Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:20, дипломная работа
Цель работы: определить наиболее эффективные средства и методы, применяемых лыжницами-гонщицами, для развития силовых качеств, разработать методику для развития скоростной выносливости. Научная новизна: при исследовании нами выявлены оптимальные сочетания средств, методов и режима питания, направленных на развитие скоростно-силовых качеств, применяемых женщинами лыжницами в соревновательном периоде. Практическая значимость предлагаемой методики проведения учебно-тренировочных занятий может быть использована в тренировочном процессе спортсменов различных классификаций.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО
ВЫБРАННОЙ ТЕМЕ…………………………………………………...………..4
1.1 Физиологические основы спортивной тренировки
женщин……………………………………………………………………..…4
1.2 Индивидуализация тренировочного процесса учетом фаз
Биологического цикла…….…………………………………………………….11
1.3 Энерготраты, аэробные и анаэробные возможности……………………17
1.4 Изменение функций организма в процессе тренировки
скоростно-силового характера……………………………………………….....24
1.5 Особенности тренировки женщин-лыжниц………………………………..25
1.6 Средства и методы развития скоростно-силовых качеств в
соревновательном периоде……………………………………………………..28
1.7 Методы контроля за развитием скоростно-силовых качеств
у женщин лыжниц-гонщиц……………………………..………………………33
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………………35
2.1Цель и задачи исследования……………………………………………...35
2.2 Методы и организация исследования…………………………………...36
2.3 Математико-статическая обработка данных……………………………38
ГЛАВА3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ……39
3.1 Планирование микроциклов……………………………………………..39
3.2 Результаты педагогического эксперимента…………………………….47
ВЫВОДЫ……………………………………………………..………………53
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………………..55
СПИСОК ИЗУЧЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..56
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО
ВЫБРАННОЙ ТЕМЕ………………………………………
1.1 Физиологические основы спортивной тренировки
женщин………………………………………………………………
1.2 Индивидуализация
Биологического цикла…….…………………
1.3 Энерготраты, аэробные и анаэробные возможности……………………17
1.4 Изменение функций организма в процессе тренировки
скоростно-силового характера………………………………………………...
1.5 Особенности тренировки женщин-лыжниц………………………………..25
1.6 Средства и методы
развития скоростно-силовых
соревновательном периоде……………………………………………………..
1.7 Методы контроля за
развитием скоростно-силовых
у женщин лыжниц-гонщиц……………………………..…………
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………
2.1Цель и задачи исследования…
2.2 Методы и организация исследования…………………………………...36
2.3 Математико-статическая обработка данных……………………………38
ГЛАВА3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ……39
3.1 Планирование микроциклов………………
3.2 Результаты педагогического эксперимента…………………………….47
ВЫВОДЫ……………………………………………………..……
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………
СПИСОК ИЗУЧЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………
ВВЕДЕНИЕ
В нашей стране созданы все условия для занятия физической культурой и любимым видом спорта. Распространенным и самым массовым является лыжный спорт. Лыжами могут заниматься люди самых различных возрастов. Лыжный спорт играет большую роль в укреплении здоровья, а также воспитывает такие качества как воля, смелость, сила, выносливость, быстрота и другие.
В последнее время на развитие лыжного спорта большое влияние оказал научно-технический прогресс и новейшие исследования в области фармакологии. Лыжные трассы готовятся с применением различных технических средств. Лыжный инвентарь изготавливается из самых современных материалов. Благодаря различным биологическим добавкам и фармакологическим средствам процессы тренировок и восстановления протекают намного эффективней. Так же меняется и техника передвижения на лыжах.
В связи со всеми этими изменениями во много раз выросла скорость и результаты прохождения на дистанции. Роль скоростно-силовой подготовки возрастает. Становятся выше требования и к методике развития этих способностей.
Появление этих особенностей в скоростно-силовой подготовке послужило поводом для выбора темы нашего исследования.
Актуальность нашей темы состоит
в повышении скоростных способностей
и скоростной выносливости у лыжниц-гонщиц
старших разрядов в соревновательном
периоде в ходе выбора наиболее эффективных
методов и режима тренировок.
Проблема: с каждым годом
вводятся новшества в тренировочные процессы
и оспариваются разные методы тренировок.
Цель работы: определить наиболее эффективные средства и методы, применяемых лыжницами-гонщицами, для развития силовых качеств, разработать методику для развития скоростной выносливости.
Научная новизна: при
Практическая значимость предлагаемой методики проведения учебно-тренировочных занятий может быть использована в тренировочном процессе спортсменов различных классификаций.
Объект исследования: скоростно-силовая подготовка женщин лыжниц-гонщиц старших разрядов в соревновательном периоде.
Предмет исследования: скоростно-силовые качества женщин лыжниц-гонщиц старших разрядов.
ГЛАВА 1.НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ВЫБРАННОЙ ТЕМЕ.
В данной работе речь пойдет о выносливости у лыжниц-гонщиц. Т. е. следует учитывать анатомические и физиологические особенности женского организма.(Евстратов В. Д., 1989) У женщин двигательный аппарат, аппарат кровообращения, аэробные и анаэробные возможности - все эти перечисленные качества гораздо слабее развиты чем у мужчин, поэтому и работоспособность у женщин гораздо ниже и это следует учитывать при проведении и планировании тренировок (Евстратов В. Д., 1989). Также следует учитывать наличие у женского организма О.М.Ц.(овулярно-менструальный цикл), в зависимости от его фаз давать допустимую нагрузку на тренировках, в некоторых случаях можно не бежать соревнования.
Женский организм обладает
основной биологической особенностью,
сложной по своей нейрогуморальной
регуляции – менструальной
Учитывая, что при
планировании спортивной тренировки женщин,
помимо всех необходимых условий учитывается
и МЦ, мы и начнем с изложения последнего.
Учет фаз МЦ дает дополнительную возможность
правильно распределить физические нагрузки,
способствует воспитанию физических качеств.
Под менструальным циклом понимают одно
из проявлений сложного биологического
процесса в организме женщины, выражающегося
в закономерных циклических изменениях
функции половой системы с одновременными
циклическими комбинациями функционального
состояния женского организма: нервной,
сердечно-сосудистой, эндокринной и др(
Наумов, В.М.,1968).
МЦ – это период
времени от первого дня наступления менструации
до первого дня следующей менструации,
повторяющейся с правильными промежутками
21-28-35-42 дня. 21 – дневный цикл встречается
у 28% женщин. 28 – дневный у 54%, 35 – дневный
у 12% и 42 – дневный у 6% женщин (Уилмор, Д.Х.,
2001)
Известно, что всякий адаптационный
процесс в организме направлен
на поддержание постоянства
Биологические
ритмы в женском организме тесно связаны
с работоспособностью. Правильное использование
фаз МЦ, строгий подбор средств и методов
в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями и учет специфики вида спорта
– неотъемлемое условие эффективного
осуществления учебно-тренировочного
процесса.
Приспособительные
возможности организма не беспредельны,
рост мастерства спортсменки во многом
зависит от того, насколько правильно
удается согласовать учебно-тренировочный
процесс с биологическими ритмами ее организма,
с присущим ему комплексом психофизиологических
проявлений. В практической работе необходимо
учитывать снижение работоспособности
и психофизиологических функций организма
в предменструальную, менструальную и
овуляторную фазу МЦ, максимально усложнять
программу тренировки в постменструальные
и пост овуляторные дни. В период сниженной
работоспособности необходимо избегать
тяжелых физических нагрузок, как по объему,
так и по интенсивности, чередовать их
с более частыми паузами отдыха(Озолин,
Н.Г.,2003) .
Современный спорт
высших достижений требует исследований
в области адаптационных возможностей
спортсменок, их физической активности
как главной теоретической предпосылки
физической тренировки. Научные исследования
в этом направлении ведутся давно. Они
показывают, что даже самый тяжелый физический
труд не способен вызвать в организме
человека таких адаптационных перестроек,
какие наблюдаются у высококвалифицированных
спортсменок. Это объясняется тем, что
интенсивность тренировочной работы сочетается
с экстремальными условиями соревновательной
деятельности. Известно, что главной особенностью
адаптации в спорте, в отличие от многих
других сфер человеческой деятельности.
Является многоступенчатость приспособления
к экстремальным условиям. Это связано
с тем, что каждый очередной этап многолетнего
спортивного совершенствования, каждое
соревнование ставит перед спортсменкой
необходимость очередного адаптационного
скачка. Все это не может не предъявлять
особых требований к феногенетическим
особенностям спортсменок(Озолин, Н.Г.,2003)
Проявление
адаптации в спорте очень многообразно:
тренировки с нагрузками самой различной
направленности, с координационными сложностями
и колоссальными нагрузками на психическую
функцию спортсменок. В проблеме "Адаптация
и спорт" есть еще много не изученных
вопросов, касающихся разработки правильной
системы тренировочного процесса. Сегодня
возникает проблема поиска такой системы
нагрузок в спорте, которая обеспечила
бы поддержание достигнутого уровня адаптации
и одновременно не вызвала бы преждевременного
истощения органов адаптации. При этом
ясно одно: параметры тренировочных нагрузок
должны соответствовать текущему состоянию.
Занимающихся и соразмеряться с естественным
ходом развития их двигательной функции.
Именно здесь и возникает проблема оптимизации
тренировочного процесса как резерва
сохранения здоровья спортсменок и повышения
их спортивного мастерства (Анучин, В.П.,1977).
Мы не задавались целью широко осветить
эти вопросы, мы коснулись половых различий
адаптационных возможностей человека.
Нам хочется еще раз подчеркнуть известные
в науке факты – женский организм, в отличие
от мужского, имеет более совершенные
приспособительные механизмы и, это положение
необходимо учитывать при разработке
многоступенчатой тренировочной программы.
Поиск резервных возможностей организма
и путей его адаптации к все усложняющимся
условиям тренировки требует глубоких
научных исследований в этом направлении(Анучин,
В.П.,1977).
В дальнейшем на наш взгляд, усилия специалистов
должны быть направлены, помимо изучения
и обобщения методики тренировки высококвалифицированных
спортсменов, анализ средств и методов
совершенствования отдельных элементов
технической, тактической, физической
и психологической подготовки, на изучение
факторов питания. Рациональное питание
в настоящее время рассматривается как
универсальная форма связи организма
с внешней средой(Анучин, В.П.,1977).
Если
два десятилетия назад вопрос о подготовке
спортсменок высокой квалификации сводился
в основном к планированию тренировочного
процесса и реализации плана без конкретного
учета МЦ становление МФ, то теперь необходимы
знания основных характеристик и свойств
организма конкретно спортсменки, закономерностей
взаимосвязи объема управления с применяемыми
средствами и методами воздействия, сущности
и содержания педагогического управления.
Данные литературы показали, что до настоящего
времени в практической работе тренеров
не учитывается целый ряд биологических
особенностей женщин-спортсменок. Это
свидетельствует о недоработках учебных
программ для институтов физической культуры,
о недостаточном изучении биологических
особенностей женского организма в учебных
заведениях, готовящих специалистов соответствующего
профиля. В то же время творческий контакт
тренера со спортсменом может стать резервом
повышения спортивного мастерства( Наумов,
В.М.,1968).
Многие
исследователи утверждают, что большие
физические и психологические нагрузи
перед и во время становления МФ вызывают
задержку полового развития. Поэтому необходимо
чрезвычайно осторожно подходить к дозированию
нагрузок для спортсменок в период полового
созревания и учитывать эти обстоятельства
при отборе кандидатов в сборные команды(
Наумов, В.М.,1968).
Материалы
экспериментальных исследований, проводимых
в области спорта, в значительной мере
способствуют решению педагогической
проблемы управления процессом спортивной
тренировки, помогают найти оптимальное
применение физических нагрузок, улучшить
качество учебно-тренировочного процесса,
сократить спортивное долголетие и здоровье
спортсменок. Одним из интересных и актуальных
вопросов этой проблемы является построение
программы тренировочных занятий, недельных
микроциклов и мезоциклов на базе МЦ. Основой
для подобного решения вопроса получили
работы по изучению влияния физических
нагрузок на МЦ спортсменок, а следовательно,
и на функцию женских гонад, по изучению
работоспособности спортсменок в разные
фазы менструального цикла, а также исследования
по влиянию продолжительности МЦ на работоспособность
спортсменок, учет по деятельности МЦ
при построении тренировочного процесса.
Исследователи
в области спорта и тренеры отмечают отрицательные
влияния предменструальной и менструальной
фаз цикла на физическую, тактическую
и техническую подготовку спортсменок.
В это время ухудшается также психическое
состояние спортсменок. Что приводит к
снижению контроля над своими эмоциями,
ухудшению взаимопонимания с партнерами,
тренером, судьями. (Озолин, Н.Г.,2003)
В тоже время
большинство тренеров не учитывают фаз
менструального цикла при подготовке
спортсменок к соревнованиям. В связи
с этим многие спортсменки выступают в
соревнованиях на фоне сниженных физических
возможностей, а зачастую и плохого общего
самочувствия. Вполне естественно, что
спортивные результаты их очень низкие.
Эти данные еще раз говорят о нецелесообразности
участия в соревнованиях спортсменок
в фазе с пониженной работоспособностью
( Наумов, В.М.,1968).
Лучший результат в период менструальной
фазы показывают лишь единицы. По нашим
данным, свой лучший результат в менструальную
фазу цикла при 21 – дневном МЦ показывают
лишь 15,78% спортсменок (легкоатлеток, а
участие в соревнованиях принимают 73,68%;
при 28 – дневном цикле соответственно
24,48% и 97,95%. Наилучшие результаты выявлены
у спортсменок с улучшенным МЦ, где свой
лучший результат в менструальную фазу
показывают лишь 11,11% спортсменок, а участие
в соревнованиях 55,56% обследуемых. Такие
же закономерности отмечены и у пловчих.
Так, при 21 – дневном МЦ свой лучший результат
в менструальную фазу цикла показывают
21,73% спортсменок, а участвуют в соревнованиях
95,65%; при 23 – дневном МЦ соответственно
25,24% и 31,85%; при 35-42 – дневном МЦ 8,33% и 83,30%.
Важно также подчеркнуть одну общую закономерность,
выявленную при обследовании спортсменок
с удлиненными МЦ (35-42 дня) (Коц, Я. М., 1986).
Эта закономерность выражается в проценте
нарушений со стороны МЦ, чем у спортсменок
с 21 и 28 – дневным циклом, независимо от
вида спорта. У этих спортсменок также
часто встречается синдром предменструального
напряжения, что не может не сказаться
на спортивных показателях. Интересным
фактором является то, что все тренирующиеся
спортсменки во время менструальной фазы
цикла, даже показывающие свой лучший
результат в соревнованиях имеют очень
короткую продолжительность этой фазы
цикла. Это расценивается нами как своеобразная
реакция приспособления организма к большим
физическим нагрузкам и не является патологией.
Отсюда напрашивается вывод, что в соревнованиях
могут принимать участие не только те
спортсменки, которые ведут строгий учет
МЦ, знают свои возможности, имеют высокий
уровень адаптационных возможностей в
видах спорта связанным с кратковременной
работой. Приведенные данные позволили
выявить определенные особенности проявления
физических качеств, специальной работоспособности,
а также некоторых физиологических функций
спортсменок в разные фазы МЦ (Уилмор,
Д.Х., 2001).
При ежедневной тренировке необходимо
соблюдать определенную ритмическую последовательность
в планировании нагрузок на разные этапы
тренировочного процесса. Организация
недельных микроциклов обусловлена трудовой
и учебной деятельностью спортсменок.
Строятся они в виде серии, отстоящей из
нескольких тренировочных занятий. В каждом
МЦ женщины вписываются недельные микроциклы:
в 21-дневный – 3, в 28-дневный – 4; в 35-дневный–5;и
в 42-дневном – 6. Построение тренировочного
процесса по недельным микроциклам согласно
МЦ необходимо для обеспечения правильного
чередования нагрузки и отдыха. Воздействия
основных нагрузок на спортсменку приходится
при этом на более благоприятную фазу
МЦ, что в свою очередь способствует рациональному
использованию внутренних возможностей
спортсменки для достижения оптимального
эффекта в пересечении нагрузок и обеспечивает
необходимое соответствие между процессами
утомления и восстановления( Наумов, В.М.,1968).
МЦ разной продолжительности можно отождествить
с мезоциклами, которые складываются в
результате специфических недельных микроциклов,
специфической динамики нагрузки, чередования
продолжительных этапов с высокими нагрузками
и коротких с более низкими (т.е. учетом
всех фаз). Такое чередование с одной стороны
способствует обеспечению выполнения
высокой общей нагрузки, а с другой стороны
– создает условия для восстановления,
что очень важно не только для сокращения
нормального МЦ, но и оптимальной "переработки"
нагрузки и обеспечения циклической последовательности
раздражений. Необходимо отметить, что
в период становления МЦ могут быть индивидуальные
колебания в продолжительности МЦ (24-,
32-дневные), поэтому целесообразно такие
циклы соответственно приблизить к вышепроверенным:
24-дневный – к 21-дневному, а 32-дневный –
к 35-дневному. Такой перестройке будут
способствовать воздействия в виде ежедневных
тренировочных занятий при строгом учете
фаз МЦ, планируемым с учетом зон повышенной
и сниженной адаптации. Для того чтобы
упростить и избежать путаницы в построении
тренировочного процесса и таким образом
учесть все фазы МЦ, его нужно разделить
на такие 5 фаз: I – менструальная, II – постменструальная,
III – овуляторная, IV – постовуляторная,
V – предменструальная. Продолжительность
фаз при разных МЦ различна, они имеют
индивидуальные колебания. Значения всех
фаз для построения тренировочного процесса
мы рассмотрели для каждого МЦ, и на базе
недельных микроциклов покажем целесообразность
такого подхода для правильного чередования
нагрузок(Верещагин И. К.,1957). Дни менструации,
овуляции и предменструальные дни принято
считать особо тяжелыми для организма.
Они расцениваются рядом ученных как свой
внутренний физиологический стресс, который
иногда переходит грань физиологического
и приводит к выраженным стойким нарушениям
в организме женщины, проявляющимся разными
изменениями со стороны МЦ, тяжелым предменструальным
напряжением, протекающем по типу диэнцефальных
кризисов (Уилмор, Д.Х., 2001) .
Основным
моментом в МЦ является овуляция, процесс
разделяющий, фолликулярную и латентную
фазы цикла. Продолжительность латентной
фазы постоянная – 14 дней, фолликулярная
проявляет большую вариабельность. Так,
при 35-дневном МЦ она продолжается 21 день ± 1 день, а для 21-дневного соответственно
7 дней (Уилмор, Д.Х., 2001).
Учитывая, что у спортсменок встречаются
разные продолжительности МЦ необходимо
знать возможные варианты наступления
овуляции: при 28-дневном цикле овуляция
наступает приблизительно в интервале
12-16-го дня цикла, при 21-дневном – на 7-8-й
день и при 42 дневном между 26-30-й днем цикла
(Уилмор, Д.Х., 2001).
Прежде чем приступить к построению микроциклов
с различной динамикой и преимущественной
направленностью тренировочных нагрузок,
важно выяснить: