Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 17:46, реферат
В соответствии с возрастными особенностями задачи физического воспитания в этом периоде сводятся к следующему:
1. обеспечить нормальное физическое развитие, охрану и укрепление здоровья ребенка;
2. постепенно закаливать организм и повышать его сопротивляемость влиянием внешней среды;
3. развивать умение выполнять основные движения, а в дальнейшем формировать основные двигательные навыки (в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании); постепенно развивать ловкость, согласованность движений;
4. путем различных коллективных действий содействовать воспитанию активности, самостоятельности, дисциплинированности.
Среди оздоровительных
задач особое место занимает охрана
жизни и укрепление здоровья детей,
и всестороннее физическое развитие,
совершенствование функций
Учитывая специфику
возраста, оздоровительные задачи определяются
в более конкретной форме: помогать
формированию изгиба позвоночника, развитию
сводов стопы, укреплению связочно-суставного
аппарата; способствовать развитию всех
групп мышц, в особенности мышц-
Кроме того, важно
повышать общую работоспособность
у детей учитывая особенности
развития детского организма, задачи определяются
в более конкретной форме: помогать
правильному и своевременному окостенению,
формированию изгибов позвоночника,
способствовать правильному развитию
терморегуляции. Совершенствовать деятельность
центральной нервной системы: способствовать
уравновешенности процессов возбуждения
и торможения, их подвижности, а также
совершенствованию
Образовательные задачи
предусматривают формирование у
детей двигательных умений и навыков,
развитие физических качеств; роли физических
упражнений в его жизнедеятельности,
способах укрепления собственного здоровья.
Благодаря пластичности нервной
системы у детей двигательные
навыки формируются сравнительно легко.
Большинство их (ползание, бег, ходьба,
ходьба на лыжах, катание на велосипеде
и др.) дети используют в повседневной
жизни как средство передвижения.
Двигательные навыки облегчают связь
с окружающей средой и способствуют
ее познанию: ребенок, ползая сам, приближается
к тем предметам, которые его
интересуют, и знакомится с ними.
Правильное выполнение физических упражнений
эффективно влияет на развитие мышц, связок,
суставов, костной системы. Двигательные
навыки, сформированные у детей дошкольного
возраста, составляют фундамент для
их дальнейшего совершенствования
в школе и позволяют в
Воспитательные задачи
направлены на разностороннее развитие
детей (умственное, нравственное, эстетическое,
трудовое), формирование у них интереса
и потребности к
Первые семь лет
жизни ребенка характеризуются
интенсивным развитием всех органов
и систем. Ребенок рождается с
определенными унаследованными
биологическими свойствами, в том
числе и типологическими
Физическое воспитание
благоприятствует осуществлению эстетического
воспитания. В процессе выполнения
физических упражнений следует развивать
способность воспринимать, испытывать
эстетическое удовольствие, понимать
и правильно оценивать красоту,
изящество, выразительность движений.
Дети также овладевают трудовыми
навыками, связанными с оборудованием
помещения (устройство ямы с песком
для прыжков в длину, заливка
катка и т.д.).
Целью физического
воспитания является формирование у
детей навыков здорового образа
жизни. Для решения задач физического
воспитания детей дошкольного возраста
используются: гигиенические факторы,
естественные силы природы, физические
упражнения и др. Полноценное физическое
воспитание достигается при комплексном
применении всех средств, так как
каждое из них по-разному влияет
на организм человека. Гигиенические
факторы (режим занятий, отдыха, питания,
сна и т.д.) составляет обязательное
условие для решения задач
физического воспитания.
Они повышают эффективность
воздействия физических упражнений
на организм занимающихся. Например, занятие
физическими упражнениями лучше
содействует развитию костной и
мышечной системы. Чистота помещений,
физкультурного инвентаря, игрушек, одежды,
обуви служат профилактикой заболеваний.
Гигиенические факторы имеют
и самостоятельное значение: они
способствуют нормальной работе всех
органов и систем. Например, регулярное
и доброкачественное питание
положительно влияет на деятельность
органов пищеварения и
Естественные силы
природы могут использоваться и
как самостоятельное средство. Вода
применяется для очищения кожи, механического
воздействия
На тело человека.
Воздух с лесов, садов, парков, содержащий
особые вещества финтоциды, способствуют
уничтожению микробов, обогащает
кровь кислородом, благотворно влияет
на организм человека. Солнечные лучи
способствуют отложению витамина Д
под кожей, убивает различные
микробы и охраняет человека от заболевания
РАХИТ. Для разностороннего влияния
на организм следует принимать все
естественные силы природы, целесообразно
сочетая их.
Физические упражнения
- основное специфическое средство
физического воспитания оказывающего
на человека разностороннее воздействие.
Они используются для решения
задач физического воспитания: содействуют
осуществлению умственного, трудового,
а также являются средством лечения
при многих заболеваниях (8).
Движения, физические
упражнения считаются специфическим
средством физического
Глава 2 Основы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания.
