10 дней
Комендант
подготовка снаряжения для
проведе-
ния соревнований
эешение вопросов наглядной
агитации
10 дней
Оргкомитет и
и информации
Главная судейская
комиссия
подготовка оформления лагеря
10 дней
Комендант
решение санитарных вопросов
(питье-
10 дней
вая вода, место для умывания,
туалеты.
мусоросборники)
приобретение канцелярских
товаров
10 дней
Главный
подготовка документации
0 дней
секретарь
12. Решение вопросов транспортного
обес-
20 дней
Оргкомитет
печения соревнований
13. Решение вопросов организации
пита-
20 дней
ния участников и судей
14. Приобретение призов
и наград, печа-
0 дней
Оргкомитет, главный судья,
главный
тание дипломов и грамот
секретарь
5. Планирование и подготовка
дистанции
0 дней
Главный судья, на-
соревнований
чальник дистанции
16. Проведение установочного
семинара с
3 дня
Главный судья
судьями
17. Приглашение на соревнование
ветера-
0 дней
Оргкомитет
нов войны, труда, спорта
18. Разметка поляны слета,
палаточного
дня
Комендант
городка
19. Обеспечение безопасности
соревнова-
В дни
Зам. главного су-
ний и лагеря
Соревнований
Судьи по
безопасности
Продолжение таблицы 1.
20. Размещение участников,
судей
21. Организация питания
участников, судей
22. Работа по охране
природы
23. Круглосуточное дежурство
медпункта
24. Проведение награждений
25. Охрана лагеря сотрудниками
ОВД
26. Сдача лагеря перед
выездом команд
27. Сдача инвентаря и
судейского снаряжения
Последний день после
соревнований
Комендант
Зам. главного судьи
по медицине Главный секретарь
Оргкомитет Комендант [5, стр.35]
Важно продумать сценарий
награждения команд и участников
в конце соревнований. Не стоит
скупиться на это, победителей
и призеров в личном первенстве
вплоть до шестого места можно
награждать хотя бы дипломами
или грамотами. Следует привлекать
различные организации для учреждения
специальных призов помимо основных
наград. Нужно решить, кого из
гостей привлечь к вручению
наград, но главные призы и
награды должен вручать представитель
проводящей организации.
Один из основных
вопросов — обеспечение безопасности
участников соревнований. В состав
главной судейской коллегии должен
входить заместитель главного
судьи по безопасности, который
обязан принимать участие в
приеме дистанции, проверке снаряжения,
особенно нестандартного, самодеятельного.
Самое пристальное внимание следует
уделять вопросам организации
купания в водоемах и дежурства
в ночное время. К дежурству
привлекают сотрудников милиции
и представителей команд.
Перед соревнованиями
следует объяснить участникам, какие
границы имеет полигон соревнований.
Если границы не обозначены, нужно
искусственно подчеркнуть их. Например,
по просеке или дороге развесить
яркую разметку. Каждому участнику
следует объяснить о том, что
делать в случае потери ориентировки.
Если он все же заблудился,
главный судья и служба дистанции
должны немедленно организовать
поиск, для чего необходимо
иметь радиомашину.
Важно организовать
информацию. Стенды с ней ставятся
так, чтобы стоящие у них
участники не мешали соревнованиям.
На крупных соревнованиях выделяется
бригада из двух-трех судей,
которые организовывают своевременную
информацию: вывешиваются положение
о соревновании, условия его проведения,
стартовые протоколы, предварительные
и окончательные результаты, памятка
службы безопасности, правила поведения
на природе, график работы транспорта,
буфетов, киосков и т. д. [5, стр.40-41]
2. Методика занятий спортивным
ориентированием среднего и старшего
школьного возраста
2.1 Методика применения
физической нагрузки для молодых
спортсменов
Большое значение для
физического воспитания детей
имеет игра. В процессе игры
успешно решаются вопросы укрепления
здоровья и развития различных
двигательных и вегетативных
функций. Эмоциональность этого
вида физических упражнений также
является положительным фактором;
являясь средством развития моторной
деятельности у детей различного
возраста, игра позволяет создавать
у них положительный эмоциональный
подъем, развивать чувство свободы
движений. Во время игры в работу
вовлекаются большие группы мышц
(в результате бега, ходьбы, прыжков,
различных положений туловища), В
результате частого переключения,
смены напряжения мышц, игра является
средством разностороннего развития.
В ходе игр совершенствуются
зрение, слух, упражняется двигательный
аппарат, развивается тонкая координация
движений, способность к сохранению
равновесия и т.д. Игра для
детей является всегда источником
радости, она имеет огромное
воспитательное значение. В процессе
игры представляются возможности
для анализа поведения детей.
[8, стр.43-44]
Гармоническое развитие
двигательного аппарата достигается
с помощью физических упражнений,
воздействующих на различные
стороны двигательной функции
детей. В детском возрасте важно
широко использовать упражнения
на развитие скорости и ловкости.
При этом в процесс физической
тренировки упражнения на быстроту
и ловкость понемногу связываются
с допустимыми упражнениями на
силу и выносливость. Такое построение
тренировки обеспечивает всестороннее
физическое развитие и расширение
двигательного опыта. Упражнения
на силу и выносливость, конечно,
должны быть минимальными, что
исключает значительные длительные
напряжения. Занятие с детьми
требует осторожного подхода
к дозированию и характеру
физической нагрузки в связи
с высоким уровнем развития
двигательной деятельности подростков
и некоторым отставанием в
развитии отдельных вегетативных
функций. Дети в этот период
проявляют большое стремление
к достижению спортивных результатов.
Многие из них, не соизмеряя
своих сил, любой ценой, часто
в ущерб здоровью, стремятся победить
ровесника или выполнить норматив
старших товарищей. Психика в
этом возрасте очень неустойчива,
реакция на замечания болезненна.
До 12-14 лет целесообразно преимущественное
применение упражнений, требующих
относительно сложной координации,
и строгая дозировка по интенсивности
и длительности упражнений на
силу и выносливость. В более
старшем возрасте необходимо
постепенное развитие качеств
силы и выносливости 9 дозировках,
не вызывающих перенапряжение, сочетающихся
с улучшением техники движений.
В детском возрасте перенесение
статических нагрузок может сказаться
на организме отрицательно. Упражнения,
развивающие значительную силу
и вызывающие длительные статические
усилия, возможно применять в
ходе тренировки в возрасте 15-17
лет, когда вегетативные функции
достигают высокого уровня развития.
Для подростков вредны упражнения
с большими отягощениями, которые
превышают собственный вес. Целесообразны
упражнения с грузами, составляющими
по абсолютной величине не
более половины веса упражняющегося.
Силовые упражнения с преодолением
сопротивления собственного веса
представляют большую нагрузку.
Дети 8-9 лет относительно легко
справляются с грузом, равным 1/3 собственного
веса, дети 12-13 лет - с грузом, равным
2/3,а в 14-15 лет -3/4 своего веса.
Лишь к 16 годам юноши способны
поднять и перенести груз, равный
своему весу. Все это важно
учитывать в занятиях с детьми
и юношами, не допуская во
время физических упражнений
нагрузок, которые вызывали бы
перенапряжение сил занимающихся.
Подобно силе развивается неравномерно
быстрота движений. Начиная с
15-16 лет можно больше обращать
внимания на развитие, как скорости,
так и скоростной выносливости.
Юные спортсмены успешно овладевают
весьма сложными упражнениями, выполняемыми
в быстром темпе. Для успешного
обучения большое значение имеет
усвоение занимающимися элементов
движений, правильной их координации.
[8, стр.47-49]
В занятиях с детьми
и юношами широко применяется
ряд специальных упражнений, которые
способствуют развитию быстроты
движений. Применяя эти упражнения,
необходимо чередовать их с
упражнениями на расслабление
мышц. В детском возрасте важно,
чтобы значительная часть упражнений
выполнялась с большой амплитудой
движений при максимальном расслаблении
не участвующих в работе групп
мышц. Расслабление мышц может
быть развито в очень значительной
степени. Так, было установлено,
что спортсмены высших разрядов
и мастера спорта могут значительно
в большей степени, чем нетренированные
спортсмены, расслаблять мышцы после
нагрузки. Большое значение имеет
систематическое обучение умению
расслабляться после таких упражнений,
которые охватывают большие группы
мышц. К сожалению, в занятиях
с детьми мало придают значения
умению расслабляться. Большое
значение для физического воспитания
имеет развитие так называемой
общей выносливости, которая характеризует
способность человека совершать
работу умеренной интенсивности
длительное время. Вырабатывая
выносливость у подростков, важно
постепенно увеличивать нагрузку,
применяя равномерный и переменный
темп выполнения упражнений. Во
всех периодах детского и юношеского
возраста большое значение имеет
развитие ловкости, которая служит
важной частью разнообразнейших
двигательных навыков. Для детей
и юношей вредны нагрузки большой
интенсивности, даже если они
на первый взгляд кажутся посильными.
В период роста и формирования
организма координация различных
двигательных и вегетативных
функций организма еще далеко
несовершенна.
Важным фактором при
работе с детьми и юношами
является учет пола, возраста
и физической подготовленности.
Начиная с 10-11 лет, занятия для
мальчиков и девочек ведутся
раздельно, особенно в таких
видах, как легкая атлетика, спортивные
игры. В методике занятий тщательно
учитываются особенности развития
женского организма, с учетом
этого строятся занятия. В них,
например, не применяются упражнения,
требующие значительного проявления
силы и напряжения. В возрасте
14-15 лет у большинства девочек
по сравнению с мальчиками
имеется склонность к более
выраженному увеличению веса. В
связи с этим плохо развивается
ряд сторон двигательной функции.
Поэтому целесообразно давать
в этот период чаще упражнения,
связанные с относительно длительной
работай. вызывающей повышенные
энергозатраты, а также поддерживающие
быстроту движений и способствующие
улучшению их координации. Большое
значение в педагогическом процессе
имеет воспитание у занимающихся
способностей к преодолению трудностей
при достижении спортивных результатов.
Волевые качества у детей и
юношей воспитываются в процессе
спортивной борьбы с сильным
противником, в трудных и часто
необычных условиях. В случае
поражения спортсмен должен находить
основные причины случившегося,
не ссылаться на второстепенные
факторы, лишь бы оправдаться
перед собой и товарищами. Воспитание
на соревнованиях и в прикидках
у детей умения мобилизовать
свои силы, вести борьбу до
конца, даже при явном преимуществе
противника, является важной стороной
волевой подготовки. При этом
должно воспитываться чувство
уважения к сопернику, желание
вести борьбу только честным
путем. [8, стр.51-53]
2.2 Техника и тактика
школьного спортивного ориентирования
Несколько советов
по профессиональной подготовке
молодых спортсменов. Воспитание
профессиональных навыков необходимо
прививать уже в процесс соревнований.
Любые соревнования обычно заканчиваются
успехом одних и поражением
других спортсменов. Но, к сожалению,
в спортивной жизни уже укрепилась
привычка все внимание отводить
победителям. Но ведь и среди
проигравших также немало талантливых
спортсменов, по разным причинам
не реализовавших своих возможностей
в конкретном старте. Однако зачастую
тренеры почти не уделяют внимания
неудачникам, отделываясь заключением,
что причиной проигрыша является
их плохая волевая подготовленность.
Это самое простое, но далеко
не самое верное объяснение
срыва. И именно тренеру необходимо
детально (профессионально!) разобраться
в причине плохого выступления своего
ученика. Если в основе срыва лежат ошибки
методического, тактического, технического
характера или нерациональная подготовка
/с старту, тренеру необходимо в спокойной,
аналитической беседе разъяснить спортсмену
причину неудачи и наметить пути устранения
недостатков. При этом «работу с неудачниками»
надо начинать сразу после соревнований,
чтобы снять напряжение и создать новый
стимул для дальнейшей деятельности. Если
же причины срыва связаны с нарушением
режима, дисциплины, разгильдяйством,
то необходим другой подход -достаточно
жесткий разбор поведения, отношения к
тренировке, соревнованиям. Важно подчеркнуть,
что воспитание профессиональных навыков
и умений должно происходить непрерывно
и складываться из обучения спортсмена
поведению на соревнованиях, в период
подготовки к ним, в ходе тренировочных
занятий и в дни относительного отдыха.
Одним из факторов
профессиональной подготовки является
планирование и учет в системе
тренировки. Но, как правило, юные
спортсмены не ведут дневник.
