Содержание:
Введение……………………………………………………………………………………………………………….….3
1.Значение
физкультурных занятий и их
место в режиме дня……………………………4-6
2.Структура
и содержание физкультурных занятий
……………………………………………7-8
3.Формы проведения
физкультурных занятий…………………………………………………..9-12
4.Способы
организации детей при выполнении
основных движений в основной
части занятия………………………………………………………………………………………………………13-16
5.Практическая
часть………………………………………………………………………………………………10
Вывод……………………………………………………………………………………………………………………….12
Список использованной
литературы………………………………………………………………………14
Введение Физкультурные
занятия являются ведущей формой организованного
систематического обучения детей физическим
упражнениям. Именно на занятиях дети
осваивают новые двигательные навыки,
новые формы поведения, новые знания. Благодаря
физическим упражнениям, воздействующим
на развитие эндокринной, дыхательной
систем, значительно оздоравливается
организм ребенка, формируются психофизические
качества, культура чувств, нравственные
и интеллектуальные особенности личности. Разнообразные
физические упражнения благотворно сказываются
на физиологических функциях детского
организма, помогают ему приспосабливаться
к меняющимся условиям внешней среды,
обогащают опыт ребенка новыми движениями. В
программе «Пралеска» определены конкретные
знания , которые должны быть приобретены
ребенком на разных возрастных этапах.
Главной задачей
во второй младшей группе по программе
«Пралеска» является оздоровительная.
Задачи направлены на развитие систем
и функций организма ребенка, укрепление
здоровья, овладение движениями, приобщение
к здоровому образу жизни.
1. Значение физкультурных занятий и их
место в режиме дня Физическое воспитание в ДОУ
- является важным звеном в образовании
детей и в настоящее время приобретает
еще более актуальное значение. Физическая
культура занимает одно из ведущих мест
в воспитании гармонично-развитой личности.
Физические упражнения способствуют
развитию у детей умственных способностей,
восприятия, мышления, внимания, пространственных
и временных представлений. При выполнении
движений обогащается эмоциональное состояние
детей. Они испытывают чувство радости,
подъёма от проявленной при овладении
двигательными действиями энергии, от
раскованности и свободы их выполнения. Потребность
в двигательной активности у детей дошкольного
возраста очень велика. Ограничение активности
в этот период может привести к задержке
психического и речевого развития ребенка.
Интеллект- не развивается без движения!!!! В
настоящее время значительно возросло
количество детей с плохим здоровьем,
появляется все больше детей с частыми
простудными заболеваниями, излишним
весом, нарушениям осанки. Причин сложившейся
ситуации множество, но одна из основных
– малоподвижный образ жизни - гиподинамия. Здоровье
- большой дар, без которого трудно сделать
жизнь счастливой, интересной и долгой.
Здоровье легко потерять, ослабить, вернуть
же его очень трудно. Малыш (дошкольник)
должен расти здоровым! Поэтому, признавая
здоровье как основу развития личности
ребенка, следует отметить особый статус
физического воспитания в современном
дошкольном учреждении. Все это может обеспечить
специалист в области ФК и спорта (воспитатель
по физкультуре), он «царь и Бог» и заменяет
и психолога, и логопеда, давая на занятиях
и пальчиковую гимнастику, проводит коррекционно-развивающую
работу и упражнения на релаксацию. Здоровый
образ жизни – совокупность типичных
видов жизнедеятельности человека, которая
в единстве с условиями жизни, направлена
на организацию правильной, нормальной
деятельности организма, его полное физическое
и психическое благополучие. Физическое
воспитание детей дошкольного возраста
занимает особое место. Именно в дошкольном
возрасте в результате целенаправленного
педагогического воздействия формируется
здоровье, общая выносливость и работоспособность,
жизнедеятельность и другие качества,
необходимые для всестороннего гармонического
развития личности. Физическое воспитание
– это процесс целенаправленного и систематического
формирования здорового, полноценного
человека, его физических сил и физических
качеств, обеспечивающих его приобщение
к физической культуре и стремление к
физическому совершенству. Работа по
физическому развитию пронизывает всю
организацию жизни детей в семье и дошкольном
