Современное состояние детско-юношеского спорта и тенденции его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 11:42, реферат

Описание работы

Государственная политика в области физической культуры и спорта, проводимая в последнее время, способствовала прекращению стагнации в развитии детско-юношеского спорта, постепенному восстановлению утраченных позиций.
Реализация Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» стала основой построения материальной базы детско-юношеского спорта.
Цель Программы - создание условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта и приобщения различных слоев общества, прежде всего детей, подростков и молодежи, к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
В рамках Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» реализуется ряд мероприятий, направленных на совершенствование физической культуры и спорта, физкультурно-оздоровительной работы среди обучающихся образовательных учреждений и молодежи.

Файлы: 1 файл

Современное состояние детско.docx

— 36.31 Кб (Скачать файл)

Современное   состояние   детско-юношеского   спорта   и   тенденции его  развития

Основной  предпосылкой для серьезных перемен  в спортивной сфере стало усиленное  внимание государства к улучшению  качества жизни и благосостоянию россиян, укреплению здоровья и развитию детей, духовному воспитанию молодежи, к вопросам создания материально-технической базы спорта, к повышенной значимости спорта как инструмента для решения многих социальных и экономических задач.

Вопросы сохранения и укрепления здоровья подрастающею поколения имеют стратегическое значение и должны решаться на государственном уровне. В настоящее время очевидно, что одной из наиболее эффективных форм оздоровления, формирования здорового образа жизни, стремления к двигательной активности детей, подростков и молодежи являются регулярные, интересные, организованные на высоком качественном уровне занятия физической культурой и спортом.

По  данным доклада Совета Федерации  Федерального собрания Российской Федерации «О положении детей в Российской Федерации» (23.06.2006 г. № 199-СФ), численность детей в Российской Федерации в возрасте до 18 лет составила на 1 января 2007 года 27,0 млн человек, что составляет 19,0% от общей численности населения. В числе несовершеннолетних 7,2 млн в возрасте от 0 до 4 лет, 2,6 млн - от 5 до 6 лет, 12,9 млн от 7 до 15 лет, 4,3 млн -от 16 до 17 лет включительно.

По оценкам специалистов, демографическая ситуация в России, несмотря на некоторые позитивные изменения, остается сложной.

Негативные  тенденции в состоянии здоровья детей и подростков школьного  возраста в 2005-2006 годах сохранялись. Общая заболеваемость детей по сравнению  с 2002 годом увеличилась на 9,0%, а подростков - на 12%.

Результаты  мониторинга состояния здоровья школьников позволяют сделать вывод  о том, что 53% обучающихся имеют  ослабленное здоровье, две трети  детей в возрасте 14 лет имеют  хронические заболевания, лишь 10% выпускников  общеобразовательных учреждений могут  быть отнесены к категории здоровых. До 80% выпускников школ получают ограничения  в выборе профессии по состоянию здоровья, а здоровье и уровень физического развития свыше 40% допризывников не соответствуют требованиям, предъявляемым армейской службой.

Важными факторами, негативно влияющими  на формирование здоровья детей и  рост заболеваемости, являются низкая двигательная активность и неэффективное физическое воспитание детей, в том числе с отклонениями в состоянии здоровья. К сожалению, уроки физической культуры не компенсируют недостаточность двигательной активности школьников. Низкая физическая активность, по данным исследований, выявляется у 80% школьников, что способствует росту числа заболеваний сердечно-сосудистой системы, формированию патологии костно-мышечной системы, увеличению травматизма. За последние годы школьный травматизм вырос на 13%.

Показатель  физической подготовленности современных  школьников достигает лишь 60% от результатов  их сверстников 60–70-х годов.

Во  многом этих негативных последствий  можно избежать, если эффективно и  целенаправленно осуществлять внедрение физической культуры и спорта в образ жизни детей, подростков и молодежи.

Государственная политика в области физической культуры и спорта, проводимая в последнее время, способствовала прекращению стагнации в развитии детско-юношеского спорта, постепенному восстановлению утраченных позиций.

Реализация  Федеральной целевой программы  «Развитие физической культуры и  спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» стала основой построения материальной базы детско-юношеского спорта.

Цель  Программы - создание условий для  укрепления здоровья населения путем  развития инфраструктуры спорта и приобщения различных слоев общества, прежде всего детей, подростков и молодежи, к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

В рамках Федеральной целевой программы  «Развитие физической культуры и  спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» реализуется ряд мероприятий, направленных на совершенствование физической культуры и спорта, физкультурно-оздоровительной работы среди обучающихся образовательных учреждений и молодежи.

