Современное состояние физической культуры и спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 14:04, реферат

Описание работы

Бюджетное финансирование не обеспечивает в полной мере, как потребности спорта высших достижений, так и развитие спорта для всех, а для инвесторов, готовых вкладывать средства в физическую культуру и спорт, не созданы соответствующие условия.
Недостаточное количество регулярно занимающихся физической культурой и спортом в значительной степени обусловлено практически полным отсутствием пропаганды здорового образа жизни и ценностей физической культуры и спорта в средствах массовой информации, особенно на телевидении. физкультура спорт учащийся

Содержание работы

Введение
1. Концепция развития физической культуры и спорта в российской федерации
1.1 Цели и задачи концепции
1.2 Основные принципы реализации концепции
2. Основные направления деятельности по развитию физической культуры и спорта
3. Механизм реализации программы по развитию физической культуры и спорта
4. Современное состояние физической культуры и спорта в российской федерации
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Современное состояние физической культуры и спорта.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки

Федеральное агентство по образованию высшего профессионального образования "Государственный университет – учебно-научно-производственный комплекс"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине "Физическая культура"

на тему: "Современное состояние физической культуры и спорта".

 

 

 

Выполнил ст.гр. 21-ТЭ

Гуркунаева Э.З.

Проверила преподаватель

Лопусева И.В.

 

 

 

 

Орел 2011

 

Оглавление

 

Введение

1. Концепция развития  физической культуры и спорта  в российской федерации

1.1 Цели и задачи концепции

1.2 Основные принципы реализации  концепции

2. Основные направления  деятельности по развитию физической  культуры и спорта

3. Механизм реализации  программы по развитию физической  культуры и спорта

4. Современное состояние  физической культуры и спорта  в российской федерации

Заключение

Литература

 

 

Введение

 

За последние годы в России обострилась проблема с состоянием здоровья населения, увеличилось количество людей, употребляющих наркотики, злоупотребляющих алкоголем и пристрастившихся к курению. К основным причинам, негативно влияющим на состояние здоровья населения, следует отнести снижение уровня жизни, ухудшение условий учебы, труда, отдыха и состояния окружающей среды, качества и структуры питания, увеличение чрезмерных стрессовых нагрузок, в том числе снижение уровня физической подготовленности и физического развития практически всех социально-демографических групп населения.

В настоящее время физической культурой и спортом в стране занимается всего 8 – 10% населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40 – 60% [1].

Самая острая и требующая срочного решения проблема – низкая физическая подготовленность и физическое развитие учащихся. Реальный объем двигательной активности учащихся и студентов не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья подрастающего поколения.

Увеличивается число учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Это около 30% от студентов, обучающихся в ВУЗе [2]. В новых социально-экономических условиях произошли негативные изменения в постановке физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в трудовых и производственных коллективах.

Многократное повышение стоимости физкультурных и спортивных услуг сделало недоступными учреждения физической культуры и спорта, туризма и отдыха для многих миллионов трудящихся.

С 1991 г. продолжается тенденция сокращения сети физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений. В 1999 г. их число по сравнению с 1991 г. уменьшилось на 22% и составило около 195 тыс. с единовременной пропускной способностью около 5 млн. человек. Под предлогом экономической нецелесообразности предприятия и организации отказываются от содержания спортивных и оздоровительных объектов, закрывают, продают, передают их другим собственникам или используют не по назначению.

Для некоторых видов спорта в России отсутствуют современные технически оснащенные спортивные базы, на которых можно готовиться к выступлениям на Олимпийских играх и крупнейших международных соревнованиях.

В настоящее время правовая и нормативная базы в области физической культуры и спорта не позволяют осуществить право каждого гражданина России на занятия физической культурой и спортом.

Бюджетное финансирование не обеспечивает в полной мере, как потребности спорта высших достижений, так и развитие спорта для всех, а для инвесторов, готовых вкладывать средства в физическую культуру и спорт, не созданы соответствующие условия.

Недостаточное количество регулярно занимающихся физической культурой и спортом в значительной степени обусловлено практически полным отсутствием пропаганды здорового образа жизни и ценностей физической культуры и спорта в средствах массовой информации, особенно на телевидении. физкультура спорт учащийся

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что эффективность средств физической культуры и спорта в профилактической деятельности по охране и укреплению здоровья, в борьбе с наркоманией, алкоголизмом, курением и правонарушениями, особенно среди молодежи, исключительно высока.

Я считаю, что важной составной частью государственной социально-экономической политики является развитие физической культуры и спорта, а основная цель политики государства в области физической культуры и спорта – эффективное использование их возможностей в оздоровлении нации, воспитании молодежи, формировании здорового образа жизни населения и достойное выступление российских спортсменов на крупнейших международных соревнованиях.

 

 

1. Концепция развития  физической культуры и спорта  в российской федерации

 

Важной составной частью государственной социально-экономической политики является развитие физической культуры и спорта. Основная цель политики государства в области физической культуры и спорта – эффективное использование их возможностей в оздоровлении нации, воспитании молодежи, формировании здорового образа жизни населения и достойное выступление российских спортсменов на крупнейших международных соревнованиях.

 

1.1 Цели и задачи  концепции

 

Цель Концепции – увеличение численности занимающихся физической культурой и спортом, улучшение физической подготовленности и физического развития населения Российской Федерации, достойное выступление российских спортсменов на Олимпийских играх и международных соревнованиях [3].

