Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 17:39, шпаргалка
Вопрос 1 Физическая культура (понятие и общая характеристика)
Физическая культура – это вид культуры общества, содержанием которой является оптимальная двигательная активность, построенная на основе материальных и духовных ценностей, созданных обществом для физического совершенствования. ФК состоит из: физ воспитание – вид воспитания, содержанием которого является обучение движениям, воспитание физ качеств, овладение специальными физ знаниями, формирование осознанной потребности в занятиях ФК; физ подготовка – процесс воспитания физ качеств и овладение базовыми движениями; физ развитие – процесс и результат изменения биологических форм и функций организма человека; физ совершенство – исторически обусловленный идеал физ развития, физ подготовленности, который оптимально соответствует требованиям современной жизни; физ движение – социальное течение, в котором осуществляется совместная деятельность людей по использованию и развитию ФК в обществе; спорт - соревновательная деятельность и подготовка к ней, а также межличностные отношения и нормы, присущие этой деятельности. Показателями состояния ФК в обществе и государстве являются совокупность материальных и духовных ценностей, созданных для физического совершенствования людей, уровень их здоровья и физического развития и степень использования физических упражнений в сфере воспитания.
Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также с учётом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности. Одной из главных задач высших учебных заведений является физическая подготовка студентов.
В высшем учебном заведении общее руководство физическим воспитанием и спортивно-массовой работой среди студентов, а также организация наблюдений за состоянием их здоровья возложены на ректора, а конкретное их проведение осуществляется административными подразделениями и общественными организациями вуза.
Непосредственная ответственность за постановку и проведение учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию студентов в соответствии с учебным планом и государственной программы возложена на кафедру физического воспитания вуза. Массовая оздоровительная, физкультурная и спортивная работа проводится спортивным клубом совместно с кафедрой и общественными организациями.
Медицинское обследование и наблюдение за состоянием здоровья студентов в течение учебного года осуществляется поликлиникой или здравпунктом вуза.
Формы физического воспитания студентов
Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов. Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях. Они планируются в учебных планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается преподавателями кафедр физического воспитания. Самостоятельные занятия способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов. В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания. Эти занятия могут проводиться во внеучебное время по заданию преподавателей или в секциях. Физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха студентов, увеличение бюджета времени на физическое воспитание. Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов. Они организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебных практик, лагерных сборов, в студенческих строительных отрядах. Эти мероприятия проводятся спортивным клубом вуза на основе широкой инициативы и самодеятельности студентов, при методическом руководстве кафедры физического воспитания и активном участии профсоюзной организации вуза.
Вопрос 17 Общепедагогические принципы физического воспитания
Принципы, сформулированные применительно к законам обучения, называются дидактическими принципами. Они содержат ряд универсальных методических положений, без которых невозможна рациональная методика не только в обучении двигательным действиям, но и во всех остальных аспектах педагогической деятельности. Поэтому их можно называть общеметодическими принципами. К ним относятся: принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности. Сознательность и активность. При пассивном отношении занимающихся эффект от занятий физическими упражнениями снижается на 50% и больше. Реализация этого принципа предполагает выполнение педагогом-тренером следующих требований:
Принцип наглядности предполагает активное и комплексное
использование всех органов чувств (а
не только опору на зрительно воспринимаемую
информацию). Неадекватно значение различных
средств и методов для реализации принципа
наглядности на разных этапах обучения
двигательному действию. Следует оптимально
сочетать непосредственную (показ упражнения)
и опосредованную наглядность (демонстрация
наглядных пособий, кино- и видеоматериалов,
использование образного слова); избирательное
(направленное воздействие на органы чувств
и анализаторы) и комплексное воздействие
на функции анализаторов движений. Причем
необходимо добиваться воздействия на
функции не только внешних (зрительной,
слуховой, тактильной), но и внутренних
сенсорных систем для саморегуляции движений
(проприорецепторы мышц, связок, суставов,
рецепторов вестибулярного аппарата).
