Роль здорового образа жизни в сохранении и укреплении учащихся общеобразовательных школ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

Целью работы явилось изучение влияния занятий физическими упражнениями как определяющего компонента формирования здорового образа жизни на состояние здоровья учащихся общеобразовательной школы. Задачи работы:
1. Изучить состояние вопроса по литературным источникам.
2. Определить роль основных компонентов здорового образа жизни в формировании стиля жизни современных школьников среднего возраста.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….….……..5
1.1 Философские, психофизические и социально-психологические факторы здорового образа жизни…………………………………………...........................5
1.2 Современные проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни школьников…………………………………………………...................................8
ГЛАВА II. КОМПАНЕНТЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ……….………11
2.1 Здоровый образ жизни, его основные компоненты…………………….…11
2.2 Искоренение вредных привычек…………………………………………...13
2.3 Закаливание, как неотъемлемый компонент формирования здорового образа жизни………………………………………………………………..……16
2.4 Оптимальный режим двигательной активности, важное условие формирования здорового образа жизни……………………………………....17
2.5 Роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни и укреплении здоровья школьников…………………………………………….. 19
Заключение………………………………………………………………………..22
Список литературы……………………………………………………………….24

Файлы: 1 файл

Курсовая работа..doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

Следует иметь  ввиду,  что диапазон оптимальности нагрузок в значительной мере индивидуален. Ответная реакция организма на одни и те же нагрузки у разных людей может быть  различна в зависимости от уровня физической подготовленности, возраста, пола и др.  
Считается, что 3-5 разовые занятия в неделю (из них 2-3 на природе) с использованием дыхательной гимнастики, ходьбы, бега, ходьбы на лыжах и других упражнений с циклическим характером движений наиболее эффективно влияют на полное восстановление нарушенных функций организма и имеют общеукрепляющее свойства (Соловьев М.Г., 1999).  
          Исследованиями установлено, что для значительных сдвигов в физической подготовленности, более эффективного, устойчивого влияния упражнений на развитие силы, быстроты, гибкости и других жизненно важных для человека качеств  двухразовых занятий в неделю совершенно не достаточно. Школьнику  должна быть привита любовь самостоятельно дополнительно, систематически работать над своим физическим развитием от одного до двух раз в неделю, а также желание и упорство неукоснительно выполнять ежедневную утреннюю гимнастику, а так же желательно закаливание. Лишь в этом случае происходит значительное улучшение его здоровья и физического состояния, даже если в начальной стадии имелись нарушения жизненных функций и заболевания (Макаров В.В., 2001). 

При этом хочется  отметить, что высокая оздоровительная  эффективность рационального дозирования  физических нагрузок особенно проявляется  у школьников с недостаточным  уровнем развития физических качеств (Лукьяненко В.П., 2001). 

Необходимо  всегда помнить, что для решения  оздоровительных задач в практике школьной физической культуры  главным является  не повышение уровня подготовленности и без того физически сильных школьников, тем более, что здоровья им это не прибавит, а подтягивание до необходимого уровня ребят с низкими показателями здоровья и развития физических качеств. Это позволит укрепить их здоровье, повысить работоспособность и успеваемость, предупредить заболеваемость. Такое отношение должно рассматриваться в качестве главного критерия  постановки физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательной школе. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение курсовой работы можно сделать выводы.

Формирование  здорового образа жизни школьников – актуальная и насущная задача не только каждого учителя, но и всего общества в целом.

Для обеспечения  готовности школьников к долголетней  жизни и деятельности необходимо в каждом возрастном периоде их развития целенаправленно формировать потребности и мотивы, стимулирующие овладение знаниями, умениями и навыками, которые позволят самостоятельно пользоваться технологиями здорового образа жизни.

