Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 17:39, шпаргалка
Вопрос 1 Физическая культура (понятие и общая характеристика)
Физическая культура – это вид культуры общества, содержанием которой является оптимальная двигательная активность, построенная на основе материальных и духовных ценностей, созданных обществом для физического совершенствования. ФК состоит из: физ воспитание – вид воспитания, содержанием которого является обучение движениям, воспитание физ качеств, овладение специальными физ знаниями, формирование осознанной потребности в занятиях ФК; физ подготовка – процесс воспитания физ качеств и овладение базовыми движениями; физ развитие – процесс и результат изменения биологических форм и функций организма человека; физ совершенство – исторически обусловленный идеал физ развития, физ подготовленности, который оптимально соответствует требованиям современной жизни; физ движение – социальное течение, в котором осуществляется совместная деятельность людей по использованию и развитию ФК в обществе; спорт - соревновательная деятельность и подготовка к ней, а также межличностные отношения и нормы, присущие этой деятельности. Показателями состояния ФК в обществе и государстве являются совокупность материальных и духовных ценностей, созданных для физического совершенствования людей, уровень их здоровья и физического развития и степень использования физических упражнений в сфере воспитания.
Для оценки деятельности сердца применяются различные пробы. Одна из них – ортостатическая: необходимо отдохнуть в положении лежа 5 мин и подсчитать пульс, затем встать, отдохнуть стоя 1 мин и снова подсчитать пульс. Разница в показателях пульса лежа и стоя от 0 до 12 ударов свидетельствует о хорошей тренированности. У здорового человека разница составляет 13 – 18 ударов. Разница в 18 – 25 ударов – показатель отсутствия физической тренированности. Разница больше 25 ударов – о переутомлении или наличии заболевания. В таких случаях следует обращаться к врачу.
Массу тела рекомендуется определять ежедневно утром, натощак, на одних и тех же весах. Если нет возможности взвешиваться каждый день, можно ограничиться 1 днем в неделю в одно и то же время. Во время первого периода тренировки масса тела обычно снижается. Затем он стабилизируется и в дальнейшем несколько увеличивается за счет роста мышечной массы. При резком снижении массы тела следует обратиться к врачу.
Тренировочные нагрузки и нарушение режима вместе с другими показателями дают возможность объяснить различные отклонения в состоянии организма занимающегося. Еще одним показателем состояния здоровья являются болевые ощущения. Боли в мышцах, боли в правом или левом боку, в области сердца могут наступать при нарушениях режима дня, при общем утомлении организма. Боли в мышцах у начинающих спортсменов после перерывов в тренировках – явление закономерное.
Наблюдения за спортивными результатами является важным пунктом самоконтроля. Результаты самоконтроля должны постоянно анализироваться. При сравнении показателей определяется влияние на организм занятий физическими упражнениями и спортом, планируются тренировочные нагрузки. Самоконтроль позволяет вовремя заметить опасность переутомления, помогает регулировать процесс тренировки и предупреждать состояние перетренировки.
