Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 11:19, курсовая работа
Целью работы явилось изучение влияния занятий физическими упражнениями как определяющего компонента формирования здорового образа жизни на состояние здоровья учащихся общеобразовательной школы. Задачи работы:
1. Изучить состояние вопроса по литературным источникам.
2. Определить роль основных компонентов здорового образа жизни в формировании стиля жизни современных школьников среднего возраста.
Введение……………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….….……..5
1.1 Философские, психофизические и социально-психологические факторы здорового образа жизни…………………………………………...........................5
1.2 Современные проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни школьников…………………………………………………...................................8
ГЛАВА II. КОМПАНЕНТЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ……….………11
2.1 Здоровый образ жизни, его основные компоненты…………………….…11
2.2 Искоренение вредных привычек…………………………………………...13
2.3 Закаливание, как неотъемлемый компонент формирования здорового образа жизни………………………………………………………………..……16
2.4 Оптимальный режим двигательной активности, важное условие формирования здорового образа жизни……………………………………....17
2.5 Роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни и укреплении здоровья школьников…………………………………………….. 19
Заключение………………………………………………………………………..22
Список литературы……………………………………………………………….24
Причины наркомании по Е.Д. Марьясису и А.Г. Ахвердовой (1987):
гедонизм, то есть гипертрофированное желание получить удовольствие;
невежество родителей и их детей;
неумение или нежелание родителей, воспитателей организовать полноценный досуг молодых людей;
отсутствие доверия, эмоциональных связей между детьми и их родителями.
На современном этапе развития нашего общество еще одним вредным пороком стало переедание, последствием чего является ожирение.
Ожирением считается
превышение нормального веса, вызванное
чрезмерным отложением жира (Лукьяненко
В.П., 2001).
Проблема ожирения в результате своей
исключительно широкой распространённости
в наши дни становится актуальной как
никогда, так как лишний вес приводик к
многим хроническим заболеваниям жёлчного
пузыря, диабетам, гипертонии, ранним атеросклерозам,
стенокардии, инфарктам миокарда.. При
этом ожирение всё чаще становится причиной
пониженной работоспособности и инвалидности,
источником многих жизненных затруднений,
в том числе морально-этического и экономического
характера (Макаров В.В., 2001). Ожирение может
возникнуть по разным причинам, но главными
из них – это избыточное питания и недостаточная
двигательная активность. Гормональные
нарушения сравнительно редко бывают
основной причиной ожирения. При этом
за последние 10 лет число школьников с
ожирением выросло в 3,4 раза, соответственно
увеличилось число детей со сниженным
иммунитетом и нарушениями осанки (Бадалов
О.Ю., Козловский И.З., Бахтинов О.П., 2002).
Вопросы влияния вредных привычек на состояние здоровья детей особенно важны сегодня, ведь именно социальные аспекты неблагополучия в подростковой среде вызывают особую тревогу. По данным Жулиной Г.В. (2002) возраст приобщение подростков к курению у мальчиков составляет 10 – 11 лет, у девочек 13 – 14. В старших классах курит примерно 37 % юношей и 10 % девушек.
На сегодняшний день средства массовой информации, рекламные плакаты, личный пример взрослого населения и недостаток знаний о влиянии вредных привычек на организм, особенно ребенка, значительно укорачивают жизнь подрастающего поколения, ведут к деградации нации и ее медленному умиранию. По мнению врачей и ученых из всех причин преждевременной смерти, включая болезни, наследственность, экологию, природные катаклизмы и несчастные случаи, вредные привычки занимают ведущее место, и именно этот фактор является наиболее управляемым со стороны самого человека (Лукьяненко В.П.2000).
2.3 Закаливание,
как неотъемлемый компонент
Закаливание организма - это система мероприятий, направленная на повышение устойчивости организма к многообразным влияниям внешней среды. В его основе лежит формирование способности организма быстро и без вреда для здоровья приспосабливаться к неблагоприятным воздействиям метеорологических факторов (Гриденко М.Ф., 1987, Виноградов П.А., 1990, Соловьев М.Г., 1999, Лукьяненко В.П., 2001, Марков В.В., 2001). Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь и на долгие годы сохранить высокую работоспособность. Особенно велика его роль в профилактике простудных заболеваний. Закаливающие процедуры снижают их число в 2-4 раза, а в отдельных случаях полностью исключают.
Закаливание также
оказывает общеукрепляющее
Проблема закаливания стала особенно актуальной в настоящее время, в условиях возросшего комфорта жилищ, роста материального благополучия, сопровождающихся недостаточным общением с природой, её естественными факторами, оказывающими тренирующее воздействие на организм человека.