В современной методике используются
технические средства сенсорного лидирования
(свето- и звуколидеры, позволяющие соблюдать
параметры движения) и срочной коррекции
(приборы, срочно информирующие о соблюдении
заданных параметров движения или отклонения
от них), тренажерные устройства (позволяющие
“прочувствовать” движение на основе
формирования кинестетических ощущений). Принцип доступности
и индивидуализации означает соблюдение
меры между возможностями занимающихся
и объективными трудностями выполнения
ФУ (координационной сложности, интенсивности,
длительности и др.) или оптимальное сочетание
задач, средств и методов физического
воспитания с возможностями занимающихся. Доступность - это не легкость,
а посильная трудность. Условия доступности:
постепенность (от простого к сложному,
от легкого к трудному); использование
подводящих и подготовительных упражнений;
преемственность ФУ (правила: от известного
к неизвестному, от освоенного к неосвоенному).Иногда
в педагогических целях целесообразно
использовать и метод контрастных заданий:
броски предметов разного веса или одного
предмета на разные расстояния, прыжки
обычные и со свинцовым поясом и др. Принцип
доступности неотделим от принципа индивидуализации:
использование средств, методов и форм
занятий с учетом функциональных возможностей
и морфологических особенностей индивидуума,
т.е. следует гибко индивидуализировать
процесс физического воспитания. Проблема
индивидуализации в системе ФВ решается
на основе органического сочетания 2-х
направлений - общеподготовительного
(ОФП в средних школах, ПТУ, вузах и т.д.)
и специализированного (спортивного, ППФП).
Принцип систематичности
рассматривается в качестве отправных
(исходных) установок, регламентирующих
системное построение учебно-воспитательного
процесса. Бессистемность, неупорядоченность
недопустимы, они приводят к резкому снижению
эффекта занятий и всего процесса воспитания.
(Система - упорядоченная совокупность
элементов, представляющая целостный
процесс физического воспитания).Специфические принципы.
В теории и методике физического воспитания
выделен ряд принципов, которые отражают
специфические закономерности построения
процесса физического воспитания.
1. Непрерывность процесса
физического воспитания.
Непрерывность - необходимое условие процесса физического воспитания, т.к. результаты процесса обратимы. Принцип непрерывности помогает обеспечить преемственность эффекта занятий физическими упражнениями, не допускать перерывов, разрушающих эффект занятий. Непрерывная кумуляция эффекта занятий происходит тогда, когда последующее занятие проводится по “следам” предыдущего, углубляя и закрепляя их. Оптимальная кумуляция эффекта наблюдается при проведении очередного занятия в фазе “суперкомпенсации”. Увеличение интервала между занятиями увеличивает и вероятность “угасания” формируемых двигательно-координационных связей.
2. Принцип постепенного
наращивания функциональных воздействий следует из теории развития организма.
Он гарантирует повышение уровня функциональных
возможностей организма и физической
подготовленности, повышенные темпы развития
двигательных способностей. Реально на
непривычное воздействие организм реагирует
с избытком. Применение стандартных упражнений
и стандартных нагрузок переводит организм
в стадию устойчивой адаптации, что снижает
развивающий эффект, т.к. степень функциональной
активности систем организма уменьшается.
Стандартизация должна быть только временной
для формирования двигательных навыков
и облегчения адаптации к предъявляемым
нагрузкам. Прогрессирующее функциональное
воздействие достигается увеличением
двигательной активности путем прогрессирующего
изменения параметров физического упражнения
(увеличения скорости, темпа, мощности,
разового объема физической работы), обновления
упражнений и условий их выполнения в
сторону повышения функциональных требований
к их выполнению, возрастания объема и
интенсивности нагрузок в серии занятий
и этапов физического воспитания.
3. Принцип адаптивной сбалансированности
и динамики суммарной нагрузки. Для
динамики физических нагрузок в процессе
физического воспитания закономерно не
только их увеличение, но и относительная
стабилизация, а иногда и временное снижение
уровня. Общую ориентацию на регулирование
этих тенденций дает принцип адаптивного
сбалансирования динамики суммарной нагрузки
(регулирование наращивания относительной
стабилизации и временного снижения функциональных
воздействий). Следуя ему, нужно выполнять
следующие положения:
- суммарную нагрузку на
- увеличивать суммарную
- после существенного
4. Принцип цикличности предполагает соблюдение закономерностей
циклической структуры процесса, т.е. такой
последовательности, при которой занятия
и серии занятий чередуются в порядке
“кругооборота”. Цикличность характерна
как для отдельных серий занятий в пределах
непродолжительного времени, так и для
целых его этапов и периодов.
Соответственно различают: малые - “микроциклы”
(недельные и как минимум 2-3 дня), средние
циклы - “мезоциклы” (обычно месячные)
и большие циклы - “макроциклы” (годичные).
Для упорядочения жизни и в соответствии с естественными биоритмами человека мы соблюдаем цикличность и в повседневной трудовой деятельности: ограниченная законодательством продолжительность рабочего дня, недели, трудовые отпуска и т.д.
5. Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания заключается в изменении доминирующей направленности процесса в различных его стадиях применительно к периодам возрастного физического развития организма. Это не означает подчинения процесса физического воспитания возрастным особенностям (плестись “на поводу” возрастных функциональных изменений свойств организма), а с учетом их вывести организм на более высокую ступень (оптимизировать возрастную динамику индивидуальных возможностей и способностей).
