Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 12:47, лекция
Современное дошкольное образование ориентирует педа¬гога на необходимость учета индивидуальных особенностей развития личности ребенка (тип нервной деятельности, состо-яние здоровья, уровень физической подготовленности, пол ре¬бенка и т. п.) в процессе занятий физическими упражнениями.
Реализация индивидуально-
Современное дошкольное образование ориентирует педагога на необходимость учета индивидуальных особенностей развития личности ребенка (тип нервной деятельности, состояние здоровья, уровень физической подготовленности, пол ребенка и т. п.) в процессе занятий физическими упражнениями.
Учет состояния здоровья детей в процессе занятий физическими упражнениями
Одним из эффективных средств улучшения физического состояния дошкольников является двигательный режим, осуществляемый дифференцированно с учетом состояния здоровья, индивидуального уровня физической подготовленности и функциональных возможностей детей. Такой учет возможен только при тесном взаимодействии педагогов и медицинских работников.
Следует отметить, что нередкой является практика временного освобождения детей, перенесших острые респираторные заболевания, грипп, обострение хронического тонзиллита, пневмонию и др., от физкультурных занятий и прогулок. В результате у таких детей резко снижается двигательная активность и не восполняется дефицит движений, который возник во время болезни. Все это приводит к понижению биологической надежности разных систем, к снижению эмоционального тонуса и тем самым — к более позднему биологическому выздоровлению. Между тем правильно дозированная мышечная нагрузка способствует развитию компенсаторных приспособительных реакций, т.е. восстановлению сниженных под влиянием перенесенного заболевания функциональных возможностей ребенка.
Безусловно, к детям, перенесшим заболевания, на физкультурных занятиях нужен особый подход. Тем не менее дети должны заниматься физическими упражнениями с первых дней возвращения в детский сад. Однако нагрузку следует дозировать: исключать упражнения, требующие большого физического напряжения, — бег, подвижную игру, прыжки, лазанье. Нежелательны и упражнения с резким изменением положения тела (лежа и стоя), так как вследствие неустойчивой вегетативной нервной системы нарушается кровоснабжение мозга и может возникнуть головокружение.
У ребенка, перенесшего заболевание, нарушаются функции теплорегуляции. Чтобы избежать переохлаждения, дети могут быть одеты несколько теплее здоровых детей. Однако, оберегая детей от чрезмерных физических нагрузок, нельзя их долго оставлять на уровне сниженных, так как малые нагрузки не тренируют организм и не совершенствуют его функций.
В таком же дифференцированном подходе к нагрузкам нуждаются ослабленные, часто болеющие дети, имеющие хронические заболевания, дети с ускоренным ростом. Величину нагрузки для каждого ребенка в зависимости от его физического состояния определяет врач на основании его анамнеза и проведения функциональных проб.
Занятия физическими упражнениями в дошкольных учреждениях для детей с отклонениями в умственном и физическом развитии
Организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях для детей, имеющих отклонения в физическом и интеллектуальном развитии, имеет свои особенности. Деятельность педагога отличается специфичностью, обусловленной характером заболевания детей.
Дети с проблемами в развитии — это дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического или психического развития. Лежащие в основе этих отклонений аномалии, или дефекты (от лат. defectus — недостаток, поэтому иногда применяется термин «дефективные дети»), могут быть врожденными и приобретенными. Причины возникновения врожденных аномалий очень разнообразны. В ряде случаев важную роль играют генетические (наследственные) факторы, однако выявление или невыявление наследственных влияний нередко определяется факторами внешней среды. Врожденные аномалии могут возникнуть от непосредственных воздействий на развивающийся плод химических, механических, температурных влияний (интоксикация, травма, охлаждение), нарушения питания плода и т.д. Внутриутробная инфекция плода, например врожденный токсоплазмоз, приводит иногда к тяжелым нарушениям эмбрионального развития — микроцефалии и гидроцефалии, врожденной слепоте и т. п.
Приобретенные аномалии в основном являются последствиями перенесенных в раннем детском возрасте инфекционных болезней (эпидемического цереброспинального менингита, полиомиелита, кори, скарлатины, гриппа и др.). Сравнительно меньшую роль в возникновении приобретенных аномалий играют травмы, интоксикации и другие причины.
В широком смысле слова аномальными могут считаться дети, имеющие более или менее выраженные отклонения в своем физическом или психическом развитии, однако практически термин «аномальные дети» применяется для обозначения той категории детей, которые вследствие серьезного психического или физического дефекта должны воспитываться и обучаться в специальных учебно-воспитательных учреждениях.
