Спортивные упражнения в дошкольном образовательном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 16:44, реферат

Описание работы

К спортивным упражнениям относится ходьба на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, самокате, спортроллере, каруселях и плавание. Спортивные упражнения способствуют укреплению основных мышечных групп, развитию костной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем. Они развивают психофизические качества (ловкость, быстроту, выносливость и др.), а также формируют координацию движений, ритмичность, ориентировку в пространстве, функции равновесия.

Содержание работы

1 Характеристика спортивных упражнений

2 Роль педагога и родителей в обучении ребенка спортивным упражнениям

3 Методика обучения дошкольников спортивным упражнениям

3.1 Обучение катанию на коньках

3.2 Катание на роликовых коньках

3.3 Катание на санках

3.4 Катание на качалках, качелях, каруселях

3.5 Катание на велосипеде

3.6 Обучение плаванию

Выводы

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Литература

Файлы: 1 файл

Спортивные упражнения в дошкольном образовательном учреждении.docx

— 42.51 Кб (Скачать файл)

Спортивные упражнения в дошкольном образовательном учреждении

 

 

ПЛАН

 

 

1 Характеристика спортивных  упражнений

 

2 Роль педагога и родителей  в обучении ребенка спортивным  упражнениям

 

3 Методика обучения дошкольников  спортивным упражнениям

 

3.1 Обучение катанию на  коньках

 

3.2 Катание на роликовых  коньках

 

3.3 Катание на санках

 

3.4 Катание на качалках, качелях, каруселях

 

3.5 Катание на велосипеде

 

3.6 Обучение плаванию

 

Выводы

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Литература

 

 

1 Характеристика спортивных  упражнений

 

 

 К спортивным упражнениям  относится ходьба на лыжах, катание  на коньках, санках, велосипеде, самокате, спортроллере, каруселях и плавание. Спортивные упражнения способствуют  укреплению основных мышечных  групп, развитию костной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем. Они  развивают психофизические качества (ловкость, быстроту, выносливость и  др.), а также формируют координацию  движений, ритмичность, ориентировку  в пространстве, функции равновесия.

 

 Во время занятий  на свежем воздухе, при различной  температуре воздуха в соответствующей  одежде у ребенка повышаются  защитные силы организма и  обменные процессы в нем.

 

 Кроме того, занятия  спортивными упражнениями способствуют  познанию детьми явлений природы, они приобретают понятия о  свойствах снега, воды, льда, скольжении, торможении; устройстве велосипеда  и т.д. У ребенка значительно  расширяется словарный запас, развиваются  нравственные качества: товарищеская  взаимопомощь, дисциплина, согласованность  действий в коллективе, смелость, выдержка, решительность и другие  свойства личности.

 

 Ухаживая за физкультурным  инвентарем, ребенок приобретает  трудовые навыки, приучается к  бережливости, аккуратности.

 

 

2 Роль педагога и родителей

 

в обучении ребенка спортивным упражнениям

 

 

 Педагогу по ФИЗО  необходимо побудить к совместным  занятиям физическими упражнениями  родителей с ребенком, являющимися  источником радости обогащения  и оздоровления семейной жизни. Для этого нужно решить несколько  задач:

 

1. Объяснить родителям  о необходимости заботиться о  правильном развитии у ребенка  основных дыхательных навыков  начиная с младенческого возраста.

 

2. Убедить родителей в  том, что систематические занятия  физической культурой помогают  детям приобрести двигательный  опыт, развивают ловкость, быстроту, динамическую силу, вырабатывают  смелость. Роль семьи в воспитании  ребенка

 

 Всестороннее воспитание  ребенка, подготовка его к жизни  в обществе — главная социальная  задача, решаемая обществом и  семьей.

 

 Семья — это коллектив, члены которого взаимосвязаны  определенными обязанностями. Будучи  членом семейного коллектива, ребенок  также вступает в систему существующих  отношений, благодаря которым он  постигает нормы общественного  поведения. В беседах с родителями  о роли семейного воспитания  педагог подчеркивает, как многосторонне  влияние родителей на формирующуюся  личность: рассказывает о семье  как первой социальной ячейке, о характерном для нее укладе  и стиле отношений всех членов  семьи, о направленности их интересов  и ее потребностях, обеспечивающих  здоровый микроклимат. От семейного  микроклимата во многом зависит  эффективность педагогических воздействий: ребенок более податлив воспитательным  влияниям, если растет в атмосфере  дружбы, доверия, взаимных симпатий.

 

 Семью укрепляют общие  дела и заботы, будни, наполненные  полезным содержанием, совместный  досуг и отдых, поэтому воспитатели  расценивают организацию совместного  досуга как не только важное  средство воспитания ребенка, но  и как средство укрепления  здоровья семьи. Физическое воспитание  имеет большое значение для  семьи.

