Развитие двигательной активности и закрепление навыков на уроках физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 11:00, реферат

Описание работы

Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 57.40 Кб (Скачать файл)

кгу гИМНАЗИЯ №27

                  Доклад

   по             «Самообразованию»

на тему: Развитие двигательной активности и закрепление навыков на уроках физической культуры

 
 
 

                                                                                                                                          Учитель физ.культуры:

                                                                                                                                          Репняков В.В


 

 

 



 

  

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА

Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.

Главная цель развития личности – возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия окружающего мира, взаимодействия с ним, они невозможны в изоляции и противопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям, предполагающего их активное соучастие в этом процессе. Возможность взаимодействия с окружающим миром осуществляется посредством двигательной активности.

Развитие двигательной активности ребенка происходит постепенно, проходя ряд последовательных этапов.

Между 5-м и 6-м месяцем дети начинают ползать, и хорошо ползают к 7 месяцам. Некоторые дети не ползают, а сразу из сидячего положения переходят в стоячее. Существует множество разных способов ползания. Ребенок может переходить от одного способа к другому по мере совершенствования. Одни дети ползают пятясь, другие – как-то вбок. Одни ползают на выпрямленных ногах и рука, другие – на четвереньках. А есть дети, которые ползают на одном колене и одной вытянутой ноге. Если ребенок умеет быстро ползать, он обычно начинает позже ходить. А тот, который неуклюже ползает или вообще не умеет ползать, будет стараться раньше научиться ходить.

Стоять с поддержкой ребенок обычно начинает между 7-м и 9-м месяцем. самостоятельно стоять ребенок будет между 9-м и 12-м месяцем. Некоторые дети не умеют стоять и позже, хотя они абсолютно здоровы и умственно полноценны. Обычно это упитанные, спокойные дети или те, у кого ножки долго набирают силу.

Очень многие дети, научившись вставать не знают как снова сесть. Бедный ребенок может простоять несколько часов, пока не свалиться от изнеможения. Когда мать посадит такого ребенка, оторвав его от перил кроватки или манежа, он моментально забывает об усталости и снова подтягивается и встает. Но на это раз он начинает плакать уже через несколько минут. Единственное, что мать может предпринять, дать ему какой-нибудь интересный предмет поиграть, чтобы удержать его в сидячем положении. В один прекрасный момент ребенок впервые попробует очень осторожно опуститься. Через несколько недель он научиться двигаться вдоль перил манежа, сначала держась за них обеими руками, а потом одной. В конце концов, ребенок невзначай отпустит перила на несколько секунд, не сознавая, какой смелый шаг он сделал. Так он готовиться ходить.

Множество факторов определяют возраст в котором ребенок начинает ходит самостоятельно. Если ребенок начинает ходить и в это время заболеет недели на две, то он возможно. только месяца чрез два снова попробует пойти самостоятельно или если он упадет и удариться после первых попыток ходить, то он может еще много недель бояться оторвать руки от опоры.

Большинство детей начинает ходить самостоятельно между 12-м и 15-м месяцем, а некоторые уже в 9 месяцев. Довольно многие дети вполне смышленые, не больные рахитом и не имеющие никаких физических недостатков, начинают ходить только в 18 месяцев или даже позже.

Когда ребенок начинает ходить, возникает множество: обувь, дисциплина и другие.

Нет необходимости учить ребенка ходить. Когда он будет готов к этому, его уже нельзя будет остановить.

Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе.

Человек есть живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. Как живой организм человек включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим (биофизическим, биохимическим, физиологическим) закономерностям. На уровне сознательной психики и личности человек обращен к социальному бытию с его специфическими закономерностями. Физическая, морфологическая организация человека, является высшим уровнем организации материи в известной нам части мироздания. Человек кристаллизует в себе все, что накоплено человечеством в течение веков.

Каждый период детства имеет свои особые, неповторимые достоинства, присущие только определенному этапу развития. Поэтому входе роста и развития ребенка необходимо создавать все условия, способствующие оптимизации его взаимодействия с пространством и временем своего развития. Каждый этап онтогенеза характеризуется своими новообразованиями и необходимостью для их возникновений сочетания определенных факторов.

Человек входит в жизнь как целостный феномен. Жизненная деятельность человека всегда несет на себе отпечаток уровня его развития как личности во всей ее разносторонности. Жизненная позиция личности формируется совокупностью всех социальных влияний на человека, и прежде всего системой общественного воспитания.

Взаимодействие с окружающим миром – это возможность удовлетворения всех необходимых человеческих потребностей. Познание окружающего мира позволяет не просто развиваться, но и формироваться из индивида в гармоничную, способную к обучению и воспитанию личность.

Движение занимает одно из ведущих мест в процессе взаимодействия с окружающим миром. Благодаря движению происходит познание и переход на новую качественную ступень развития.

Видеть красивого, умного, здорового ребенка- желание каждого, кто находится рядом с ним, кого волнует и заботит его будущее.

Как внешне выглядит здоровый ребенок? Активный, веселый, с хорошим настроением, он легко просыпается утром, умеет достаточно быстро сосредоточиться. В понятие здоровья входит и оценка его поведения, эмоциональная настроенность и соответствие его физического и психического развития возрасту.

Физиологи считают движение врожденной потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в дошкольном возрасте, когда  формируются все основные системы и функции организма. Без движений ребенок не может вырасти здоровым, ибо движение- это преграда  любой болезни. Двигательный дефицит приводит к нарушениям сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системы. Снижает иммунитет и работоспособность скелетной мускулатуры, слабость которой вызывает нарушение осанки.

