Шпаргалка по "Физической культуре"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:24, шпаргалка

Описание работы

1. Физическая культура и спорт как социальные феномены (47)
2. Организационно-правовые основы физической культуры и спорта
3. Компоненты физической культуры (5)
4. Физ.культура и личность студента (48)
5. принципы целостности организма и его единства с окружающей средой (37)
6 общее представление о строении тела человека (28)
7 строение и функции опорно-двигательного аппарата
8 понятие «здоровье», его содержание и критерии (34)
9 Здоровье в иерархии ценностей и потребностей культурного человека (3)
10 Понятие утомления и восстановления при физ и умственной деятельности (36)
11 работоспособность и влияние на неё различных факторов (41)
12 Простейшие методики оценки работоспособности, усталости и утомления (40)

Файлы: 1 файл

Билеты по физ-ре.docx

— 274.85 Кб (Скачать файл)

1. Физическая культура  и спорт как социальные феномены 

Физическая культура - часть общечеловеческой культуры, вся совокупность достижений общества в создании и рациональном использовании специальных средств, методов и условий направленного физического совершенствования человека.

Физическое совершенство - это исторически обусловленное представление об оптимальной мере гармонического физического развития и всесторонней физической подготовленности человека.

Физическое развитие - процесс изменения естественных морфо-функциональных свойств организма человека в течение индивидуальной жизни.

В самом содержании физической культуры можно с некоторой условностью  выделить две основные стороны:

во-первых, все то ценное, что создает и использует общество в качестве специальных средств, методов и условий их применения, позволяющих оптимизировать физическое развитие и обеспечить определенный уровень физической подготовленности людей (функционально обеспечивающая сторона физической культуры);

во-вторых, позитивные результаты использования этих средств, методов  и условий (результативная сторона  физической культуры).

Наряду со своей ролью  в физическом совершенствовании  человека, физическая культура может  оказывать существенное влияние  и на его духовный мир - мир эмоций, эстетических вкусов, этических и  мировоззренческих представлений. Однако то, какие именно взгляды, убеждения  и принципы поведения формируются  при этом, зависит в первую очередь  от идейной направленности физкультурного движения, от того, какие социальные силы его организуют и направляют. Физическая культура - продукт развития определенных исторических условий. Состояние и уровень развития физической культуры на том или ином этапе зависит от ряда условий:

географической среды  и климатические условия;

условий труда, быта, условий  жизни и уровня развития производительных сил;

экономических и социальных факторов

2 Организационно-правовые основы физической культуры и спорта

Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» состоит из семи глав и  сорока трех статей и был принят Государственной Думой 13 января 1999 года и одобрен Советом Федерации 27 января 1999 года.

В первой главе настоящего закона изложены общие положения (цели и задачи настоящего закона, принцип государственной политики в области физической культуры и спорта, меры государственной поддержки развития физической культуры и спорта).

Глава II закона раскрывает систему физической культуры и спорта в РФ.

Глава III посвящена физкультурно-оздоровительной  работе и развитию спорта высших достижений.

Глава IV посвящена пропаганде физической культуры и спорта.

Глава V рассматривает  права и обязанности спортсменов, работников физкультурно-спортивных организаций, общественных физкультурных организаций и их социальная защита.

3 Компоненты физической культуры

Спорт - часть физической культуры, основанная на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней. В нем человек стремится расширить границы своих возможностей; это огромный мир эмоций, популярнейшее зрелище, в котором присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека.

Физическое воспитание - педагогически организованный процесс развития физических качеств, обучения двигательным действиям и формирования специальных знаний.

Целью физического  воспитания является воспитание физически  совершенных людей, всесторонне физически подготовленных к творческому труду и защите Родины.

Физическое  воспитание включено в систему образования  и воспитания, начиная с дошкольных учреждений.

Профессионально-прикладная физическая культура создает предпосылки для успешного овладения той или иной профессии. Содержание и состав средств ППФК определяется особенностями трудового процесса. 
Оздоровительно-реабилитационная физическая культура. Она связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее разновидностью является лечебная физическая культура.

Фоновые виды физической культуры. К ним относят гигиеническую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками), и рекреативную физическую культуру, средства которой используются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения). 
В качестве средств физической культуры используются: .

физические  упражнения;

естественные  силы природы (солнце, воздух, вода);

гигиенические факторы (личная гигиена, распорядок дня, режим питания и т. д.).

4. Физическая культура и личность  студента

Физическая культура личности определяется теми же факторами, что и общественная. На первое место  правомерно поставить уровень, глубину, полноту и основательность знания каждого человека о сущности и  правилах подготовки, методах организации  физической активности, путях и средствах  физического совершенствования, законах  функционирования своего организма  в процессе физической активности, двигательной деятельности и её социальной, нравственной, духовной и эстетической ценности. При этом нельзя не отметить, что подобный уровень физической образованности пока еще в основном является достоянием довольно узкого круга специалистов и не является типичным для большинства людей.

Личный опыт организации  физической активности как культурной ценности приобретается в процессе занятий физическими упражнениями в период обучения в университете, на занятиях по физическому воспитанию, спортивной подготовке при участии  в различных спортивно-массовых мероприятиях. К этой же категории  ценностей можно добавить двигательный опыт, приобретенный в процессе труда.

Другой комплекс ценностей  физической культуры личности формируется  совокупностью его личных физических достижений. Он определяется развитием  уровня его физических качеств и  координационных способностей. Внешне это проявляется в физической работоспособности, умении управлять  своими движениями, грамотно и рационально  решать привычные и новые двигательные задачи и двигательные действия. Уровень  культуры движений во многом зависит  от способности человека правильно  использовать свой физический потенциал.

7 Опорно-двигательный аппарат 
Опорно-двигательный аппарат включает в себя три относительно самостоятельные системы:

костную (скелет),

связочно-суставную (подвижные соединения костей),

мышечную (скелетная мускулатура).

Скелет человека делится на скелет головы, туловища и конечностей.

Скелет головы называется черепом, который имеет сложное  строение. В черепе находится мозг и некоторые сенсорные системы: зрительная, слуховая, обонятельная.

Непосредственно с туловищем  череп соединяется с помощью  двух первых шейных позвонков. Скелет туловища состоит из позвоночного столба и грудной клетки. Грудная клетка выполняет защитную функцию для  внутренних органов и состоит  из грудины, 12 пар ребер и их соединений.

Скелет верхней конечности образован плечевым поясом, состоящим из двух лопаток и двух ключиц, и свободной верхней конечностью, включающей плечо, предплечье и кисть.

Скелет нижней конечности образован тазовым поясом, состоящим  из двух тазовых костей и крестца, и скелетом свободной нижней конечности, включающей бедро, голень и стопу.

На долю мышц приходится значительная часть сухой массы тела человека. У женщин на мышцы приходится до 35% общей массы тела, а у мужчин до 50%. Специальной силовой тренировкой можно значительно увеличить мышечную массу. Физическое бездействие приводит к уменьшению мышечной массы, а зачастую - к увеличению жировой массы.

В организме человека различают несколько видов мышц: скелетные (поперечно-полосатые), гладкие и сердечную мышцы. Деятельность мышц регулируется центральной нервной системой.

В результате физических тренировок объем и сила мышцы  значительно возрастает в 1,5-3 раза, а скорость сокращения и сопротивляемость к неблагоприятным факторам повышается в 1,2-2 раза, что приводит к возрастанию прочности сухожилий под влиянием мышечных усилий.

8 Здоровье человека как ценность.   
Здоровье - это такое состояние организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен, функции всех его составляющих и систем уравновешены, отсутствуют болезненные проявления. Основным признаком здоровья является уровень адаптации организма к условиям внешней среды, физическим и психоэмоциональным нагрузкам (В.И. Дубровский). 
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье является основным условием и залогом полноценной жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. 
К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубным привычкам (курению, алкоголю, наркотикам), активно укорачивают свою жизнь. К факторам, определяющим здоровый образ жизни, можно отнести следующие: режим труда и отдыха, рациональное питание, здоровый сон, активная мышечная деятельность, закаливание организма, профилактика вредных привычек, знание требований санитарии и гигиены, учет экологии окружающей среды, культура межличностного общения, сексуального поведения,-психофи-зическая регуляция.

16 Методы физического воспитания 
Для решения задач физического воспитания используются методы строго регламентированного упражнения, игровой метод, соревновательный метод и метод словесного и сенсорного воздействия. 
Метод строго регламентированного упражнения. К этой группе, относятся: метод целостного или расчлененного упражнения; методы повторного, равномерного, переменного, интервального упражнения. 
Суть метода целостного упражнения заключается в том. что разучиваемое упражнение выполняется в целом, то есть технику движения осваивают сразу после показа и объяснения простейших упражнений, которые нельзя расчленить (например, бросок по кольцу). 
Метод расчлененного упражнения предусматривает расчленение сложного технического действия и разучивание его по частям. 
По характеру мышечной работы физические нагрузки могут быть стандартными и переменными. 
При применении упражнений со стандартной нагрузкой различают метод равномерного упражнения, при котором физическое упражнение выполняется непрерывно в течение относительно длительного времени с постоянной интенсивностью (например, длительный равномерный бег) и метод повторного упражнения, который характеризуется многократным выполнением упражнений с определенным интервалом отдыха, в течение которого достаточно полно восстанавливается работоспособность. 
В упражнениях с переменными нагрузками применяются методы интервального упражнения, которые характеризуются многократным повторением упражнений через определенные интервалы отдыха. Отличительной чертой этого метода является то, что тренирующим эффектом обладают также интервалы отдыха. То есть каждая новая нагрузка дается в стадии неполного восстановления. 
Игровой метод. Основу игрового метода составляет игровая двигательная деятельность, определенным образом упорядоченная. Игровой метод не обязательно связан с каким-либо общепринятыми играми (баскетбол, хоккей и т.д.). 
Признаки игрового метода:

  • ярко выраженные элементы соперничества и эмоциональности в 
    игровых действиях;
  • изменчивость условий ведения борьбы, условий выполнения движений;
  • высокие требования к творческой инициативе в движениях;
  • отсутствие строгой регламентации в характере движений и их нару же:
  • комплексное проявление разнообразных двигательных навыков и 
    качеств.

Соревновательный метод. Основу соревновательного метода составляет стимулирование и активизация деятельности занимающихся с установкой на победу или достижение максимального результата. 
Основная определяющая черта соревновательного метода - сопоставление сил в условиях соперничества, борьбы за первенство или высокое достижение. Соревновательный метод может выступать как самостоятельная форма организации занятий (официальные соревнования, контрольно-зачетные и т.д.) и как способ стимулирования интереса к занятиям при выполнении отдельных упражнений - кто лучше? Кто выше? Кто быстрее? 
Соревновательная обстановка приводит к существенному изменению функционального состояния человека - происходит настройка на но-иый, более высокий уровень двигательной активности, большая мобилизация ресурсов организма. Все это способствует выведению организма на новый, более высокий функциональный уровень и повышает эффект от физических упражнений. Применять этот метод необходимо после специальной предварительной подготовки. 
Метод словесного и сенсорного воздействия. Основу данного метода составляют широкое использование слова и чувственной информации. 
С помощью слова можно сообщать необходимые знания, поставить задачи, руководить процессом выполнения заданий, анализировать и оценивать результаты. 
В учебно-тренировочном процессе слово может быть использовано и выражено в форме:

  • рассказа, беседы, объяснения (передача знаний);
  • указаний, команд (воздействие словом в целях управления деятельностью занимающихся);
  • словесной оценки, разбора, замечаний (анализируется и оценивается деятельность занимающихся).

Посредством сенсорных  воздействий обеспечивается наглядность. ')то не только визуальное восприятие, но и слуховые и мышечные ощущения. Они реализуются в форме:

  • показа самих упражнений (создается целостное представление о 
    моном двигательном действии);
  • демонстрации наглядных пособий (с помощью видеозаписей, различных муляжей, многообразных схем, рисунков, на которых можно создать зрительное представление о разучиваемых движениях);

Информация о работе Шпаргалка по "Физической культуре"