Основными принципами, в соответствии с которыми должна осуществляться эта работа, являются:

— принцип природосообразности, который обеспечивается воспитанием личности с учетом имеющегося природного потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил;

— принцип непрерывности  обеспечивается механизмом преемственности между целями, содержанием, формами и методами, характером педагогического взаимодействия, валеологизации педагогического процесса и технологиями развития физической и духовкой культуры личности;

— принцип целостности  развития обеспечивается охватом эмоционально-чувственной, когнитивной и волевой сфер личности, в которых общие и специальные знания, умения и навыки позволяют осознать индивидуму преимущество здорового образа жизни;

— принцип личностно-ориентированного характера обеспечивается определением главной цели - оздоровление ребенка, определением содержания форм, методов и организационно-педагогических средств достижения здоровья;

— принцип интеграции непрерывного обучения здоровому образу жизни с наукой, природой, практической деятельностью человека и общества;

— принцип самоорганизации  и саморазвития обеспечивается выбором  смысло-жизненных ориентации в сфере  здорового образа жизни, последовательного  прохождения этапов самопознания, самоопределения  и самореализации, через накопление детьми личного опыта самоанализа, самоконтроля, самокоррекции в процессе движения к развитию устойчивых привычек здорового образа жизни[6, c.60].

Для того, чтобы  школьник действовал ответственно, он должен:

— знать свои обязанности, пути и средства оптимального варианта их реализации с учетом социальных последствий, к которым они могут привести, то есть он должен иметь ценностные ориентации;

— на основе этого  знания учащийся должен обладать способностью ставить реальные цели и доводить их до конца;

— необходимые знания и готовность действовать в соответствии с этими знаниями должна быть практически реализована.

Хронические заболевания  школьников вызывают тревогу. А в  современном мире здоровье человека, его установка на здоровый образ  жизни относятся к высшим жизненным ценностям и провозглашаются как норма в жизни общества. В развитых странах здоровье признается важнейшей ценностью в обществе, поскольку оно выступает как необходимое средство достижения самых разнообразных жизненных целей человека и общества.

В Республике Беларусь происходит переоценка этой ценности. В обществе наметилась тенденция, выражающаяся в отказе человека от стереотипных подходов к собственному здоровью, поиске новых путей и средств  к оздоровлению, в отказе от здоровьезатратных  форм поведения, в переходе к здоровьесберегающему и здоровьесозидающему поведению в своей жизнедеятельности, в признании здорового образа жизни важной основой собственного здоровья, в признании ценности жизнеспособной личности.

Признавая особую роль здоровья подрастающего поколения, общество вынуждено возложить ряд задач на систему государственного образования по сохранению и созиданию здоровья школьников.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.     Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. – М.: ФК и С., 1985. – 176с. 

2.      Айзман Р.И. с соавт. Валеология: учебная программа для общеобразовательных школ. - Новосибирск: НГПУ, 1996. - 19 с. 

3.     Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. - М.: ФиС, 1987 .- 63с. 

4.     Андрейченко Л.А. Философия. Ставрополь, 2000. 

5.     Антропова М.В. Что надо знать о двигательной активности и закаливании детей. //Физическая культура в школе. – 1993, № 3. – 28 – 36с. 

6.     Баладанов О.Ю., Козловский И.З., Бахтинов О.П. Актуальные проблемы сохранения, укрепления  и приумножения здоровья школьников. // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. – с. 172 – 174. 

7.     Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность //Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 4, с. 2-7. 

8.     Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Ценности физической культуры  в здоровом стиле жизни // теория и практика физической культуры. 1994, № 4. – с. 3 –5. 

9.     Беляев Н.Г. Возрастная физиология. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. –   103с. 

10.            Беляев Н.Г., Суворов О.В. Характеристика физического развития современных школьников. // Актуальные проблемы развития физической культуры в современных условиях: Материалы научно-практической конференции. – Ставрополь: изд-во СГУ, 1998. – с. 30 – 31. 

11.            Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л.: Наука, - 1987. - 125с. 

12.             Валеология: Программа для учащихся 1-11-х классов общеобразовательных школ /Под общ. ред. О.Л. Трещевой. Омск, 1999. - 70 с. 

13.            Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. – М.: Мысль, 1990. – 288 с. 

