Совершенствование системы физического воспитания дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 17:46, реферат

Описание работы

В соответствии с возрастными особенностями задачи физического воспитания в этом периоде сводятся к следующему:
1. обеспечить нормальное физическое развитие, охрану и укрепление здоровья ребенка;
2. постепенно закаливать организм и повышать его сопротивляемость влиянием внешней среды;
3. развивать умение выполнять основные движения, а в дальнейшем формировать основные двигательные навыки (в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании); постепенно развивать ловкость, согласованность движений;
4. путем различных коллективных действий содействовать воспитанию активности, самостоятельности, дисциплинированности.

Файлы: 1 файл

Физ-кая культура.docx

— 35.52 Кб (Скачать файл)

Среди оздоровительных  задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, и всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей  работоспособности. 

Учитывая специфику  возраста, оздоровительные задачи определяются в более конкретной форме: помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата; способствовать развитию всех групп мышц, в особенности мышц-разгибателей; правильному соотношению частей тела; совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной  системы. 

Кроме того, важно  повышать общую работоспособность  у детей учитывая особенности  развития детского организма, задачи определяются в более конкретной форме: помогать правильному и своевременному окостенению, формированию изгибов позвоночника, способствовать правильному развитию терморегуляции. Совершенствовать деятельность центральной нервной системы: способствовать уравновешенности процессов возбуждения  и торможения, их подвижности, а также  совершенствованию двигательного  анализатора, органов чувств.  

Образовательные задачи предусматривают формирование у  детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья. Благодаря пластичности нервной  системы у детей двигательные навыки формируются сравнительно легко. Большинство их (ползание, бег, ходьба, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) дети используют в повседневной жизни как средство передвижения. Двигательные навыки облегчают связь  с окружающей средой и способствуют ее познанию: ребенок, ползая сам, приближается к тем предметам, которые его  интересуют, и знакомится с ними. Правильное выполнение физических упражнений эффективно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костной системы. Двигательные навыки, сформированные у детей дошкольного  возраста, составляют фундамент для  их дальнейшего совершенствования  в школе и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов  в спорте. В процессе формирования двигательных навыков у детей  вырабатывается способность легко  овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения (трудовые операции). Объем двигательных навыков  по возрастным данным находится в  программе. У дошкольников необходимо сформировать навыки выполнения строевых, общеразвивающих упражнений, основных движений, спортивных упражнений. Кроме  того, следует научить детей играть в спортивные игры (городки, настольный теннис) и выполнять элементы спортивных игр (баскетбол, хоккей, футбол и т.д.). В этом возрасте приобретает важное значение привитие первоначальных навыков  личной и общественной гигиены (мытье  рук, забота о костюме, обуви и  т.д.). Полученные знания позволяют детям  заниматься физическими упражнениями более осознанно и более полноценно, самостоятельно использовать средства физического воспитания в детском  саду и семье.  

Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.(17). 

Первые семь лет  жизни ребенка характеризуются  интенсивным развитием всех органов  и систем. Ребенок рождается с  определенными унаследованными  биологическими свойствами, в том  числе и типологическими особенностями  основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности  составляют лишь основу для дальнейшего  физического и психического развития, а определяющим фактором с первых месяцев жизни является окружающая среда и воспитание ребенка. Поэтому  очень важно создать такие  условия и так организовать воспитание, чтобы было обеспечено бодрое, положительно эмоциональное состояние ребенка, полноценное физическое и психическое  развитие.(8) 

Физическое воспитание благоприятствует осуществлению эстетического  воспитания. В процессе выполнения физических упражнений следует развивать  способность воспринимать, испытывать эстетическое удовольствие, понимать и правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений. Дети также овладевают трудовыми  навыками, связанными с оборудованием  помещения (устройство ямы с песком для прыжков в длину, заливка  катка и т.д.). 

Целью физического  воспитания является формирование у  детей навыков здорового образа жизни. Для решения задач физического  воспитания детей дошкольного возраста используются: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Полноценное физическое воспитание достигается при комплексном  применении всех средств, так как  каждое из них по-разному влияет на организм человека. Гигиенические  факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна и т.д.) составляет обязательное условие для решения задач  физического воспитания. 