Отсюда и вывод: такие спортсмены
имеют весьма смутные представления
о годовом плане тренировки, о
перечне стартов и их ранжировании,
о контрольных нормативах по
физической подготовке, о динамике
тренировочной нагрузки в годичном
цикле. Ведение дневника и его
последующий анализ поможет спортсмену
полно раскрыть связь между
спортивным достижением и объемом
упражнений в тренировке и
тем самым воспитать в себе
качество, которое мы называем
спортивным трудолюбием. Случается
и так, что атлет ведет дневник,
но фиксирует в нем только
качественные показатели тренировки,
без их анализа, записей о
самочувствии, об ощущениях, «настройке»
двигательных установок. А ведь
дневник принесет пользу только
тогда, когда в него заносят
данные, связанные с самочувствием
до и после тренировки и
соревнований, пульс до и после
тренировки, во время отдыха, степени
усталости, результаты выполнения
контрольных нормативов, самооценки
активности, итоги медосмотров и
обследований, а главное - подробное
описание поведения и тактики
выступления в состязаниях. [9, стр.
14-16]
Умение соревноваться
достигается моделированием условий
соревнований, использованием в
тренировке метода подготовки
в условиях «поля боя». Умение
преодолевать в тренировочных
занятиях трудности большие, или
могут встретиться в соревнованиях,
и особенно участие в тренировочных
состязаниях и прикидках определенными
задачами, является одним из эффективных
путей специальной подготовки. Важнейшей
установкой перед соревнованиями
является правильный двигательный
режим. Замечено, что некоторые
юные спортсмены в последние
дни перед стартом «пассивно»
отдыхают, причем тренеры планируют
им именно такой отдых, забывая
о том, что он способствует
«расхолаживанию» спортсмена и
не способствует поддержанию
оптимального нервно-мышечного тонуса.
Часто, после 6-10 часового сидения
в автобусе, самолете, спортсмены
предпочитают отдыхать в постели,
тогда как известно, что «активная»
разминка в этот период является
более полезной. Особенно это
важно учитывать при переездах
к месту соревнований, сильно
отличающемуся от привычного
по часовому поясу и температурному
режиму. Ежедневные разминки будут
способствовать более быстрой
перестройке организма на новый
биологический ритм. Важным моментом
работы является воспитание у
юных спортсменов доверия к
новым дистанциям Часто молодые
легкоатлеты, попадая в сборные
команды, не желают тренироваться
у новых (временных) тренеров,
так как их постоянный наставник
дал им именно такую установку.
А ведь работа с новым тренером
на отдельных этапах подготовки
всегда обогащает спортсмена, позволяет
получить новые знания, навыки, опыт,
накопленные предыдущими поколениями.
В то же время упорное сопротивление
выполнению скорректированных тренировочных
программ, предложенных более опытными
наставниками, приводит к обособлению
спортсмена, к его нервному напряжению,
что отражается, в конечном счете,
на правильности подводки к
крупным соревнованием и результативности
выступления. Личный тренер, отсутствующий
в данной конкретной ситуации,
не может предусмотреть все
особенности, а некоторые не
имеют необходимого опыта подводки
к крупным соревнованиям. Все
это требует внесение необходимых
изменений в планы тренировки и тактику
соревнований. Поэтому юных легкоатлетов
следует всегда воспитывать в духе доброжелательности
к новым наставникам. [9, стр. 17-18]
Важнейшей задачей
является воспитание в себе
внимательного отношения к здоровью.
Это должно выражаться в выработке
потребности к прохождению систематической
диспансеризации, своевременному
лечению травм и заболеваний,
связанных с тренировочной и
соревновательной деятельностью.
Юный спортсмен должен обладать
определенными знаниями по профилактике
простудных заболеваний, травм
опорно-двигательного аппарата, структуры
рационального питания и тем
более знать о недопустимости
курения, алкоголя, наркотических
веществ и различных стимуляторов
Этому помогает воспитание навыков
строгого выполнения режима учебы,
отдыха, тренировки. Росту спортивного
мастерства способствуют и прочные
навыки необходимого гигиенического
режима (сон, водные процедуры,
баня, использование чистой спортивной
одежды, обуви без конструктивных
дефектов и подогнанных по
фигуре и ноге, своевременное
переодевание в «цивильную» одежду
после занятий и соревнований).