учреждении, организацию предметной и
социальной среды, все виды детской деятельности
с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей дошкольников. В дошкольном
учреждении режим дня ребенка предусматривает
занятия по физическому воспитанию, игры
и развлечения на воздухе, отдельные закаливающие
процедуры, при проведении которых учитываются
региональные и климатические условия. Основной
формой обучения детей движениям признаны
занятия, проводимые инструктором по физической
культуре (или воспитателем). В тоже время
значительное место в системе физического
воспитания занимают подвижные игры, которые
широко применяются на занятиях учителя-дефектолога,
на других занятиях (музыка, ритмика, театрализованная
деятельность), а также в ходе прогулок,
проводимых воспитателем. Занятия по физическому
воспитанию решают как общие, так и коррекционные
задачи. В занятия включаются физические
упражнения, направленные на развитие
всех основных движений (метание, ходьба,
бег, лазание, ползание, прыжки). Большое
разнообразие воспитательных дел физкультурного
направления позволяет решать в комплексе
задачи нравственного, умственного, эстетического
и трудового воспитания. Таким образом,
физическое воспитание детей дошкольного
возраста направлено, прежде всего, на
охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное
физическое развитие, формирование двигательных
навыков и развитие физических качеств,
на освоение культурно-гигиенических
навыков, воспитание привычек к упорядоченному
ритму жизни. При этом обучение на физкультурных
занятиях осуществляется в определенной
системе и последовательности, что позволяет
достигать наилучших результатов в формировании
двигательных навыков. В процессе физкультурных
занятий детей готовят к успешному обучению
в школе, решаются оздоровительные, образовательные
и воспитательные задачи. При разработке
рационального двигательного режима важно
не только обеспечить удовлетворение
биологической потребности детей в двигательной
активности, но и предусмотреть рациональное
содержание ДА, основанное на оптимальном
соотношении разных видов занятий, подобранных
с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей. Итак, первое место в двигательном
режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным
занятиям. К ним относятся общеизвестные
виды двигательной деятельности: утренняя
гимнастика, подвижные игры и физические
упражнения во время прогулок, физкультминутки
на занятиях с умственной нагрузкой и
т.д. Второе место в двигательном режиме
детей занимают учебные занятия по физической
культуре - как основная форма обучения
двигательным навыкам и развития оптимальной
ДА детей. Занятия по физической культуре
проводятся не менее трех раз в неделю
в первой половине дня (одно на воздухе)
по подгруппам. Формирование подгрупп
осуществляется с учетом трех основных
критериев: состояния здоровья, уровня
ДА и физической подготовленности. Дети
старшего дошкольного возраста два раза
в неделю посещают бассейн. Третье место
отводится самостоятельной двигательной
деятельности, возникающей по инициативе
детей. Она дает широкий простор для проявления
их индивидуальных двигательных возможностей.
Самостоятельная деятельность является
важным источником активности и саморазвития
ребенка. Продолжительность ее зависит
от индивидуальных проявлений детей в
двигательной деятельности, и поэтому
педагогическое руководство самостоятельной
деятельностью построено с учетом уровня
ДА. Наряду с перечисленными видами занятий
по физической культуре немаловажное
значение отводится активному отдыху,
физкультурно-массовым мероприятиям.
К таким занятиям относятся неделя здоровья,
физкультурный досуг, физкультурно-спортивные
праздники на воздухе, игры-соревнования,
спартакиады. Вышеописанные виды занятий
по физической культуре, дополняя и обогащая
друг друга, в совокупности обеспечивают
необходимую ДА каждого ребенка в течение
всего времени пребывания его в ДОУ. При
этом, следует помнить, что ДА оптимальна
в том случае, когда ее основные параметры
(объем, продолжительность, интенсивность)
соответствуют индивидуальным данным
физического развития и двигательной
подготовленности детей, а также когда
обеспечивается ее соответствие условиям
среды, правилам чередования напряжений
и отдыха, постепенного увеличения физических
нагрузок.