Выделяют основные группы аномальных детей, к ним относятся дети: с недостатками слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие), с недостатками зрения (слепые, слабовидящие), слепоглухонемые; дети с задержкой психического развития и умственно отсталые (дебилы, имбецилы, идиоты); с нарушениями речи (алалия, заикание, ринолалия, дизартрия, афазия); с нарушениями опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич и др.).
Дети, имеющие нарушения в физическом и умственном развитии, воспитываются и обучаются в специально организованных условиях, где под действием учебно-воспитательного процесса и лечебных мероприятий у них происходят преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития. Обучение и воспитание детей организуется с учетом особенностей их физического и умственного развития, основной целью которых является максимальная нормализация детей путем компенсации и исправления имеющихся у них дефектов.
Наряду с умственным развитием детей с проблемами огромное значение уделяется их физическому воспитанию, цель которого — укрепление и закаливание детского организма, развитие движений, формирование культурно-гигиенических навыков, включение детей в посильный труд. Психомоторное развитие детей с проблемами соответствует общим законам развития нормальных детей, но имеет некоторые особенности, что обусловлено имеющимся дефектом, поэтому методика физического воспитания имеет некоторую специфику в соответствии с механизмом нарушения и структурой дефекта.
Физическое воспитание детей с нарушением интеллекта
Дети с нарушением интеллекта — это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных процессов (активного восприятия, произвольных процессов, памяти, словесно-логического мышления и др.). Для умственно отсталых детей характерно наличие патологических изменений в эмоционально-волевой сфере: повышенная возбудимость или, наоборот, инертность, трудности формирования интересов и социальной мотивации деятельности. У многих умственно отсталых детей наблюдаются аномалии в физическом развитии, аномалии роста, нарушения обмена веществ, нарушения моторики, трудности формирования двигательных рабочих навыков и др.
На занятиях физическими упражнениями у умственно отсталых детей выявляются затруднения в восприятии, понимании, выполнении общепринятых строевых команд, игровых правил и условий. Они с трудом усваивают названия частей тела и движений, часто не могут представить движение по словесному объяснению и соотнести инструкцию с показом, медленно усваивают и быстро забывают предлагаемый материал.
Наряду с особенностями, обусловленными состоянием психики, у умственно отсталых дошкольников имеются нарушения со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем и физического развития. У многих из них наблюдается функциональная слабость миокарда, сердечная аритмия, понижение артериального давления. Кроме того, дыхание у них поверхностное, неритмичное, небольшая мышечная нагрузка резко учащает его, и необходимо длительное время для восстановления. Они не умеют произвольно управлять актом дыхания и правильно согласовывать его с движениями. Без специальных подготовительных упражнений и направленных на обучение дыханию занятий умственно отсталые дети не могут научиться правильно дышать, их дыхание остается неглубоким, неустойчивым, и мышечная работа резко на нем отражается. Вместе с тем задержка или затруднение дыхания при физической работе вызывает у детей гипоксию (недостаточное насыщение крови кислородом). Поэтому очень важно помнить, что только при правильном согласовании дыхания с движениями можно упражняться в выносливости к длительной физической нагрузке.
При ходьбе и беге дети излишне напрягают мышцы тела, чрезмерно размахивают руками, недостаточно координируют движения рук и ног. Недостатки в координации движений наблюдаются и в прыжках. Поэтому они долго не могут научиться прыгать на одной ноге, перепрыгивать с места на место на двух ногах и т. п. Прыжки вызывают у них чрезмерное напряжение и сосредоточенность. При метаниях некоторые умственно отсталые дети очень часто резко сжимают мяч и производят движение рукой, не выпуская мяча.
У дошкольников с нарушением интеллекта ярко наблюдается выраженная недостаточность статической координации. Они испытывают большие затруднения в принятии определенной позы, не могут выдержать ее более 1—2 сек. Во время удержания позы они качаются, падают, сходят с места и т. п. У них наблюдается общая напряженность мышц.
Несмотря на разнообразие проявлений нарушений в двигательной сфере дошкольников с отклонениями в интеллектуальном развитии среди них можно выделить три основных варианта поведения.
Первый вариант — наиболее благополучный: дети интересуются занятиями, охотно идут на контакт с педагогом. Они активны, хотя быстро утомляются, внимание их неустойчиво. Охотно переключаются с одного вида занятий на другой. Побуждает их к правильным действиям в основном похвала, одобрение, улыбка педагога.
Недостаточное развитие речи затрудняет их общение и выполнение инструкций взрослых. Понимание речи ограничено рамками бытовой ситуации. В основном они нуждаются в конкретном, практическом показе, а иногда требуют и совместного действия; им необходимо общение со взрослыми и сверстниками.
Второй вариант поведения детей по их отношению к окружающему отличается от первого. Сюда относятся дети тоже очень активные и подвижные, но суетливые, капризные. Они бывают агрессивны по отношению друг к другу, драчливы, беспокойны, упрямы, не всегда организованны. Среди них есть моторно неловкие, плохо справляющиеся с движениями (отсюда ряд неудач в выполнении заданий и последующие аффекты). На замечания взрослых реагируют большей частью негативно. Неудача их делает еще более упрямыми. Требованиям взрослых подчиняются не всегда, не сразу и не полностью: вскакивают во время занятий, ходят по комнате. Невнкмательны, нетерпеливы, отвлекаются. По нескольку раз их призывают к порядку.
Интерес к игрушкам и к игре большей частью у них нестойкий. Нуждаются в постоянной организации деятельности, так как их деятельность нецеленаправленна.
Третий вариант поведения значительно отличается от первых двух. Дети, относящиеся к этой группе, вялы, малоподвижны, пассивны: моторно недостаточно развиты, мелкая моторика у них затруднена, нарушена координация движений. В массе они застенчивы, не уверены в себе. При неудачах в движениях ищут поддержки у взрослых, требованиям взрослых охотно подчиняются. Радостной улыбкой встречают поощрение, похвалу, ласку, на замечание реагируют слезами или молчанием, иногда просят помочь.
Интерес к занятиям нестойкий, но когда войдут в работу, то переключаются на другое задание с трудом. Интереса к игре и к игрушкам большей частью не проявляют, с игрушками не действуют: возьмут в руки, посмотрят и откладывают — игры не возникает.
С учетом этих особенностей поведения детей должна строиться вся работа с ними. Огромное значение в работе по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта имеет индивидуальный подход. В процессе использования всех форм работы учитываются особенности двигательных нарушений, поскольку у детей одного возраста уровень развития моторики может быть различным. Высокой эффективности работы по физическому воспитанию дошкольников с нарушением интеллекта способствует эмоциональная насыщенность занятий.
Игровые упражнения и подвижные игры имеют широкое применение в воспитательной работе. Они способствуют развитию основных движений и физическому развитию в целом, поскольку при выполнении разнообразных движений работают различные группы мышц, повышается частота пульса, углубляется дыхание. Они благоприятствуют также и умственному развитию, в частности совершенствованию внимания, восприятия, памяти, речи и т. д.
В процессе обучения детей движениям необходимо использовать в соответствии с уровнем их развития и решаемыми на каждом занятии задачами разнообразные методы и приемы в рациональном сочетании. На первых годах обучения, а также при разучивании новых движений целесообразно использовать не только показ движения, но и совместное его выполнение с ребенком. При этом выполняемые действия должны сопровождаться словесным объяснением. Словесную инструкцию можно использовать лишь тогда, когда дети владеют движениями, могут их самостоятельно выполнить, хотя сначала предварительно целесообразно демонстрировать детям каждое называемое действие.
Особую роль в физическом воспитании детей вспомогательных детских садов играют общеразвивающие и корригирующие упражнения. Они помогают избирательно воздействовать на организм ребенка и на дефектные системы. Они в большей степени, чем другие упражнения, могут быть использованы для профилактики и исправления тех или иных отклонений в развитии моторики, в строении грудной клетки, позвоночника. По характеру воздействия на организм они разделены на дыхательные упражнения, общеразвивающие (с предметами и без предметов), для формирования правильной осанки, ритмические, для развития пространственной ориентировки и точности движений.
Особое внимание отводится воспитанию правильной осанки умственно отсталых дошкольников. Поэтому, как правило, для всех дошкольников необходимым являются посещения занятий ЛФК. Дети дошкольного возраста с нарушением интеллекта так же, как и их нормально развивающиеся сверстники, эмоционально отзывчивы на музыку, поэтому занятия ритмикой вынесены за рамки занятий физкультурой и являются самостоятельными. Для дошкольников с умственной отсталостью необходимы разнообразные упражнения, развивающие у них координацию и точность движений, ориентировку в пространстве, чувство ритма.
Информация о работе Реализация индивидуально-дифференцированного подхода в работе с дошкольниками