Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 11:00, реферат
Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.
Этапы и методы валеологического воспитания подробно изложены в статье А.А. Чиркова (2001). В литературе практически нет сведений о структурной и методической организации занятий по здоровьесберегающий педагогике, что затрудняет их проведение. Поэтому возникает необходимость в разработке расширенных планов занятий по сохранению и укреплению здоровья детей и их методологического структурирования.
Рассматривая методические рекомендации по основам преподавания физической культуры (А.П. Матвеев, М.В. Малыхина, В.И. Лях), игровых технологий (О.А. Степанова, Е.Н. Литвинова, Г.И. Погадаев), сберегающим технологиям (Н.В. Сократов, И.Н. Корнева, В.Н. Феофанов) встает необходимость изменения в области нового педагогического мышления, в разработке новых подходов к организации учебного процесса и его эффективности.
Трудность работы педагога нередко заключается в выборе методов воспитания, ибо каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, особенно дети с девиантным поведением, а также дети из групп риска, где доминирует свой стиль поведения с различной мотивационной направленностью.
Дети от 7 до 10 лет – прагматики. Они уже знают, что жизнь на земле для них не вечна и хотят прожить отведенное им время счастливо. В этом возрасте дети находятся на конвенционном соглашательском уровне нравственности, они подчиняются этнокультурным требованиям. Это их главная мотивация в вопросах сохранения собственного здоровья. В этом возрасте у детей уже развито и образное мышление, поэтому на занятиях по сохранению и укреплению здоровья можно рекомендовать использование различных видов искусства как абстрактное отображение действительности. Сами же занятия по валеологии должны сочетаться с обучением тому или иному виду деятельности.
Подобное преподавание апробируется в настоящее время в прогимназии «Интеллект», в частности, в классах, на прогулках, уроках ритмики и физкультуры.
Главная особенность таких уроков здоровья – это формирование мотивационной сферы детей, т.е. поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья. Эта мотивационная направленность в дальнейшем должна доминировать в поведении детей, в их стремлении вести здоровый образ жизни, накапливать здоровьесберегающий потенциал. Педагогам, использующим методику организаций уроков здоровья, прежде всего, рекомендуется иметь четкое представление о генетических детерминированных мотивационных основах детей различных возрастных периодов. Используя в своей педагогической практике врожденные свойства характера детей, педагог сможет естественным образом формировать их поведение не только в области здорового образа жизни, но и в любой другой сфере деятельности. Валеологолизация образованного процесса предусматривает и контроль за применением на практике приобретенных знаний и умений, привлечение детей к участию в проведении мероприятий по охране здоровья, а также диагностику здоровья детей с последующим мониторингом.
Разрабатывая систему уроков здоровья и спортивно-оздоровительных мероприятий, я стремилась усовершенствовать три основных аспекта: теорию, оздоравливание и практику. Занятия разработаны с учетом возрастных особенностей.
Цель системы нетрадиционных занятий направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Задачи по теоретической части:
- формирование представлений о своем здоровье;
- осознание необходимости
гигиенических и
- понимание взаимосвязи
воспитания физического с
- знание жизненно важных двигательных качеств.
Задачи по практической части:
- развитие интереса
к физкультурно-
- систематическое физическое
развитие двигательных
- формирование потребностей
в физическом и духовном
Задачи по оздоровительной части:
- Развитие сенсорных и моторных функций;
- профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;
- приобретению навыка правильного дыхания;
- привитию навыков элементарного самомассажа;
- развитию интеллектуальных функций (мышления, памяти и т.п.);
- развитию эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности.
Уроки здоровья проводятся один раз в четверть. Показателем таких уроков должно быть закрепление теоретических и практических знаний, приобретенных на уроках физкультуры и ритмики. И как контрольный учет, один раз в четверть, внеклассные оздоровительно-спортивные мероприятия (соревнования, турпоходы и т.д.).
В структуру занятий тесно вплетены различные виды деятельности и двигательными упражнениями, психогимнастическими этюдами ребенок поет, танцует, импровизирует.
Синтез различных видов деятельности подчинен одной цели – мотивации здорового образа жизни и формированию здоровья.
Важная роль в занятиях отведена национальным играм. Как элемент культуры игры развиваются со всей культурой общества и являются важным средством воспитания. Включение национальных игр в программу значительно повышает интерес учащихся к занятиям, обогащает средства физического воспитания, а также имеет огромное культурное и воспитательное значение.
Немаловажная роль в занятиях отведена музыке. С помощью музыки проводится развивающий дозированный эмоциональный тренинг, приводящий к улучшению психологического и физиологического состояния организма ребенка.
В каждом занятии представлены виды массажа, динамических и оздоровительных пауз, пальчиковых игр. Проведение всех видов массажа, гимнастики для глаз, упражнений на развитие дыхания соответствует существующим научно-обоснованным оздоровительным системам.
Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием детей не только учителя, но и школьного врача, родителей.
Подводя итог эксперимента в изложенном материале, можно отметить следующее. В педагогическом эксперименте была проверена эффективность разработанного подхода к обучению локомоциям на основе теории учебной деятельности. Так же было проверено влияние экспериментальной методики на развитие знаний и умений управлять своими движениями, на формирование интереса к занятиям физической культурой в школе и вне школы, на теоретическую подготовку учащихся, на вызванный интерес к своему здоровью. Было выявлено, что новое содержание и примененная методика проведения уроков здоровья по физической культуре сказались на изменении показателей двигательной активности, психическом и психологическом здоровье, теоретической подготовленности и даже на посещаемости уроков физкультуры.