Программой  предусматривается ряд исследовательских  работ по созданию и внедрению  в образовательный процесс эффективной  системы физического воспитания, ориентированной на особенности развития детей и подростков, их занятости в образовательных учреждениях разных типов.

Разрабатываются инновационные технологии повышения  привлекательности занятий физической культурой в общеобразовательной школе.

В рамках подпрограммы «Здоровое поколение» Федеральной целевой программы  «Дети России» на 2007-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 172, предусмотрены мероприятия, направленные на сохранение, восстановление и укрепление  здоровья, привитие навыков здорового образа жизни детям и подросткам. По направлению «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» подпрограммы «Дети и семья» предусмотрена организация отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе в профильных спортивных сменах оздоровительных лагерей.

В условиях разграничения полномочий между федеральным центром и  субъектами Российской Федерации большое  значение приобретает наличие в субъектах Российской Федерации системы законодательно установленных мер и сложившейся практики организационного, информационного и ресурсного обеспечения сферы физической культуры, массового спорта, отдыха и оздоровления детей. Законодательная инициатива субъектов Российской Федерации базируется на положениях Федерального закона от 27 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» • в части, касающейся отдыха и оздоровления детей. Как правило, в региональных законах определяются полномочия как органов государственной власти субъектов Российской Федерации, так и органов местного самоуправления. Практически все региональные законы включают статьи о гарантированном финансировании детско-юношеского спорта, отдыха и оздоровления детей.

Организация отдыха — важнейший фактор укрепления здоровья подрастающего поколения россиян. Общая численность детей, охваченных организованными формами отдыха, оздоровления и занятости в течение 2006 года в Российской Федерации, составила 10,9 млн. В местах отдыха детей и их оздоровления отдохнули свыше 6 млн детей.

В летний период в регионах проводится более 3000 профильных смен, в том числе  учебно-тренировочные сборы, мастер-классы, массовые спортивные мероприятия.

Вопрос  финансирования отдыха, оздоровления и занятости детей является одним  из ключевых. В 2006 году на мероприятия по отдыху и оздоровлению из всех источников было направлено 32,637 млрд. рублей (2004 г. - 26 млрд. рублей).

В структуре финансирования детского отдыха доля средств бюджетов субъектов  Российской Федерации остается незначительной. В 2006 году она сократилась с 2,4,3% до 19,2% от общего объема средств, затраченных на организацию отдыха и оздоровления детей. Несмотря на некоторое увеличение (с 1,5% до 2,9%), крайне низкой остается и доля привлеченных внебюджетных средств.

В течение последних нескольких лет  идет реструктуризация форм физкультурно-спортивной работы, отдыха и оздоровления детей. Местные власти отдают предпочтение малозатратным формам организованного отдыха и физического воспитания детей и подростков, таким как профильные передвижные и палаточные лагеря, лагеря с дневным пребыванием при образовательных учреждениях и др.

В 2006 году в Российской Федерации количество клубов по месту жительства превысило 12 тысяч, в том числе более 6 тысяч детских и подростковых клубов и детско-юношеских клубов физической подготовки, число занимающихся в которых составляет 1168 тыс. детей, подростков, юношей и девушек.

В системе подготовки спортивного  резерва насчитывается около 4500 учреждений спортивной направленности (что более чем на тысячу превышает их количество в 1997 году), в которых занимается порядка 3,2 млн. человек по 104 видам спорта, в том числе 50 олимпийским. В подготовке спортсменов задействовано более 102 тысяч тренеров-преподавателей.

Организационную структуру системы подготовки спортивною резерва составляют:

-  учреждения дополнительного образования детей, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта: детско-юношеские спортивные школы  (ДЮСШ)  и специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СДЮШОР),

-   средние   профессиональные   образовательные   учреждения   -   училища олимпийского резерва (УОР),

-  школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ).

В 2006 году количество детей и подростков в возрасте 6- 15 лет, регулярно занимающихся спортом, составило 19,1% от этой категории юных россиян и вплотную приблизилось к социальному нормативу 20% (в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. № 1063-р). Для сравнения, в 2005 году было 17,9%, а в 2004 году - 16,7%.

Существенно возросли возможности государства  по финансированию детско-юношеских  спортивных учреждений. Только на содержание бюджетных спортивных школ в 2006 году было затрачено на 3,9 млрд. рублей больше, чем в 2005 году. В относительном выражении увеличение финансирования системы спортивных школ составило более 20% по отношению к предыдущему году.