Вопрос 18 Самостоятельные занятия физическими упражнениями (особенности, основные требования)
По мере распространения физкультурного движения в России, внедрения физической культуры в повседневный быт людей все большее признание получают дополнительные (внеурочные) формы занятий физическими упражнениями. Разработанной типологии этих форм не существует (в связи с их многообразием и динамичностью, появлением новых форм). Самодеятельные формы бывают как организованные, так и самостоятельные (причем одна форма может быть и той и другой, например, утренняя физическая зарядка дома и в оздоровительных лагерях). В зависимости от численного состава занимающихся используются индивидуальные, групповые и массовые формы занятий. По систематичности проведения различают регулярные (УФЗ), еженедельные (туристские походы по выходным дням), эпизодические формы (День бегуна). Соревновательная форма занятий приобретает определяющее значение по мере приобщения к спортивной деятельности и повышения уровня спортивного мастерства. Данная форма находит выражение и в большинстве сфер физкультурной практики (День бегуна, пловца, гиревика). Самодеятельные тренировочные занятия подобны урочным и носят не столько спортивно-тренировочный характер, сколько характер общефизической подготовки или избирательно-кондиционной тренировки. В большинстве они однопредметные: быстрая ходьба, бег трусцой, аэробно-ритмическая и атлетическая гимнастика. Самостоятельные тренировочные занятия могут быть и многопредметными - комплексное сочетание упражнений из разных видов спорта. Целесообразно заниматься ими 3-4 раза в неделю по I часу. На определенном возрастном этапе (после завершения базового курса физического воспитания) они могут стать основным фактором поддержания и совершенствования определенной физической кондиции индивидуума. Выбор предмета занятий зачастую может определяться модой (конъюнктурой): аэробика, ушу, йога и др. В обоих случаях задача специалистов ФК - пропаганда всеобщего физкультурного образования среди населения и понимание невозможности достижения всестороннего физического развития и полноценного здоровья одним средством физического воспитания; формирование правильных индивидуальных интересов. Качество и эффективность таких самостоятельных занятий в значительной степени обусловлены уровнем физкультурной образованности занимающихся.
Вопрос 19 Воздействие физических упражнений на организм человека (общая характеристика)
1.В спокойном состоянии у человека в возрасте 16-45 лет артериальное давление характеризуется минимальным давлением 60-85 мм рт. ст., максимальным давлением 110-125 мм рт. ст. Число сокращений сердца лежит в пределах 60-80 ударов в минуту. При этом прогоняется весь объём крови - 3-5 литров (6-7% от массы тела). При физической нагрузке возрастает работа сердечно-сосудистой системы, что значительно увеличивает кровоток. За счёт роста ударного объёма и за счёт учащения сокращений, минутный объём сердца (в терминологии медицины) увеличивается в 5-10 раз, то есть с 3-5 до 20-40 литров. При возрастании нагрузки учащение сокращений сердца может достигать 180-240 ударов в минуту, однако оно оказывается эффективным лишь до уровня 150-190 ударов в минуту. Тяжелые физические нагрузки увеличивают артериальное давление, при этом минимальное давление меняется мало - на 5-15 мм рт. ст., максимальное давление растёт до 150 и даже до 200 мм рт. ст. Частота сердечных сокращений во время занятий спортом зависит также от температуры окружающего воздуха. При температуре плюс 30 и выше градусов Цельсия происходит дополнительное учащение сокращений на 10-15 раз в минуту.
2.При физической нагрузке в
соответствии с увеличением
3.Мышечная работа вызывает пер
4.Тяжёлая физическая нагрузка влияет на функции эндокринной системы. Причём при длительной работе могут включиться защитные функции организма и вновь произойти изменения в работе эндокринной системы.
При интенсивных упражнениях уменьшается содержание в крови инсулина (поджелудочная железа) и адреналина (надпочечники). Следует отметить, что на изменение работы эндокринной системы большое влияние может оказывать психическая напряжённость.
5.Спорт, как раздражитель, изменяет состав крови. Увеличивается число эритроцитов (норма для мужчин 4,5-5,5, для женщин 3,9-4,7 млн./мм3), повышается содержание гемоглобина (показатель нормы для мужчин 130-160, для женщин 120-140), увеличивается общее число лейкоцитов (норма 4-9 тыс./мм3). Однако очень тяжёлая нагрузка может способствовать уменьшению содержания эритроцитов и гемоглобина.
Информация о работе Шпаргалка по «Физической культуре и спорту»