Спортивное ориентирование как средство оздоровления физической культуры школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 22:16, контрольная работа

Описание работы

Не случайно у большинства школьников, регулярно занимающихся ориентированием, заметно улучшается успеваемость, они становятся собраннее, дисциплинированней. Однако для того чтобы поддержать интерес у занимающихся к спортивному ориентированию необходимо как можно чаще участвовать в соревнованиях, добиваться результатов, повышать свою спортивное мастерство, а для этого нужны хорошо организованные соревнования. Успех их в значительной степени решает тщательная, грамотная подготовка: выбор интересного участка местности, незнакомого спортсменам, подготовка качественной спортивной карты, планирование интересных, соответствующих возрастным способностям и квалификации спортсменов дистанций, а также работа судейских бригад при проведении соревнований.

Содержание работы

Введение

1. Спортивное ориентирование как средство оздоровления физической культуры школьников

1.1 Оздоровительное значение спортивного ориентирования

1.2 История развития спортивного ориентирования

1.3 Виды спортивного ориентировании

1.4 Система и правила проведения соревнований

2. Методика занятий спортивным ориентированием среднего и старшего школьного возраста

2.1 Методика применения физической нагрузки для молодых спортсменов

2.2 Техника и тактика школьного спортивного ориентирования

2.3 Содержание занятий по физической подготовке школьников в секции по спортивному ориентированию. Самоконтроль ориентировщика и ведение дневника

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Спортивное ориентирование как средство оздоровления физической культуры школьников.docx

— 38.88 Кб (Скачать файл)

 

 В заключение следует  остановиться на воспитании установок  к прохождению обследований (тестирований), направленных на определение  состояния подготовленности спортсмена. В современной системе подготовки - это один из элементов управления  спортивной формой и подводки  к главным стартам сезона. [9, стр.20]

 

2.3 Содержание занятий  по физической подготовке школьников  в секции по спортивному ориентированию. Самоконтроль ориентировщика и  ведение дневника

 

 Техника — это приемы  работы с компасом, измерение  расстояния, движение по площадным  и линейным ориентирам, выдерживание  направления, преодоление препятствий  и т. д.

 

 Тактика - это выбор  определенных приемов для прохождения  конкретных участков дистанции.

 

 Количество технических  и тактических приемов накапливается  у ориентировщика с опытом  участия в соревнованиях. Для  этого нужно вести дневник  и записывать и удачные, и  неудачные находки. Удачные -отрабатывать  на тренировках и использовать  в дальнейшем, а от неудачных  — быстрее избавляться. [9, стр.36]

 

Технические приемы в ориентировании

 

Чтение карты — важный технический прием. Особенно много  времени на него тратят новички. Глядя  на карту, за условными знаками надо видеть местность, глядя на местность  — видеть карту. Быстрое чтение, а главное, понимание карты должно постоянно отрабатываться на тренировках. После тренировки, во время «заминочного»  бега, желательно на бегу читать любую  отвлеченную карту. Нужно учиться  понимать и читать карту с любым  ландшафтом: местность с оврагами, мелкосопочником, крупным рельефом, пойменную, с густой сетью дорог  и т. д. Новички начинают с чтения карты во время ходьбы, мастера  читают карту, почти не снижая скорости бега. При движении по местности с чтением карты нужно использовать прием с применением большого пальца (БП): на старте спортсмен держит карту таким образом, чтобы большой палец левой руки располагался вдоль предполагаемого направления движения, а ноготь отмечал место старта. Остановившись в какой-то момент на дистанции и определив свое место нахождения, палец перемещают в соответствующую точку. И так на протяжении всей дистанции. Этот прием помогает значительно экономить время: отпадает необходимость при каждой остановке просматривать все поле карты и отыскивать на ней свою точку местонахождения. [10, стр.72-74]

 

Определение азимута движения по карте. Следует пояснить, что иногда нужен «грубый» азимут, а иногда «точный». «Грубый» азимут используется при выходе на большой площадной  или линейный ориентир. При его  определении нужно сориентировать карту и встать лицом в направлении  движения. Карту можно сориентировать разными приемами: по линиям местности, по солнцу (зная, что в полдень  оно на юге). Снятие «точного» азимута  проводится с прикладыванием компаса  к карте, вращением ампулы компаса  с рисками и т. д. Этот прием  необходимо доводить до автоматизма  и пользоваться им в движении. Прежде всего надо отрабатывать правильность работы с компасом, помня об ошибках, которые уводят спортсмена на 180 градусов от нужного направления:

 

 — неправильно приложена  плата компаса к точкам «откуда»  и «куда» иду;

 

- при установке линий  на дне колбы компаса параллельно  меридиану карты северные риски  поставлены на юг.

 

 Технику работы с  компасом при определении азимута  можно отрабатывать в лесу, на  стадионе, в спортзале, манеже  и т. д. Затраченный труд  оправдается на реальной дистанции. [10, стр.75-76]

 

Движение по азимуту. Важно  не только правильно определить направление  движения (азимут), но и уметь придерживаться этого направления. Если часто контролировать направление по компасу, теряется время  при торможении. Опытные спортсмены, определив первоначальное направление  движения, умеют сохранить его, не прибегая к компасу. В солнечный  день, сняв с карты азимут и повернувшись лицом по направлению движения, замечаешь, что направление движения совпадает  с направлением тени. Тень уходит от направления движения на 1 градус за 4 мин. На отрезке пути в пределах 300 — 500 м направление движения от направления тени не отклоняется. На тренировках отрабатывается бег  по тени, от тени, срезая тень под определенным углом. При движении азимутом по склону необходимо помнить, что всегда есть желание обходить препятствие снизу. Многие спортсмены, преодолевая парковый лес, мысленно гонят перед собой  линию: спортсмен — дерево — дерево. Обходя кусты, стараются огибать  их справа — слева, чтобы удерживать среднюю азимутальную линию. Обходя препятствие (болотце), выбирают предварительно на другой стороне четкий ориентир (сломанное дерево) и, выйдя к нему, продолжают линию движения дальше. С опытом появляются свои секреты  сохранения правильного направления.

 

Измерение расстояния по карте. На современных насыщенных ориентирами  картах контролировать свое местонахождение  стало относительно легче: огибаю болотце, обхожу бугор, пересекаю сухую канаву... большой палец левой руки передвигается  по карте. Ну вот, наконец, привязка. Беру с нее азимут, через 150 м в кустарнике микроямка и очередной КП взят. Чаще всего приходится мерить расстояние по карте от привязки до КП. Если мерить расстояние линейкой компаса, то даже 10 с потери времени на каждом из двадцати КП дают сопернику фору 3 мин 20 с! Необходимо отрабатывать измерение расстояния по карте на глаз, причем определять не количество миллиметров, а сразу расстояние в метрах, учитывая масштаб карты. [10, стр.78-80]

 

 Тренировочные упражнения:

 

 после круга по залу  начертить на листе чистой  нелинованной бумаги отрезок  8, 12, 16 мм и т. д.;

 

 — определить длину  отрезка в миллиметрах на глаз;

 

 — начертить линию  в миллиметрах, соответствующую  расстоянию 150 м, в масштабе 1:10 000, 1:15 000 и т. д.;

 

 определить по линии  в миллиметрах расстояние в  метрах в масштабе 1:10 000, 1:15 000 и  т. д.

 

Измерение расстояние на местности. Чаще всего измерять расстояние на местности приходится парами шагов. При этом следует помнить, чем  короче шаг, тем больше пар шагов  в 100 м. Длина шага зависит от многих факторов (см. с. 26), и прежде всего  от эмоционального состояния ориентировщика. Упражнения для тренировок:

 

 — измерить расстояние  по дороге от развилки до  развилки шагом, бегом на разных  скоростях;

 

 — измерить расстояние  при движении по азимуту через  лес разной проходимости и  т. д. [10, стр.84]

 

Техника бега. Техника бега у ориентировщика особенная. Она  обусловлена спецификой дистанции  в спортивном ориентировании: спуски, подъемы, болота, камни, буреломы, крапива... Чего только не встретит спортсмен  на своем пути! Это не асфальт  марафонца и не тартановая дорожка  легкоатлета. Здесь нужна особая подготовка. В подъем ориентировщик  бежит, ставя ногу на полную стопу, активно  работая руками. Шаг укорачивается, а чтобы поддержать скорость, частота  увеличивается. Травмы ног у ориентировщика редки, его спасает особый психологический  настрой, нога спортсмена всегда подсознательно готова к подвоху. Необходимо на тренировках  учить преодолевать поваленное дерево не «прыжком оленя», а экономя силы, «переваливать» через препятствие, не поднимая высоко центр тяжести. [10, стр.86]

 

Техника «взятия» КП. Логика действий на этапе до КП должна быть проста:

 

 — где стоит (ориентир);

 

 — откуда бегу (привязка);

 

 — выбор пути на  привязку.

 

 Именно в такой очередности  должен рассуждать спортсмен,  планируя прохождение очередного  отрезка от КП до КП. Новички  этот план составляют после  отметки на очередном КП. С.  Б. Елаховский советует найти  возможность спланировать путь  на третий КП еще при движении  на второй.

 

 Где стоит. Нужно  искать не призмы КП, а место  (ориентир), где он стоит. Опытный  ориентировщик знает, как на  местности с расстояния определить  микроямку: почти каждая из  них имеет хотя бы небольшой  бруствер, который различается высотой  травы на нем. Не призму, а  муравейник можно увидеть с  расстояния, не призму, а контур  болотца нужно искать, и призма  КП в северной его части  — вот она.