Они повышают эффективность  воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Например, занятие  физическими упражнениями лучше  содействует развитию костной и  мышечной системы. Чистота помещений, физкультурного инвентаря, игрушек, одежды, обуви служат профилактикой заболеваний. Гигиенические факторы имеют  и самостоятельное значение: они  способствуют нормальной работе всех органов и систем. Например, регулярное и доброкачественное питание  положительно влияет на деятельность органов пищеварения и обеспечивает своевременную доставку другим органам  необходимыми питательными веществами, а значит, содействует нормальному  росту и развитию ребенка. Полноценный  сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Правильное освещение предупреждает  возникновение заболевания глаз. Соблюдение твердого режима дня приучает к организованности, дисциплинированности и т.д. Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливает положительное  влияние физических упражнений на организм, и повышают работоспособность человека. В процессе занятий физическими  упражнениями на воздухе при солнечных  излучениях или в воде (плавание) возникает положительные эмоции, повышаются функциональные возможности  отдельных органов и систем организма (больше потребляется кислорода, усиливается  обмен веществ и т.д.).  

Естественные силы природы могут использоваться и  как самостоятельное средство. Вода применяется для очищения кожи, механического  воздействия  

На тело человека. Воздух с лесов, садов, парков, содержащий особые вещества финтоциды, способствуют уничтожению микробов, обогащает  кровь кислородом, благотворно влияет на организм человека. Солнечные лучи способствуют отложению витамина Д  под кожей, убивает различные  микробы и охраняет человека от заболевания  РАХИТ. Для разностороннего влияния  на организм следует принимать все  естественные силы природы, целесообразно  сочетая их. 

Физические упражнения - основное специфическое средство физического воспитания оказывающего на человека разностороннее воздействие. Они используются для решения  задач физического воспитания: содействуют  осуществлению умственного, трудового, а также являются средством лечения  при многих заболеваниях (8). 

Движения, физические упражнения считаются специфическим  средством физического воспитания. Двигательная активность - биологическая  потребность организма, от степени  удовлетворения которой зависит  здоровье детей, их физическое и общее  развитие

Глава 2 Основы обучения, воспитания и развития детей дошкольного  возраста в процессе физического  воспитания.

2.1. Особенности развития  физических качеств у детей  дошкольного возраста 

Под физическими  качествами и способностями мы понимаем такие качества и способности, которые  характеризуют его физическое состояние, это - прежде всего состояние его  морфофункционального развития: конституция  его организма и физиологические  функции последнего. К числу признаков, характеризующих конституцию организма, относятся, в частности, такие показатели его телосложения, как рост, вес, окружность тела и др. Среди разнообразных  физиологических функций человеческого  организма особо следует отметить двигательную функцию, которая характеризуется  способностью человека выполнять определенный круг движений и уровнем развития двигательных (физических) качеств (14). 

Эта тема рассматривается  в тесной связи со следующей, а  именно с периодизацией воспитания физических качеств. Обсуждение имен должно сопровождаться рассматриванием и  анализом иллюстрируемого материала (графиков, диаграмм), отражающего особенности  развития координационных способностей, умение сохранять устойчивую позу(равновесие),степень  развитости общей выносливости, скоростно-силовых  качеств у детей разного дошкольного  возраста. Обнаружено, что в проявлениях  общей выносливости, силы, в сохранении равновесия и некоторых других способностях периоды наиболее интенсивного развития у мальчиков и девочек не совпадает. Это свидетельствует о половых различиях в темпах развития физических качеств.(7). 

Нервная система  детей дошкольного возраста отличается большой пластичностью, на основе чего у ребенка легко образуются новые  условные связи. Это свойство необходимо использовать для формирования в  раннем возрасте различных двигательных навыков, а также навыков самообслуживания. Однако организм дошкольника еще  мало сопротивляется неблагоприятным  условиям среды: у детей легко  возникает желудочно-кишечные, простудные и другие заболевания (9). 

Теория физического  воспитания учитывает психофизиологические особенности детей дошкольного  возраста: возможности работоспособности  организма, возникающие интересы и  потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического  мышления, своеобразия преобладающего вида деятельности в связи с развитием  которой происходят главнейшие изменения  в психике ребенка и подготавливается «переход ребенка к новой высшей ступени его развития» (10). 

