Совершенствование системы физического воспитания дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 17:46, реферат

Описание работы

В соответствии с возрастными особенностями задачи физического воспитания в этом периоде сводятся к следующему:
1. обеспечить нормальное физическое развитие, охрану и укрепление здоровья ребенка;
2. постепенно закаливать организм и повышать его сопротивляемость влиянием внешней среды;
3. развивать умение выполнять основные движения, а в дальнейшем формировать основные двигательные навыки (в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании); постепенно развивать ловкость, согласованность движений;
4. путем различных коллективных действий содействовать воспитанию активности, самостоятельности, дисциплинированности.

Файлы: 1 файл

Физ-кая культура.docx

— 35.52 Кб (Скачать файл)

совая работа  

Исполнитель студентка 4 курса, 042 группы Пикаревич В.В. 

Белорусская государственная  академия физической культуры 

Факультет оздоровительной  физической культуры и туризма 

Кафедра теории и  методики физического воспитания 

Минск 2003

Введение 

Теория физического  воспитания детей дошкольного возраста – наука об общих закономерностях  физического воспитания и формирования личности ребенка. 

Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического  воспитания как основы всестороннего  развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями любящего спортивные и физические упражнения способного к обучению в школе  и к активной последующей творческой деятельности. 

Теория физического  воспитания детей дошкольного возраста, имея единое содержание и предмет  изучения с общей теорией физического  воспитания, вместе с тем специально изучает закономерности физического  воспитания ребенка от рождения до школы и в соответствии с этим общие закономерности управления развитием  ребенка в процессе воспитания и  обучения. 

Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей ребенка каждого возрастного  периода, теория физического воспитания предусматривает требование научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания (двигательные умения и навыки, физические качества, некоторые элементарные знания), усвоение которой обеспечивает детям  необходимый уровень физической подготовленности для поступления  в школу. 

Теория физического  воспитания детей непрерывно развивается  и обогащается новыми знаниями, получаемыми  в результате исследований, охватывающих многообразные стороны воспитания ребенка.

Общая характеристика работы

Актуальность исследования 

Совершенствование системы физического воспитания дошкольников во-многом определяется уровнем научной обоснованности методов физической подготовки детей  этого возраста. До сих пор теория и методика дошкольного воспитания являлась переложением теории и методики физической культуры и приспособлением  ее положений к физическому воспитанию дошкольников. 

Однако разработка самих методов невозможна без  знаний характера развития основных физических качеств в зависимости  от многих факторов, но особенно от двигательной активности и соматотипа ребенка. 

В то же время в  недостаточной мере изучены возрастные особенности развития двигательных способностей детей, различия в физическом воспитании и обучении детей каждого  года жизни. 

Именно в детском  возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного  опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой в последствии  формируется вся двигательная деятельность человека. 

Если учесть, что  двигательная активность детей является одновременно и условием, и стимулирующим  фактором развития интеллектуальной эмоциональной  и других сфер, то становится очевидной  необходимость интенсивной научной  разработки вопросов физического воспитания детей дошкольного возраста.

Объект исследования 

Дети 4-6 лет, посещающие дошкольные образовательные учреждения. 

Предмет исследования  

Уровень и динамика развития физических качеств, а также  моторики детей 4-6 лет с учетом индивидуально-типологических особенностей организма для дальнейшего  совершенствования процесса физического  воспитания дошкольников. 

Задачи исследования 

В соответствии с  возрастными особенностями задачи физического воспитания в этом периоде  сводятся к следующему: 

1. обеспечить нормальное  физическое развитие, охрану и  укрепление здоровья ребенка; 

2. постепенно закаливать  организм и повышать его сопротивляемость  влиянием внешней среды; 

3. развивать умение  выполнять основные движения, а  в дальнейшем формировать основные  двигательные навыки (в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании); постепенно  развивать ловкость, согласованность  движений; 

4. путем различных  коллективных действий содействовать  воспитанию активности, самостоятельности,  дисциплинированности.

Рабочая гипотеза  

Предполагается, что  для совершенствования процесса физического воспитания, рациональное комплектование группы детей, занимающихся физической культурой в дошкольных учреждениях, целесообразно проводить  со строгим учетом их соматического  типа (торакальный, мышечный, астеноидный  и дигестивный) и характера двигательной деятельности. 

Практическая значимость результатов исследования состоит  в возможности более эффективно корректировать регламентированные занятия  физической культурой у дошкольников, способствовать более целенаправленному  акценту на развитие тех или иных физических качеств. Предложенные практические рекомендации по организации групп  занимающихся могут быть использованы для оптимизации занятий физической культурой в дошкольных образовательных  учреждениях. 

В курсовой работе были использованы методы реферирования, обобщения, анализа научно-методической литературы, педагогического наблюдения.

Глава 1. Теоретические  основы физического воспитания детей  дошкольного возраста.

1.1 Место и роль  физической культуры в общей  системе воспитания детей дошкольного  возраста. 

Правильное физическое воспитание детей - одна из ведущих  задач дошкольных учреждений. Хорошее  здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Всемирная организация  здравоохранения провозгласила  самый гуманный лозунг за всю историю  существования человечества: »К 2000 году – здоровье каждому человеку планеты!» При этом понятие «ЗДОРОВЬЕ» поднимает роль физической культуры на совершенно новый уровень: она  становится основой формирования здорового  образа жизни человека закладываются  в дошкольном возрасте. 

Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим  воспитанием, как в первые шесть  лет. В период дошкольного детства  у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у  него неустойчивое внимание, память. Эта  общая слабость вызывает и самые  различные расстройства в деятельности организма, не только ведет к понижению  способности, но и расшатывает волю ребенка. Недаром выдающийся педагог  В.А. Сухомлинский подчеркивал, что  от здоровья, жизнерадостности детей  зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в  знаниях, вера в свои силы. Поэтому  крайне важно организовывать занятия  физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности. В  настоящее время в ряде детских  учреждений работа по физическому воспитанию ведут организаторы физической подготовки. Но в большинстве дошкольных учреждений проведением занятий по физической культуре по-прежнему занимаются воспитатели. 

Теория физического  воспитания детей дошкольного возраста, имея единое содержание и предмет  изучения с общей теорией физического  воспитания, вместе с тем специально изучает закономерности управления развитием ребенка в процессе его воспитания и обучения.  

Теория физического  воспитания детей дошкольного возраста учитывает возможности работоспособности  организма, возникающие интересы и  потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического  мышления, своеобразии преобладающего вида деятельности, в связи с развитием  которой происходят главнейшие изменения  в психике ребенка и подготавливается переход ребенка к новой высшей ступени его развития. В соответствии с этим теория физического воспитания детей разрабатывает содержания всех форм организации физического  воспитания и оптимальной педагогические условия его реализации. 

Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей ребенка каждого возрастного  периода, теория физического воспитания предусматривает требования научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания (двигательные умения и навыки, физические качества, некоторые элементарные знания), усвоение которой обеспечивает детям необходимый уровень физической подготовленности для поступления в школу. (8) 

Вместе с тем  предусматривается соблюдение строгой  последовательности при усвоении детьми программы с учетом возрастных особенностей и возможности ребенка каждого  периода его жизни, состояния  нервной системы и всего организма  в целом. 

Превышения требований, ускорение темпа обучения детей, минуя промежуточные звенья программы, следует считать недопустимым, так  как это вызывает непосильное  напряжение организма, наносящие вред здоровью и нервно-психическому развитию детей. По этому поводу академик А.В.Запорожец  предупреждает об опасной позиции  сторонников так называемой искусственной  акселерации, стремящихся неразумно  использовать возможности маленького ребенка и путем сверхраннего, максимально форсированного обучения доводить его как можно быстрее  до высоких ступеней физического  и духовного развития. Физическое воспитание в то же время комплексно решает задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Во всех формах организации физического  воспитания детей( занятия, подвижные  игры, самостоятельная двигательная активность и так далее) внимание воспитателя направляется на воспитание мыслящего, сознательно действующего в меру своих возрастных возможностей ребенка, успешно овладевающего  двигательными навыками, умеющего ориентироваться  в окружающем, активно преодолевать встречающееся трудности, проявляющего стремление к творческим поискам. Теория физического воспитания детей дошкольного  возраста непрерывно развивается и  обогащается новыми знаниями, получаемыми  в результате исследований, охватывающих многообразные стороны воспитания ребенка. Данные исследований, проверенные  в массовой практике детских учреждений, вводятся в программы, учебные пособия, учебники и в практическую работу с детьми, содействуя прогрессу всего  воспитательно-образовательного процесса. Таким образом, теория физического  воспитания детей дошкольного возраста содействует совершенствованию  всей системы физического воспитания. (8) 

Осуществлять физическое воспитание детей, это значит: 

1.Уметь анализировать  и оценивать степень физического  здоровья и двигательного развития  детей; 

2.Формулировать задачи  физического воспитания на определенный  период (на пример, на учебный  год) и определять первостепенные  из них с учетом особенностей  каждого из детей; 

3.Организовать процесс  воспитания в определенной системе,  выбирая наиболее целесообразные  средства, формы и методы работы  в конкретных условиях;  

4.Проектировать желаемый  уровень конечного результата, предвидя  трудности на пути к достижению  целей; 

5.Сравнивать достигнутые  результаты с исходными данными  и поставленными задачами; 

6.Владеть самооценкой  профессионального мастерства, постоянно  совершенствуя его.(16). 

Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным  запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физических упражнений двигательная активность в организме  возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность. 

Ребенок по своей  природе готов постоянно двигаться, в движении он познает мир (12)

1.2. Система физического  воспитания в дошкольных учреждениях  

Система физического  воспитания в дошкольных учреждениях  представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы  физического воспитания, которая  помимо указанных компонентов включает так же учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие физическое воспитание. Каждое учреждение в зависимости  от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие в целом государственным и  общенародным интересам. 

Целью физического  воспитания является формирование у  детей основ здорового образа жизни.

1.3.Цель, задачи, средства  физического воспитания в дошкольных  учреждениях. 

В процессе физического  воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. 

Информация о работе Совершенствование системы физического воспитания дошкольников