Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 17:46, реферат
В соответствии с возрастными особенностями задачи физического воспитания в этом периоде сводятся к следующему:
1. обеспечить нормальное физическое развитие, охрану и укрепление здоровья ребенка;
2. постепенно закаливать организм и повышать его сопротивляемость влиянием внешней среды;
3. развивать умение выполнять основные движения, а в дальнейшем формировать основные двигательные навыки (в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании); постепенно развивать ловкость, согласованность движений;
4. путем различных коллективных действий содействовать воспитанию активности, самостоятельности, дисциплинированности.
2.2. Формирование
личности дошкольника в
Личность - это целостная
психологическая структура, формирующаяся
в процессе жизни человека на основе
усвоения или общественных форм сознания
и поведения. В ней выражена сила
индивидуализированных всеобщих устремлений,
потребностей и целей, творческое начало
готовность и умение создавать новое.
Дошкольный возраст
– это период первоначального
складывания личности, период развития
личностных механизмов поведения. Главная
цель развития личности – реализация
ребенком своего «Я», а также переживания
себя в качестве социального индивида
– успешно может решаться в
процессе занятий физическими
Двигательное творчество
раскрывает ребенку моторные характеристики
собственного тела учит относится к
движению как к предмету игрового
экспериментирования. Основное средство
его формирования – эмоционально
окрашенная двигательная активность,
с помощью которой дети в воображаемую
ситуацию, через движения тела учатся
выражать свои эмоции и состояния, искать
творческие композиции. Создавать новые
сюжетные линии, новые формы движений.
Особую значимость
в формировании двигательного творчества
дошкольников имеют игровые двигательные
задания, подвижные спортивные игры,
спортивные развлечения которые
всегда интересны детям они обладают
большим эмоциональным зарядом,
отличаются вариативностью составных
компонентов, дают возможность быстро
осуществлять решение двигательных
задач. Дети учатся придумывать двигательное
содержание к предложенному сюжету,
самостоятельно обогащать и развивать
игровые действия, создавать новые
сюжетные линии, новые формы движения.
Это исключает привычку механического
повторения упражнений, активирует в
доступных пределах творческую деятельность
по самостоятельному осмыслению и успешному
применению знакомых движений в нестандартных
условиях. Постепенно коллективное творчество,
организуемое взрослым , становится самостоятельной
деятельностью детей.
Важная характеристика
личности- ее направленность, система
ведущих мотивов в поведении.
Мотив – побуждение к деятельности,
связанное с удовлетворением
потребности человека, отражающих требования
внутренней среды организма или внешних
условий жизни и побуждают его к активности.
Двигательная деятельность способствует
формированию одной из важных потребностей
человека – в здоровом образе жизни. Она
представляет собой отношение человека
к собственной деятельности, поддерживающей
и укрепляющей его здоровье. Здоровье
ребенка, с которым в смысловом отношении
связан термин: здоровый образ жизни,-
показатель уровня развития общества,
в котором он живет.
Потребность в здоровом
образе жизни необходимо формировать
с детства, когда организм пластичен
и легко поддается воздействиям
окружающей среды. У детей укрепляется
желание быть здоровым, вырасти красивым,
активным, уметь обслужить и вести
себя так, чтобы не причинить вреда
себе и другим. С помощью взрослого
ребенок осознает: для того, чтобы
быть здоровым, нужно ежедневно выполнять
физические упражнения, закаляться, делать
зарядку, соблюдать режим дня, есть
здоровую пищу, следить за чистотой
окружающей среды и помещения, а
также соблюдать правила
На занятиях физическими
упражнениями дети получают элементарные
представления о строении собственного
тела, функциях и назначениях внутренних
органов и систем организма. Через
систему специальных упражнений
и игр дети знакомятся с признаками
здоровья(правильная осанка, походка),
учатся защищаться от микробов, избегать
опасных мест, при необходимости
оказывать себе и другим элементарную
помощь. Чем скорее ребенок осознает
необходимость своего непосредственного
приобщения к богатствам физической
культуры, тем скорее у него сформируется
важная потребность, отражающая положительное
отношение и интерес физической
стороне своей жизни.
В дошкольном возрасте
начинает складываться самооценка –
наиболее сложный продукт развития
сознательности ребенка, проявляющейся
в оценке личности самой себя. Основными
факторами формирования самооценки
признаются : собственная активность
личности, оценка окружающих людей, умение
правильно оценивать действия других.
На ранних этапах формирования самооценка
дошкольника является отражением оценочных
суждений окружающих, прежде всего
взрослых. Формирование самооценки в
процессе двигательной деятельности предполагает
: привлечения внимания ребенка к
художественному образу, «картине мира»
окружающей его природы; к способности
создавать собственный
В сложных действиях
проявляется воля ребенка – преодоление
препятствий при достижении поставленной
цели. Действенными факторами воспитания
воли дошкольника могут служить
условия, побуждающие к преодолению трудностей.
Особенно ценными в этом отношении являются
подвижные и спортивные игры, физические
упражнения, основанные на продолжительном
и многоразовом повторении однообразных
двигательных действий. При их выполнении
требуется выполнять волевые усилия для
преодоления постепенно растущего физического
и эмоционального напряжения. Большое
значение имеют применения методов стимулирования
волевых усилий, контроль и учет степени
развития волевых качеств.