Вопрос 25 Двигательная активность – основа здорового образа жизни
Двигательная активность – это количество движений, которые человек выполняет в течение дня, недели, месяца. Двигательная деятельность является биологической потребностью живых организмов, не менее важной, чем потребность в пище, воде, сне. Ограничение или отсутствие двигательной деятельности отрицательно сказывается на развитии молодых и функционировании зрелых организмов; развиваются различного рода заболевания, активизируются и ускоряются процессы старения. Поэтому оптимальная двигательная активность является одним из важнейших факторов, составляющих основу здорового образа жизни. Рядом исследований установлено, что для активной жизнедеятельности и поддержания постоянно высокой работоспособности человеку необходимо затрачивать на активные движения, на физическую культуру хотя бы один час в день. Для нормальной жизнедеятельности организма постоянно необходимы не только двигательная деятельность, но и в оптимальных объемах физические напряжения. Поскольку любые движения выполняются напрягающимися мышцами, то работа участвующих в конкретной двигательной деятельности мышц выразится в их совокупном напряжении или нагрузке, объем которой будет зависеть от уровня и продолжительности двигательной активности. Величина нагрузки должна быть адекватной состоянию здоровья и физической подготовленности человека. Средства повышения двигательной активности
К ним относятся разнообразные физические упражнения, выполнение которых в различных формах способствует устранению дефицита мышечной деятельности. Упражнения приводят в действие естественные резервы организма, создавая и поддерживая основу высокой работоспособности, возможности к длительному напряжению наиболее сложных функций нервной и других систем. Различают два основных типа физических упражнений - аэробные и анаэробные, различающиеся по механизму выработки энергии для обеспечения мышечной работы. Аэробными называются упражнения, при выполнении которых энергия для мышц вырабатывается в присутствии кислорода, поступающего в организм из вдыхаемого воздуха в процессе самой работы. Для таких упражнений характерна непрерывная интенсивная работа более 2 минут (плавание, бег, велосипедные и лыжные гонки, гребля и др.). Анаэробные упражнения отличаются кратковременными вспышками мышечной активности, энергия для которых вырабатываемся в присутствии кислорода, имеющегося в запасах организма. Такие упражнения как спринт, спортивные игры, единоборства, поднимание тяжестей и другие, продолжительностью не более 1-2 минут способствуют развитию анаэробной системы. При выборе физических упражнений для повышения двигательной активности целесообразно подбирать такие, выполнение которых доставляет удовольствие.). Формы двигательной активности
Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ), Активный отдых, Производственная физическая культура в форме вводной гимнастики, физкультпауз, направленных на удержание необходимого уровня работоспособности в трудовом процессе, Индивидуальная тренировка проводится в виде самостоятельных занятий, направленных на укрепление здоровья, повышение общей работоспособности, комплексного развития физических качеств. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Вопрос 26 Требования личной гигиены при занятии физическими упражнениями
Личная гигиена — совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека. Включает общие гигиенические правила, одинаковые для людей любого возраста: правильное чередование умственного и физического труда, занятия физической культурой, регулярное полноценное питание, чередование труда и активного отдыха, полноценный сон. К личной гигиене в узком понимании относятся гигиенические требования к содержанию в чистоте тела, белья, одежды, обуви, жилища, а также к приготовлению пищи. Навыки личной гигиены нужно прививать с раннего возраста Неотъемлемым элементом личной гигиены, индивидуальной профилактики заболеваний является здоровый образ жизни, особое место в котором принадлежит режиму (распорядку) дня (недели) жизни и деятельности человека. Соблюдение чистоты тела является первоочередным в личной гигиене.
Вопрос 27 Повышение работоспособности средствами физической культуры
Динамика работоспособности в течение дня: утром в течении 2х часов работоспособность повышается, выходит на определенный уровень, который сохраняется в среднем до 19 часов, а затем снижается. Пики работоспособности приходятся на 10-12 часов утра и 16-18 часов вечера. Работоспособность снижается вследствие нарастания утомленности. Одно из условий сохранения работоспособности – это переключение на другой вид деятельности. Среди средств ФК способствующих повышению работоспособности можно выделить: физ паузы; физ минутки; послерабочие реабилитационные упражнения. Физ паузы используются для снижения утомленности и сохранения определенного уровня работоспособности. Комплекс физ паузы включает 5-7 упражнений. Рекомендуется применять через 3 часа после начала раб дня (подросткам – через 2 часа). Содержание физ пауз зависит от степени физ и умственного напряжения, которые делят все виды труда на 4 большие группы: 1. деятельность, связанная с небольшими физ усилиями, однообразными, монотонными действиями, малоподвижные, но требующие большого внимания (диспетчер, швея) -> упражнения динамического характера, маховые, на координацию и внимание; 2. с сочетанием умственного и физ труда, динамичного характера, с разнообразными движениями и средней физ нагрузкой (ремонтники, монтеры) -> упражнения для рук/ног/туловища с элементами расслабления, потягивания, упражнения общего воздействия, приседания, упражнения махового характера и на расслабление; 3. деятельность, связанная с большими физ нагрузками (грузчик, кузнец) -> упражнения потягивание с акцентом на движение и расслабление плечевых суставов, упражнения на координацию, упражнения на расслабление мышц рук, ног, туловища; 4. деятельность, связанная с умственным или преимущественно умственным трудом - повышенные нагрузки на центральную нервную систему, малоподвижная работа с Min физ затратами (студенты, бухгалтера) -> упражнения динамические с большой амплитудой, потягивания, прыжки, упражнения на координацию и внимание, на расслабление и отдых глаз. Физ минутки – краткосрочные (1-2мин) перерывы на активный отдых. Послерабочее восстановление длительность не менее 30 мин, упражнения практически любого характера, направленные на расслабление, тренажеры, плавание (15-25мин),силовые упражнения.
Вопрос 28 Физические нагрузки с учетом возрастных особенностей организма человека
Доминирующим направлением в физическом воспитании до возрастного созревания организма является общеподготовительное направление, формирующее большой фонд жизненно важных двигательных умений и навыков и всестороннее воспитание индивидуальных физических качеств. Эффективность ФВ в эти годы в значительной мере зависит от использования благоприятных возможностей для развития тех или иных физических качеств в “сенситивные” (чувствительные) периоды с более высокими темпами изменения физических качеств. Юношеский и I-й период зрелого возраста (до 35 лет) наиболее благоприятен для предельного проявления двигательных способностей. Именно в этот период показывают, как правило, высшие спортивные достижения. В дальнейшем наблюдается возрастная стабилизация функциональных возможностей организма и уменьшение его адаптационных возможностей. Доминирующим направлением в процессе физического воспитания становится поддержание достигнутого уровня физической подготовленности и тренированности, а затем и противодействие регрессивным изменениям в организме (возрастной инволюции его морфофункциональных свойств). Перестройка процесса предполагает более строгую регламентацию нагрузок. Занятия приобретают физкультурно-кондиционную направленность (на сохранение аэробных возможностей организма и дееспособность опорно-двигательного аппарата).
Вопрос 29 Меры безопасности и предупреждения травматизма в процессе занятий физическими упражнениями
Приказ N 44 Комитета Российской Федерации по физической культуре от 1 апреля 1993 г. п.3 Проведение учебно-тренировочных занятий физической культурой и спортом, спортивных соревнований разрешается: на спортивных базах, спортивных сооружениях, принятых в эксплуатацию согласно акту государственной приемной комиссии; на других спортивных базах, спортсооружениях при наличии разрешения их дирекции, согласованного с местными организациями спасения на водах, госавтоинспекцией, горноспасательной и санитарно-эпидемиологической службой с учетом характера территории; при погодных условиях, не представляющих опасности для здоровья и жизни физкультурников и спортсменов; только при соответствии мест занятий, инвентаря и одежды занимающихся метеорологическим условиям и санитарно-гигиеническим нормам. п.4 Руководитель спортивного сооружения издает приказ на проведение спортивного мероприятия, в котором предусматривается: обеспечение мер по профилактике спортивного травматизма и безопасности проведения мероприятия в целом, с указанием ответственных лиц со стороны спортивного сооружения и со стороны, проводящей спортивное мероприятие; наличие медицинского персонала (врача, медицинской сестры), обеспечивающего данное мероприятие; наличие акта готовности спортивного сооружения к спортивному мероприятию, подписанного руководителем спортивного сооружения и ответственным представителем организации, проводящей мероприятие. п.5. Руководители учебно-тренировочного мероприятия или ответственные за проведение спортивного соревнования обязаны: лично осмотреть места занятий или соревнований, проверить исправность оборудования и инвентаря, обратить внимание на его соответствие нормам техники безопасности, принятым в соответствующих видах спорта; проверить качество личного инвентаря и оборудования, используемого спортсменами; требовать от руководителей спортивного сооружения ликвидации неисправностей, обнаруженных на сооружении и отрицательно влияющих на проведение спортивных занятий и соревнований. п.7. Дирекция спортивного сооружения, базы обязана: разработать конкретные меры по обеспечению безопасности проведения мероприятий; поставить в известность местную организацию спасения на водах, госавтоинспекцию, горноспасательную, медицинскую, пожарную службы и т.п.; провести с ответственными за мероприятие лицами инструктаж (в том числе о мерах профилактики травматизма, оказания первой помощи, о местных условиях, климате, особенностях территории, маршрутах походов, прогулок, обратив особое внимание на опасные зоны, о порядке связи и сроков возвращения на базу, о местных обычаях, качестве питьевой воды и местных продуктов питания); организовать медицинскую службу и медицинское обеспечение спортсменов в период тренировок и соревнований, а также приезд и
отправку иногородних тренеров, спортсменов, обслуживающего персонала по заранее согласованному графику. п.11. В целях предупреждения травм, заболеваний, несчастных случаев при проведении спортивных мероприятий необходимо руководствоваться санитарными правилами содержания мест размещения и занятий физической культурой и спортом, утвержденными Главной государственной санитарной инспекцией Министерства здравоохранения Российской Федерации, и правилами соревнований по видам спорта. п.12. Запрещается допуск к учебно-тренировочным занятиям и соревнованиям занимающихся физической культурой и спортом, не прошедших врачебного диспансерного обследования, не выполнивших назначенные лечебно-профилактические мероприятия или прибывших на учебно-тренировочный сбор без соответствующей медицинской документации, не получивших разрешения врача к занятиям и соревнованиям после перенесенных травм и заболеваний. 11. В целях предупреждения травм, заболеваний, несчастных случаев при проведении спортивных мероприятий необходимо руководствоваться санитарными правилами содержания мест размещения и занятий физической культурой и спортом, утвержденными Главной государственной санитарной инспекцией Министерства здравоохранения Российской Федерации, и правилами соревнований по видам спорта. п.12. Запрещается допуск к учебно-тренировочным занятиям и соревнованиям занимающихся физической культурой и спортом, не прошедших врачебного диспансерного обследования, не выполнивших назначенные лечебно-профилактические мероприятия или прибывших на учебно-тренировочный сбор без соответствующей медицинской
документации, не получивших разрешения врача к занятиям и соревнованиям после перенесенных травм и заболеваний.
Вопрос 30 Физическая культура в системе патриотического воспитания молодежи
Именно на занятиях физической культурой и на тренировках человек многократно ставится в условия для проявления таких качеств, как решительность, настойчивость, самодисциплина. Постоянное осознанное преодоление физических трудностей, борьба с нарастающим утомлением воспитывают волю, уверенность в себе. Многие спортивные и особенно игровые моменты моделируют возможные жизненные ситуации, ситуации в учебном и производственном коллективе. Правила и нормы поведения в спортивной деятельности (коллективизм, трудолюбие, уважение к сопернику и др.) переносятся в повседневную жизнь. Образовательную и воспитательную деятельность кафедра физвоспитания осуществляет по трем направлениям: 1-е - через учебные занятия; 2-е – через спортивные мероприятия по различным видам спорта; 3-е – через спорт высших достижений. Такие моменты, как подъем флага, исполнение гимна, приветствие спортсменов, красочное оформление мест проведения соревнований, награждения победителей, музыкальное сопровождение – все это, безусловно, оказывает воспитательное влияние на молодежь, формирует чувство патриотизма, гражданственности, гордости, чести, ответственности. Спорт высших достижений – один из элементов патриотического воспитания общества. Он не только обеспечивает всестороннее физическое развитие человека, но и содействует воспитанию его морально-волевых качеств. История современных Олимпийских игр – это сотни, тысячи примеров проявления высоких человеческих качеств: смелости, мужества, неиссякаемой воли к победе, целеустремленности, трудолюбия, патриотизма.
Информация о работе Шпаргалка по «Физической культуре и спорту»