14.             Виноградов П.А., Моченов В.П. Новый этап в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди учащейся молодежи //Теор. и практ. физ.культ., 1998, № 7, с. 24-26, 39-40. 

15.            Волков Н.И. Двигательная активность и рациональное питание школьников. // Теория и практика физической культуры. – 2001, № 8. – с. 9 – 12. 

16.            Гневушев В.В., Сивакова Н.Н., Забельский С.Ю., Краснов Ю.П. Система биоэкономической психомоторной оздоровительной физической культуры. – Ставрополь: Изд-во СГМА, 2002. – 31 с. 

17.            Гундаров И.А., Киселев Н.В., Копина О.С. Медико-социальные проблемы формирования ЗОЖ, 1989. – 30с. 

18.            Гущина С.В. Состояние здоровья учащихся общеобразовательных учреждений РФ (школы, лицеи, колледжи). // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. – с.177 – 179. 

19.            Дубровский В.И. Валеология здорового образа жизни. – М.: Флинта; Retorika., 1999. – с.1-35. 

20.            Дуркин П.К., Лебедева М.П. К решению проблемы формирования здорового образа жизни населения России. //Теория и практика физической культуры – 2002, № 8. – с. 2 – 5. 

21.            Жулина Г.В. К проблеме здоровья и здорового образа жизни человека. // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. – с. 179 – 181. 

22.            Зусманович Ф.Н. Валеология: Учеб. пос. Курган,1998. - 56 c. 

23.            Иванов К.П., Кисляков Ю.Я. Энергетические потребности и кислородное обеспечение головного мозга. - Л.: Наука, 1979. - 215 с. 

24.            Кардашенко В.Н. Некоторые вопросы гигиены детей и подростков в связи с научно-техническим прогрессом // Гигиена и санитария. – 1973, №3. С. 66-68. 

25.            Колгушкин А.Н., Короткова Л.И. Лекарство от простуды. – М.: Знание, 1989. – 76с. 

26.            Колчинская А.З. Кислород. Физическое состояние. Работоспособность. - Киев: Наукова думка, 1991. - 208 с. 

27.            Конышев В.А. Питание и регулирующие системы организма. - М.: Медицина, 1985. - 224 с. 

28.            Коростелев Н.Б. слагаемые здоровья. – М.: Знание, 1990. – 120с. 

29.            Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена. – М.: ФкиС, 1990. – 94 с. 

30.            Лопотенко А.В., Тстеблецов Е.А., физическая культура иее видыв реальных потребностях молодежи. // теория и практика физической культуры. – 1997, № 6. – с. 26. 

31.             Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М: ГЦОЛИФК, 1992. - 120 с. 

32.            Магомедов А. История философии. Ставрополь, 2000. – с.453 – 642. 

33.            Мак-Ильвейн Г. Биохимия и центральная нервная система. - М.: Изд. иностр. лит., 1962. - 420 с. 

34.            Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней . – М.: Академия, 2001. – 320с. 

35.            Марьясис Е.Д., Ахвердова А.Г. – Уроки семейной физни. – Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 1987. – 49с. 

36.            Мотылянская Р.Э., Каплан Э.Я. Двигательная активность – важное условие здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры, 1980, № 1, с. 14 – 24. 

37.            Муровов И.В. Проблемы геронтологии и гериатрии в ортопедии и травматологии. – Киев: Здоровье, 1986. – 102с. 

38.            Нестерин М.Ф., Конышев В.А. Роль волокон пищи в гомеостатических регуляциях организма //Физиология человека. 1980, т. 6, № 3, с. 531-542. 

39.            Никитюк Б.А. Акселерация развития (причины, механизмы, проявления и последствия) // Итоги науки и техники. Серия Антропология.  – М.: АМН СССР, 1989. – Т. 3. – с. 5 – 76. 

40.            Нилуашев С. Физической воспитание и здоровье // Физическая культура в школе. – 1993. - №3. – С. –2-4. 

 


Информация о работе Роль здорового образа жизни в сохранении и укреплении учащихся общеобразовательных школ