 

 Откуда бегу. Привязкой  должен служить четкий ориентир, желательно по ходу движения. Главное, ориентир-привязка не  должен стать дополнительным  КП, который нужно искать. Далее  выбор пути на привязку. [10, стр.88]

 

Техника подхода и ухода  с КП. Новичка можно отличить сразу. Он радостно подбежит к КП, если не забудет, то сверит номер КП и номер карточки, может переложить карту для удобства в другую руку, отметиться. Затем  долго будет искать свое местонахождение  на карте, сориентирует ее и, наконец, сообразив, в какой стороне очередной  КП, начнет движение. Растерявшись на КП, он не только теряет драгоценное время, но и помогает сопернику найти  КП, играя роль маяка. Мастер точно  знает, с какой стороны подходить  к КП и, главное, куда с него уходить. Отметка занимает 2 — 3 с - и в путь, в нужном направлении. Некоторые  рекомендуют даже отмечаться компостером, который ближе к направлению  ухода с КП. [10, стр.89]

 

Отметка на КП. Опытный спортсмен, подходя к КП, готовит заранее  карточку к отметке. Многие отмечают карточку одной рукой, автоматически  проверяя качество отметки.

 

 Все это отрабатывается  на следующих тренировках.

 

 На концах спортзала  стоят компостеры. Спортсмен в  конце тренировки или в качестве  отдыха психологически проигрывает  дистанцию. Дойдя в карте до  очередного КП, он, сориентировав  карту, подходит к компостеру  с нужной стороны и уходит  в нужную сторону. После этого  опять движется по залу, читая  карту.

 

 На учебном кругу  стоят компостеры. Спортсмены отрабатывают  технику и качество отметки  на соревновательной скорости. [10, стр.90-91]

 

Заключение

 

 Туризм и спортивное  ориентирование - это спорт и вид  активного отдыха для всех. Тяга  к перемене мест, к путешествиям  присуща людям любых возрастов.  С каждым годом увеличивается  число желающих провести отпуск  или выходные дни за чертой  города, на природе. Ведь даже  кратковременный поход по намеченному  маршруту помогает снять усталость,  отвлечься от привычной обстановки, дает огромный заряд бодрости, обогащает впечатлениями.

 

 Не любой, даже самый  простой однодневный, поход требует  определенной подготовки. Нужно  уметь, к примеру, уложить рюкзак  так, чтобы в нем уместилось  все необходимое и не оказалось  ничего лишнего. № менее важно  умение ориентироваться на незнакомой  местности, оказать в случае  необходимости первую медицинскую  помощь, правильно выбрать место  для ночлега и развести костер, быстро и вкусно при готовить  пищу в походных условиях, дольше  сохранять продукты питания, отличать  съедобные грибы и ягоды от  ядовитых и т.д.

 

 Туризм и ориентирование  являются прежде всего средством  физического воспитания и оздоровления  людей, потенциально содержат  возможности решения целого комплекса  воспитательных задач.

 

 Участники похода обязаны

 

 • своевременно выполнять  указания руководителя группы;

 

 • пройти всестороннюю  спортивно-техническую подготовку  до начала похода и активно  участвовать в его подготовке;

 

 • знать и неукоснительно  соблюдать требования природоохранных  законодательств, правил пожарной  безопасности, правил безопасности  на воде, способы предупреждения  травматизма, обморожения и оказания  доврачебной помощи;

 

 • бережно относиться  к природе, памятникам истории  и культуры, принимать активное  участие в общественно-полезной  работе;

 

 • своевременно информировать  руководителя похода об ухудшении  здоровья или травмировании;

 

 • оказывать помощь  товарищам, терпящим бедствие. Туризм  и ориентирование имеют большое  военно-прикладное

 

 значение и являются  прекрасной формой активного  отдыха Навыки ориентирования  необходимы специалистам многих  профессий.

 

 В работе не рассматривались  действия в экстремальных условиях. Такими условиями считают обстановку, когда появилась реальная угроза  здоровью или жизни участников. Невозможно предусмотреть все  ситуации, так как они зависят  от множества факторов. Поэтому  рассмотрение наиболее распространенных  из них требует отдельного  разговора.

 

Список использованных источников

 

1. АлешинВ.М, Серебреников  А.В. Туристская топография. -М, 1985.

 

2. Алешин В.М. Карта  в спортивном ориентировании. —  М., 1983.

 

3. Алешин В.М., Калиткин  Н. Соревнования по спортивному  ориентированию.— М., 1971.

 

4. Антропов К., Расторгуев  М. Узлы. — М., 1992.

 

5. Богатое С.Ф., Крюков  О.Г. Спортивное ориентирование. -М., 1982.

 

6. Ганьшин В.Н. Простейшие  измерения на местности. —  М., 1973.

 

7.Вяткш Л.А. Организация  и проведение туристских пешеходных  походов со школьниками. —  Ульяновск, 1994.

 

8.Говорухин А.М., Куприн  А.М. Справочник по военной  топографии. — М., 1980.

 

9.Иванов Е.И. Судейство  соревнований по спортивному  ориентированию. - М., 1978.

 

10.Истомин П.И. Туристская  деятельность школьников: вопросы  теории и методики. — М., 1987.

 

11. Кодыш Э.Н. Соревнования  туристов. — М., 1990.

 

12.Константинов Ю.С. Туристские  соревнования учащихся. -М., 1995.

 

13.Костылев В.В. Размышления  о процессе ориентирования. —  М., 1994.


Информация о работе Спортивное ориентирование как средство оздоровления физической культуры школьников