Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2012 в 17:33, реферат
Сборник обзорных статей, написанных социологами из разных стран мира (Великобритании, США, Канады, Франции, Австралии, Новой Зеландии, Реюньона), можно считать своего рода промежуточным балансом достижений социологии спорта, отражающим основные ее направления. Как отмечает редактор книги Фабьен Оль, профессор Лозаннского университета и член редколлегии журнала International Review for the Sociology of Sport, в последнее время в мировой социологии все большее внимание уделяется изучению народных культурных практик, что благотворно влияет на развитие социологии спорта.
В международном спорте рубежа ХХ–XXI веков, отмечает Дж. Магуайр, наглядно отразились все основные направления глобализации. Это миграция спортсменов, которые точно так же, как туристы, сезонные рабочие и т. п., переезжают из страны в страну, чтобы участвовать в соревнованиях, или надолго покидают родину, заключая выгодные контракты. Технологически-экономическое измерение глобализации представлено мощным транснациональным рынком спортивного оборудования и экипировки. Особенно велика роль информационного измерения: периодические издания, радио, кино и особенно телевидение, в том числе спутниковое, а также Интернет способствуют распространению «картинок», так или иначе связанных со спортом, по всей планете: образцы, задаваемые Олимпийскими играми или чемпионатами мира, международный маркетинг спортивных звезд диктуют изменения в национальных видах спорта, перестраивая их в соответствии с мировой моделью спорта как зрелища. Присутствует в глобализации спорта и идеологическое измерение: заслуживает изучения, например, риторика МОК, основанная на идее, что Олимпийские игры благоприятствуют распространению демократии и прав человека. В складывающейся ныне «транснациональной» культуре, частью которой является спорт, доминирующая роль принадлежит культуре «сверхдержав» (преимущественно США). Современную структуру мирового спорта можно рассматривать как элемент новой фазы капитализма, основанного на тотальном потреблении и навязывающего свою культурную продукцию наиболее подвижным сообществам. Действительно, глобализация неотделима от открытия рынков и коммерциализации культуры. Как повседневная жизнь отдельных людей, так и жизнь наций на геополитическом уровне зависит от международных финансовых операций, связанных со спортом (лучшими примерами такого влияния могут служить футбольный чемпионат мира или европейская Лига чемпионов, с их огромными бюджетами). На локальном уровне распространение и ценностная шкала культурных продуктов полностью подчинена мировым фирмам-производителям спортивных товаров (Adidas, Nike и др.), а СМИ превращают спортивных звезд (как, например, Бекхэма во время финального турнира чемпионата мира по футболу в Японии) в культурные знаки мирового масштаба.
Однако социология должна учитывать и историческое измерение процесса глобализации. По мнению Дж. Магуайра — которого, впрочем, не раз критиковали сторонники различения глобализации и экономического и культурного империализма, — процесс глобализации начал развиваться еще в XV–XVIII веках и получил особый размах с начала ХХ века. Именно с этим процессом было тесно связано распространение спорта в XIX столетии. Автор выделяет пять фаз «спортивизации» досуга в Великобритании и англоязычных странах. В ходе первой (XVII–XVIII век) многочисленные формы досуга превращались в современные виды спорта (крикет, скачки, бокс). В первой половине XIX века началась вторая фаза, когда возникли близкие к современным формы футбола, регби, тенниса и легкой атлетики. Третий, переходный период приходится на рубеж XIX–ХХ веков, когда различные виды спорта стали распространяться в Европе, а также в рамках Британской империи и ее зон влияния; фоном для этого распространения послужили, с одной стороны, гипертрофированные формы национализма, а с другой — ускоренный процесс глобализации. Спорт стал одним из важных способов создания и выявления национальной идентичности и борьбы между сообществами. Именно тогда впервые организуются состязания между национальными командами и Олимпийские игры. На следующем, четвертом этапе (1920–1960-е годы) складывались и оформлялись правила спортивных организаций, оценки состязаний и система их идеологических значений. Спорт, несший в себе западную культуру, превратился в один из наиболее действенных механизмов переноса культур в истории человечества. Однако это не означало тотальной гегемонии Запада: как показали, например, исследования о бейсболе в Японии и Финляндии, а также о распространении спорта в Папуа — Новой Гвинее, другие нации нередко «оказывали сопротивление западной, “маскулинной” культуре спорта, переосмысляли ее содержание, образцы и маркетинг, а также сохраняли, питали и распространяли в мировом масштабе автохтонные рекреативные практики» (р. 50). Кроме того, в некоторых важных аспектах глобализация спорта не подчинена сверхдержавам: так, от них не зависит деятельность Международного олимпийского комитета. Между всемирным и локальным происходит взаимодействие: национальная рецепция инокультурной продукции может быть весьма активной, а мировые события приобретают в ней новый смысл. Западные виды спорта подвергаются переосмыслению, автохтонные практики (например, «каббади», индийская разновидность борьбы) поднимаются до мирового уровня.