2. Структура и содержание физкультурных
занятий Содержание и структура занятий. Содержание
занятий составляют физические упражнения,
обусловленные программой для каждой
возрастной группы, выражающиеся в двигательной
деятельности детей. Существующая в настоящее время
трехчастная структура предусматривает
реализацию на физкультурных занятиях
физиологических, психических и педагогических
закономерностей. Это включение (постепенное)
детей в основную деятельность; поддержание
работоспособности на определенном уровне,
снижение нагрузки, выравнивание функционального
состояния и психологическая настройка
на отдых или другой вид занятий. Следовательно,
работоспособность распределяется на
занятии неравномерно и представляет
4 уровня. В структуре физкультурного
занятия выделяются 3 части: вводно-подготовительная
— разминка; основная, в ходе которой решается
комплекс запрограммированных задач;
заключительная, назначение которой -
восстановить пульс и дыхание. Для каждой части занятия одинаково важное
значение имеют все задачи - образовательные,
воспитательные и оздоровительные. Выполнение
указанных задач обеспечивает всестороннее
воздействие на детей. Задачи вводно-подготовительной
части заключаются в создании у детей
интереса и эмоциональной настроенности
к занятию, проверке степени готовности
внимания, уточнения некоторых двигательных
навыков, постепенной подготовке организма
ребенка к более интенсивной работе в
основной части занятия. С этой целью детям
предлагаются знакомые упражнения или
их варианты, содействующие воспитанию
правильной осанки, профилактике плоскостопия,
не требующие много времени на выполнение.
К таким упражнениям относятся строевые,
ходьба и ее разновидности, бег с различными
заданиями. В первой младшей группе занятия проводятся
по подгруппам (10-12 человек), а начиная
со второй младшей группы - со всеми детьми
одновременно. Однако при необходимости
воспитатель может проводить занятия
и по подгруппам, устанавливая для каждой
из них одинаковое или разное недельное
количество. Длительность занятий диктуется
возрастом детей, их здоровьем, физической
подготовленностью и равняется примерно
15-20 минутам в младших группах, 20-25 - в средних,
25-35 - в старших. Продолжительность вводно-подготовительной
части в младших группах 3-4 мин., в средней
- 4-6 мин., в старшей - 5-10 мин. В основной части занятия решаются
задачи обучения и совершенствования
двигательных навыков, развития физических
качеств. После этого проводится подвижная
игра с правилами, включающая всех детей
в интенсивное движение. Учитывая небольшую продолжительность
оптимальной психической работоспособности
детей, более трудные задачи намечают
в начале основной части (например, ознакомление
детей с новым материалом, выполнение
упражнений, требующих высокой координации).
Длительность основной части в младших группах
- 8-12 мин., в средней - 12-15 мин., в старших
- 15-20 мин. Заключительная часть занятия
включает ходьбу интенсивного темпа с
постепенным замедлением, что способствует
снижению общей возбужденности и приведению
пульса к норме. Ходьба иногда может быть заменена
малоподвижной игрой, включающей всех
детей в умеренное движение и исключающей
статические положения, которые противопоказаны
организму после активных действий. После
этого подводится итог проведенного занятия
и дети переходят к другой деятельности.
Продолжительность заключительной части
занятия в младших группах - от 2 до 3 мин.,
в средней и в старшей - от 3 до 4 мин. В итоге
занятия обязательно провести оценку,
похвалить всех детей.
3.Формы проведения физкультурных
занятий Формы проведения
занятий воспитатель выбирает сам, в зависимости
от возраста детей, выдвинутых задач, места
проведения, условий. Так, в младшей группе
используются преимущественно занятия
комплексного, сюжетного, игрового характера.
В старшей группе в общей системе занятий
следует выделить занятия учебно-тренирующего,
тематического, контрольно-учетного характера. 1.Учебно-тренирующее .Разные виды ходьбы;
упражнения строевые, на ориентировку
в пространстве, разминочный бег.Общеразвивающие
упражнения основные движения, подвижные
игры.Успокоительная ходьба (малоподвижная
игра), дыхательные упражнения. 2.Сюжетные.Любые физические
упражнения, знакомые детям, органично
сочетаемые с сюжетом занятия. 3.Игровые. Игра средней подвижности
(разминка).2-3 игры с разными видами движений
(последняя большой подвижности).Малоподвижная
игра. 4.Тематические.С одним видом физических
упражнений: велосипед, лыжи, плавание
и др. 5.Комплексные.С элементами развития
речи, математики, конструирования и т.д.
по типу занятий № 1-3, но с включением дополнительной
задачи из других разделов программы,
которая решается через движения. 6.Контрольно-учетные.Проводятся в конце
квартала, года для получения информации
об овладении детьми основными движениями,
физическими качествами.Недельное количество
занятий (от 2 до 5) определяется воспитателем
или администрацией дошкольного учреждения
в зависимости от общей системы физкультурно-оздоровительной
работы и от двигательных умений детей. Формы организации активного отдыха.
