Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 17:48, реферат
Цель работы: изучить особенности сочетания дидактических принципов и индивидуальных свойств нервной системы в процессе обучения детей спортивным упражнениям.
Задачи направлены на рассмотрение:
дидактических принципов и их реализации в процессе обучения детей спортивным упражнениям;
свойств нервной системы и их учета в процессе спортивной деятельности;
сочетания дидактических принципов и свойств нервной системы на занятиях по физической культуре.
Однако этот метод имеет ряд недостатков, порой непреодолимых чисто организационно. Для того чтобы разделить учащихся, например, по свойствам темперамента, его надо определить у всех учащихся. При отсутствии в школах психологической службы сделать это некому. Но это даже не главное. Главное состоит в том, что свойств темперамента много, и не ясно, по какому из них надо делить учащихся на группы.
Деление же учащихся одного класса на группы сильных и слабых по уровню подготовленности входит в противоречие с другим принципом — коллективного обучения: отделение сильных учащихся от слабых вызывает у первых зазнайство, появление чувства превосходства над одноклассниками, своей исключительности. Естественно, это приводит к деформации развития личности этих учащихся, а также мешает сплочению коллектива в классе. Немаловажно и то, что слабые теряют «образец для подражания», контроль и помощь со стороны сильных учеников. Поэтому их обучение замедляется [9].
Очевидно, деление на самостоятельные группы по другим критериям, например по уровню двигательной активности, проявляемой на уроке физической культуры, тоже не даст положительных результатов. Наоборот, нужно объединение учащихся с разной двигательной активностью в пары, что значительно повышает активность на уроке школьников с низкой активностью, в то время как у школьников с высокой активностью она снижается незначительно, и то лишь на первых занятиях после объединения. Очевидна польза от такого «наставничества» одних учащихся над другими.
Принцип индивидуализации не противоречит принципу коллективного обучения, так как он отражает не индивидуальную работу с учеником (она может осуществляться и шаблонно, с каждым учеником одинаково), а учет индивидуальных особенностей учащегося, который может осуществляться и при групповом методе обучения. Этот принцип выражается наиболее отчетливо в том случае, когда учитель применяет индивидуальный подход в воспитании учащегося, в создании композиции упражнений (при занятиях художественной гимнастикой), соответствующих характеру и темпераменту спортсменки, в прилаживании общих основ техники выполнения упражнения к морфофункциональным особенностям спортсмена и т. д. На уроке физической культуры индивидуальный подход к учащимся проявляется в индивидуализации темпа выполнения учебных заданий, что является фактором поддержания высокой активности учащихся. Здесь можно выделить два самостоятельных аспекта этого вопроса.
Первый аспект состоит в индивидуальном темпе овладения учебным материалом. В зависимости от способностей, уровня подготовленности, типологических особенностей свойств нервной системы учащиеся овладевают учебным материалом в разные сроки. Показано, что у учащихся с подвижностью нервных процессов на первых этапах овладение двигательным упражнением проходит успешнее, чем у учащихся с инертностью нервных процессов. Вследствие этого одним учащимся даваемых учителем повторений мало, а другим — много: овладев учебным материалом, они начинают заниматься с прохладцей, нарушают дисциплину.
Задача индивидуализации
темпа овладения учебным
Попытки применить программированное обучение в физическом воспитании делались многими авторами, но широкого распространения не получили — в основном из-за организационных сложностей.
Второй аспект касается индивидуализации нагрузки на уроке физической культуры. Не всегда оправдано, чтобы все учащиеся выполняли упражнение одно и то же число раз под счет учителя: одним нагрузка покажется тяжелой, а другим — легкой. В то же время если одних учеников останавливать, то они могут другим мешать продолжать выполнение упражнения. Поэтому лучше (когда это возможно) учителю установить определенный временной интервал, в течение которого учащиеся выполняют упражнение в темпе, посильном для каждого [9].
Индивидуализация воздействий учителя на учащихся (поощрений или порицаний) также влияет на активность учащихся на уроке. Некоторые учителя ради того, чтобы казаться в глазах учащихся справедливыми, стараются в любой ситуации объективно оценивать их успехи и неудачи, забывая о воспитательной роли отметки, то есть о поощрении учащихся с ее помощью.
Индивидуальный подход состоит в оценке не столько объективно достигаемых результатов, сколько стараний учащегося с учетом его возможностей, психологических особенностей, ситуации. Некоторые ученики, например, весьма чувствительны и ранимы ко всему, что затрагивает их самооценку. Такие учащиеся болезненно переносят смех в свой адрес, критику, порицание. Поэтому они склонны к психической изоляции, трудно вступают в общение с товарищами и учителями, соревновательная обстановка является для них стресс-фактором. Эти учащиеся ставят перед собой небольшие цели, да и то, не очень надеясь на успех.
Для повышения учебной
активности учеников такого психического
склада их надо чаще поощрять, замечая
даже незначительные успехи. Критику
же и тем более порицания им
следует высказывать в
В то же время настойчивого и уверенного в себе учащегося, да к тому же обладающего хорошими данными для занятий физической культурой, если он не проявляет должного старания, можно и порицать. Порицание вызовет у него лишь стремление доказать учителю, что тот был не прав, приведет к усилению его активности на занятиях.
Индивидуализация подхода требует предварительного изучения психологических особенностей учащихся, их физических возможностей. Только познав ученика, учитель физической культуры может успешно реализовать на практике этот дидактический принцип.
