Современное состояние детско-юношеского спорта и тенденции его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 11:42, реферат

Описание работы

Государственная политика в области физической культуры и спорта, проводимая в последнее время, способствовала прекращению стагнации в развитии детско-юношеского спорта, постепенному восстановлению утраченных позиций.
Реализация Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» стала основой построения материальной базы детско-юношеского спорта.
Цель Программы - создание условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта и приобщения различных слоев общества, прежде всего детей, подростков и молодежи, к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
В рамках Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» реализуется ряд мероприятий, направленных на совершенствование физической культуры и спорта, физкультурно-оздоровительной работы среди обучающихся образовательных учреждений и молодежи.

Файлы: 1 файл

Современное состояние детско.docx

— 36.31 Кб (Скачать файл)

- рост неудовлетворенности населения в реализации потребностей по физическому воспитанию детей и, соответственно, рост социальной напряженности, обусловленной сохранением неравной доступности и дифференциацией качества предоставляемых услуг для различных слоев населения в сфере детско-юношеского спорта; 

- продолжение роста заболеваемости детей, в т.ч. хронических заболеваний и инвалидности, резкое снижение репродуктивных возможностей молодежи;  - продолжение роста алкоголизации и наркозависимости подростков и молодежи, роста преступности,

-  отток из сферы физической культуры и спорта квалифицированных специалистов.

Принятие  и реализация комплекса мер, предусмотренных  Концепцией, не только позволит избежать вышеуказанного сценария развития, но и будет в перспективе способствовать возвращению Российской Федерации на лидирующие позиции в спорте высших достижений.

2. Цели и задачи развития  детско-юношеского спорта

Целью развития детско-юношеского спорта в  Российской Федерации является воспитание физически и нравственно развитого юного гражданина России, укрепление здоровья детей, подростков, юношей и девушек путем совершенствования системы физического воспитания в образовательных учреждениях, развития инфраструктуры детско-юношеского спорта и приобщения детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом, а также создания необходимых условий для самореализации спортивно одаренных детей.

Основными задачами в сфере развития детско-юношеского спорта на обозначенный период являются:

- совершенствование   мер   государственной   поддержки   развития   детско-юношеского спорта;

-  совершенствование системы физического воспитания в образовательных учреждениях;

     содействие деятельности  физкультурно-спортивных организаций  в области детско-юношеского спорта;

-  повышение качества работы детско-юношеских спортивных школ;

-  развитие системы государственных учреждений спортивной подготовки для спортивно одаренных детей и молодых людей;

-  создание необходимых условий для обеспечения подготовки спортивного резерва.

3. Приоритеты развития  детско-юношеского спорта

Приоритетными направлениями к развитии детско-юношеского спорта являются:

-  совершенствование материально-технической базы, кадрового, методического  обеспечения физического воспитания и детско-юношескою спорта и образовательных учреждениях;

-  модернизация системы подготовки спортивного резерва;

-  создание условий для развития детско-юношескою спорта по месту жительства;

-  развитие детско-юношеского спорта в физкультурно-спортивных организациях различных организационно-правовых форм.

В целях обеспечения конституционного принципа создания равных условий для  занятий физической культурой и  спортом различных групп населения  необходимо более пристально обратить внимание:

-  на детей дошкольного возраста, т.к. далеко не все дети посещают учреждения дошкольного образования;

-  на детей, имеющих отклонения в развитии (инвалиды) или различные медицинские противопоказания к физическим нагрузкам.

Для данного контингента должны быть разработаны современные методики и технологии, позволяющие осуществлять полноценное физическое воспитание.

При  реализации   государственной  политики   в  сфере  детско-юношеского спорта необходимо последовательно  внедрять тендерный подход, создавал не обходимые предпосылки для равного доступа к занятиям физической культурой и спортом как мальчиков (юношей), так и девочек (девушек), с учетом характерных особенностей их развития.

Представленные  в концепции методы и подходы  по развитию детско-юношеского спорта потребуют специальных корректив  при их реализации в условиях сельской местности. Данные обстоятельства должны быть отражены в региональных и местных программах развития детско-юношеского спорта в целях учета имеющихся специфики и возможностей сельских населенных пунктов.