Двигательная деятельность
активизирует нравственное развитие личности
ребенка. Прежде всего она способствует
формированию таких положительных
личностных качеств, как сочувствие,
стремление к оказанию помощи, дружеской
поддержки, чувство справедливости,
честности, порядочности. Это ярко проявляется
в играх и игровых упражнениях,
выполнение которых ставит ребенка
перед необходимостью вступить в
контакт со сверстником, оказать
помощь в выполнении двигательного
задания, найти оптимальные варианты
согласований действий. Воспитатель
старается показать зависимость
общего результата от выполнения каждым
ребенком определенных действий, от доброго
и справедливого отношения к
товарищам (помочь товарищу, если он не
может выполнить правила игры,
использовать вежливые формы предложения
услуг, замечаний). Наличие игрового
момента способствует поддержанию
у всех детей интереса к выполнению
общей двигательной задачи, без чего
не возможно достичь умения видеть
другого, действовать с ним. Взаимная
ответственность обеспечивает ребенку
возможность самоутверждения, развивает
уверенность, инициативность, формирует
чувство товарищества.
Таким образом, занятия
физическими упражнениями – важный
фактор формирования личности ребенка
дошкольника.(18)
2.3. Единство обучения,
воспитания и развития ребенка
в процессе физического
Обучение является
составной частью целостного педагогического
процесса, направленного на формирование
всесторонне и гармонически развитой
личности. В физическом воспитании
обучения движениям осуществляется
путем непосредственного
Содержание обучения
составляют физические упражнения, в
том числе подвижные игры, подобранные
в соответствии с программой.
В процессе воспитания
двигательных действий, учитывая психофизиологические
особенности развития ребенка, опираясь
на его возможности, взрослый последовательно
ставит перед ним новые двигательные
программы. Конкретно это выражается
в постепенно повышающихся требованиях
программы физического
Усвоение нового
требует от ребенка определенных
физических и психических усилий,
преодоление трудностей. В каждом
отдельном случае новое программное
требование является противоречивым по
отношению к реальному уровню
развития движений, к уже достигнутым
двигательным умениям и навыкам.
Преодоление этого противоречия
и составляет движущую силу развития.
Обучение требует
у ребенка собранности, внимания,
конкретности представления, активности
мысли, развития памяти: эмоциональной,
если процесс обучения вызывает заинтересованность
и связанный с этим эмоциональный
отклик; образной – при восприятии
наглядного образца движений воспитателя
и выполнения упражнений детьми; словесно-
логической – при осмысливании задачи
и запоминании
Обучение детей
тесно связано с нравственным
воспитанием, формированием моральных
чувств и сознания ребенка, развитие
его морально- волевых качеств: доброжелательности
и взаимопомощи, целеустремленности,
честности.
Таким образом, в процессе обучения движения у детей развиваются умственные способности, нравственные и эстетические чувства, формируется сознательное отношение к своей деятельности и в связи с этим целенаправленность, организованность. Все это во взаимосвязи является осуществлением комплексного подхода к процессу обучения, который содействует формированию всесторонне развитой личности (8)
Заключение
В отличие от других
педагогических наук, теория физического
воспитания познает общие закономерности,
по которым в системе воспитания
происходит управление физическим развитием
человека и его физическое образование.
Это и определяет специфику предмета
теории физического воспитания.
Обобщая научные
и практические данные, теория физическое
воспитание раскрывает суть задач, которые
должны быть решены в процессе физического
воспитания, определяет принципиальные
подходы, эффективные средства и
методы реализации этих задач, выявляет
и разрабатывает оптимальные
формы построения процесса физического
воспитания применительно к основным
этапам возрастного развития человека
и условиям его жизнедеятельности.
Чем скорее ребенок
осознает необходимость своего непосредственного
приобщения к богатствам физической
культуры, тем скорее сформируется
у него важная потребность, отражающая
положительное отношение и
Таким образом, обоснованный
выбор содержания и методов развития
физических качеств – важная сторона
повышения эффективности
Список литературы
Безносиков И.Я. Физкультурно-оздоровительная
работа с детьми дошкольного возраста:
учебно-методическое пособие. Мн. : «
Четыре четверти» , 1998. – 66с.
Бланин А.А. Становление
физических качеств дошкольников в
зависимости от их двигательной активности
и соматотипа. Автореферат диссертации
на соискание учебной степени
кондидата пед. Наук. МГАФК – Малаховка,
2000, - 21с.
Быкава А.И. и Осокина
Т.И. Развитие движений у детей в
детском саду. М. , Академия пед.наук
РСФСР, 1968.
Грохольский Г.Г. Двигательная
активность детей дошкольного возраста:
Метод. Рекомендации, АФВ и СРБ. –
Мн, 1992. – 44с.
Гужаловский А.А. Основы
методики и теории физической культуры:
учебник для техникумов физической
культуры. – М. : Физкультура и
спорт, 1986. – 352с.
Запорожец А.В. и Т.А.
Маркова. Основы дошкольной педагогики.
М., 1980. 48с.
Кенеман А.В. Семинарские,
лабораторные и практические занятия
по курсу «Теория и методика физического
воспитания детей дошкольного возраста».
– М: Просвещение, 1985.- 144с.
Кенеман А.В., Хухлаева
Д.В. Теория и методика ФВ детей дошкольного
возраста: учебник – М.: Просвещение,
1985.- 271с.
Коряковский И.М. Теория
ФВ: учебник для средних
Леонтьев А.Н. Современная
психология. М., 1983, - 227с.
Матвеев А.П.,Мельников
С.Б. Методика ФВ с основами теории:
учеб. Пособие для студентов пед.
Институтов и учащихся пед. Училищ.
– М.:Просвещение, 1991.- 191с.
Информация о работе Совершенствование системы физического воспитания дошкольников