(Любопытный современный пример «локального сопротивления» глобализации приводится в другой статье сборника. Речь идет о неожиданной реакции на рекламу культовой марки Nike в Новой Зеландии, реакции, заставляющей пересмотреть представление о глобализации — которая в области культуры чаще всего отождествляется с американизацией — как о процессе, ослабляющем локальные культурные идентичности. Nike часто критиковали не только за циничную эксплуатацию рабочей силы в странах Третьего мира, но и за агрессивную рекламу, насаждающую сексистские и расистские стереотипы. Между тем действующая в Новой Зеландии, одной из наиболее традиционалистских стран в мире, административная система позволила на основании протеста двух телезрителей запретить шутливый по замыслу рекламный ролик как пропагандирующий насилие. В этом случае «глобальное начало было поставлено под вопрос локальным» — р. 149.)
С 1960-х годов началась современная фаза глобализации спорта. В это время представители неевропейских наций стали все сильнее теснить представителей бывших метрополий, прежде всего англичан, на традиционно принадлежавшей им территории спорта. Во многих дисциплинах (легкая атлетика, футбол, бадминтон, настольный теннис и др.) ведущие позиции ныне занимают выходцы из Африки, Азии и Латинской Америки; более того, им принадлежат ответственные посты в МОК. Как и в области музыки или, например, питания, на этом этапе глобализация сопровождается «креолизацией» локальных спортивных культур. Конечно, во все периоды глобализации распространение в мире европейских видов спорта в мире носило характер культурного империализма. В последние десятилетия транснациональные компании благодаря спорту распространяют свою продукцию во всем мире: чем более технологичным и коммерческим становится спорт, тем сильнее выражен этот процесс. Западные спортивные структуры привлекают на работу ученых и тренеров из бывшего восточного блока, а наиболее богатые футбольные клубы Европы скупают лучших игроков Африки и Южной Америки (тот же процесс наблюдается и в других видах спорта, например, в легкой атлетике и бейсболе в США). С другой стороны, события мирового масштаба — Олимпийские игры, автогонки «Формула 1», финальный турнир чемпионата мира по футболу, — влияют на национальную и локальную политику: крупные (и не очень) города соперничают за право провести эти мероприятия, вкладывают значительные средства, чтобы приобрести тем самым статус города мирового значения. По-видимому, считает Дж. Магуайр, в настоящее время происходит становление глобальной спортивной экономики, включающей в себя также и индустрию спортивных товаров. Одновременно рождается и единая мировая культура спорта — культура коммерческая, наделяющая ценностью строго ограниченный набор явлений и предметов потребления. Вследствие этого возникает мировая спортивная буржуазия: союз собственников фирм-производителей товаров и развлечений (в том числе СМИ), руководства международных спортивных организаций, а также спортсменов мирового уровня.
Еще одно направление анализа в социологии конфигураций, представленной Дж. Магуайром, — это взаимодействие национальных политик в области спорта и мировых спортивных структур, административных и организационных. Права и обязанности спортсменов, прежде соотносившие их с локальным, национальным началом, теперь распространяются на региональные, международные сферы, связываются со всемирными организациями и движениями, такими как «Гринпис». К этому направлению примыкают исследования важнейших социологических проблем, связанных с понятиями «расы» и «этноса» в спорте (показательный пример: двойная идентичность звезды легкой атлетики Кэти Фриман, первой в истории аборигенки, завоевавшей золотую олимпийскую медаль для Австралии).
Этим вопросам посвящена статья Дж. Коукли «Спорт, раса и этнос». Отметив, что данная проблематика интересовала социологов всех школ и направлений, он связывает наиболее продуктивные дискуссии в этой области с работами социолога Гарри Эдвардса, одного из организаторов бойкота летних Олимпийских игр в Мехико чернокожими американскими атлетами. В его книге, описывающей эксплуатацию чернокожих в спорте, опровергаются расхожие представления о том, что спорт свободен от расизма и, позволяя подняться по социальной лестнице, облегчает им и другим представителям небелой расы социальную интеграцию. Фигура Эдвардса стала центральной и в разгоревшейся в США в 1971 году полемике вокруг статьи в еженедельнике Sports Illustrated, где доказывалось физиологическое превосходство черных над белыми, а их успех в некоторых видах спорта объяснялся врожденной спортивной одаренностью. Эдвардс показал, что изначальное отсутствие сегрегации в спорте парадоксальным образом укрепляло расистские представления о физическом превосходстве — и, напротив, интеллектуальном отставании — чернокожих. Как правило, успех белых спортсменов журналисты, напротив, объясняли не врожденными качествами, а силой характера, упорными тренировками, умом, верно выбранной стратегией и лучшими организационными способностями.
В 1980-е годы наиболее распространенной темой исследования в англосаксонской социологии служила расовая дискриминация — racial stacking. Еще в 1971 году изучение материалов обо всех игроках Высшей бейсбольной лиги и в американском футболе показало, что расовая сегрегация в этих командных видах спорта проявлялась на уровне структуры команды. Чернокожие игроки редко занимали ведущие позиции в команде, зато на периферийных позициях их число было непропорционально велико; с белыми игроками дело обстояло прямо противоположным образом. Кроме того, представители черной расы в ту пору практически отсутствовали на постах тренеров и менеджеров. В свете этих данных социолог Ричард Лэпчик основал при Северо-Восточном Университете Бостона «Центр по изучению спорта в обществе» (Center for the Study of Sport in Society, CSSS), который с 1989 года начал публиковать ежегодные доклады по расовым вопросам в НБА, Национальной футбольной лиге и Высшей бейсбольной лиге.
Несмотря на значительные успехи социологических исследований в этой области в англоязычных странах, здесь существует и ряд «белых пятен». Так, ощущается недостаток работ о представителях иных этносов, нежели афроамериканцы. К тому же большинство авторов пишут о чернокожих спортсменах-мужчинах, и лишь в самое последнее время появились труды о чернокожих спортсменках, а также о спортсменах Южной Америки — как женщинах, так и мужчинах. Практически отсутствуют исследования о месте в национальном и международном спорте американских индейцев и различных народов Азии. Во Франции же предпочитают вообще не употреблять термина «раса»: в силу обостренной чувствительности к национализму, характерной для французского общества, игроки сборных Франции, независимо от цвета кожи, надев форму сборной, становятся прежде всего «синими». Все вместе и каждый в отдельности, они, при всех своих различиях, превращаются в единый символ республиканской Франции. Напротив, в США опора на расовую или этническую принадлежность — один из главных критериев социальной дифференциации: каждое из подобных сообществ сложилось в результате долгой и напряженной борьбы за признание своих прав. Во Франции же никогда не было Мартина Лютера Кинга!
Миграция спортсменов, обусловленная процессами глобализации, выявила их социальное неравенство не только в расовом, но и в гендерном аспекте. Спортсменки из разных стран, отмечает Дж. Магуайр, сталкиваются с проблемами, неизвестными мужчинам. Например, алжирская бегунья Хасиба Бульмерка, олимпийская чемпионка, подверглась социальному и религиозному давлению у себя на родине: исламские фундаменталисты восприняли ее успех как покушение на традиционные ценности. Вопрос о месте женщин в мировом спорте тесно связан со стереотипами, закрепленными за ними в информационном пространстве: спортивные СМИ, согласно выводам социологов разных школ, укрепляют мужскую гегемонию и способствуют символической дискредитации (банализации и/или сексуализации) женщин. Если, к примеру, в Восточной Германии статус женщин-спортсменок намного превосходил их статус в Западной Европе, то после воссоединения Германии прежняя женская спортивная элита, влившись в существующую в ФРГ систему, была вынуждена вписаться в иные рамки. Хайке Дрехслер, олимпийская чемпионка по прыжкам в длину, превратилась в «гламурную» модель блондинки нордического типа, широко представленную в рекламе и на обложках глянцевых журналов. Однако для этих целей «пригодны» далеко не все женские тела, и наличие подобной сегрегации мешает многим спортсменкам достичь «звездного» статуса в СМИ. Не менее проблематичен и вопрос о сексуальной ориентации спортсменов: мировой спортивный маркетинг имплицитно базируется на пропаганде гетеросексуальности.
Поэтому значительное место в современной социологии спорта занимают феминистские исследования — одно из наиболее ангажированных ее направлений. Одна из видных его представительниц Дженнифер Харгривз анализирует в статье «Феминистские подходы к изучению спорта» историю и современное состояние борьбы женщин за социальное равноправие. В первые десятилетия XX века француженка Алис Миллиат развернула активную деятельность, благодаря чему женщины впервые смогли принять участие в Олимпийских играх. Столкнувшись с резким сопротивлением спортсменов-мужчин, они создали собственную организацию — Женскую международную спортивную федерацию, которая в 1922–1934 годы занималась организацией собственных соревнований. Новый период феминистского движения начался в 1960-х годах, когда женщины стали заниматься практически всеми видами спорта (в том числе традиционно мужскими — футболом, регби, боксом). В 1980-х радикальный феминизм, привлекая внимание общества к господству в спорте мужчин-гетеросексуалов и, шире, к роли сексуальности в угнетении женщин, выдвигал требование отделить женские спортивные организации и соревнования от мужских. Помимо противодействия сексизму и угнетению, это позволило бы также обеспечить более широкий доступ к спорту тем женщинам, которые по религиозным или культурным причинам не могут принимать участия в смешанных состязаниях. В последнее время влияние социологии постмодерна с ее пропагандой разнообразия и различий привело к новому пониманию спорта, который, как показал К. Коул, связывается с бесконечным потреблением, культом удовольствия и стремлением изменить свое «я». Идея «работы над телом» как метафоры лучшей жизни не могла не оказать влияния и на феминистские исследования. Если тело человека и его личность воспринимаются как объект дисциплинарных стратегий, то они по необходимости оказываются «патологизированы»: концепция органического, свободно развивающегося тела перестает быть релевантной. Отсюда, с одной стороны, интерес молодежи к экстремальным видам спорта, а с другой — попытки «заново прочесть» тело, преодолев социокультурные рамки. Некоторые представительницы феминизма призывают отказаться от традиционной парадигмы «спорт для здоровья» и обратиться к «постмодернистской парадигме удовольствия», превратив спорт в новую эротическую игру, позитивный потенциал которой обусловлен ее подрывными, анархическими, внекультурными тенденциями.
Ключевой проблемой для всех направлений современной социологии спорта является взаимодействие спорта и СМИ. Действительно, аудитория финального турнира чемпионата мира по футболу 2002 года насчитывала, по некоторым оценкам, 28,8 млрд телезрителей, а МОК объявил, что 9 из 10 человек на всей планете, имеющие доступ к телевидению, смотрели хотя бы одно из состязаний Олимпийских игр в Сиднее (2000). Без учета влияния мирового медиакомплекса, сложившегося в конце ХХ века, невозможно понять и почти весь диапазон социальных проблем, связанных со спортом. Например, согласно исследованиям социологов, негласные квоты на количество чернокожих спортсменов в командах, существовавшие в 1970-е годы, были обусловлены в первую очередь возможностью негативных реакций со стороны белокожей аудитории. В совсем иной, но не менее важной перспективе роль СМИ прослеживается в ряде работ последнего времени, где показано, как недавние нововведения ФИФА способствуют превращению спорта во всемирное коммерческое зрелищное предприятие.
Информация о работе Социология спорта. Международные перспективы и глобализация