Работа по физическому воспитанию с дошкольниками
представляет собой комплекс оздоровительно-
образовательных и воспитательных мероприятий,
основу которых составляет двигательная
деятельность. Главная цель их состоит
в том, чтобы, удовлетворяя естественную
биологическую потребность в движении,
добиться хорошего здоровья и физического
развития детей; обеспечить овладение
дошкольниками жизненно важными двигательными
навыками и элементарными знаниями о физической
культуре; создать условия для разностороннего
развития ребят и воспитания у них потребности
к систематическим занятиям физическими
упражнениями. Существуют разные формы организации
физического воспитания и в системе физкультурно-оздоровительной
работы дошкольного учреждения прочное
место занимают:1)учебная работа;2)физкультурно-оздоровительная
работа в режиме дня;3)активный отдых;4)самостоятельная
двигательная деятельность детей;5)работа
с семьей.
Основным видом учебной работы являются
физкультурные занятия. Количество и продолжительность
физкультурных занятий в неделю различны
для детей раннего возраста, младшего
дошкольного, среднего и старшего. Они
обусловлены особенностями развития детей,
степенью их физической подготовленности
и самостоятельности, зависят от распределения
общего бюджета времени в режиме дня. К
физкультурно-оздоровительной работе
относятся: утренняя гимнастика, подвижные
игры и физические упражнения на прогулках(утренней
,вечерней),физкультурная минутка. Активный
отдых дошкольников складывается из физкультурного
досуга, физкультурных праздников и Дня
здоровья. Самостоятельная двигательная
активность дошкольников протекает под
наблюдением воспитателя. Содержание
и продолжительность занятий детей физическими
упражнениями и играми определяются самими
детьми. Все формы и виды работы взаимосвязаны
и дополняют друг друга. В совокупности
они создают необходимый двигательный
режим, обеспечивающий ежедневные занятия
ребенка физической культурой. С целью
повышения эффективности работы по физическому
воспитанию и предупреждения утомления
детей 2 раза в год, в начале января и в
конце марта, организуются каникулы продолжительностью
в 1 нед. В это время ограничиваются занятия
, связанны с напряженной умственной деятельностью,
и усиливается внимание к активному отдыху.
Методика проведения физкультурных занятий. Активная
мыслительная деятельность начинается
с момента подготовки. У младших дошкольников
в связи с импульсивностью движений она
кратковременна. Для развития мыслительной
деятельности, чтобы она увеличивалась,
используют в младших группах методы подражания.
Наиболее элементарной формой подражания
является имитация движениям животных,
птиц и т.д. имитация отличается эмоциональностью.
В ней более ярко, чем при обычном показе,
выступают характерные стороны движений:
высоко подскакивает «веселый звонкий
мяч», мягко, бесшумно «спрыгивают птички
с ветки». Все это привлекает детей, способствует
развитию их наблюдательности.
Пред началом занятия необходимо разработать
методику его проведения. Следует обратить
внимание на этапы обучения, предусмотреть
достаточную площадь для проведения занятий,
разместить пособия так, чтобы исключить
ожидание детей. Должно быть необходимое,
ритмическое сопровождение. Перед занятием
ставятся задачи. В вводной части указываются
виды и способы основных упражнений, упражнения
на построение, порядок выполнения. В основной
части указывается названия общеразвивающих
упражнений и исходного положения, основные
движения, название игры и правила. В заключительной части
указываются названия восстановительных
упражнений. В младшей группе главное
многократное повторение упражнений. Определяются
формы работы. В младшей группе в основном
используются игровые, сюжетные (любые
физические упражнения, знакомые детям,
органично сочетаемые с сюжетом занятий),
комплексные (с элементами развития речи,
математики, конструирования, но с включением
дополнительной задачи из других разделов
программы, которая решается через движения
). Определяется тип проводимого занятия.
Типы физкультурных занятий очень разнообразны.
