предмет изучения и  преподавания любой дисциплины, концентрируются  накапливаемые наукой знания.

Понятие считается полным, если оно имеет определение, то есть краткую формулировку критериев  отличия и способов его построения.

Ниже дается определение  основных понятий и терминов, которые  имеют место в специальной  литературе, необходимой для изучения предмета. Необходимо учесть, что в  практике подготовки баскетболистов и  в методической литературе пока не достигнуто единство трактовки основных понятий и терминов.

Игровая деятельность - это  управляемая сознанием психическая  и физическая активность, направленность специфического противоборства при  соблюдении установленных правил.

Соревновательная деятельность - игровая деятельность в условиях официальных соревнований.

Прием игры - обусловленное  правилами двигательное действие, специфичное  для игрока. Выделяются приемы в  нападении и в защите.

Бросок крюком - бросок мяча над головой кругообразным движением  руки.

Быстрый прорыв, быстрая  атака - быстрое продвижение нападающих к корзине противника с целью  создать численный перевес и  забросить мяч.

Варьированное нападение /защита/ - использование командой разных систем нападения /защиты/, осуществляется по заранее обусловленным сигналам.

Ведение мяча - продвижение  игрока с мячом по площадке. Игрок  может передвигаться в любом  направлении или стоять на месте, продолжая ударять мяч об пол. Ведение должно быть непрерывным. Если игрок прекратит ведение и  поймает мяч, он не может возобновлять ведение, а должен либо выполнить  бросок в корзину, либо передать мяч  партнеру, двойное ведение - возобновление  ведения, после того как игрок  остановился и взял мяч в руки. Это является ошибкой. Дриблер - игрок, ведущий мяч. Живой мяч - I ситуация, при которой судья готов к розыгрышу спорного броска, II -судья готов передать мяч игроку, выполняющему штрафной бросок, III - мяч находится у игрока, который будет вбрасывать его из-за пределов площадки.

Заслон - допускаемое правилами  действие, при котором игрок, избегая  столкновения, препятствует выходу противника в желаемую позицию, двойной заслон - заслон, поставленный двумя игроками для одного партнера.

Защитник - 1-й игрок обороняющей  команды. 2-й - невысокий разыгрывающий  игрок задней линии нападения.

Зонная защиты - защита, при  которой игроки охраняют область  штрафного броска под своей корзиной. Каждый прикреплен к определенной зоне и противодействует в ней игроку противника.

Информация о работе Развитие баскетбола