Основные задачи в развитии физической культуры и спорта:

- обеспечение гражданам равных возможностей заниматься физической культурой и спортом независимо от их доходов и благосостояния;

- реализация федеральных  и территориальных целевых программ, федеральных и региональных законов  и иных правовых и нормативных  актов, направленных на создание условий для развития физической культуры и спорта;

- улучшение качества процесса  физического воспитания и образования  населения, особенно детей и молодежи;

- формирование у населения, особенно у детей и подростков, устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни, повышение уровня образованности в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни;

- создание эффективной системы подготовки спортсменов высокого класса;

- укрепление материально-технической  спортивной базы для занятий  физической культурой и спортом.

Первоочередные меры для их реализации:

- создание организационно-управленческих, нормативно-правовых, материально-технических, социально-педагогических и медико-биологических условий для вовлечения различных категорий и групп населения в регулярные

занятия физической культурой и спортом, подготовки спортсменов высокого класса;

- создание постоянно действующей  информационно-пропагандистской и  просветительно-образовательной системы, направленной на вовлечение в активные занятия физической культурой и спортом на всех этапах жизнедеятельности человека;

- обеспечение минимальных  гарантированных государственных  социальных стандартов (услуг) в  области физической культуры и спорта для социально незащищенных категорий и групп населения, а также инвалидов.

 

1.2 Основные принципы  реализации концепции

 

В целях успешной реализации Концепции необходимо руководствоваться следующими принципами:

- целостности человека, его психического и физического здоровья, социального и культурного единства. При этом приоритетными компонентами в процессе физкультурной деятельности должны выступать самореализация, саморазвитие и творчество, находящиеся в гармонии с двигательной активностью человека;

- непрерывности физического  воспитания и образования различных  возрастных групп населения на  всех этапах их жизнедеятельности;

- объединение действий  органов исполнительной и законодательной  власти всех уровней, в том  числе органов самоуправления, организаций, общественных

объединений и граждан, направленных на разработку и реализацию комплексных программ развития физической культуры и спорта;

- индивидуальный подхода  к организации мероприятий по  развитию физической культуры  и спорта с учетом специфики и целевой установки на развитие:

  • массовой физической культуры (спорт для всех);
  • спорта высших достижений (олимпийский спорт);
  • профессионального спорта (зрелищно-коммерческий спорт);
  • использования результатов научных исследований при разработке и реализации программ развития физической культуры и спорта и формирования здорового образа жизни с учетом необходимости выявления и устранения основных факторов, сдерживающих развитие физической культуры и спорта как в стране в целом и в отдельных регионах, так и среди различных категорий и групп населения;

- открытости системы физической  культуры и спорта для свободного  доступа различных физкультурно-оздоровительных  технологий, видов спорта и упражнений  в процессе физического воспитания  и образования населения, в подготовке спортсменов высокого класса;

- использования опыта  международного сотрудничества  с целью выработки оптимальных  подходов к решению проблем  укрепления здоровья населения, профилактики наркомании, алкоголизма  и правонарушений средствами  физической культуры и спорта, а также в подготовке спортсменов высокого класса.

 

 

2. Основные направления  деятельности по развитию физической  культуры и спорта

 

Государственная политика в области физической культуры и спорта должна предусматривать прежде всего:

- создание условий, способствующих  развитию физической культуры  и спорта, формированию здорового  образа жизни и достойному  выступлению российских спортсменов  на крупнейших международных  соревнованиях;

- формирование понимания  у людей необходимости занятий физической культурой и спортом и стремления к повышению степени информированности и уровня знаний по вопросам физической культуры и спорта и здорового образа жизни;

- создание соответствующих мотиваций и установок на регулярные занятия физической культурой и спортом, сохранение и укрепление своего здоровья, выработку умений и навыков здорового образа жизни.

К числу главных направлений в реализации этой политики относится создание оптимальной правовой базы развития физической культуры и спорта.

Стратегия совершенствования правовой и нормативной базы развития физической культуры и спорта заключается в том, чтобы, помимо создания и совершенствования федеральных законов по различным аспектам деятельности в сфере физической культуры и спорта, активно участвовать в законодательной деятельности, внося соответствующие статьи, поправки в законы Российской Федерации, которые в той или иной степени влияют на развитие физической культуры и спорта, а также на основании действующих законов разрабатывать и создавать нормативную базу для практической деятельности в сфере физической культуры и спорта в стране.

Законодательного обеспечения требует финансовая политика, которая способствует развитию программ, направленных на формирование здорового образа жизни и физической активности населения. В связи с этим в будущем расходы на физическую культуру в бюджете Российской Федерации должны постепенно увеличиваться. В перспективе необходимо добиваться такого положения, когда на развитие физической культуры и спорта в федеральном и региональных бюджетах выделялось бы не менее 1-2% расходной части бюджета. Следует исходить из мировой практики, а также накопленного отечественного опыта и распределять бюджетные средства, выделяемые на физическую культуру и спорт, с учетом общегосударственных интересов:

  • на молодежный и детско-юношеский спорт – 50%;
  • на физкультурно-оздоровительную работу – 25%;
  • на спорт высших достижений (олимпийский и параолимпийский) – 25%

Совершенствование законодательства в области физической культуры и спорта должно способствовать тому, чтобы в рыночных условиях отрасль финансировалась не только из бюджетных источников, но и из внебюджетных, особенно для поддержания спорта высших достижений (олимпийского и профессионального).

Законодательством должно предусматриваться создание благоприятных условий в первую очередь для:

- организаций, реализующих  программы, направленные на развитие  физической культуры и спорта  среди детей, инвалидов, сирот и  способствующие формированию здорового  образа жизни;

Информация о работе Современное состояние физической культуры и спорта