Соревновательные нагрузки и проблема их дозировки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Одна из основных причин заболеваемости школьников − недостаточная двигательная активность. Отсутствие рациональных физических нагрузок в первую очередь сказывается на развитии таких болезней, как ожирение, диабет, неврозы, нарушение осанки, плоскостопие. Снижаются функциональные резервы сердечнососудистой и дыхательной систем, устойчивость к различного рода инфекциям, простудам, нервно-психическим стрессам.
Для того чтобы получить должный оздоровительный эффект от занятий физическими упражнениями, необходимо выполнять регламентированные по структуре и дозе физические нагрузки. Другими словами, учитель физической культуры должен точно знать, что, как и сколько делать.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….стр.3.
Глава 1.Теоретические основы изучения соревновательной нагрузки……………………………………………………………………...стр. 5.
1.1.Виды физических нагрузок……………………………………………стр.5.
1.2 Направленность физических нагрузок………………………………стр.11.
1.3 Величины физических нагрузок……………………………………стр. 13.
1.4 Доза и норма физических нагрузок…………………………………стр.26.
Глава 2. Проблема дозировки физических нагрузок………………….стр. 30.
2.1.Планирование нагрузок на уроках физкультуры с учетом физиологических показателей – путь к оздоровлению учащихся……стр.30.
Заключение…………………………………………………………………стр. 42.
Список литературы……………………………………………………….стр.44.

Файлы: 1 файл

готовая гусельников.docx

— 78.39 Кб (Скачать файл)

      Следует иметь ввиду довольно значительные различия ЧСС макс для разных детей одного возраста. В ряде случаев у школьников с низким уровнем физической подготовки ЧСС макс = 180 − возраст (лет) [4,137]

         Для оценки влияния физических нагрузок на организм школьников можно пользоваться классификацией нагрузок, включающей 5 зон:

1. зона низкой интенсивности (20 - 30 %). Здесь работа может выполняться очень длительное время . При этом все физиологические функции организма не испытывают напряжения, ЧСС не превышает 100 - 120 уд/мин. Сюда относят режимы выполнения упражнений с низкой интенсивностью и малой скоростью.

2. зона умеренной интенсивности (50% от максимальной нагрузки). Режим выполнения физических упражнений в этой зоне способствует развитию общей выносливости. Величина пульса при выполнении нагрузок достигает 130 - 160 уд/мин. Работа в этой зоне способствует установлению взаимодействия между функциями ССС, дыхания и двигательного аппарата.

3. зона большой интенсивности (70%). Вызывает напряжение физиологических функций в организме школьников при мышечной работе. Выполнение нагрузки в этой зоне не превышает 4 - 5 минут у младших школьников, и 10 минут − у старших.

4. зона субмаксимальной или высокой интенсивности ( 80%).

    Соответствует режиму выполнения упражнений (бег на короткие дистанции, скоростно-силовые упражнения, статические нагрузки и др.) , при котором работа мышц сердца и других органов и тканей обеспечивается в основном анаэробными источниками энергии. Предельная продолжительность выполнения циклических нагрузок у младших школьников 50секунд, у старших − 1 минута и более.

5. зона максимальной интенсивности ( 100%).

      Соответствует выполнению физических упражнений с максимальной скоростью, предельным темпом и усилением предельного времени выполнения нагрузок до 10 секунд. За столь малое время функциональные сдвиги ССС, дыхания и других функций не достигают высоких величин.

      Зоны работы по частоте сердечных сокращений:

  • до 120 − подготовительная, разминочная, основной обмен

  • до 120 - 140 − восстановительно-поддерживающая

  • до 140 - 160 − развивающая выносливость, аэробная

  • до 160 - 180 − развивающая скоростную выносливость

  • более 180 − развитие скорости.

      Величины ЧСС и АД у детей и подростков весьма изменчивы в силу повышенной реактивности. Так, у первоклассников ЧСС в покое составляет в среднем 88 уд/мин. В 10 лет − 79 уд/мин, в 16 лет − 72 уд/мин. При этом индивидуальный разброс нормальных значений может достигать до 10 уд/мин., а иногда и больше. АД у детей 7 - 10 лет − 90/50 - 100/55 мм.рт.ст.; 10 - 12 лет − 95/60 - 110/ 60; у 13 - 14 летних −105/60 - 115/60; у 15 - 16 летних − 105/60 - 120/70. При физической нагрузке в зависимости от ее интенсивности ЧСС увеличивается, у детей и подростков может превышать 200 уд/мин. У детей школьного возраста сразу после 20 приседаний наблюдается прирост ЧСС на 30 - 50%, увеличение макс. АД на 10 - 20 мм.рт.ст., снижение минимального АД на 4 - 10 мм.рт.ст. Обычно через 1 - 2 мин. ЧСС и АД восстанавливаются . Такая реакция ССС оценивается как благоприятная. Резко сниженная или наоборот, повышенная ЧСС может указывать на патологические изменения в сердце или нарушение его нейрогуморальной регуляции. Учащение пульса на следующий день после физкультурных занятий, особенно если оно сопровождается плохим самочувствием, нарушением сна и т.д., свидетельствует об утомлении [13;68]

      Эффективным методом оценки степени восстановления после занятии, для планирования дальнейшей нагрузки является ортостатическая проба.

      Ученик отдыхает лежа на спине 5 мин., затем подсчитывается ЧСС в положении лежа за 1 мин. После этого ученик встает, отдыхает стоя 1 минуту, снова замеряется пульс в положении стоя за 1 минуту. По разнице ЧСС стоя и лежа судят о реакции ССС на нагрузку при изменении положения тела. 