3.1.  Приоритеты развития детско-юношеского спорта  в образовательных учреждениях

В области развития детско-юношеского спорта в образовательных учреждениях  определены следующие приоритеты:                                                 

-  поиск новых привлекательных форм, методов и средств организации физкультурно-спортивных занятий, призванных обеспечить укрепление здоровья и повышение физической подготовленности школьников;

-  развитие эффективной формы воспитания средствами спорта, включая соревнования и тренировочные нагрузки, психологическую и теоретическую подготовку, в ходе которых формируется личность молодого человека, способного достигать высоких спортивных и жизненных целей,

-  создание условий функционирования детско-юношеских спортивных клубов и спортивных команд на базе общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, начального и среднего профессионального образования и других;

-  создание многоуровневой и разновариантной системы спортивных соревнований для команд образовательных учреждений;

-   укрепление материально-технической базы, обеспеченность инвентарем, наличие квалифицированных педагогических кадров.

Для   создания  условий   наиболее   полного  удовлетворения   потребностей и   интересов   детей,    подростков,    юношей   и   девушек   в   физкультурно-спортивной деятельности и укреплении их здоровья необходимо:

-  сохранив на преподавание учебного предмета «Физическая культура» не менее 2-х часов в неделю, согласно базисному учебному плану, обусловленное государственным образовательным стандартом, существенно увеличить объем спортивной работы в общеобразовательных учреждениях во внеурочное время,  расширив содержание блока дополнительного образования образовательными   программами  спортивно-оздоровительных групп начальной подготовки спортивных школ,

-  создать систему внутришкольных и межшкольных соревнований для всех категорий обучающихся в соответствии с возрастом и уровнем подготовленности;

-  повысить эффективность обязательных уроков физической культуры, придав им целевую направленность учебно-тренировочного процесса на овладение техническими элементами игровых видов спорта, развитие физических качеств, подготовку к соревновательной деятельности;

-  создавать при наличии соответствующих условий и финансирования детско-юношеские клубы при общеобразовательных учреждениях;  - обеспечить наличие в комплексных учреждениях дополнительного образования детей детских объединений (секций, команд, клубов) спортивной, спортивно-технической, туристской направленности, расширения сети уже действующих объединений;

-  обеспечивать повышение квалификации тренеров-преподавателей не реже одного раза в пять лет для поддержания необходимого профессионального уровня,

-  укреплять материально-техническую базу, включив в программы развития образовательных учреждений оснащение их современным спортивным инвентарем и оборудованием, а в программы развития муниципальных образований - реконструкцию стадионов и спортивных залов образовательных учреждений.

Результатами реализации комплекса  мер по развитию физической культуры и массового детско-юношеского спорта в образовательных учреждениях должны стать:

-  обеспечение доступности занятий физической культурой и спортом для всех категорий обучающихся;

-  увеличение числа детей, регулярно занимающихся спортом; - рост физической подготовленности детей и снижение заболеваемости;

-  снижение количества обучающихся, освобожденных от занятий физической культурой, и лиц, отнесенных к специальным медицинским группам;

-  формирование у молодого поколения гражданского патриотического мировоззрения и активной жизненной позиции.

3.2.  Приоритеты в развитии системы подготовки спортивного резерва

В области развития системы подготовки спортивного резерва определены следующие приоритеты:

-  создание условий для улучшения качества подготовки спортивного резерва;

-  создание необходимого нормативно-правового и программного обеспечения организаций, осуществляющих учебно-тренировочный процесс;  

  • повышение уровня самостоятельности и ответственности за результаты работы бюджетных учреждений, осуществляющих  подготовку спортивного резерва, и прежде всего муниципальных спортивных школ всех наименований;
  • развитие системы государственных учреждений спортивной подготовки (школ-интернатов, училищ олимпийского резерва, центров спортивной подготовки, создание необходимых условий для профессионального обучения и спортивной подготовки спортивно одаренных детей и молодых людей; 
  • увеличение расходных обязательств бюджетов всех уровней по финансированию подготовки спортивного резерва

С целью модернизации системы подготовки спортивного резерва необходимо:

-    создать нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность учреждений спортивной подготовки, осуществляющих учебно-тренировочный процесс, в т.ч. осуществить разработку проекта Федерального закона «О спортивной    подготовке»,    направленного    на    установление    правового    статуса учреждений спортивной подготовки, их прав и обязанностей, принципов их функционирования и взаимоотношений со спортсменами;

-    развивать систему федеральных и региональных учреждений спортивной подготовки, училищ олимпийского резерва, школ-интернатов спортивной подготовки;

-  внести изменения в «Социальные нормативы и нормы» в раздел «Физическая культура и спорт» в части установления нормативов обеспеченности населения учреждениями спортивной направленности и оказанием услуг в сфере физической культуры и спорта, выделив отдельными показателями спортивные школы по каждому профилю;

-   разработать и внедрить методику финансирования бюджетных учреждений, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, на основе нормативного финансирования;

-  разработать механизм предоставления государственной поддержки в виде субвенций или субсидий субъектам Российской Федерации и муниципалитетам на деятельность спортивных школ и других бюджетных учреждений, осуществляющих учебно-тренировочный процесс;

-  обеспечить целевую поддержку научных исследований, разработок в области теоретико-методических и медико-биологических основ системы подготовки спортивного резерва;

-  внедрить  систему  многолетнего  спортивного  отбора  одаренных  юных спортсменов на основе модельных характеристик физической подготовленности, биологического развития и оценки состояния здоровья.

По результатам выполнения мероприятий  планируется:

-   повысить уровень спортивных результатов в системе подготовки спортивного резерва;

-  обеспечить   непрерывное   пополнение   спортсменами   высокого   класса сборных команд Российской Федерации по олимпийским видам спорта;

-  полностью обеспечить типовыми учебно-тренировочными программами подготовки  спортсменов   по  различным  видам   спорта  спортивные   школы и училища олимпийского резерва;

-  обеспечить оптимальный уровень расходов на финансирование спортивных школ и училищ олимпийского резерва.

3.3.  Приоритеты в развитии детско-юношеского спорта по месту жительства

В области развития детско-юношеского спорта по месту жительства определены следующие приоритеты:

-  развитие сети муниципальных учреждений, осуществляющих организацию  физкультурно-спортивной,  туристской  работы  с детьми,  подростками и молодежью по месту жительства;

-  обеспечение равной доступности детям занятий  физической культурой, спортом и туризмом по месту жительства, в т.ч. независимо от их социального положения, пола, места проживания,

-   создание  режима  наибольшего благоприятствования организациям всех форм собственности, осуществляющим деятельность в области физической культуры и спорта и поддерживающим развитие детско-юношеского спорта по месту жительства,

-  достижение обеспеченности населения Российской Федерации плоскостными и крытыми физкультурно-спортивными объектами местного (социально гарантированного) уровня в соответствии с действующим социальным нормативом;

-  создание условий для привлечения к физкультурно-спортивной работе с детьми по месту жительства молодых специалистов, имеющих среднее или высшее профессиональное физкультурное или педагогическое образование;

-  поддержка волонтерского движения, особенно по работе с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

Основная цель муниципальных учреждений физкультурно-спортивной направленности - формирование интереса и привлечение  к регулярным занятиям физической культурой  и спортом, соревновательной деятельности максимального количества детей и подростков.

Существенным  аспектом является деятельность муниципальных  органов самоуправления по развитию массовой физической культуры и спорта и поддержке детского спорта, которая  должна быть направлена в первую очередь  на:

-  принятие  и  реализацию   целевой   муниципальной   (межмуниципальной) программы развития физической культуры и спорта:

-  строительство быстровозводимых, недорогостоящих спортивных сооружений;

-  принятие мер по формированию штата и повышению квалификации работников сферы физической культуры и спорта, работающих на территории;

-  проведение популярных спортивно-массовых мероприятий на уровне муниципального образования.

Информация о работе Современное состояние детско-юношеского спорта и тенденции его развития