Средства и методы воспитания выносливости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 22:00, реферат

Описание работы

Выносливость – одно из наиболее важных физических качеств, значительно определяющих здоровье человека, его физическую работоспособность. Она является базой для воспитания всех других физических качеств. Выносливость, это как привычка - привычка тела к некоему числу нагрузок. Данную привычку можно и нужно развивать. Существуют методы и программы развития выносливости. Это различные тренировки, имеющие свои особенности. Естественно, что слабо подготовленному человеку большие нагрузки тренировок не выдержать, поэтому методы применяют разные, иногда индивидуальные.

Содержание работы

Введение…………………………………...………………….….3
2. Выносливость как физическое качество……..…………...…....4
3. Методы развития выносливости …………………………….....9
4. Методика развития выносливости …………...…………….…14
5. Заключение ……………………….…….…………………....…16
6. Список использованной литературы……………………….....17

Файлы: 1 файл

Физическая культура_Средства и методы воспитания выносливости.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

 

равномерного периодическим изменением интенсивности постоянно выполняемой работы, характерной, например, для спортивных и подвижных игр, единоборств. В лёгкой атлетике такая работа называется «фартлек» («игра скоростей»). В ней в процессе длительного бега на местности - кросса - выполняются ускорения на отрезках от 100 до 500 м. Такая работа переменной мощности характерна для бега на лыжах по сильно пересечённой местности. Поэтому её используют в своих тренировках лыжники и бегуны на средние и длинные дистанции. Она заметно усиливает напряжённость вегетативных реакций организма, периодически вызывая максимальную активизацию аэробного метаболизма с одновременным возрастанием анаэробных процессов. Организм при этом работает в смешанном аэробно-анаэробном режиме. В связи с этим, колебания скоростей или интенсивности упражнений должны быть небольшими, чтобы не нарушался главным образом аэробный характер нагрузки. Переменный непрерывный метод предназначен для развития как специальной, так и общей выносливости и рекомендуется для хорошо подготовленных людей. Он позволяет развивать аэробные возможности, способности организма переносить гипоксические состояния и кислородные «долги», периодически возникающие в ходе выполнения ускорений и устраняемые при последующем снижении интенсивности упражнения. Интервальный метод тренировки заключается в дозированном и повторном выполнении упражнений сравнительно небольшой продолжительности (обычно до 120 секунд) через строго определённые интервалы для передышки. Этот метод обычно используется для развития специфической выносливости к какой-либо определённой работе, широко применяется в спортивной тренировке, особенно легкоатлетами, пловцами. Изменяя такие параметры упражнения, как интенсивность его выполнения, продолжительность, величину интервалов отдыха и количество повторений упражнения, можно по разному воздействовать как на анаэробные, так и на аэробные компоненты

 

выносливости. В тренировке, направленной на развитие скоростной выносливости, целью является исчерпание анаэробных резервов в работающих мышцах и повышение устойчивости системы энергообеспечения. Для решения этой задачи используют повторение упражнений высокой интенсивности (90-95% от максимума) продолжительностью 10-15 секунд. Обычно выполняется несколько серий таких упражнений по 3-6 повторений в каждой с интервалами отдыха от 1 до 5 минут. Также постепенно увеличивают продолжительность выполнения упражнений от 15-30 секунд и до 1,5 минут. Если такие упражнения выполняются с интенсивностью 90-95% от максимальной и долгими интервалами отдыха до восстановления.

В профессионально-прикладной физической подготовке наиболее приемлема продолжительность упражнений 20-35 секунд с интервалами отдыха 5-8 минут. Дозировка: 3-4 повторения упражнений в одной серии. В зависимости от тренированности, выполняют 1-3 серии регламентированной работы.

Для совершенствования аэробных возможностей используют многократное повторение упражнения с субмаксимальной (80-90%) интенсивностью, продолжительностью от 10 до 20 секунд и короткими интервалами отдыха. Повторение упражнений,  длительность каждого из которых не превышает период врабатывания для развёртывания аэробных процессов, в конечном итоге приводит к максимальному увеличению аэробного метаболизма в тканях. С каждым повтором потребление кислорода быстро возрастает в начале упражнения, несколько снижается в период отдыха, затем вновь наращивается. Общая продолжительность упражнения должна составлять от 3 до 6 минут. Работа в режиме врабатывание-восстановление с резкими перепадами в уровне аэробного метаболизма служит мощным стимулом для совершенствования и синхронизации деятельности систем вегетативного обеспечения. Тренировка в данном режиме способствует повышению аэробной мощности и эффективности. С этой целью упражнение

 

выполняется не менее 8-10 раз через 10-20 секунд отдыха.

В интервальных тренировках используются упражнения продолжительностью 5-10 секунд высокой, но не максимальной, интенсивности, и такие же короткие интервалы отдыха. Например, серии коротких отрезков бега, плавания или боя с тенью по 10 секунд с 90-95% интенсивностью и интервалами отдыха по 10 секунд. Упражнения выполняются свободно и без напряжения. Во время их выполнения расходуются внутримышечные запасы кислорода, которые быстро восполняются в периоды коротких интервалов отдыха. Данный метод называется миоглобинным. Метод миоглобинной интервальной тренировки способствует развитию аэробной эффективности, и в профессионально-прикладной физической подготовке приемлем при совершенствовании аэробной эффективности для ускоренного передвижения, плавания, рукопашного боя и т.д. Одной из специфических форм интервального метода является круговая тренировка, содержащаяся в повторене серий нециклических, как правило скоростно-силовых, или общеразвивающих упражнений с заданными параметрами интенсивности, продолжительности работы и интервалами отдыха. Организационные особенности метода состоят в одновременном выполнении группой занимающихся комплекса специально подобранных упражнений «по кругу»: каждое упражнение выполняется на определённом месте (станции), а занимающиеся переходят от одной станции к другой («по кругу») до завершения выполнения всего комплекса упражнений.

