Современное состояние физической культуры и спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 14:04, реферат

Описание работы

Бюджетное финансирование не обеспечивает в полной мере, как потребности спорта высших достижений, так и развитие спорта для всех, а для инвесторов, готовых вкладывать средства в физическую культуру и спорт, не созданы соответствующие условия.
Недостаточное количество регулярно занимающихся физической культурой и спортом в значительной степени обусловлено практически полным отсутствием пропаганды здорового образа жизни и ценностей физической культуры и спорта в средствах массовой информации, особенно на телевидении. физкультура спорт учащийся

Содержание работы

Введение
1. Концепция развития физической культуры и спорта в российской федерации
1.1 Цели и задачи концепции
1.2 Основные принципы реализации концепции
2. Основные направления деятельности по развитию физической культуры и спорта
3. Механизм реализации программы по развитию физической культуры и спорта
4. Современное состояние физической культуры и спорта в российской федерации
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Современное состояние физической культуры и спорта.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

- спонсоров и инвесторов, направляющих свои средства на подготовку спортивного резерва и сборной команды России к участию в Олимпийских и Параолимпийских играх.

Кроме того, необходима законодательная проработка вопросов, связанных:

- с борьбой против использования  спортсменами допинга, наркотиков, обеспечением безопасности и правопорядка на спортивных соревнованиях, исключающих возможность хулиганского поведения болельщиков во время спортивных соревнований, проявления жестокости и насилия, а также других антиобщественных действий, оказывающих негативное влияние на личность и общество;

- с принятием правовых  решений по проблемам массового  оттока российских спортсменов, особенно молодых, и специалистов  за пределы Российской Федерации.

Необходимо широко обмениваться опытом правового и нормативного обеспечения физической культуры и спорта как между субъектами Российской Федерации, так и на международном уровне.

Важным направлением в деятельности по развитию физической культуры и спорта является совершенствование управления и организации физической культуры и спорта в стране с целью их стабилизации и оптимизации.

Требуется поиск новых организационно-управленческих решений, направленных на создание эффективной системы организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди населения, в том числе сельского, обобщение зарубежного и отечественного опыта постановки данной работы и дальнейшее распространение его по всей стране.

Государственным органам исполнительной власти, и в первую очередь местным, совместно с работниками физической культуры и спорта необходимо акцентировать внимание на том, как решаются вопросы:

- финансирования детских спортивных клубов по месту жительства, детских массовых соревнований, в том числе и традиционных типа "Золотая шайба", "Кожаный мяч" и др., а также мероприятий по проверке физической подготовленности и физического развития детей и учащейся молодежи;

- укрепления нормативной и финансовой базы спортивных школ всех типов и видов, а также материального стимулирования труда детских тренеров, педагогов и специалистов;

- совершенствования системы страхования в спорте;

- подготовки специалистов  по вопросам менеджмента, дошкольного  физического воспитания, пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни.

Для эффективного развития спорта высших достижений необходимо обеспечить гармоничное сочетание государственного и общественного управления. В связи с этим возрастает роль федераций по видам спорта и физкультурно – спортивных объединений в развитии видов спорта.

Большое значение в решении вопросов развития физической культуры и спорта, формировании у населения устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом, достижении нашими спортсменами побед на Олимпийских играх имеют качество профессиональной подготовки специалистов и уровень развития научных исследований.

В связи с этим необходимо:

- обеспечить подготовку  специалистов высокой квалификации  применительно к основным видам  их будущей профессиональной деятельности;

- создать в учебных учреждениях высшего физкультурного образования кафедры и факультеты по подготовке специалистов физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, детьми младшего и среднего школьного возраста, с учащимися специальных медицинских групп, людьми, имеющими хронические заболевания, инвалидами, пенсионерами;

- обеспечить подготовку, переподготовку и стимулирование деятельности общественных организаторов и тренеров (волонтеров) по физической культуре, оказывать им постоянную помощь в работе;

- разработать и внедрить  систему сертификации работников  сферы физической культуры и  спорта, предусматривающую систематическое  обязательное повышение их квалификации  с последующей аттестацией.

Преобразование среднего и высшего профессионального образования в области физической культуры должно осуществляться как по традиционному пути, т.е. включением известных специальностей, имеющихся в соответствующем классификаторе направлений и специальностей высшей школы, так и созданием новых специальностей, вытекающих из направления физической культуры, а также новых междисциплинарных специальностей.

Организация научных исследований в области физической культуры и спорта должна предусматривать разработку наиболее актуальных проблем физической культуры и спорта и внедрение результатов научных исследований в практику физкультурно-спортивного движения.

Приоритетными направлениями развития науки в области физической культуры и спорта являются:

- разработка теоретико-методологических основ формирования физической культуры личности и здорового образа жизни;

- научно-методическое обоснование и обеспечение подготовки спортсменов высокой квалификации и спортивного резерва;

- организационное, правовое, ресурсное и информационное обеспечение  сферы физической культуры, спорта и спортивного туризма;

- теоретические и методические  основы развития и совершенствования  системы подготовки, повышения квалификации  и переподготовки кадров.

Одно из ключевых направлений деятельности по развитию физической культуры и спорта – укрепление материально – технической спортивной базы. В новых социально-экономических условиях строительство спортсооружений и их реконструкция должны осуществляться за счет не только бюджетных средств разного уровня, но и привлеченных средств отечественных и зарубежных инвесторов.

Назрела необходимость эффективной эксплуатации спортсооружений, принадлежащих различным ведомствам и не используемых по прямому назначению, а также осуществления мер по стимулированию рынка физкультурно-спортивных услуг, созданию индустрии спортивных товаров и оборудования.

