Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 11:42, реферат
Государственная политика в области физической культуры и спорта, проводимая в последнее время, способствовала прекращению стагнации в развитии детско-юношеского спорта, постепенному восстановлению утраченных позиций.
Реализация Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» стала основой построения материальной базы детско-юношеского спорта.
Цель Программы - создание условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта и приобщения различных слоев общества, прежде всего детей, подростков и молодежи, к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
В рамках Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» реализуется ряд мероприятий, направленных на совершенствование физической культуры и спорта, физкультурно-оздоровительной работы среди обучающихся образовательных учреждений и молодежи.
- рост неудовлетворенности населения в реализации потребностей по физическому воспитанию детей и, соответственно, рост социальной напряженности, обусловленной сохранением неравной доступности и дифференциацией качества предоставляемых услуг для различных слоев населения в сфере детско-юношеского спорта;
- продолжение роста заболеваемости детей, в т.ч. хронических заболеваний и инвалидности, резкое снижение репродуктивных возможностей молодежи; - продолжение роста алкоголизации и наркозависимости подростков и молодежи, роста преступности,
- отток из сферы физической культуры и спорта квалифицированных специалистов.
Принятие и реализация комплекса мер, предусмотренных Концепцией, не только позволит избежать вышеуказанного сценария развития, но и будет в перспективе способствовать возвращению Российской Федерации на лидирующие позиции в спорте высших достижений.
2. Цели и задачи развития детско-юношеского спорта
Целью развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации является воспитание физически и нравственно развитого юного гражданина России, укрепление здоровья детей, подростков, юношей и девушек путем совершенствования системы физического воспитания в образовательных учреждениях, развития инфраструктуры детско-юношеского спорта и приобщения детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом, а также создания необходимых условий для самореализации спортивно одаренных детей.
Основными задачами в сфере развития детско-юношеского спорта на обозначенный период являются:
- совершенствование мер государственной поддержки развития детско-юношеского спорта;
- совершенствование системы физического воспитания в образовательных учреждениях;
содействие деятельности
физкультурно-спортивных
- повышение качества работы детско-юношеских спортивных школ;
- развитие системы государственных учреждений спортивной подготовки для спортивно одаренных детей и молодых людей;
- создание необходимых условий для обеспечения подготовки спортивного резерва.
3. Приоритеты развития детско-юношеского спорта
Приоритетными направлениями к развитии детско-юношеского спорта являются:
- совершенствование материально-технической базы, кадрового, методического обеспечения физического воспитания и детско-юношескою спорта и образовательных учреждениях;
- модернизация системы подготовки спортивного резерва;
- создание условий для развития детско-юношескою спорта по месту жительства;
- развитие детско-юношеского спорта в физкультурно-спортивных организациях различных организационно-правовых форм.
В
целях обеспечения
- на детей дошкольного возраста, т.к. далеко не все дети посещают учреждения дошкольного образования;
- на детей, имеющих отклонения в развитии (инвалиды) или различные медицинские противопоказания к физическим нагрузкам.
Для
данного контингента должны быть
разработаны современные
При реализации государственной политики в сфере детско-юношеского спорта необходимо последовательно внедрять тендерный подход, создавал не обходимые предпосылки для равного доступа к занятиям физической культурой и спортом как мальчиков (юношей), так и девочек (девушек), с учетом характерных особенностей их развития.
Представленные
в концепции методы и подходы
по развитию детско-юношеского спорта
потребуют специальных
3.1. Приоритеты развития детско-юношеского спорта в образовательных учреждениях
В области развития детско-юношеского
спорта в образовательных учреждениях
определены следующие приоритеты:
- поиск новых привлекательных форм, методов и средств организации физкультурно-спортивных занятий, призванных обеспечить укрепление здоровья и повышение физической подготовленности школьников;
- развитие эффективной формы воспитания средствами спорта, включая соревнования и тренировочные нагрузки, психологическую и теоретическую подготовку, в ходе которых формируется личность молодого человека, способного достигать высоких спортивных и жизненных целей,
- создание условий функционирования детско-юношеских спортивных клубов и спортивных команд на базе общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, начального и среднего профессионального образования и других;
- создание многоуровневой и разновариантной системы спортивных соревнований для команд образовательных учреждений;
- укрепление материально-технической базы, обеспеченность инвентарем, наличие квалифицированных педагогических кадров.
Для создания условий наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов детей, подростков, юношей и девушек в физкультурно-спортивной деятельности и укреплении их здоровья необходимо:
- сохранив на преподавание учебного предмета «Физическая культура» не менее 2-х часов в неделю, согласно базисному учебному плану, обусловленное государственным образовательным стандартом, существенно увеличить объем спортивной работы в общеобразовательных учреждениях во внеурочное время, расширив содержание блока дополнительного образования образовательными программами спортивно-оздоровительных групп начальной подготовки спортивных школ,
- создать систему внутришкольных и межшкольных соревнований для всех категорий обучающихся в соответствии с возрастом и уровнем подготовленности;
- повысить эффективность обязательных уроков физической культуры, придав им целевую направленность учебно-тренировочного процесса на овладение техническими элементами игровых видов спорта, развитие физических качеств, подготовку к соревновательной деятельности;
- создавать при наличии соответствующих условий и финансирования детско-юношеские клубы при общеобразовательных учреждениях; - обеспечить наличие в комплексных учреждениях дополнительного образования детей детских объединений (секций, команд, клубов) спортивной, спортивно-технической, туристской направленности, расширения сети уже действующих объединений;
- обеспечивать повышение квалификации тренеров-преподавателей не реже одного раза в пять лет для поддержания необходимого профессионального уровня,
- укреплять материально-техническую базу, включив в программы развития образовательных учреждений оснащение их современным спортивным инвентарем и оборудованием, а в программы развития муниципальных образований - реконструкцию стадионов и спортивных залов образовательных учреждений.