Можно выделить по содержанию: гимнастика
и спортивные игры, обучение спортивным
упражнениям, развитие ориентирования. Определяют
методы работы. По использованию методов
занятия различаются: по преимущественно
изучению нового материала, повторение
нового материала, и смешанные – когда
на одном занятии происходит разучивание
одних упражнений, закрепление и совершенствование
других. Методика проведения физкультурного
досуга в разных возрастных группах дошкольных
учреждений: Первая младшая группа.
Физкультурные развлечения проводятся
1-2 раза в месяц, как правило, во второй
половине дня. Дети привлекаются к совместным
действиям в подвижных играх, выполняют
физические упражнения с предметами, эмоционально
откликаются на яркие впечатления. Вместе
со старшими детьми они принимают участия
в народных праздниках, выполняют двигательные
действия в играх с взрослыми. Необходимо
при этом побуждать каждого ребёнка к
проявлению своих возможностей. Важно,
чтобы совместная деятельность способствовала
удовлетворению потребностью ребёнка
в движениях, доставляла ему радость, удовольствие. Вторая
младшая группа. Физкультурный досуг
проводиться во второй половине дня 2-3
раза в месяц в течение 20 минут. Содержанием
его являются физические упражнения, которые
имеют форму игр, забав и развлечений.
Задача воспитателя привлечь детей к посильному
участию в коллективных и индивидуальных
двигательных действиях. При подборе содержания
досуга лучше использовать занимательный
сюжет «Поездка в лес», «У нас в гостях».
Основное время досуга должно быть заполнено
движениями. Предусматривается в основном
фронтальная работа с детьми, но при этом
обеспечивается смена мышечной и эмоциональной
нагрузки. Задачи второй младшей группы
детского сада предусматривают следующее:
приучать детей ходить и бегать естественно;
правильно координировать работу рук
и ног; учить бегать легко; ловить мяч
кистями рук не прижимая к груди; развивать
умение бросать мяч двумя руками ;развивать
чувство равновесия; развивать умение
прыгать ;уметь находить свое место при
построении ;сдерживать движения дожидаясь
сигнала Средняя группа. Физкультурный досуг
проводится 1-2 раза в месяц во второй половине
дня. Длительность его 20-30 минут. В «каникулы»,
а также в летнее время досуги могут проводиться
и в первой половине дня после завтрака.
Важно приучать детей к самостоятельному
участию в совместных упражнениях, играх,
развлечениях, побуждая каждого ребёнка
к проявлению своих возможностей. Физкультурный
досуг является как бы итогом работы за
прошедший месяц. С особо одаренными в
двигательном отношении детьми разучивается
спортивный танец и используется на досугах,
праздниках и утренниках. Спортивный танец
представляет собой комплексное использование
упражнений ритмической гимнастики, которые
чередуются с простейшими элементами
акробатики. Длительность 2 - 2,5 минут. Старшая
группа. В старшем возрасте необходимо
развивать у детей умение творчески использовать
свой двигательный опыт в условиях эмоционального
общения со сверстниками, приучать проявлять
инициативу в разнообразных видах деятельности.
Этому может способствовать привлечение
к участию в подготовке физкультурного
досуга: дети оформляют спортивную площадку,
посыпают песком дорожки, прокладывают
лыжню, строят снежную горку, вал, лабиринт,
расчищают каток, изготавливают цветные
льдинки. Требование ко времени физкультурного
досуга такие же, как и в средней группе,
длительность – 30 минут. Содержание
физкультурного досуга будет зависеть
от выбора тематики, поставленных задач
и условий его проведения. 4.Способы организации детей при выполнении
основных движений в основной части занятий
Эффективность
обучения физическим упражнениям обеспечивается
с помощью различных способов организации
детей. Эти способы при выполнении движений
оказывают влияние на количество повторений
за отведенное время, обеспечивают управление
педагогом процессом усвоения материала,
создают условия для осознанного овладения
структурными компонентами движения и
позволяют детям учиться не только у педагога,
но и у своих сверстников. Основная часть занятия включает
в себя общеразвивающие упражнения,
после которых проводится бег со средней
скоростью в зависимости от
возраста от 40 сек. до 2 мин. Бег
заканчивается ходьбой и перестроением
для выполнения упражнений в
основных движениях. На каждом занятии
дети упражняются в нескольких
основных движениях, которые
чередуются с бегом со средней
скоростью. Упражнения в основных
движениях заканчиваются медленным
бегом, затем организуется подвижная игра
или игра-эстафета. Организация
детей на занятии. Чтобы создать условия
для удобного и многократного повторения
движений, воспитатель использует разные
способы организации детей в зависимости
от задач занятия, размеров помещения,
наличия оборудования и пр. Подготовка к занятию- продумать
содержание, подготовить оборудование,
пособия, наметить конечные результаты. Учесть
этапы обучения; Предусмотреть достаточную
площадь, гигиену, одежду, обувь, удобно
разместить пособия. Разминка- подготовить
организм к нагрузке, вызвать интерес
к занятию: продумать целесообразность
движений, их разнообразие по построению,
направлению, темпу, способу выполнения,
нагрузке. Не допустить длительных бесцельных
движений; дать четкие, краткие организационно-методические.указания;продумать
ритмическое сопровождение (счет, бубен,
грамзапись, музыкальное сопровождение). Общеразвивающие упражнения-
научить выполнять с наибольшей пользой
для организма (правильная осанка, дыхание,
и.п., темп, и т.п.). Предусмотреть название
упражнений, смену н.п. для каждого, их
разнообразную подачу (по показу воспитателя,
ребенка, по названию, проговариванию
и т.д), различное ритмическое сопровождение
(счет, слово, звук, музыка, выполнение
в свободном тенте); выделить 1-2 наиболее
важных элемента, объяснить детям. Основные движения- научить
выполнять в целом – на I этапе, элементам
техники - на II, творческому исполнению
- на |||. Создать
условия для многократного творческого
повторения движений, продумать методы
обучения, опенку; каждое обращение к детям
должно быть четким, кратким, образным,
вызывать у детей желание к выполнению
движений. Подвижная игра- совершенствовать
движения, обеспечивать пик нагрузки,
формировать нравственно-волевое поведение. Объяснить
игру (с учетом возраста детей, новизны
игры, для старших - выделить правила);
распределить роли (на каждом занятии
по-разному); использовать всю возможную
площадь; добиваться соблюдения правил,
качественного творческого выполнения
движений; регулировать нагрузку. Заключительная часть-
восстановить пульс и дыхание. Не допустить
резкой остановки после бега и других
нагрузочных упражнений; восстановить
дыхание, начиная с ускоренной ходьбы
с постепенным замедленней темпа, включением
дыхательных упражнений, игры малой подвижности. При
фронтальном способе все дети выполняют упражнения одновременно.
Этот способ обеспечивает высокую моторную
плотность занятия. Воспитатель имеет
возможность индивидуализировать нагрузку
для отдельных детей, оказывать им необходимую
помощь. Этот способ позволяет за выделенное
педагогом время обеспечить достаточно
высокую повторяемость, что способствует
быстрому образованию временных связей,
достижению высокой активности каждого
ребенка и достаточной физической нагрузки
при выполнении любого движения. Посменный способ заключается в том, что дети выполняют
упражнения сменами по несколько человек
одновременно, остальные в это время наблюдают.
В начале бучения, когда воспитатель должен
контролировать действия каждого, упражнения
выполняются сменами по 2 - 3 человека. По
мере овладевания движением количество
детей в смене увеличивается. Этот способ обеспечивает почти
непрерывность действий, формирует у детей
гибкость навыка, умение переходить непосредственно
к выполнению других движений, развивает
способность сочетания движений. Групповой способ предусматривает распределение
детей на 3-4 подгруппы. Одна подгруппа
под наблюдением воспитателя разучивает
новое упражнение, например лазание, остальные
самостоятельно выполняют знакомые упражнения.
Затем дети меняются местами. Групповой
способ дает возможность разучивать новые
упражнения с небольшим количеством детей,
индивидуально работать с отдельными
детьми, развивать самостоятельность
у детей. Достоинствами этого способа является
создание благоприятных условий для детального
усвоения: небольшое число детей позволяет
обеспечить достаточное количество повторений
для успешного овладения упражнением,
ребенок имеет возможность слышать указания
взрослого, относящиеся к нему и к другим
детям; небольшой перерыв между повторениями,
с одной стороны, достаточен для восстановления
сил, а с другой стороны — успешно образуются
временные связи и есть условия для наблюдения
за выполнением упражнения другими детьми. Знакомые
физические упражнения дети выполняют
без прямого надзора педагога, что развивает
у них самостоятельность в использовании
разученных движений, самоконтроль и самооценку.
Данное движение включается в двигательный
опыт ребенка. Групповой способ создает
благоприятные условия для разучивания
составных элементов движения. Однако
если на занятии разучивается новое движение
или способ его выполнения, то для закрепления
не может быть взято движение, требующее
подстраховки. При поточном способе все дети выполняют движения «потоком»,
когда один ребенок еще не закончил выполнять
задание, а другой уже приступил к нему.
Этим способом пользуются, когда у детей
имеются достаточные двигательные умения. Существует индивидуальный способ организации, Когда дети
выполняют одно движение в порядке очередности.
В этом случае педагогу легко оценить
качество выполнения движения у каждого
ребенка, делать индивидуальные указания.
Другие Дети в это время наблюдают за действиями
каждого выполняющего упражнения и воспринимают
замечания. Индивидуальный способ обеспечивает
подстраховку для предупреждения травматизма.
Вместе с тем очередность снижает активность
детей, однообразие приводит к монотонности,
а отсюда — к отвлекаемости детей от процесса
обучения. Такая организация не позволяет
обеспечить достаточное количество повторений
для усвоения, снижает физиологическую
нагрузку, и к тому же образуется большой
перерыв между повторениями. Предусматривая определенный способ
организации детей, воспитатель продумывает
также ритмическое сопровождение: бубен,
счет, магнитофон, видеозапись; часть упражнений
(лазание, метание, прыжки, некоторые общеразвивающие
упражнения) проводятся без ритмического
сопровождения, в свободном темпе. Хорошо
использовать на занятии музыкальное
сопровождение, при этом обязательным
условием является сохранение ее художественной
ценности. При проведении физических упражнений
необходимо обеспечить страховку, чтобы
не допустить детского травматизма. Особого
внимания требуют такие движения, как
лазание, прыжки с разбега, упражнения
на равновесие и с элементами акробатики. Профилактика
травматизма обеспечивается наличием
матов, предварительной проверкой места
проведения, рациональным размещением
детей.
Заключение Физическое воспитание детей дошкольного
возраста направлено, прежде всего, на
охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное
физическое развитие, формирование двигательных
навыков и развитие физических качеств,
на освоение культурно-гигиенических
навыков, воспитание привычек к упорядоченному
ритму жизни. Психические процессы, такие
как память, мышление, восприятие, воображение
и речь помогают развитию физических навыков.
С помощью психических процессов дети
запоминают последовательность движений
и двигательных операций, умеют выполнять
движения по словесной инструкции, проводят
анализ движений по качеству его выполнения. Все
оборудование и инвентарь, используемый
детьми должны устанавливаться и размещаться
с учетом их полной безопасности. Помещение
для физкультурных занятий должно соответствовать
санитарно-гигиеническим нормам. Оборудование
должно быть исправным, безопасным и соответствовать
их возрастным показателям. Все дети должны
находиться в поле зрения воспитателя,
который должен осуществлять постоянный
контроль над всеми выполняемыми детьми
действиями. Ответственными лицами за
организацию работы в детском саду являются
заведующий детским садом, старший воспитатель
и воспитатель или инструктор по физической
культуре. При медико-педагогическом контроле
важное место должно быть уделено наблюдениям
за осуществлением общего двигательного
режима в детском учреждении. Двигательный
режим включает всю динамическую деятельность
детей, как организованные формы работы,
так и самостоятельную двигательную деятельность.
Общий двигательный режим должен являться
средством укрепления здоровья детей. Для
предотвращения травматизма детей на
физкультурных занятиях должны соблюдаться
все правила организации занятия, требования
к методике преподавания физической деятельности,
соблюдение санитарно – гигиенических
условий и форм одежды. Обязательный систематический
врачебный контроль над физическим состоянием
детей, осознано оценивать значение страховки
и помощи; место занятия, инвентарь и оборудование
должно находиться в удовлетворительном
состоянии.
Список
литературы
1. Ашмарин,
Б.А., Виленский, М.Я., Грантынь, К.Х. и др.;
Под ред. Б.А. Ашмарина.Теория и методика
физического воспитания.- М.: Просвещение,
1979. Карманова ,Л.В., Шебеко, В.Н. Физическая
культура в старшей группе детского сада:
Методическое пособие. - Мн.: Полымя, 1987.