В целом данная система работы оказывает эффективное влияние на обучение младших школьников, повышает результативность учебного процесса, способствует умению самостоятельно заниматься физической культурой, беречь свое здоровье, оказывать влияние на развитие личности.
Каждое практическое занятие состоит из 3 частей:
- подготовительной (ходьба, бег, ОРУ),
- основной (упражнения из разделов легкой атлетики, гимнастики, акробатики, ритмики, подвижных и спортивных игр и т.д.),
- заключительной (ходьба, медленный бег, упражнения на внимание, на осанку, подведение итогов, домашнее задание).
В целях улучшения реализации учебной программы необходимо соединить учебно-тренировочные занятия с выполнением ежедневных самостоятельных заданий по плану, чем будет осуществляться индивидуальный подход к каждому ученику.
Рекомендуемый минимальный состав группы 1 –2 го года обучения 15 человек.
В течение всего курса обучения сохраняется преемственность образования, как по структуре, так и по содержанию учебного материала.
Работа по программе строится с учетом близких и дальних перспектив.
Порядок изучения тем в целом и отдельных блоков, определяется педагогом в зависимости от местных условий деятельности объединения.
Теоретические и практические занятия проводятся с привлечением наглядных материалов, использованием новейших педагогических методик, на пришкольных, спортивных площадках и в спортивных залах прогимназии «Интеллект». Необходимо содействовать активному вовлечению в образовательный процесс родителей учеников, организовывая родительские собрания и совместные мероприятия.
При подборе средств и методов для проведения практических занятий, руководитель должен использовать упражнения из различных видов спорта (для повышения эмоциональной окраски занятий). Упражнения подбираются в соответствии с учебными, воспитательными и оздоровительными целями занятия.
Приведенный перечень практических занятий является примерным и может быть изменен педагогом, в зависимости от условий работы объединения.
По завершению каждого учебного года проводятся контрольно-переводные испытания: прыжок в длину с места, челночный бег 3х10 м, подтягивание на перекладине, бег 6 минут.
В течение учебного года проводятся соревнования по изученным видам спорта внутри группы, внутри образовательного учреждения и т.д.
Содержание программы предполагает освоение детьми основ знаний - по теории и методике физической культуры. О врачебном контроле и самоконтроле, о гигиене, о технике безопасности, о первой медицинской помощи при травмах, о технике и тактики видов спорта, о правилах и организации проведения соревнований, об используемом инвентаре, о правилах поведения на спортивных площадках, о влиянии физических упражнений на организм человека, о формировании здорового образа жизни.
1-2 год обучения:
Цель – идентификация личности посредством овладения основами физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью.
Задачи –
формирование знаний об основах физкультурной деятельности,
совершенствование жизненно важных двигательных навыков и умений, обучение игровой и соревновательной деятельности,
расширение и развитие двигательного опыта, овладение новыми движениями с повышенной координационной сложностью,
формирование навыков и умений самостоятельного выполнения физических упражнений, направленных на укрепление здоровья, коррекцию телосложения, формирование правильной осанки и культуры движений,
расширение функциональных возможностей основных жизненно важных систем организма.
3-4 год обучения:
Цель – индивидуализация личности обучающихся посредством овладения основами физкультурной деятельности с общеприкладной направленностью.
Задачи –
формирование знаний о функциональной направленности физических упражнений на организм человека,
формирование знаний об основах самостоятельного освоения двигательных действий и развития физических качеств, коррекция осанки
и телосложения,
расширение двигательного опыта,
совершенствование функциональных возможностей организма,
воспитание индивидуальных психических черт и способов коллективного общения,
создание представлений об индивидуальных физических возможностях организма,
формирование практических умений в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой и спортом,
формирование навыков и умений использовать физическую культуру как средство воспитания и формирование ЗОЖ.
Содержание программы общей физической подготовки
1 - 4 год обучения
1. Основы знаний.
Понятие о физической культуре. Развитие физической культуры в современном обществе. Физическая культура и спорт в системе общего и дополнительного образования.
Влияние физических упражнений на организм человека. Краткие сведения о строении человеческого организма (органы и системы). Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья и работоспособности.
Формирование у обучающихся устойчивых мотиваций на ЗОЖ. Необходимость ежедневными занятиями физической культурой.
Двигательный режим дня. Самостоятельные занятия физической культурой и спортом.
2. Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль.
Понятие о гигиене. Гигиена физических упражнений. Отдых и занятия физической культурой и спортом. Личная гигиена. Гигиена обуви и одежды. Закаливание и его значение для растущего организма ребенка. Помощь при ушибе, при растяжении и т.д. Наложение ватно-марлевой повязки. Техника безопасности при занятиях различными видами спорта на стадионе, в спортивном зале.
Врачебный контроль. Объективные данные: вес, динамометрия, спирометрия. Показания и противопоказания к занятиям различными видами спорта. Самоконтроль. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Дневник самоконтроля.
3. Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь.