Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2012 в 17:33, реферат
Сборник обзорных статей, написанных социологами из разных стран мира (Великобритании, США, Канады, Франции, Австралии, Новой Зеландии, Реюньона), можно считать своего рода промежуточным балансом достижений социологии спорта, отражающим основные ее направления. Как отмечает редактор книги Фабьен Оль, профессор Лозаннского университета и член редколлегии журнала International Review for the Sociology of Sport, в последнее время в мировой социологии все большее внимание уделяется изучению народных культурных практик, что благотворно влияет на развитие социологии спорта.
Дэвид Роу в своей статье отмечает, что спорт и СМИ идут рука об руку начиная с XVII века, когда появилась первая газета, регулярно печатавшая статьи о спорте. Социологи всегда уделяли большое внимание спортивной журналистике из-за ее критической функции, позволяющей формировать представление зрителей, читателей и слушателей о спортивных событиях, недоступных их непосредственному восприятию. Однако у СМИ есть и другая функция — развлекать и заполнять досуг. Именно благодаря этой функции спорт превратился в одну из ведущих форм народной культуры и идеальную тему для СМИ. Его популярность обеспечивала им широкую и устойчивую аудиторию, позволяя выполнять и информационные, и развлекательные функции, выстраивать коллективную национальную идентичность, а в международном плане — служить символом взаимосвязей между странами. Развитие в ХХ веке телевидения превратило спортивное зрелище в идеальный медиажанр. Несмотря на широко распространенное негативное отношение к TV как к символу усредненной, «бездумной» культуры, многие университетские ученые рассматривали спортивные трансляции как значимую форму народной культуры, которая противостоит культуре элиты и удовольствие от которой усиливают СМИ. Одним из главных исследований этой темы, указывает Д. Роу, является книга Дж. Уэннела, который, опираясь на неомарксизм и структурный анализ текста, показал, как ВВС превратила трансляцию крупных спортивных состязаний в эффективное средство воспитания национального чувства. Спортивная передача, которую создала эта английская телекорпорация, финансируемая государством, заметно отличается от того, как спорт представлен на телевидении США, финансируемом частными фондами и стремящемся преимущественно к тому, чтобы максимально расширить аудиторию, а тем самым и свои рекламные возможности. В современном же обществе, где Интернет, цифровое и спутниковое телевидение и другие средства коммуникации предполагают новые формы интерактивного и индивидуализированного восприятия, возникло то, что сам Д. Роу называет «культурным комплексом медиатизации спорта», а автор одной из цитируемых им книг— «новым технологическим комплексом, именуемым Медиаспорт».
Сложившееся на рубеже тысячелетий многообразие социологических подходов и методов объединяется в рамках так называемой социологии постмодерна, которая находит самое широкое применение и в изучении спорта. Ее доминирующая роль обусловлена самой структурой «постсовременного» общества, где глобализация сочетается с фрагментарностью культуры и политики, где господствуют массовые коммуникации, массовое потребление и новые информационные технологии, где размывается граница между «народной» и «буржуазной» культурой. Как следствие, опора на какую-либо одну социологическую теорию больше не позволяет понять сложное устройство социума. Социология постмодерна выступает за теоретическое, эпистемологическое и методологическое обновление науки. Основные идеи этого чрезвычайно пестрого направления вытекают из представления о резкой границе между «современностью» и «постсовременностью», обозначающей зарождение новых культурных систем. Теоретической основой большинства англосаксонских работ по социологии спорта служат сочинения французских авторов — М. Фуко, Ж. Лакана, Ж.-Ф. Лиотара, Ж. Делеза, Ж. Бодрийяра, Ж. Деррида. С этими именами связано множество социологических публикаций и радикальных типов дискурса — в частности, относящихся к гендерной проблематике и вопросам о сексуальных меньшинствах. Так, идеи Фуко широко использовались для доказательства того, что спорт следует рассматривать с точки зрения дисциплины тела. Например, феминистические исследования П. Маркулы, посвященные аэробике и связанным с нею журналистским текстам, показали, что забота о гигиене и здоровье, опирающаяся на медицинскую риторику, оборачивается постоянными проблемами: травмами, нарушениями режима питания и невротическим отношением к собственному «я». Практика аэробики и журналистское повествование о ней вызывают у женщин болезненное недовольство своим телом, чувство личной вины за его несоответствие навязываемым социальным образцам. В другой перспективе А. Лоу, проанализировав отношение к фигуре серфера в Австралии, пришел к выводу, что австралийские власти и СМИ под влиянием либеральных идей изменили свое восприятие безработных, которое ранее обусловливалось стереотипными негативными оценками всех, кто так или иначе не принимает нормативно высокого статуса труда. Прежде серфинг нередко воспринимался как символ контркультуры, вступая в противоречие с идеализированным образом гражданина-труженика, не требующего помощи от государства. Отсюда вытекала «делегитимизация» праздности, безответственности и пресловутой лености серферов — а с ними и «молодежи» вообще. Теперь ситуация изменилась.
Методологический эклектизм и неоднородность социологии постмодерна не раз подвергались критике, однако она позволила преодолеть замкнутость в теоретических подходах, принятых в социологии спорта, выявить недостаточность позитивистских взглядов и принципа нейтралитета социолога. Именно социологи этого направления сумели сделать социологию политически ангажированной, дать слово меньшинствам и угнетенным слоям населения.
Внутри международного пространства социологии спорта существует известное «разделение труда»: например, в странах Северной Европы особое развитие получили гендерные исследования, в Северной Америке — анализ «расовых» и «этнических» проблем, в Англии наибольшее внимание уделяется народным типам культуры и т. д. Однако это пространство постепенно становится интернациональным. Хотя авторы обзора в силу лингвистических причин практически не учитывают работы азиатских, африканских, южноамериканских социологов, они отмечают, что в Японии и Корее активно действуют ассоциации социологов спорта; много работ по этой проблематике публикуется в Бразилии и других южноамериканских странах.
Ирина Стаф
Структурно-функциональная социология, связанная с именами Мертена и Парсонса, исходит из предпосылки о наличии структуры социальной реальности и занимается исследованием функций, т. е. воздействия элементов системы на процесс ее функционирования. Социология понимания, связанная с именами Поппера и представителей франкфуртской школы, — метод, исходящий из интерпретации того смысла социального действия, какой ему придает субъект этого действия. Социология конфигураций, связанная прежде всего с именем Элиаса, изучает систему функциональных, эмоциональных и др. взаимозависимостей между людьми, определяющих состояние общества и его развитие.
Информация о работе Социология спорта. Международные перспективы и глобализация