Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 17:46, реферат
В соответствии с возрастными особенностями задачи физического воспитания в этом периоде сводятся к следующему:
1. обеспечить нормальное физическое развитие, охрану и укрепление здоровья ребенка;
2. постепенно закаливать организм и повышать его сопротивляемость влиянием внешней среды;
3. развивать умение выполнять основные движения, а в дальнейшем формировать основные двигательные навыки (в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании); постепенно развивать ловкость, согласованность движений;
4. путем различных коллективных действий содействовать воспитанию активности, самостоятельности, дисциплинированности.
совая работа
Исполнитель студентка
4 курса, 042 группы Пикаревич В.В.
Белорусская государственная
академия физической культуры
Факультет оздоровительной
физической культуры и туризма
Кафедра теории и
методики физического воспитания
Минск 2003
Введение
Теория физического
воспитания детей дошкольного возраста
– наука об общих закономерностях
физического воспитания и формирования
личности ребенка.
Важнейшей задачей,
определяющей особую значимость физического
воспитания как основы всестороннего
развития, является формирование здорового,
крепкого, закаленного, жизнерадостного,
отзывчивого, инициативного ребенка,
хорошо владеющего своими движениями
любящего спортивные и физические упражнения
способного к обучению в школе
и к активной последующей творческой
деятельности.
Теория физического
воспитания детей дошкольного возраста,
имея единое содержание и предмет
изучения с общей теорией физического
воспитания, вместе с тем специально
изучает закономерности физического
воспитания ребенка от рождения до
школы и в соответствии с этим
общие закономерности управления развитием
ребенка в процессе воспитания и
обучения.
Познавая и учитывая
закономерности потенциальных возможностей
ребенка каждого возрастного
периода, теория физического воспитания
предусматривает требование научно
обоснованной программы всего воспитательно-
Теория физического
воспитания детей непрерывно развивается
и обогащается новыми знаниями, получаемыми
в результате исследований, охватывающих
многообразные стороны
Общая характеристика работы
Актуальность исследования
Совершенствование
системы физического воспитания
дошкольников во-многом определяется
уровнем научной обоснованности
методов физической подготовки детей
этого возраста. До сих пор теория
и методика дошкольного воспитания
являлась переложением теории и методики
физической культуры и приспособлением
ее положений к физическому
Однако разработка
самих методов невозможна без
знаний характера развития основных
физических качеств в зависимости
от многих факторов, но особенно от двигательной
активности и соматотипа ребенка.
В то же время в
недостаточной мере изучены возрастные
особенности развития двигательных
способностей детей, различия в физическом
воспитании и обучении детей каждого
года жизни.
Именно в детском
возрасте формируются жизненно важные
базовые, локомоторные навыки и умения,
создается фундамент
Если учесть, что
двигательная активность детей является
одновременно и условием, и стимулирующим
фактором развития интеллектуальной эмоциональной
и других сфер, то становится очевидной
необходимость интенсивной
Объект исследования
Дети 4-6 лет, посещающие
дошкольные образовательные учреждения.
Предмет исследования
Уровень и динамика
развития физических качеств, а также
моторики детей 4-6 лет с учетом индивидуально-типологических
особенностей организма для дальнейшего
совершенствования процесса физического
воспитания дошкольников.
Задачи исследования
В соответствии с
возрастными особенностями
1. обеспечить нормальное
физическое развитие, охрану и
укрепление здоровья ребенка;
2. постепенно закаливать
организм и повышать его
3. развивать умение
выполнять основные движения, а
в дальнейшем формировать
4. путем различных
коллективных действий
Рабочая гипотеза
Предполагается, что
для совершенствования процесса
физического воспитания, рациональное
комплектование группы детей, занимающихся
физической культурой в дошкольных
учреждениях, целесообразно проводить
со строгим учетом их соматического
типа (торакальный, мышечный, астеноидный
и дигестивный) и характера двигательной
деятельности.
Практическая значимость
результатов исследования состоит
в возможности более эффективно
корректировать регламентированные занятия
физической культурой у дошкольников,
способствовать более целенаправленному
акценту на развитие тех или иных
физических качеств. Предложенные практические
рекомендации по организации групп
занимающихся могут быть использованы
для оптимизации занятий
В курсовой работе были использованы методы реферирования, обобщения, анализа научно-методической литературы, педагогического наблюдения.
Глава 1. Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста.
1.1 Место и роль
физической культуры в общей
системе воспитания детей
Правильное физическое
воспитание детей - одна из ведущих
задач дошкольных учреждений. Хорошее
здоровье, полученное в дошкольном
возрасте, является фундаментом общего
развития человека. Всемирная организация
здравоохранения провозгласила
самый гуманный лозунг за всю историю
существования человечества: »К 2000
году – здоровье каждому человеку
планеты!» При этом понятие «ЗДОРОВЬЕ»
поднимает роль физической культуры
на совершенно новый уровень: она
становится основой формирования здорового
образа жизни человека закладываются
в дошкольном возрасте.
Ни в какой другой
период жизни физическое воспитание
не связано так тесно с общим
воспитанием, как в первые шесть
лет. В период дошкольного детства
у ребенка закладываются основы
здоровья, долголетия всесторонней двигательной
подготовленности и гармонического
физического развития. Болезненный,
отстающий в физическом развитии
ребенок быстрее утомляется, у
него неустойчивое внимание, память. Эта
общая слабость вызывает и самые
различные расстройства в деятельности
организма, не только ведет к понижению
способности, но и расшатывает волю
ребенка. Недаром выдающийся педагог
В.А. Сухомлинский подчеркивал, что
от здоровья, жизнерадостности детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность в
знаниях, вера в свои силы. Поэтому
крайне важно организовывать занятия
физической культурой именно в детстве,
что позволит организму накопить
силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее
гармоническое развитие личности. В
настоящее время в ряде детских
учреждений работа по физическому воспитанию
ведут организаторы физической подготовки.
Но в большинстве дошкольных учреждений
проведением занятий по физической
культуре по-прежнему занимаются воспитатели.
Теория физического
воспитания детей дошкольного возраста,
имея единое содержание и предмет
изучения с общей теорией физического
воспитания, вместе с тем специально
изучает закономерности управления
развитием ребенка в процессе
его воспитания и обучения.
Теория физического
воспитания детей дошкольного возраста
учитывает возможности
Познавая и учитывая
закономерности потенциальных возможностей
ребенка каждого возрастного
периода, теория физического воспитания
предусматривает требования научно
обоснованной программы всего воспитательно-образовательного
комплекса физического воспитания (двигательные
умения и навыки, физические качества,
некоторые элементарные знания), усвоение
которой обеспечивает детям необходимый
уровень физической подготовленности
для поступления в школу. (8)
Вместе с тем
предусматривается соблюдение строгой
последовательности при усвоении детьми
программы с учетом возрастных особенностей
и возможности ребенка каждого
периода его жизни, состояния
нервной системы и всего
Превышения требований,
ускорение темпа обучения детей,
минуя промежуточные звенья программы,
следует считать недопустимым, так
как это вызывает непосильное
напряжение организма, наносящие вред
здоровью и нервно-психическому развитию
детей. По этому поводу академик А.В.Запорожец
предупреждает об опасной позиции
сторонников так называемой искусственной
акселерации, стремящихся неразумно
использовать возможности маленького
ребенка и путем сверхраннего,
максимально форсированного обучения
доводить его как можно быстрее
до высоких ступеней физического
и духовного развития. Физическое
воспитание в то же время комплексно
решает задачи умственного, нравственного,
эстетического и трудового
Осуществлять физическое
воспитание детей, это значит:
1.Уметь анализировать
и оценивать степень
2.Формулировать задачи
физического воспитания на
3.Организовать процесс
воспитания в определенной
4.Проектировать желаемый
уровень конечного результата, предвидя
трудности на пути к
5.Сравнивать достигнутые
результаты с исходными
6.Владеть самооценкой
профессионального мастерства, постоянно
совершенствуя его.(16).
Установлена прямая
зависимость между уровнем
Ребенок по своей
природе готов постоянно
1.2. Система физического
воспитания в дошкольных
Система физического
воспитания в дошкольных учреждениях
представляет собой единство цели,
задач, средств, форм и методов работы,
направленных на укрепление здоровья
и всестороннее физическое развитие
детей. Она одновременно является подсистемой,
частью общегосударственной системы
физического воспитания, которая
помимо указанных компонентов включает
так же учреждения и организации,
осуществляющие и контролирующие физическое
воспитание. Каждое учреждение в зависимости
от его специфики имеет свои конкретные
направления в работе, отвечающие
в целом государственным и
общенародным интересам.
Целью физического воспитания является формирование у детей основ здорового образа жизни.
1.3.Цель, задачи, средства
физического воспитания в
В процессе физического
воспитания осуществляются оздоровительные,
образовательные и
Информация о работе Совершенствование системы физического воспитания дошкольников