Развитие двигательной активности и закрепление навыков на уроках физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 11:00, реферат

Описание работы

Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 57.40 Кб (Скачать файл)

 После 2 месяцев ребенок еще  более подвижен. Он уже может  поворачивать головку, следить глазами  за движущимся предметом. В этом  возрасте малыши уже подносят  ручки ко рту. Если положить  малышу в руку какой-нибудь  предмет - соску, погремушку - то он  потянет его к губам или  будет трясти. Что-нибудь брать  сам он умеет еще не очень  хорошо, это придет только к 5-6 месяцам, когда младенец научится  тянуться к предметам и брать  их.

 Управлять головой и руками  почти все дети учатся примерно  в одном возрасте, а вот держать  головку, переворачиваться и садиться  некоторые малыши умеют раньше, а другие позже. В 3 месяца дети  уже хотят дрыгать ручками  и ножками, поэтому не нужно  слишком туго пеленать малыша. Ребенка можно распеленать и  позволить ему двигаться в  свое удовольствие. Чтобы он научился  держать на весу головку, нужно  чаще переворачивать его на  животик, а потом он сможет  делать это и сам. Тогда маме  нужно будет получше присматривать за малышом, чтобы он не сполз с кроватки и не упал на пол, как это часто бывает с очень подвижными детьми.

 В 4 месяца двигательная активность  развивается еще больше, и ребенку  уже не нравится спокойно лежать  в кроватке. Он вертит головой, двигает ручками и ножками  и даже пытается сесть. Конечно, одни дети более подвижные, другие - менее. Родителям не нужно беспокоиться из-за того, что соседский мальчик уже сидит и хорошо держит головку, а их ребенок еще этого не умеет. Природа сама готовит малыша к новым движениям и, когда придет время, он сам всему научится. Так что спешить не надо. Конечно, нельзя забывать о массаже и прогулках в коляске. Все это помогает малышу развиваться быстрее.

 Шестимесячные малыши уже  по-настоящему учатся садиться, но  могут сидеть пока только не  долго, потому что мышцы спины  и позвоночник еще не совсем  приспособлены для этого. Неправильно  поступают родители, сажающие маленьких  детей между подушками, ведь так  можно только навредить здоровью  малютки. Искривление позвоночника  очень опасно, и чтобы его не  было мышцы должны достаточно  окрепнуть. Поэтому, если карапуз  тянет ручки и хочет сесть, можно дать ему ухватиться  за пальцы и помочь ненадолго  присесть, а потом опять уложить. Малыш принимает это за игру  и радуется, но такие упражнения  еще и полезны, потому что укрепляют  мышцы спины ребенка. К седьмому-восьмому  месяцу дети уже обычно умеют  самостоятельно садиться и могут  сидеть без поддержки несколько  минут, свободно переворачиваться  на бок и на спину. Движения  рук становятся все более уверенными, малыш тянется за предметами, которые ему интересны, и берет  их.

 Прочитав о том, как нужно  оценивать физическое развитие  ребенка, родители нередко начинают  волноваться из-за того, что их  малыш еще чего-то не умеет. Делать этого не нужно. Врачи  говорят, что 90% задержек в развитии  двигательной активности - вполне  обычные отклонения от нормы, а не болезнь или запаздывание  в развитии. Не нужно впадать  в отчаяние, если у ребенка  что-то не получается, а другие  дети того же возраста это  уже умеют. Каждый малыш развивается  по-своему, и одни быстрее осваивают  какие-то движения, а другие медленнее. Если двигательная активность  все же развивается с заметным  опозданием, и родители сильно  беспокоятся из-за этого, лучше  показать ребенка врачу, который  поможет установить причину и  даст полезные советы.

 

Особенности двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

Двигательная активность - средство полноценного развития и полготовки детей. Движения принадлежат к фундаментальным и сложным явлением природы. С философских позиций движение подчеркивает диалектическое единство живой и неживой природы. Движение привлекало к себе внимание видных ученых самых различных направлений. Этот феномен изучали физики (И. Ньютон, А. Эйнштейн), биологи (Ч. Дарвин, И. Мечников), физиологи (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, Л.А. Орбели), психологи (Б.М. Теплов, А.Р. Лурия) и др.

Особое место занимает движение человека в исследованиях ученых по физической культуре и спорту, спортивных кардиологов, а также в трудах видных спортивных специалистов (Н.Г. Озолина, В.М. Дьячкова, А.Д. Новикова, Л.П. Матвеева) и др.

