Сочетание дидактических принципов и индивидуальных свойств нервной системы в процессе обучения спортивным упражнениям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 17:48, реферат

Описание работы

Цель работы: изучить особенности сочетания дидактических принципов и индивидуальных свойств нервной системы в процессе обучения детей спортивным упражнениям.
Задачи направлены на рассмотрение:
дидактических принципов и их реализации в процессе обучения детей спортивным упражнениям;
свойств нервной системы и их учета в процессе спортивной деятельности;
сочетания дидактических принципов и свойств нервной системы на занятиях по физической культуре.

Файлы: 1 файл

Сочетание дидактических принципов и индивидуальных свойств нервной системы в процессе обучения спортивным упражнениям.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

Первым исследователем свойств нервной системы у  спортсменов была З. И. Бирюкова (1951), указавшая, что индивидуализация учебно-тренировочного процесса в спорте должна быть основана на результатах объективного исследования высшей нервной деятельности у каждого спортсмена.

В. М. Шадрин (1978), разрабатывая методику формирования двигательного  навыка (равновесия на байдарке), а также развития прыгучести и прыжковой выносливости, показал следующее. Более эффективный путь индивидуального воздействия состоит в том, чтобы, опираясь на ведущие положительные стойкие качества личности, способствовать формированию тех приемов и способов действия, которые являются для них наиболее благоприятными [10].

Как подтверждают психологические  исследования, процесс формирования двигательных навыков в спорте зависит  от психофизиологических особенностей спортсменов. Впервые в области спорта это было показано Б. И. Якубчиком (1964). Построение им тренировочного процесса акробатов с учетом их психофизиологических особенностей позволило добиться высоких результатов акробатам с различными свойствами нервной системы.

Спортивная деятельность с характерной для нее высокой динамичностью психических и физических процессов обусловлена свойствами нервной системы человека. Исходя из этого, при организации занятий в образовательных учреждениях необходимо иметь в виду рационализацию внешних условий обучения, а также объем и интенсивность нагрузки на основе учета психофизиологических особенностей каждого спортсмена.

Индивидуализация обучения спортивным упражнениям понимается как индивидуальный подход, предусматривающий следующее:

- выбор способов, приемов, темпа обучения упражнениям в соответствии с уровнем технической, физической, координационной и психологической подготовленности учащихся и уровнем развития их способностей;

- учет индивидуально-психологических  особенностей личности, условий  жизни занимающихся и специфики воспитания;

- выбор наиболее целесообразных  средств при обучении спортивным  упражнениям, а также для устранения  ошибок и нежелательных явлений  (неуверенности, страха и др.), возникающих при разучивании  упражнений;

- отбор оптимальной интенсивности нагрузки и времени отдыха для предъявления последующей нагрузки учащихся с различными свойствами нервной системы;

- выделение существенных  условий, от которых зависит  достижение желаемого результата (освоение сложных упражнений; исправление ошибок);

- использование таких  управляющих воздействий, которые  бы приводили к быстрому и  успешному овладению спортивными  упражнениями;

- применение педагогических (обучающих и воспитательных) воздействий  с учетом темперамента занимающихся [9].

Осуществление индивидуального подхода в процессе занятий по физической культуре предъявляет к преподавателю высокие требования и продвигает учащихся на более высокий уровень деятельности, а педагога - на более высокий уровень профессионального мастерства.

 

Заключение

Итак, в ходе работы мной было выяснено, что в процессе обучения спортивным упражнениям, необходимо использовать не только дидактические принципы, но и учитывать индивидуальные свойства нервной системы. Применяя в сочетании принципы дидактики и знания психофизиологических свойств учащихся, можно найти ключ к каждому учащемуся, способствуя его эффективному физическому развитию.

В современных условиях реализация данного подхода сталкивается с рядом организационных трудностей. Так для изучения свойств нервной системы учащихся нужна помощь профессионального психолога, а сам процесс диагностики является чрезвычайно трудоемким, как в подготовке к проведению, так и в процессе обработки материалов, что не позволяет этот способ массово внедрять в образовательные учреждения нашей страны.

 

Список использованной литературы

  1. Гребенюк, О.С., Гребенюк, Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. Пособие. – Калининград: КГУ, 2000. - 572 с.
  2. Дубровина, И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2004. – 366 с.
  3. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. – М.: Наука, 1986. - 244 с.
  4. Ильин Б.П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — 486 с.
  5. Книга тренера \ Под ред. С. М. Войцеховского. - М., Физкультура и спорт, 1971. – 320 с.
  6. Крутецкий, В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. – М.: Просвещение, 1980.—352 с.
  7. Психология индивидуальных различий /Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер. - М., АСТ, 1999. – 312 с.
  8. Теория и методика физической культуры: Учебник /Под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. – М.: Прогресс, 2004. – 464 с.
  9. Физическая культура: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 1999. – 448 с.
  10. Физическая культура: Учебное пособие / Под ред. В.А. Коваленко. – М.: АСВ , 2000 . – 432 c.



Информация о работе Сочетание дидактических принципов и индивидуальных свойств нервной системы в процессе обучения спортивным упражнениям