В результате заметно снижаются защитные силы организма. Особенно отрицательно это сказывается на детском здоровье. Поэтому закаливающие процедуры должны быть обязательной составной частью режима дня школьника, как наиболее доступное средство укрепления здоровья (Лукьяненко В.П., 2001).
Одним из важнейших факторов внешней среды, в которой живет человек, является ее температура. Организм человека должен постоянно поддерживать тепловой баланс при различных внешних температурах. Для этого его необходимо закаливать. (Колгушкин А.Н., Короткова Л.И, 1989).
Закаливание основывается на разумном использовании естественных факторов природы - солнца, воздуха и воды. Однако и физическая тренировка сама по себе является прекрасным средством, закаливающим организм. (Дубровский В.И., 1989).
Закаливание должно быть постепенным. На первом этапе закаливания специалисты рекомендуют; температура воды для обтирания должна быть 32 - 30° С, обливания - 33 - 32° С, обливания ног - 28 - 2б° С.
Воздушные ванны
можно принимать лишь в том
случае, если воздух прогрелся до 22
- 20°С, купание в открытом водоеме
разрешается, если температура воды не
ниже 20 - 18°С. Постоянно снижая исходную
температуру воды на 1° С в два дня, вы доведете
её до 18 - 16° С. На этих цифрах можно остановиться
(Коростелев Н.Б., 1987).
Однако при этом всегда надо помнить,
что неправильное, неграмотное закаливание
весьма опасно для здоровья. Поэтому, прежде
чем приступать к использованию средств
закаливания надо хорошо познакомиться
с тем, что и как следует применять, учитывая
состояние здоровья, а также индивидуальные
особенности реакции на воздействие охлаждения
и солнечных лучей (Соловьев М.Г., 1999).
Величайшая польза, которую приносит
закаливание ставит его в ряд наиболее
значимых социальных явлений, возводит
в ранг важной государственной задачи
(Лукьяненко В.П., 2001).
2.4 Оптимальный
режим двигательной активности, важное
условие формирования ЗОЖ
В жизни ребенка двигательная деятельность является фактором активной биологической стимуляции, фактором совершенствования механизмов адаптации, главным фактором физического развития. Растущий организм испытывает биологическую потребность в движениях.
Удовлетворение такой потребности – важнейшее условие его жизнедеятельности. Роль движений особенно велика в периоды интенсивного роста и развития организма (Тихвинский С. Б., Воронцов И. М., 1991). Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности детского организма, влияет на формирование психофизического статуса ребенка (Пиманова Е.М., 1988, Солодков А.С., Есина Е.М., 1998, 1999).
По данным Антроповой М.В., Сальниковой Г.П. (1966), Аракелян О.Г. (1970), Силина О.В. (1980), Лукьяненко В.П. (2001) и др. уровень сохранения и укрепления здоровья школьников находится в тесной взаимосвязи от оптимального режима двигательной активности. По данным Всемирной организации здравоохранения каждый ребенок на пути своего развития должен совершать в младшем школьном возрасте 12 – 13 тысяч локомоций, в среднем школьном возрасте 14 – 15 тысяч, а в старшем до 17 – 17 тысяч соответственно (Марков В.В., 2001).
В тоже время последние исследования в области медицины, физиологии, физической культуры подтверждают, что большинство школьников не поддерживают оптимального двигательного режима на должном уровне. По литературным данным только 40 % двигательной активности реализуется через уроки физической культуры и спортивные секции, а остальные 60 школьник реализовывает самостоятельно, через проведение активного отдыха после школы и в выходные дни. Однако как показали исследования Бадалова О.Ю., Козловского И.З., Бахтина О.П. (2002) большинство школьников проводят выходные дни, лежа у телевизора. По данным Мейбалиева М.Г. (1987), Суконюк Р.А. (1988), Сухарева А.Г. (1991), Беляева Н.Г. (1999) гиподинамия наблюдается у 50 % школьников 6 –8 лет, у 60 % школьников 9 – 12 лет, и у 75 –80 % детей старшего школьного возраста, то есть гиподинамия свойственна всем возрастным группам детского населения. При этом по мере взросления дефицит движений наблюдается чаще у девочек, чем у мальчиков. Такое положение во многом обуславливает снижение состояния здоровья современных учащихся, развития и прогрессирования хронических заболеваний, таких как ожирение, нарушение зрения, нарушение осанки, сердечно-сосудистых заболеваний и т.д. Следует отметить, что при влиянии школьной гиподинамии у детей не отмечается отставания в росте, и в половом созревании. Они даже обгоняют своих сверстников. Но данная группа детей, как правило, имеет низкие показатели физической подготовленности и особенно мышечной силы (Силса Р., Теосте М., 1983).