Природа дала ребенку врожденное стремление к движению, снабдив очень ценным чувством - чувством "мышечной радости", которое он испытывает, двигаясь. Е.А. Аркин считал высокую подвижность ребенка-дошкольника "его естественной стихией".

Двигательная активность является одной из основных, генетически обусловленных биологических потребностей человеческого организма. Значение движений в жизни ребенка особо подчеркивается при ознакомлении с литературой по гипокинезии, последствиям двигательной недостаточности. Длительная гипокинезия ведет к атрофическим процессам в скелетной мускулатуре вследствие функциональной бездеятельности и нарушения биосинтеза белка. Скелетные мышцы становятся вялыми и слабыми. Снижается активность кровеносных органов, детренируется сердце. Длительное воздействие такого состояния приводит к общей детренированности организма и возникновению ряда заболеваний.

Двигательные функции неразрывно связаны с вегетативными, с такими жизненно важными системами, как кровообращение и дыхание, начиная с внешнего дыхания и кончая дыханием на клеточном уровне. Следовательно, совершенствование движений развивает не только двигательные функции человека, но и одновременно расширяет резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной системы, совершенствует их регуляторные аппараты. В исследованиях сотрудников лаборатории И.А. Аршавского установлена прямая зависимость формирования деятельности сердечно-сосудистой системы в онтогенезе от активности скелетной мускулатуры. Сходная зависимость обнаружена и во взаимодействии системы с мышечной деятельностью. Рациональная двигательная активность оказывает положительное влияние на нервную систему и психическое развитие ребенка. Совершенствование моторики ребенка повышает иммунобиологические свойства организма, его устойчивость к инфекции.

Факторы, определяющие двигательную активность дошкольников. В настоящее время человек в повседневной и трудовой деятельности использует все менее свои двигательные возможности и способности. Доля мышечных усилий в энергетическом балансе человечества сократилась за сто лет с 94 до 1% в настоящее время. Влиянию гипокинезии подвержены и дети дошкольного возраста. Кроме комфортных условий цивилизации, на них влияет еще и интенсификация учебного процесса в детском саду, сложившийся образ жизни в семье и другие факторы. Решение проблем рационального двигательного режима в детских садах становится важным гигиеническо-медицинским и одновременно социально-экономическим вопросом. Особое значение данное положение приобретает в воспитании детей старшего дошкольного возраста в связи с увеличением удельного веса умственной нагрузки в режиме дня старшей и подготовительной групп детского сада. Необходимым условием рекреации детей после напряженной умственной нагрузки на занятиях является рационально организованная двигательная деятельность. Амплитуда колебаний ДА в каждом возрастном периоде обусловливается многочисленными социальными, природными, климато-метеорологическими и биологическими факторами. Кроме того, подвижность детей индивидуально различна. Большое влияние на них оказывают условия жизни и воспитания.

Социальные факторы могут подавлять естественную биологическую потребность в движениях, вызывая состояние моторного голодания, вредного для организма. Неблагоприятное влияние недостатка ДА может особенно остро проявиться в период роста и созревания детского организма. Последствия дефицита ДА у детей дошкольного возраста могут иметь длительный латентный период и проявиться только в зрелом возрасте, оказывания отрицательное влияние на работоспособность и состояние здоровья взрослого. Это может быть незаметно для родителей, педагогов и самого ребенка. Продолжающийся недостаток ДА может постепенно вызвать серьезные отклонения в жизнедеятельности организма. Существует мнение, что увеличение заболеваний сердечно-сосудистой системы в известной степени связано с гиподинамией, встречающейся у большей части современных людей.

Двигательную активность детей характеризуют показатели ее продолжительности. A.M. Нерсесян констатирует, что у детей, проводящих в детском саду 8 ч, на ДА падает лишь 27,5% времени, тогда как состояние покоя продолжается 72,5%, или же соответственно 2 ч 15 мин против 5 ч 45 мин.

Не менее существенную роль в оценке ДА детей играет показатель ее интенсивности. По данным В.Г. Фролова, дети 5 лет на занятиях по физкультуре выполняют 67 движений в минуту, 6 лет - 70,4, 7 лет - 73,2 движений. На воздухе интенсивность движений повышается. Г.П. Юрко установила, что интенсивность движений при свободной деятельности 7-летних детей на прогулке равняется 40 движениям в минуту.

В последние годы проведено значительное число экспериментальных работ, в которых изучалась суточная двигательная активность дошкольников, велись поиски наиболее рациональных двигательных режимов. В настоящее время имеются данные, характеризующие возрастные, половые и индивидуальные особенности ДА детей дошкольного возраста. Многие научные исследователи, изучавшие ДА детей старшего дошкольного возраста, констатируют, что ДА у мальчиков выше, чем у девочек. Эти различия не установлены у младших дошкольников. По данным Д.М. Шептицкого, среднесуточный километраж (ходьбы и бега) у детей 5-6 лет составляет у девочек 6,8 км, у мальчиков - 7,6 км, у детей 6-7-летнего возраста соответственно 8,1 и 10,1 км. Значительные колебания ДА детей установлены по дням недели и сезонам года. Если принять ДА летом мальчиков 5-6-летнего возраста за 100%, то осенью она составляет 90,8%, зимой только 86,8%. Весной происходит значительное увеличение ДА детей - она составляет 94,7%. Р.А. Анхундов в своих исследованиях заметил особенно высокую двигательную активность детей 7-летнего возраста в летние каникулы. Причины этого он видит не только в том, что дети свободны от учебных занятий, не только в сезонных колебаниях биологических ритмов, но также в том, что в летние каникулы в какой-то мере компенсируется ограничение движений, имевшее место в течение учебного года.

Двигательная активность детей в значительной степени зависит от режима детского сада, обучения и воспитания детей. Широкое использование комплекса физических упражнений способствует удовлетворению потребность детей в движении, укреплению их здоровья и повышению работоспособности. Одним из средств повышения двигательной активности являются спортивные игры, в частности, бадминтон.

Старшие дошкольники отличаются высокой двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков; им лучше удаются движения, требующие скорости и гибкости, а их сила и выносливость пока еще невелики. У ребенка развиты основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скоростные и силовые качества) [15; С.16]:

- сохраняет статическое равновесие (от 15 секунд), стоя на линии (пятка  одной ноги примыкает к носку  другой ноги);

- подбрасывает и ловит мяч  двумя руками (от 10 раз);

- прыгает в длину с места, приземляясь на обе ноги и  не теряя равновесия;

- бегает свободно, быстро и с  удовольствием, пробегает со старта  дистанцию 30 м; ловко обегает встречающиеся  предметы, не задевая их;

- бросает теннисный мяч или  любой маленький мячик, шишку, снежок  и др. удобной рукой на 5-8 м;

- хорошо владеет своим телом, сохраняет правильную осанку.

Двигательная активность оказывает влияние и на формирование психофизиологического статуса ребенка. Существует прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка, двигательная активность стимулирует перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы, ритмические движения тренируют пирамидную и экстрапирамидную системы. Дети, имеющие большой объём двигательной активности в режиме дня характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями состояния ЦНС, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышенной иммунной устойчивостью, низкой заболеваемостью простудными заболеваниями.

Итак, в старшем дошкольном возрасте на фоне общего физического развития улучшается подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов, накапливается резерв здоровья: снижается частота заболеваний, они протекают сравнительно легко, чаще всего без осложнений. Однако дети все еще быстро устают, «истощаются» и при перегрузках возникает охранительное торможение. Поэтому одним из основных условий эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) является учет их возрастных особенностей.

    Значение подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста

Формирование человека на всех этапах эволюционного развития проходило в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью, поэтому физические нагрузки приобрели важную биологическую роль в его жизнедеятельности.

Анализ научно-методической литературы, многочисленные педагогические наблюдения показывают, что важнейший результат игры - это радость и эмоциональный подъем детей. Благодаря этому свойству игры, в значительной степени игрового и соревновательного характера, больше чем другие формы и средства физической культуры, соответствуют воспитанию двигательных способностей у учащихся. Игровые виды и действия требуют всего комплекса скоростных способностей от учащегося в связи с тем, что для стимулирования развития быстроты необходимо многократно повторять движения с максимальной скоростью, а также учитывать функциональные возможности ребенка. От последних в свою очередь зависит скорость движений. Необходимо также учитывать и сочетать методы относительно стандартного повторения движений с максимальной скоростью и методы достаточно широкого варьирования скоростных упражнений.

Уровень развития двигательных качеств в настоящее время находится на невысоком уровне, который не может быть удовлетворен современным требованиям, предъявляемым к физическому воспитанию в дошкольном учреждении. Поэтому, проблема воспитания двигательных качеств весьма актуальна и требует дальнейшего ее совершенствования.

Информация о работе Развитие двигательной активности и закрепление навыков на уроках физической культуры