Повторный метод заключается в повторном выполнении упражнения с максимальной или регламентированной интенсивностью и произвольной продолжительностью интервалов отдыха до необходимой степени восстановления организма. Этот метод применяется во всех циклических видах спорта (бег, лыжи, коньки, плавание, гребля и т.д.), в некоторых

 

скоростно-силовых видах и единоборствах для совершенствования специальной выносливости и ей отдельных компонентов.

Контрольный (соревновательный) метод состоит в однократном или повторном выполнении тестов для оценки выносливости. Интенсивность выполнения не всегда может быть максимальной, так как существуют и «непредельные» тесты. Уровень развития выносливости наиболее достоверно определяется по результатам участия в спортивных соревнованиях или контрольных проверках.

 

4. Методика развития выносливости

 

Начиная воспитание, улучшение и совершенствование своей выносливости, необходимо следовать определенной логике построения тренировки, так как нерациональное сочетание в занятиях нагрузок различной физиологической направленности может привести не к улучшению, а, наоборот, к снижению тренированности и выносливости. На первых этапах нужно сконцентрировать внимание на развитии аэробных возможностей одновременно с совершенствованием функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укреплением опорно-двигательного аппарата (то есть на развитии общей выносливости). Эта задача требует определённых и нелегких волевых усилий, постепенному усложнению требований, последовательности употребления средств и систематичности тренировок.

На втором этапе нужно усилить объём нагрузки в смешанном аэробно-анаэробном режиме энергообеспечения, применяя для этого беспрерывную ритмичную работу в виде темпового бега, кросса, плавания и т. д. в широком диапазоне скоростей вплоть до субкритической, а также разнообразную непрерывную переменную работу, в том числе, и в форме круговой тренировки.

На третьем этапе, в случаях, когда предъявляются повышенные требования к профессиональной физической подготовке, необходимо усилить объёмы тренировочных нагрузок за счёт использования более интенсивных упражнений, выполняемых методами интервальной и повторной работы в смешанном аэробно-анаэробном и анаэробном режимах, и избирательно воздействуя на отдельные компоненты специфической выносливости. Если же повышенные требования к уровню развития выносливости условиями профессиональной деятельности не предъявляются, то необходимо лишь поддерживать достигнутый уровень выносливости усвоенными объёмами тренировочных нагрузок.

Принимая во внимание частоты сердечных сокращений, можно выделить 3 зоны мощности работы при упражнениях аэробного характера:

      поддержания уровня аэробных возможностей - 120-140 уд./мин.;

      повышения аэробных возможностей - 140-165 уд./мин.;

      максимального повышения аэробных возможностей - 165-180 уд./мин.

 

Определение и интенсивность физической нагрузки также зависит от величины частоты пульса в зависимости от возраста, т.к. с возрастом возможности кардиореспираторной системы человека, как правило, снижаются. Определить оптимальный диапазон для физических нагрузок для людей от 30 лет можно по формулам: 220 - возраст (верх. граница), (220 - возраст)*0,87 (нижн. граница).

Наиболее приемлемым для всех категорий занимающихся, самым простым и доступным упражнением, является бег трусцой. Нужно пробежать трусцой 3 км. Если нагрузка оказалась слишком сложной и частота пульса превысила доступный диапазон, то бег следует чередовать с ходьбой. Как только организм привыкнет к таким нагрузкам, задание можно усложнять и совершать бег в течение 30-45 мин. со скоростью 1 км в 5-6 мин. Выполнять это задание следует 2 раза в неделю с продолжительностью 2-4 недели. Интенсивность тренировок можно менять, это индивидуально и зависит от того, кто как переносит нагрузку. В зависимости от самочувствия и подготовки, возможно ежедневное непрерывное пробегание 5-6 км. Чем выше будет уровень общей выносливости, тем выше может быть и скорость бега. Один раз в 2-3 недели, лучше всего в выходной день, можно пробегать и более продолжительную дистанцию - до 10-15 км в равномерном темпе с той же скоростью. Периодически можно увеличивать скорость ещё больше.

Помимо бега, выносливость можно развивать с помощью плавания, закаливания, а зимой можно использовать лыжи.

Тренировки по развития выносливости следует делать постепенно, в размеренном темпе. Не следует делать резких перепадов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, узнав, что такое выносливость, можно сделать выводы о том, что у всех людей она развивается по-разному, и это зависит как от индивидуальных физических качеств, так и от возраста, а также и от пола.

Тренировки по развития выносливости надлежит делать постепенно, в размеренном темпе. Не следует делать резких перепадов. В зависимости от методик вырабатывания выносливости меняется и протяжённость занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

      Дудьев В.П. Психомоторика. М., 2008

      Захаров Е. Н., Карасев А. В., Сафонов А. А. Под общей ред. А.  В.  Карасева. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств), - М.: «Лептос», 1994.

      Основы физической культуры в ВУЗе /Под. Ред Соловова А.В./ - Самара, 2004

      Бочкарева С.И., Кокоулина О.П.,  Копылова Н.Е., Митина Н.Ф.,  Плеханова О.З., Ростеванов А.Г. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. М. 2008

 

 

 

 

 



Информация о работе Средства и методы воспитания выносливости