Необходимым условием гармоничного развития личности дошкольника является достаточная двигательная активность. Двигательная  активность должна быть целенаправленной и отвечать индивидуальному опыту, интересам и желанию детей. При этом важно, чтобы физические нагрузки были систематическими, разнообразными и не вызывали  утомления.

Говоря о роли движения, следует затронуть вопрос о прогулке детей. Прогулки представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной активности. Важно, чтобы прогулки были насыщены разнообразным двигательным содержанием: ходьба в разном темпе, подскоки, подвижные игры, спортивные упражнения, перебежки  в медленном и быстром темпе и др.

Планирование работы по развитию движений  на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом очень важно выбирать время для проведения игр и упражнений. Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счет времени самостоятельной деятельности детей.

Выбор времени проведения  упражнений на прогулке зависит от предшествующей работы в группе. Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то  мы организовываем игры и упражнения в середине или в конце прогулки, а в самом ее начале предоставляем  детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с различными пособиями.

В остальные дни  организовываем двигательную деятельность детей в начале прогулки.

При проведении упражнений, основных видов движений мы  используем разные способы организации (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный, смешанный.)

Длительность организованной двигательной деятельности составляет 30-35 минут.

На спортивной площадке   мы  проводим  игры большей подвижности с бегом врассыпную, с метанием больших и маленьких мячей,  с элементами спортивных игр. Большинство подвижных игр имеет широкий  вековой диапазон: они доступны детям разных возрастных групп. Направляя игровую деятельность, помогаем выбрать способ решения игровой задачи,  добиваясь двигательной активности, самостоятельности и творческой инициативы детей. Игровая деятельность своей эмоциональностью  захватывает детей и они не ощущают усталости. Во избежание переутомления детей своевременно прекращаем игру или изменяем ее интенсивность.

На прогулке должны планируем подвижные игры  и игровые упражнения разной степени интенсивности. Общая длительность игры составляет 10-12 минут.

Как эффективное средство повышения двигательной активности  и воспитания выносливости детям предлагаются пробежки с разной скорость небольшими подгруппами во время утренней прогулки, не более 2 раз в неделю ( в дни, когда нет занятий по физической культуре).

Значительное место на прогулке отводим прыжкам, так как они являются действенным средством для повышения двигательной активности детей.

Наряду с упражнениями в беге  и прыжках используем упражнения в метании, бросании и ловле мяча, с целью подготовки детей к спортивным играм( футбол, баскетбол, бадминтон).

Мы стараемся повысить интерес детей к различным видам двигательной активности, поднять эмоциональный настрой  на прогулке. Для этого мы широко используем стандартное и нестандартное оборудование, природное окружение.

Среди детей но прогулке большой популярностью пользуются игры –упражнения с использованием природного материала, которые также способствуют развитию  двигательной активности. Например: «Не промахнись!», «Попади в цель» (летом используются шишки и картонная мишень, зимой- снежки.  «Брось копье», «Кто дальше прыгнет с пенька или кочки», «Пройди по следу» (сохраняя равновесие пройти след в след зимой по снегу, летом – по песку).

Пребывание детей на групповом участке или на спортивной площадке позволяет широко использовать все пространство. Поэтому на прогулке  отводим значительное место спортивным упражнениям, которые способствуют формированию разнообразных  двигательных навыков и качеств. Дети с удовольствием катаются на велосипедах и самокатах. При катании на самокатах следим чтобы дети попеременно сменяли ноги, отталкиваясь то правой, то левой ногой.

Важным моментом  является распределение игр  и упражнений с учетом  их интенсивности и сложности. Мы чередуем  физическую нагрузку с отдыхом, более интенсивными, сложные игры  и упражнения с менее трудными, знакомые с новыми. В теплый период года обязательно включаем игры  с бегом  наперегонки, с элементами соревнований, игры – эстафеты. В это время у детей создаются значительные возможности для совершенствования всех видов упражнений.

Достаточно полно реализовать свои возрастные и индивидуальные двигательные потребности дети могут во время прогулок. И здесь велика роль целенаправленного руководства со стороны воспитателя. Как  в организованных, так и в самостоятельных играх необходимо своевременное переключение дошкольников с одного вида занятий на другой при рациональном сочетании их по степени подвижности. Поэтому важно, чтобы двигательная активность детей на прогулке регулировалась воспитателем и каждый ребенок находился в поле его зрения.

В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируется самостоятельность, активность.

Новорожденный, появившись на свет, должен многому научиться: двигаться, слышать, смотреть. Ребенок развивается, становится все более активным и учится осмысленно управлять своим телом.

 «Двигательной активностью»  детские врачи называют умение  ребенка держать головку, садиться, вставать, ползать и ходить. Конечно, в первый месяц жизни ничего  этого малыш еще не умеет. Но  оценить развитие ребенка можно, проверив его рефлексы. Например, «подошвенный» - если провести пальцем  по подошве, ребенок отдернет  ножку. «Сосательный» рефлекс - все, что касается губ ребенка, он  принимает за сосок, пытается  захватить ртом и сосать. Наконец, «хватательный» рефлекс - если вложить  кончик пальца в ручку ребенка, он ее сожмет. Если малыш все  это проделывает, значит, он развивается  нормально.

Информация о работе Развитие двигательной активности и закрепление навыков на уроках физической культуры