По  итогам 2006 года затраты на одного подростка, занимающегося в детской спортивной школе, составили 6706 рублей (в 2005 году - 5507 рублей).

Значимая  роль в работе, проводимой с детьми разных возрастных и социальных категорий в области физической культуры и спорта, принадлежит физкультурно-спортивным организациям различных организационно-правовых форм, общественно-государственным организациям, отраслевым министерствам и ведомствам.

Деятельность  спортивной и физкультурно-оздоровительной  направленности в них ведется  в совокупности с работой по профильным направлениям. Проводятся соревнования по культивируемым видам спорта, ведется профилактическая работа, организован процесс активного отдыха и оздоровления детей по собственным социальным программам.

В отраслевой системе и системе  физкультурно-спортивных организаций  продолжают функционировать около 200 спортивных школ с общей численностью занимающихся более 70 тысяч и тренерского состава около 2000 человек. Данные учреждения оказывают существенную помощь в комплектовании спортсменами высокой квалификации сборных команд России и регионов. Порядка 1000 воспитанников отраслевых спортивных школ ежегодно выполняют нормативы кандидата в мастера спорта и спортивного звания «мастер спорта».

Несмотря  на позитивные тенденции в организации  массового детско-юношеского спорта, детского отдыха и оздоровления, на региональном уровне сохраняется немало проблем, прежде всего связанных с тем, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации зачастую не имеют четкой программы действий развития детско-юношеского спорта, активного отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи. Органы местного самоуправления,  на которые возложены  полномочия в развитии детско-юношеского спорта, организации активного отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи не имеют в достаточном объеме своих бюджетных средств; предприятия и организации, содержащие детские спортивно-оздоровительные учреждения, тоже испытывают экономические трудности, а саму материальную базу отличает крайняя изношенность.

Также имеются проблемы нормативно-правового  и организационного характера, сдерживающие дальнейшее развитие системы детско-юношеского спорта.

В настоящее время законодательство Российской Федерации не гарантирует  в полном объеме представление за бюджетный счет (муниципальный, государственный) услуг по организации занятий и обучению детей и молодежи в сфере физической культуры и спорта.

Финансирование  спортивных школ осуществляется по усмотрению его учредителя, как правило муниципалитетов, у которых пока еще не сформировалась  в достаточной мере система собственных доходов.

Проблема  дефицита финансирования относительно необходимых потребностей учреждений спортивной направленности (спортивные школы, физкультурно-спортивные клубы по месту жительства и т.д.) в настоящее время трансформировалась в следующее:

-  с одной стороны, отсутствуют научно обоснованные нормативы финансирования детско-юношеского спорта, в т.ч. соревновательной деятельности, позволяющие учреждениям и, соответственно, учредителям (органам местного самоуправления и органам государственной власти субъектов Российской Федерации) правильно выстраивать бюджетную политику;

-  с другой стороны, недофинансирование бюджетных учреждений приводит к необоснованному росту платных услуг в детско-юношеском спорте, что также снижает возможности детей из социально не обеспеченных семей заниматься спортом.

Необходимы  изменения и в системе подготовки спортивного резерва. В настоящее  время деятельность учреждений спортивной подготовки, несмотря на многие правовые и организационные особенности, законодательно не урегулирована, соответственно возникает необходимость создания нормативно-правовой базы для данного вида учреждении.

Уровень эффективности спортивных школ, училищ олимпийского резерва по подготовке спортсменов высокого класса зависит  от отбора перспективных для занятий  спортом детей и подростков, их состояния здоровья, психологической и физической готовности к высоким нагрузкам.

Количество  федеральных учреждений (1 ГШВСМ, 9 училищ олимпийского резерва) не позволяет  в полной мере сформировать государственную  политику подготовки спортсменов высокого класса и обеспечить подготовку спортивного резерва по качественному и количественному составу.

Соответственно, решение проблемы вовлечения детей  в спортивно-оздоровительную деятельность, повышения роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактики вредных привычек у обучающихся образовательных учреждений всех типов и видов требует выработки специальных мер государственной политики в области детско-юношеского спорта.

Непринятие  мер программно-целевого характера, в т.ч. и обеспечения финансирования развития детско-юношескою спорта на должном уровне, повлечет за собой  ряд негативных последствий социально-экономического характера, в том числе:

Информация о работе Современное состояние детско-юношеского спорта и тенденции его развития