Гиподинамия вызывает
и микрофункциональную
Необходимо
учесть, что дети большую часть своего
времени проводят в школе, поэтому и основная
профилактика недостатка двигательной
активности должна реализовываться через
средства физической культуры в режиме
учебного дня. Именно физическая нагрузка
в нормативных для каждого возраста пределах
является фактором, обладающим защитными
действиями против различного рода неблагоприятных
влияний (Антропова М.В., 1993). В связи с этим,
укрепление здоровья занимающихся включено
в число основных функций, возлагаемых
на физическое воспитание. Задача, стоящая
перед педагогами, заключается в том, чтобы
обеспечить как можно большему числу детей,
а в идеале - всем, возможности для укрепления
здоровья средствами физической культуры
(Нилуашев С., 1993).
2.5 Роль физических упражнений в формировании ЗОЖ и укреплении здоровья школьников
Значительная роль физических упражнений в сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения, поддержании высокого уровня работоспособности доказана многочисленными исследования (Агаджанян А.Н., 1989, Амосов Н.М., 1987, Матвеев 1991, Мотылянская Р.Е., 1990, Лукьяненко В.П., 2001, Гневушев В.В., 2000 и др.), которые свидетельствуют, что оптимальная физическая нагрузка в сочетании с рациональным питанием и образом жизни является наиболее эффективной в преодолении «коронарной эпидемии», предупреждении многих заболеваний и увеличении продолжительности жизни (Холодов Ж.К., Кузнецов В.С, 2000).
Физические упражнения благоприятно воздействует на рецептивные, мнемические и интеллектуальные процессы. Ритмические движения тренируют пирамидную и экстаполярную системы. Дети, школьного возраста, имеющие большой объем движений в течение дня, характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями функционального состояния центральной нервной системы, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, более высокими адаптационными возможностями организма, низкой подверженностью простудным заболеваниям (Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А., 1990, Солодков А.С., Симоненко Н.П., Чусляева Е.Е., 1997, Солодков А.С., Есина Е.М., 2002).
Генетическая потребность в различном уровне движений заложена в каждом ребенке с первых дней жизни и зависит от типологических особенностей нервной системы ребенка. При этом по данным Минздрава СССР (1986), оптимальное физическое развитие и функциональное состояние достигается при занятиях физическими упражнениями не менее 2 – 2,5 часов в день (Демидова Е.В., 1988).
Наряду с эти в современной литературе накоплен огромный материал о негативном воздействии интенсивных физических нагрузок на растущий организм. Исследования показывают, что интенсивные занятия спортом в раннем возрасте приводят к хроническим заболеваниям суставов, лордозам и кифозам, раннему закрытию зон роста (Сухарев А.Г. 1991, Никитюк Б.А. 1989).
С учетом вышесказанного, следует отметить, что занятия физическими упражнениями необходимо дозировать с учетом индивидуальной чувствительности организма к ней, суточной и сезонной ритмики, возрастных особенностей, а также климатогеографических и социальных факторов (С.Б. Тихвинский, И. М. Воронцова, 1991). Во время выполнения физических упражнений значительно повышается уровень возбуждения двигательных зон центральной нервной системы. Возникшие в них очаги возбуждения способствуют угасанию тех механизмов, которые являются причиной патологического процесса. Иначе говоря, болезненный очаг, как бы блокируется, и нарушенные функции в результате нормализуются. Работа мышц способствует улучшению обменных процессов, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышению защитных реакций (Гриненко М.Ф., 1991).
Достижение и поддержание высокого уровня здоровья средствами физической культуры возможно лишь при условии использования всего многообразия различных видов упражнений и правильном их дозировании. Укрепить здоровье с помощью физических упражнений можно, только зная, что, как и сколько надо делать. Именно этих знаний многим более всего и не хватает.
Прежде всего следует помнить, что использование физических нагрузок не должно рассматриваться как временная компания, определённый курс лечения, а как постоянный жизненный фактор (Лукьяненко В.П., 2001).
Существует и другая крайность. Многие считают, что чем больше занимаешься, тем полезнее для здоровья и, что особенно полезны те упражнения, которые сопровождаются большими нагрузками (культуризм, марафонский бег и т.п.) (Лукьяненко В.П., 2001).
В действительности же не существует линейной зависимости между величиной нагрузки и её положительным влиянием на состояние здоровья.
По мнению профессора Я.С. Вайнбаума, оптимальный эффект достигается только при определённых величинах нагрузки, диапазон которых в общем-то невелик, и в очень большой степени индивидуален. Снижение нагрузки ниже этого диапазона вызывает не пропорционально резкое снижение оздоровительного эффекта. Повышение нагрузки выше верхней границы оптимальности не приводит к столь же значительному улучшению показателей здоровья, и более того, может оказать отрицательное воздействие на его состояние (Дубровский В.П., 1998).