Результатами реализации комплекса мер по развитию физической культуры и массового детско-юношеского спорта в образовательных учреждениях должны стать:
- обеспечение доступности занятий физической культурой и спортом для всех категорий обучающихся;
- увеличение числа детей, регулярно занимающихся спортом; - рост физической подготовленности детей и снижение заболеваемости;
- снижение количества обучающихся, освобожденных от занятий физической культурой, и лиц, отнесенных к специальным медицинским группам;
- формирование у молодого поколения гражданского патриотического мировоззрения и активной жизненной позиции.
3.2. Приоритеты в развитии системы подготовки спортивного резерва
В области развития системы подготовки спортивного резерва определены следующие приоритеты:
- создание условий для улучшения качества подготовки спортивного резерва;
- создание необходимого нормативно-правового и программного обеспечения организаций, осуществляющих учебно-тренировочный процесс;
С целью модернизации системы подготовки
спортивного резерва
- создать нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность учреждений спортивной подготовки, осуществляющих учебно-тренировочный процесс, в т.ч. осуществить разработку проекта Федерального закона «О спортивной подготовке», направленного на установление правового статуса учреждений спортивной подготовки, их прав и обязанностей, принципов их функционирования и взаимоотношений со спортсменами;
- развивать систему федеральных и региональных учреждений спортивной подготовки, училищ олимпийского резерва, школ-интернатов спортивной подготовки;
- внести изменения в «Социальные нормативы и нормы» в раздел «Физическая культура и спорт» в части установления нормативов обеспеченности населения учреждениями спортивной направленности и оказанием услуг в сфере физической культуры и спорта, выделив отдельными показателями спортивные школы по каждому профилю;
- разработать и внедрить методику финансирования бюджетных учреждений, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, на основе нормативного финансирования;
- разработать механизм предоставления государственной поддержки в виде субвенций или субсидий субъектам Российской Федерации и муниципалитетам на деятельность спортивных школ и других бюджетных учреждений, осуществляющих учебно-тренировочный процесс;
- обеспечить целевую поддержку научных исследований, разработок в области теоретико-методических и медико-биологических основ системы подготовки спортивного резерва;
- внедрить систему многолетнего спортивного отбора одаренных юных спортсменов на основе модельных характеристик физической подготовленности, биологического развития и оценки состояния здоровья.
По результатам выполнения мероприятий планируется:
- повысить уровень спортивных результатов в системе подготовки спортивного резерва;
- обеспечить непрерывное пополнение спортсменами высокого класса сборных команд Российской Федерации по олимпийским видам спорта;
- полностью обеспечить типовыми учебно-тренировочными программами подготовки спортсменов по различным видам спорта спортивные школы и училища олимпийского резерва;
- обеспечить оптимальный уровень расходов на финансирование спортивных школ и училищ олимпийского резерва.
3.3. Приоритеты в развитии детско-юношеского спорта по месту жительства
В области развития детско-юношеского спорта по месту жительства определены следующие приоритеты:
- развитие сети муниципальных учреждений, осуществляющих организацию физкультурно-спортивной, туристской работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства;
- обеспечение равной доступности детям занятий физической культурой, спортом и туризмом по месту жительства, в т.ч. независимо от их социального положения, пола, места проживания,
- создание режима наибольшего благоприятствования организациям всех форм собственности, осуществляющим деятельность в области физической культуры и спорта и поддерживающим развитие детско-юношеского спорта по месту жительства,
- достижение обеспеченности населения Российской Федерации плоскостными и крытыми физкультурно-спортивными объектами местного (социально гарантированного) уровня в соответствии с действующим социальным нормативом;
- создание условий для привлечения к физкультурно-спортивной работе с детьми по месту жительства молодых специалистов, имеющих среднее или высшее профессиональное физкультурное или педагогическое образование;
- поддержка волонтерского движения, особенно по работе с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
Основная цель муниципальных учреждений физкультурно-спортивной направленности - формирование интереса и привлечение к регулярным занятиям физической культурой и спортом, соревновательной деятельности максимального количества детей и подростков.
Существенным аспектом является деятельность муниципальных органов самоуправления по развитию массовой физической культуры и спорта и поддержке детского спорта, которая должна быть направлена в первую очередь на:
- принятие и реализацию целевой муниципальной (межмуниципальной) программы развития физической культуры и спорта:
- строительство быстровозводимых, недорогостоящих спортивных сооружений;
- принятие мер по формированию штата и повышению квалификации работников сферы физической культуры и спорта, работающих на территории;
- проведение популярных спортивно-массовых мероприятий на уровне муниципального образования.
Информация о работе Современное состояние детско-юношеского спорта и тенденции его развития