2.1. Особенности развития
физических качеств у детей
дошкольного возраста
Под физическими
качествами и способностями мы понимаем
такие качества и способности, которые
характеризуют его физическое состояние,
это - прежде всего состояние его
морфофункционального развития: конституция
его организма и
Эта тема рассматривается
в тесной связи со следующей, а
именно с периодизацией воспитания
физических качеств. Обсуждение имен должно
сопровождаться рассматриванием и
анализом иллюстрируемого материала
(графиков, диаграмм), отражающего особенности
развития координационных способностей,
умение сохранять устойчивую позу(равновесие),степень
развитости общей выносливости, скоростно-силовых
качеств у детей разного
Нервная система
детей дошкольного возраста отличается
большой пластичностью, на основе чего
у ребенка легко образуются новые
условные связи. Это свойство необходимо
использовать для формирования в
раннем возрасте различных двигательных
навыков, а также навыков
Теория физического
воспитания учитывает психофизиологические
особенности детей дошкольного
возраста: возможности работоспособности
организма, возникающие интересы и
потребности, формы наглядно-действенного,
наглядно-образного и
На протяжении дошкольного
детства осуществляется беспрерывное
развитие физических качеств, о чем
свидетельствует показатели общей
физической подготовленности детей. У
дошкольников от 5 до 7 лет становая
сила увеличивается вдвое: у мальчиков
она возрастает с 25 до 52 килограмм, у
девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются
показатели быстроты. Время бега на
10 метров с хода сокращается у
мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек
с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются показатели
общей выносливости. Величина дистанции,
которую преодолевают мальчики возрастает
с 602,3 метра до 884,3 метра, девочки
с 454 метра до 715,3 метра.
Вместе с тем
ученые утверждают, что максимальные
темпы прироста физических качеств
по годам не совпадают. Более высокие
увеличения показателей быстроты отмечаются
в возрасте от 3 до 5 лет, ловкости от
3 до 4 лет, силовых способностей от 4
до 5 лет. В возрасте от 5 до 6 лет обнаружены
некоторые замедления силовых показателей.
Необходимо учитывать это при
организации целенаправленной работы
по развитию физических качеств дошкольников(5).
На развитие физических
качеств дошкольника оказывают
влияние различные средства и
методы физического воспитания. Эффективным
средством развития быстроты являются
упражнения направленные на развитие
способности быстро выполнять движения.
Дети осваивают упражнения лучше
всего в медленном темпе. Педагог
должен предусмотреть, чтобы упражнения
не были продолжительными, однообразными.
Желательно их повторить в разных
условиях с разной интенсивностью,
с усложнениями или наоборот, со
снижением требований.
Для воспитания у
детей умения развивать максимальный
темп бега могут быть использованы
следующие упражнения : бег в быстром
и медленном темпе; бег с ускорением
по прямой, по диагонали. Полезно выполнять
упражнения в различном темпе, что
содействует развитию у детей
умения прелагать разные мышечные усилия
соотносительно с намеченным темпом.
Для развития умения поддерживать темп
движений на протяжении некоторого времени
эффективным средством является
бег на короткие дистанции : 15, 20, 30 метров.
При обучении быстрому началу движения
применяется бег с ускорением
по сигналам; старт из разных исходных
положений. Эти упражнения включаются
в утреннюю гимнастику, физкультурные
занятия, упражнения, подвижные игры
на прогулке.
Для развития ловкости
необходимы более сложные упражнения
по координации и условиям проведения
: применение необычных исходных положений
(бег и исходное положение стоя
на коленях, сидя, лежа); прыжок из исходного
положения стоя спиной к направлению
движения; быстрая смена различных
положений; изменения скорости или
темпа движения; выполнения взаимосогласованных
действий несколькими участниками.
Могут быть использованы упражнения
в которых дети прилагают усилия,
чтобы сохранить Равновесие: кружиться
на месте, качание на качелях, ходьба
на носках и др.
Упражнения для
развития силовых способностей делятся
на 2 группы: с сопротивлением, которое
вызывает вес бросаемых предметов
и выполнение которых затрудняет
вес собственного тела (прыжки, лазания,
приседания). Большое значение имеет
количество повторений : небольшое
не содействует развитию силы, а
чрезмерно большое может
Необходимо также
учитывать темп выполнения упражнений:
чем он выше, тем меньшее количество
раз должно выполняться. В силовых
упражнениях предпочтение следует
отдавать горизонтальным и наклонным
положениям туловища. Они разгружают
сердечно-сосудистую систему и позвоночник,
уменьшают кровяное давление в момент
выполнения упражнения. Упражнения с
мышечным напряжением целесообразно
чередовать с упражнениями на расслабления.
Для развития выносливости
больше всего подходят упражнения циклического
характера(ходьба, бег, прыжки, плавание
и др.). В выполнении этих упражнений
принимает участие большое
В раннем и дошкольном возрасте важно решать задачи воспитания практически всех физических качеств. В первую очередь следует обращать внимание на воспитание координационных способностей, в частности на такие компоненты, как чувство равновесия, точность, ритмичность, согласованность отдельных движений. При освоении новых движений предпочтение отдается методу целостного разучивания. При расчленении движений ребенок теряет его смысл, а следовательно, и интерес к нему. Ребенок хочет сразу видеть результат своего действия.(15)
Информация о работе Совершенствование системы физического воспитания дошкольников