На протяжении дошкольного  детства осуществляется беспрерывное развитие физических качеств, о чем  свидетельствует показатели общей  физической подготовленности детей. У  дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков  она возрастает с 25 до 52 килограмм, у  девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 метров с хода сокращается у  мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек  с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики возрастает с 602,3 метра до 884,3 метра, девочки  с 454 метра до 715,3 метра. 

Вместе с тем  ученые утверждают, что максимальные темпы прироста физических качеств  по годам не совпадают. Более высокие  увеличения показателей быстроты отмечаются в возрасте от 3 до 5 лет, ловкости от 3 до 4 лет, силовых способностей от 4 до 5 лет. В возрасте от 5 до 6 лет обнаружены некоторые замедления силовых показателей. Необходимо учитывать это при  организации целенаправленной работы по развитию физических качеств дошкольников(5). 

На развитие физических качеств дошкольника оказывают  влияние различные средства и  методы физического воспитания. Эффективным  средством развития быстроты являются упражнения направленные на развитие способности быстро выполнять движения. Дети осваивают упражнения лучше  всего в медленном темпе. Педагог  должен предусмотреть, чтобы упражнения не были продолжительными, однообразными. Желательно их повторить в разных условиях с разной интенсивностью, с усложнениями или наоборот, со снижением требований.  

Для воспитания у  детей умения развивать максимальный темп бега могут быть использованы следующие упражнения : бег в быстром  и медленном темпе; бег с ускорением по прямой, по диагонали. Полезно выполнять  упражнения в различном темпе, что  содействует развитию у детей  умения прелагать разные мышечные усилия соотносительно с намеченным темпом. Для развития умения поддерживать темп движений на протяжении некоторого времени  эффективным средством является бег на короткие дистанции : 15, 20, 30 метров. При обучении быстрому началу движения применяется бег с ускорением по сигналам; старт из разных исходных положений. Эти упражнения включаются в утреннюю гимнастику, физкультурные  занятия, упражнения, подвижные игры на прогулке. 

Для развития ловкости необходимы более сложные упражнения по координации и условиям проведения : применение необычных исходных положений (бег и исходное положение стоя на коленях, сидя, лежа); прыжок из исходного  положения стоя спиной к направлению  движения; быстрая смена различных  положений; изменения скорости или  темпа движения; выполнения взаимосогласованных  действий несколькими участниками. Могут быть использованы упражнения в которых дети прилагают усилия, чтобы сохранить Равновесие: кружиться  на месте, качание на качелях, ходьба на носках и др. 

Упражнения для  развития силовых способностей делятся  на 2 группы: с сопротивлением, которое  вызывает вес бросаемых предметов  и выполнение которых затрудняет вес собственного тела (прыжки, лазания, приседания). Большое значение имеет  количество повторений : небольшое  не содействует развитию силы, а  чрезмерно большое может привести к утомлению . 

Необходимо также  учитывать темп выполнения упражнений: чем он выше, тем меньшее количество раз должно выполняться. В силовых  упражнениях предпочтение следует  отдавать горизонтальным и наклонным  положениям туловища. Они разгружают сердечно-сосудистую систему и позвоночник, уменьшают кровяное давление в момент выполнения упражнения. Упражнения с  мышечным напряжением целесообразно  чередовать с упражнениями на расслабления. 

Для развития выносливости больше всего подходят упражнения циклического характера(ходьба, бег, прыжки, плавание и др.). В выполнении этих упражнений принимает участие большое количество групп мышц, хорошо чередуются моменты  напряжения и расслабления мышц, регулируется темп и продолжительность выполнения.(18). 

В раннем и дошкольном возрасте важно решать задачи воспитания практически всех физических качеств. В первую очередь следует обращать внимание на воспитание координационных  способностей, в частности на такие  компоненты, как чувство равновесия, точность, ритмичность, согласованность  отдельных движений. При освоении новых движений предпочтение отдается методу целостного разучивания. При расчленении движений ребенок теряет его смысл, а следовательно, и интерес к нему. Ребенок хочет сразу видеть результат своего действия.(15)

Информация о работе Совершенствование системы физического воспитания дошкольников