        Другим вариантом пробы является проба Руфье с приседаниями: испытуемый ложится на спину , через 5 мин. определяется ЧСС за 15 с. (пересчитывается за 1 мин.) (Р1), затем, в течении 45 с. ученик выполняет 30 приседаний и вновь ложится, сразу же определяется ЧСС за 15 с. (Р2); затем за последние 15 с. с 1-й мин восстановления (Р3) . Проба оценивается по индексу Руфье-Диксона.

      Такой подход позволяет определять индивидуальные показатели физических нагрузок, рассчитанных на основании результатов тестирования УФЗ учеников. При этом класс делится на группы с близкими показателями УФЗ, и для каждой группы рассчитываются показатели физической нагрузки. В этом случае в рамках решения общих для всего класса задач реализуется дифференцированный подход, обусловленный генеральным критерием − состоянием физического здоровья каждого ученика.

         Идеальным вариантом стало бы проведение тестирование УФЗ в конце каждой учебной четверти, с тем, чтобы на основании полученных результатов корректировать индивидуальные физические нагрузки и состав групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Заключение.

       Развитие и поддержание двигательных качеств учащихся осуществляется на уроках физической культуры, во время самостоятельных тренировок, на тренировках в спортивных кружках и секциях, в клубах, в туристских походах и т.д.

      Эффективность этих занятий в достижении и поддержании нормативного уровня физической подготовленности во многом определяется рациональной структурой и нормированием нагрузок.

     Большинство учащихся не занимаются спортом. Поэтому именно на уроках физической культуры они должны получить необходимую дозу развивающих нагрузок.

     Для развития основных двигательных качеств до нормативного уровня необходимо затратить около 45 мин, а для их поддержания на нормативном уровне около 30 мин. Однако столько времени практически выделить невозможно, так как на уроке, помимо развития двигательных качеств, должны решаться и другие задачи. Поэтому на уроке физкультуры могут быть использованы определенные методические приемы, дающие как бы дополнительно резервы времени.

      Недельные циклы нагрузок в основном идентичны, они могут несколько различаться в зависимости от времени года и от уровня адаптации занимающегося, т.е. от того, достиг ли он нормативного уровня физической подготовленности и его поддерживает, или стремится его достичь. В первом случае недельные циклы имеют примерно стабильную величину нагрузки, во втором − тенденцию к возрастанию.

      Развивающие или поддерживающие нагрузки одной направленности должны повторяться не менее двух раз в неделю, а оптимальный эффект достигается при 3-4-кратной направленной нагрузке в неделю с нормальным (достаточным) СТЭ. Интервал при 2-3-4-кратной нагрузке должен быть примерно одинаковым. Например, при 3-кратном повторении нагрузка должна выполняться в понедельник, среду, пятницу или во вторник, четверг, субботу. Это нужно для того, чтобы периоды восстановления были равномерными, что способствует выработке определенных биоритмов реакции на нагрузку. Для биоритмической реакции важно также, чтобы нагрузки постоянно выполнялись в определенное время дня. При этом возникает рефлекс на время. Рефлекторно активируются биохимические процессы, связанные с нагрузкой. Организм подготавливается к нагрузке, лучше ее переносит и тренировочный эффект ее повышается. Это объясняется тем, что непосредственное воздействие нагрузки суммируется с рефлекторной активностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Список литературы.

1. Ашмарин Б.А. «Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании.»[Текст] Б.А. Ашмарин − М.: ФиС, 1998. − 233 с. 

2. Вайнбаум Я.С. «Гигиена физического воспитания» [Текст] Я.С. Вайнбаум : учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания педагогических институтов. − М.: Просвещение, 2006. − 176 с.

3. Вайнбаум Я.С. «Дозирование физических нагрузок школьников».[Текст] Я.С. Вайнбаум − М.: 1991. − 64 с.

4. Годик М.А. «Педагогические основы нормирования и контроля соревновательных и трениро¬вочных нагрузок»[Текст] М.А. Годик: автореф. дис.  докт. пед. наук. − М., 2002. − 37 с.

5. Ивочкин В. В. «Планирование тренировочных нагрузок в многолетней подготовке юных бегунов на средние дистанции.» [Текст] В.В. Ивочкин − М.: 2005.

6. Карпман В. Л. «Тестирование в спортивной медицине» [Текст]  В. Л. Карпман,  З.Б.Белоцерковский, И. А. Гудков. — М.: ФиС, 1998. — 208 с.  
7. Качашкин В.М. «Методика физического воспитания.»[Текст] В.М. Качашкин – М.: Просвещение, 2000 – 304с.

8. Кенеман А.В. «Теория и методика физического воспитания.» [Текст] А.В. Кенеман – М., 2008.- 272 с. 

9. Коц Я. М. «Физиология выносливости» [Текст] Я.М. Коц : учебное пособие для студентов, слушателей, аспирантов и преподавателей ГЦОЛИФКа. − М.: 2005. − 65 с.

10. Куликов В.М. «Педагогические основы дозирования физический нагрузки школьников.» [Текст] В.М.Куликов //Физическая культура и спорт. 2007. № 1..

11. Любомирский Л.Е «Нормирование нагрузок в физическом воспитании школьников» [Текст]  Л.Е.Любомирский − М.: ФиС, 2004 − 276.

12. Матвеев А.П. « Методика физического воспитания с основами теории.» [Текст] А.П.Матвеев − М.: Просвещение. − 2001. − 191 с.

13. Матвеев Л.П. «Введение в теорию физической культуры».[Текст] Л.П.Матвеева. − М.:ФИС.− 2003. – 128

14. с Матвеев Л. Я. «Теория и методика физической культуры» [Текст] Я.Л.Матвеев: учебник для ин-тов физ. культуры. − М.: ФиС, 2001. − 543 с.

 


 

 

 

 

 


Информация о работе Соревновательные нагрузки и проблема их дозировки