Принцип прочности (систематичности). Обучение станет успешным только в том случае, если даваемые учащимся нагрузки будут носить систематический характер (повторение — мать учения). Дело в том, что возникающие после работы положительные сдвиги через некоторое время исчезают и тогда новая работа начинается с того же уровня, что и прежняя. Чтобы не происходило топтания на месте, нужно закреплять возникающие в организме положительные сдвиги. А для этого повторная нагрузка должна даваться тогда, когда положительные сдвиги от предыдущей еще не исчезли. В этом случае они будут закрепляться и суммироваться.
В общем виде принцип системности подразумевает, прежде всего, регулярность занятий и системное чередование нагрузок и отдыха. Эффективной может быть лишь такая система, которая обеспечивает постоянную взаимосвязь между отдельными занятиями. Небольшие нагрузки или продолжительные интервалы отдыха между занятиями не приводят к развитию тренированности. Слишком большие нагрузки и короткие интервалы отдыха между занятиями могут привести к превышению адаптационных возможностей организма и к состоянию перетренированности [4].
Принцип систематичности при проведении учебно-тренировочных занятий во многом обеспечивает преемственность и последовательность в освоении учебного материала, а также непрерывность учебно-тренировочного процесса при оптимальном чередовании нагрузок и отдыха.
Очевидно, что все выше перечисленные принципы, отражающие закономерности процесса обучения являются общепедагогическими, однако они применимы и в физическом воспитании подрастающего поколения.
Успешность спортивной деятельности в значительной степени обусловлена тем, насколько спортивное упражнение или вид спорта соответствует склонностям, интересам, способностям и психофизиологической структуре личности субъекта. Связано это с тем, что достижение хороших результатов возможно людьми с самым различным сочетанием особенностей индивидуальности, но непременным условием является то, чтобы эти особенности соответствовали специфике выбранного вида спортивной деятельности.
Следовательно, с определенными типологическими особенностями можно добиться высоких результатов только в соответствующих видах деятельности, соответствующих имеющимся у человека способностям, которые определяются несколькими типологическими особенностями (задатками) [3].
Как показывает практика спортивной деятельности, чем больше у человека имеется типологических особенностей, входящих в тот или иной типологический комплекс, соответствующий определенному виду спортивной деятельности, тем в большей степени у него выражена данная способность. С другой стороны, не следует думать, что несоответствие одного или двух психофизиологических свойств может ставить под сомнение целесообразность совершенствования в данном виде спортивной деятельности [7].
Свойства нервной системы, как указывал Б. М. Теплов, в данном случае должны рассматриваться не как разные степени совершенства нервной системы, а как типы, отличающиеся различным характером уравновешения организма со средой. Например, сильная нервная система более эффективна при интенсивных нагрузках, в то время как слабая – при объемных. При этом последняя обеспечивает устойчивость при монотонной малоинтенсивной работе. Инертность нервных процессов сопутствует запоминанию информации, но препятствует быстрой переключаемости человека с одной ситуации на другую.
Чем шире спектр изучаемых типологических особенностей, тем более надежным будет прогноз об имеющихся у человека способностях. Однако следует иметь в виду, что типологические особенности выступают лишь как фактор, облегчающий или затрудняющий овладение тем или иным видом спортивной деятельности, но не определяющий уровень достижений. Успех или уровень достижений определяется, прежде всего, социальными факторами [2].
Успешность человека в том или ином виде спортивной деятельности проявляется исходя из личностных особенностей: например, лица с высокой активностью, избытком энергии, жизнерадостностью и оптимизмом чаще предпочитают игровые виды спортивной деятельности, лица же со склонностью к некоторой театральности в поведении – художественную гимнастику, акробатику и др.
В этом плане представляет интерес сравнение личностных особенностей высококвалифицированных спортсменов, представляющих различные виды спорта.
В частности, характеризуя типологический комплекс, который в большей степени присущ тяжелоатлетам, можно отметить его связь с устойчивостью к монотонной деятельности (состояние, возникающее вследствие однообразной деятельности). Это связано также с относительной эмоциональной бедностью тренировочного процесса. Сравнивая типологический комплекс тяжелоатлетов с другими спортсменами, необходимо отметить определенные различия. В частности, боксеров характеризует средняя сила нервной системы, подвижность нервных процессов, преобладание возбуждения по внешнему и внутреннему балансам. Ближе к ним стоят фехтовальщики и легкоатлеты-спринтеры [5].
Высокая подвижность
нервных процессов и преобладан
Мотогонщикам характерен в большей мере типологический комплекс решительности, проявляемой в рискованной ситуации; большая сила нервной системы и подвижность возбуждения. Для стрелков из лука характерны типологические особенности, влияющие на устойчивость внимания, сильная нервная система и инертность торможения; для ориентировщиков характерно преобладание возбуждения по внешнему и внутреннему балансам.
Представителям техничных видов спорта (гимнастам, легкоатлетам-барьеристам, прыгунам в высоту и с шестом) присуща инертность нервных процессов. Вместе с тем полное совпадение типологических особенностей у представителей различных видов спортивной деятельности явление весьма редкое (например, спринтеры-легкоатлеты близки по типологии к боксерам). Однако в данном случае рассматривается только обобщенный профиль вида спорта.
Также успешность спортивной деятельности в значительной степени может определяться такими свойствами, как характер и темперамент [6].
Таким образом, черты личности и типологические особенности нервной системы, оказывают определенное влияние на успешность спортивной деятельности.
Имеющиеся в литературе
данные дают основание констатировать
принципиальную возможность выявления
индивидуальных спортивных способностей
на основе доминантных признаков
и анализа динамики морфофункционального
и психофизиологического
Реализация этого положения
и должна стать принципиальной основой
организационной перестройки
Поиск наиболее оптимальных
форм, средств и методов обучения
в спорте является одной из актуальных
проблем в спортивно-