Государственная поддержка развития физической культуры и спорта должна осуществляться следующим образом:

  • целенаправленным финансированием из бюджетов всех уровней по трем основным формам:
  • безвозмездное субсидирование (гранты);
  • предоставление льготных займов и кредитов;
  • заключение контрактов на разработку продукции спортивной промышленности и подготовку спортсменов высокого класса;
  • привлечением частного капитала к финансированию деятельности и развитию физической культуры и спорта;
  • комплексом мер по созданию в отрасли "физическая культура и спорт" чисто рыночных структур (там, где это вообще возможно).

С учетом мировой практики следует более активно привлекать внебюджетные источники финансирования физической культуры и спорта, такие, как отчисления от лотерей, игрового бизнеса, прав телетрансляций и т.д.

Исходя из того, что включенность человека в активные занятия физической культурой и спортом на протяжении всей жизни во многом определяется его отношением к ценностям физической культуры и осознанной необходимостью в занятиях физической культурой и спортом, из всего комплекса мер, направленных на развитие физической культуры среди населения, настоящая Концепция предусматривает в качестве одного из основных приоритетных направлений деятельности целенаправленную пропаганду физической культуры и формирование здорового образа жизни.

В решении этой проблемы значительную роль должны сыграть средства массовой информации. Фактически речь должна идти о создании массированной информационно-пропагандистской кампании, использующей широкий спектр разнообразных средств и проводящейся с целью формирования престижного имиджа спортивного стиля жизни, ценности собственного здоровья и здоровья окружающих.

Действенная пропаганда физической культуры и спорта, эффективная просветительно-образовательная деятельность, оптимальная система управления отраслью при адекватной правовой и материально-технической базе будут способствовать увеличению числа людей, занимающихся физической культурой и спортом, ведущих здоровый образ жизни, что положительно скажется на снижении заболеваемости и наркотизации, потреблении алкоголя, сигарет, сокращении правонарушений, особенно молодежью, окажет действенную помощь в воспитании, самосовершенствовании и самообразовании человека, повышении его работоспособности и выполнении им долга по защите Родины.

 

 

3. Механизм реализации  программы по развитию физической  культуры и спорта

 

Фундамент здоровья и положительного отношения к физической культуре закладывается в детстве, именно на этот этап в ближайшие годы необходимо обратить первостепенное внимание.

В связи с этим основные усилия должны быть направлены на:

- повышение ответственности родителей за здоровье детей;

- совершенствование программно-методического и организационного обеспечения физического воспитания среди дошкольников;

- создание индустрии недорогих, но практичных и гигиеничных товаров и тренажеров для занятий физической культурой дошкольников;

- массовое издание популярной литературы, видеокассет и компьютерных программ;

- создание при дошкольных учреждениях комплексных физкультурно-спортивных центров, включающих спортивный зал, бассейн, плоскостные сооружения, позволяющие обеспечить объем двигательной активности дошкольников не менее 6-8 ч в неделю.

Исходя из того что физическая культура является основой воспитания и образования ребенка, она должна быть включена в базисный учебный план образовательных учреждений как федеральный компонент.

Механизм реализации физического воспитания и образования должен осуществляться через:

  1. урочные формы занятий по предмету "физическая культура" (физическое воспитание);
  2. дополнительные занятия физическими упражнениями и спортом;
  3. занятия физической культурой, ориентированное физическое

воспитание обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья;

  1. физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня;
  2. внеклассные, внеакадемические формы занятий (спортивные секции, занятия в спортивных школах, самостоятельные занятия);
  3. спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Следует развивать систему мониторинга физической подготовленности и развития, физического здоровья различных категорий и групп населения, в первую очередь детей и учащейся молодежи. Результаты мониторинга дадут возможность оперативно проанализировать ситуацию и разрабатывать программы, направленные на развитие физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни, улучшение физической подготовки допризывной и призывной молодежи.

В целях решения проблем вовлечения в активные занятия физической культурой детей и молодежи особое внимание необходимо обратить и на проведение детьми досуга совместно с родителями. Концепция активного семейного отдыха должна быть признана приоритетной на уровне как пропаганды, так и организации досуга. Для этого необходимо реализовать специальную программу формирования зон отдыха для городов России. В эти зоны отдыха должны входить сеть региональных оздоровительных трасс и троп, вдоль которых формируется типовая или нестандартная инфраструктура (спортивные городки, стадионы, туристско-оздоровительные комплексы). К организации досуговой деятельности следует более активно привлекать профсоюзные, молодежные и женские общественные объединения.

Особое внимание следует обратить на работу с молодежью по месту жительства. Практика показывает, что физическая культура и спорт являются эффективным средством профилактики асоциального поведения. Средства физической культуры и спорта могут быть эффективно использованы и на этапе исправления молодежи, уже совершившей противоправные действия. Для их решения следует создать необходимые условия в местах заключения, обеспечить их спортивным инвентарем и оборудованием.

Развитие физической культуры и спорта для трудящихся и пенсионеров должно осуществляться путем формирования соответствующей мотивационной структуры. Взрослый человек добровольно участвует в физкультурно-спортивном движении. Самодеятельное физкультурно-спортивное движение должно быть возрождено через целую систему стимулов. Это, прежде всего создание современной инфраструктуры физкультурно-оздоровительного и спортивного рынка услуг, создание индустрии спортивных товаров.

Вся система физкультурно-оздоровительной и спортивной работы на предприятиях и в организациях всех форм собственности должна быть направлена на осуществление реабилитационных мероприятий, проведение профессионально-прикладных занятий, послетрудовое восстановление, снижение неблагоприятных воздействий производства на человека, повышение его адаптации к профессиональной деятельности, повышение общего уровня сопротивляемости к различным заболеваниям.

Информация о работе Современное состояние физической культуры и спорта