 

 Понятие «физическое  воспитание» — о чем говорит  уже сам термин — входит  в общее понятие «воспитание»  в широком смысле. Это означает, что оно так же, как и воспитание, представляет собой процесс решения  определенных воспитательно-образовательных  задач, характеризуется всеми общими  признаками педагогического процесса.

 

 Семья во многом  определяет отношение детей к  физическим упражнениям, их интерес  к спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное  общение детей и взрослых в  разных ситуациях, естественно возникающая  их совместная деятельность (обсуждения  успехов спортивной жизни страны, переживания при просмотре телевизионных  спортивных передач, иллюстраций  в книгах на спортивные темы  и др.).

 

 Было доказано, что  совместные занятия родителей  с детьми приносят следующие  положительные результаты:

 

- пробуждают у родителей  интерес к уровню «двигательной  зрелости» детей и способствует  развитию у детей двигательных  навыков в соответствии с их  возрастом и способностями;

 

- углубляют взаимосвязь  родителей и детей;

 

- предоставляют возможность  позаниматься физкультурой за  короткий отрезок времени не  только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку  те или иные упражнения и  выполняет большинство из них  вместе с ним;

 

- позволяют с пользой  проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают  ребенку, служат взаимообогащению, способствует всестороннему развитию  ребенка.

 

 Во время совместных  занятий взрослый поднимает, носит, качает ребенка, помогает ему  подтянуться, подпрыгнуть, взобраться  наверх и т.д. Благодаря этому  сами родители развиваются физически, становятся более сильными, ловкими  и выносливыми. Такое использование  свободного времени полезно для  обеих сторон. Ребенок восхищается  отцом: какой папа сильный, как  ловко его поднимает, покачивает, как хорошо выполняет упражнения! Подражает матери в грациозности  и координации движений — например, при выполнении упражнений, сопровождающихся  пением или музыкой. Родители  же, занимая полуактивную позицию, путем ловких движений помогают  ребенку выполнить упражнение, подбадривают  его и вместе с ним радуются  успеху. Позже эти совместные  занятия становятся действительно  самым счастливым событием дня, и ребенок радуется той минуте, когда кто-то из родителей скажет: «Иди сюда, будем заниматься!»  В сегодняшней круговерти дня  это — минуты праздника, однако  занятия должны быть не по-праздничному  редкими и случайными, а регулярными  и ежедневными. Только систематическая  забота о двигательном развитии  ребенка может принести желаемые  результаты: систематическое повторение  одних и тех же упражнений  и логическая преемственность  занятий являются основными предпосылками  успеха.

 

 Учим ребенка кататься  на велосипеде: советы родителям

 

 Чем раньше ваш ребенок  «сядет за руль», тем лучше! Уже  в двухлетнем возрасте малышу  вполне по силам крутить педали  трехколесного велосипеда, и это  станет для него привычным  и естественным.

 

 Скоро ребенок сможет  пересесть на нового «железного  коня» - двухколесный велосипед с  двумя боковыми колесиками. Хорошо, если страховочные колесики расположены  немного выше, чем основные – тогда они только уберегают от падения и не помешают постепенно учиться держать равновесие.

 

 Обязательно постарайтесь  отрегулировать высоту и угол  наклона сиденья – оно не  должно давить, а носочками ребенок  должен доставать до пола.

 

 Спустя какое-то время  можно приступать к самому  ответственному этапу – учить  ребенка кататься на двухколесном  велосипеде. Если вы задались  этим вопросом, только когда ребенку  исполнилось 5-6 лет или больше, начинать  придется именно с этого волнительного  процесса.

 

 Очень важно с самого  начала позаботиться о безопасности. На Западе принято надевать  на детей налокотники и наколенники, а также шлем, но для России  они по-прежнему непривычны, и  ребенка могут засмеять сверстники. Так что, ориентируйтесь по ситуации.

 

 От ссадин могут  уберечь курточка из плотной  ткани и брюки. Обратите внимание, что велосипедная цепь может  «зажевать» слишком широкие штанины, и вообще лучше, если цепь закрыта  специальным кожухом.

 

 Выбирая место для  катания, позаботьтесь, чтобы поблизости  никогда не было машин, но было  достаточно открытого пространства, чтобы юный велосипедист не  потерпел аварию.

 

 Через какое-то время  ребенок почувствует уверенность  и «пустится в свободное плавание», и до этого момента нужно  объяснить, в каких местах кататься  не следует.

 

 На первых порах  вам придется побегать рядом  и придерживать велосипед, чтобы  ребенок не упал. При этом лучше  держать не за руль – для  начала нужно попросить ребенка, чтобы он крепко держал его  и не поворачивал – а сзади  за сиденье.

 

 Полезным может оказаться  трюк с привязанной к основанию  сиденья веревкой (толстой проволокой, скакалкой), которую вы будете  натягивать, только когда велосипед  станет терять равновесие.

 

 Здесь все зависит  от вашей ловкости, поэтому трезво  оцените свои способности, и если  не уверены, просто придерживайте  велосипед рукой за сиденье  или за задний багажник, если  он есть.

 

 Задачу можно считать  выполненной, когда ребенок способен  самостоятельно проехать 15-20 метров  – дальше он будет только  набираться уверенности и постепенно  научится всему остальному!

 

 

3 Методика обучения дошкольников  спортивным упражнениям

 

 

3.1 Обучение катанию на  коньках

 

 

 Катание на коньках  — это один из важнейших  видов спортивных упражнений.

 

 Оно имеет циклический  характер, т.е. многократную повторяемость  одних и тех же движений  в одной и той же последовательности  и большую амплитуду этих движений.

 

 Катание на коньках  принадлежит к числу естественных  физических упражнений, близких  по координации к движениям  ходьбы и бега. Поэтому можно  легко освоить данные упражнения, и они доступны для ребенка  с разной физической подготовленностью.

 

 Катание на коньках  — прекрасное упражнение для  детей и взрослых — также  является одним из любимых  видов активного отдыха. Систематические  занятия на коньках положительно  влияют на организм ребенка  и имеют огромное значение  для оздоровительного, умственного, нравственного, эстетического и  трудового воспитания.

 

 Во время катания  на коньках можно быстро передвигаться  на свежем воздухе. Это укрепляет  здоровье, закаливает организм, развивает  быстроту, силу, ловкость и выносливость. Ребенок обретает бодрость, легкость  при скором передвижении, ему  приятно дышать холодным свежим  воздухом.

 

 Холодный, чистый воздух  окружающей среды благоприятно  воздействует на организм ребенка, закаляет его. Закаливание — это  важнейшая оздоровительная мера, предупреждающая заболевания. У  детей происходит существенная  рефлекторная стимуляция рос-га  и развития, усиливается обмен веществ, повышается устойчивость организма к различным отрицательным воздействиям окружающей среды, будь то изменение погоды или атмосферного давления. Это способствует быстрому приспособлению к изменениям внешней среды без каких-либо нарушений функциональной деятельности организма.

 

 Т. И.Осокина подчеркивает, что систематичность закаливания  важна уже с раннего возраста  как действенное средство против  переохлаждения. Организм ребенка  легче подвергается переохлаждению, чем у взрослых, потому что 80—90% всей теплоотдачи детей происходит  через кожу. В процессе катания  на коньках улучшаются терморегуляторные  процессы. Дети получают удовольствие  от катания на коньках, становятся  крепкими, ловкими и смелыми. У  детей вырабатывается согласованность  движений рук и ног, укрепляются  мышцы спины, живота и формируется  осанка.

 

 Катание на коньках  содействует укреплению мышечного  и костно-связочного аппарата  нижних конечностей. По данным  Л. Н. Пустынниковой, у детей укрепляется  свод стопы из-за постоянного  чередования напряжения и расслабления  мышц ног при смене одноопорного  и двухопорного скольжения. Она  отмечает, что во время катания  на коньках повышается устойчивость  вестибулярного аппарата, обеспечивающего  поддержание равновесия и позволяющего  детям «легко и свободно маневрировать  на льду, выполнять различные  фигуры». При этом как следствие  развиваются органы дыхания, дыхательная  мускулатура, поскольку дыхание  согласуется с движениями. Усиленная  работа дыхательного аппарата  обеспечивает хорошую жизнедеятельность  детского организма.

 

 Катание полезно для  развития тонкой координации  и ритмичности движений. Оно способствует  развитию разнообразных психофизических  качеств: скорости, выносливости, силы  и ловкости. Катание на коньках  ведет к установлению более  совершенного взаимодействия различных  отделов центральной нервной  системы и повышает работоспособность  детского организма. Ф. Кирьянова  считает важным, что детство и  потребность бегать, прыгать, лазать  неотделимы друг от друга. Надо  регулировать эту активность  движения, особенно у мальчиков. Один из путей регулирования  активности — это катание на  коньках. Оно развивает интерес  и к другим спортивным играм. Например, если дети занимаются  игрой в хоккей, у них возникает  интерес к бадминтону, кольцебросу; если фигурным катанием — к  балету, гимнастике.

Информация о работе Спортивные упражнения в дошкольном образовательном учреждении