Техника спортивного ориентирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования — совершенствование методики начального обучения спортивному ориентированию студентов на основе контроля их физического состояния и развития психических процессов.

Содержание работы

Введение+
Глава I. Спортивное ориентирование как комплекс физических и эмоциональных нагрузок в туристическом многоборьи.+
1.1 Общая характеристика спортивного ориентирования.+
1.2 Влияние спортивного ориентирования на здоровье и физическое развитие +
Глава II. Методы и организация исследования.+
2.1 Особенности организации спортивного ориентирования для подростков 15 лет.+
2.2 Методы укрепления и сохранения здоровья подростков.+
Заключение.+
Выводы.
Список литературы.+

Файлы: 1 файл

курсовая 4 к 8 с.docx

— 56.32 Кб (Скачать файл)

За два  года учащиеся должны овладеть основными  двигательными умениями, предусмотренными примерной программой для про хождения в 5 - 9х классах. Начиная с 7го класса занятия проводятся на основе избранного вида физкультурной деятельности в учебно-тренировочных группах для 7 - 8, 9 - 11х классов. Организация занятий в разновозрастных группах обусловлена условиями малокомплектной школы. В школе организованы занятия на основе баскетбола, волейбола, шейпинга и общефизической подготовки. Частично реализуется и муниципальная система физического воспитания. Учащиеся, занимающиеся в секции футбола, организованной районным спорт комитетом, посещают занятия группы общефизической подготовки эпизодически, в целях подготовки и сдачи обязательных зачетов по технической подготовке в базовых видах спорта, а также по физической под готовке.  

В таком  режиме школа работает второй год. Отсутствие научно-обоснованных данных об особенностях организации спортивно ориентированного физического воспитания учащихся сельских малокомплектных школ обусловило актуальность выполненных нами исследований. Целью  исследования было проведение сравнительного анализа мотивационно-ценностного  отношения к физической культуре учащихся 5  

- 7х  классов малокомплектной школы  поселка Каркатеевы, работающей в режиме спортивно ориентированного физического воспитания, малокомплектной школы поселка Чеускино и школы № 8 г. Нефтеюганска, работающих в обычном режиме. 

Таблица 1. Ждали ли Вы с нетерпением занятий  по физической культуре? 

Ожидание  занятий 

Каркатеевская СОШ 

Чеускинская СОШ 

СОШ №8 г. Нефтеюганска 

колич. 

колич. 

колич. 

% 

Да 

41 

72 

17 

57 

54 

77 

Нет 

10 

20 

11,5 

Затрудняюсь ответить 

10 

18 

23 

11,5 
 

Таблица 2. С каким настроением Вы приходите  на уроки физической культуры? 

Настроение  перед занятиями 

Каркатеевская СОШ 

Чеускинская СОШ 

СОШ №8 г. Нефтеюганска 

колич. 

колич. 

колич. 

% 

Радостное 

48 

84 

17 

57 

54 

77 

Безрадостное 

7 

Безразличное 

16 

11 

37 

11 

16 
 

В декабре 2004 г. нами был проведен анкетный опрос  учащихся 5 - 7х классов названных  образовательных учреждений. В анкетировании  приняли участие 57 человек из Каркатеевской школы, 30 - из Чеускинской школы и 70 (одна параллель)- из школы № 8 г. Нефтеюганска.  

Установлено, что проведение инновационных преобразований в Каркатеевской школе позволило значительно увеличить объем двигательной активности школьников 5 - 7х классов.  

На вопрос: "В какой форме Вы занимаетесь  на уроках физкультуры?" - 13% учащихся Чеускинской и 30% школы № 8 г. Нефтеюганска дали ответ - "В короткой". В Каркатеевской школе в короткой форме занимаются все ученики 5 - 7х классов. 

Следующие два вопроса (табл. 1, 2) были за даны в  целях определения эмоциональных  реакций учащихся, занимающихся в  разных образовательных коммуникациях. Ответы на эти вопросы подтверждают преимущество организации занятий  в учебно-тренировочных группах  перед традиционной классно-урочной  формой.  

При анализе  мотивации учащихся к физической культуре выяснилось, что более высокая  мотивация к занятиям физическими  упражнениями наблюдается у учащихся Каркатеевской школы.  

Нас также  интересовало, насколько учащиеся п. Каркатеевы заинтересованы в реорганизации школьного физического воспитания.  

На вопрос: "Хотели бы Вы, чтобы на уроках физкультуры  занимался весь класс (девочки и  мальчики)?" - 39% учащихся ответили "Да", 56% - "Нет", 5% - затруднились ответить.  

На вопрос: "Хотели бы Вы, чтобы продолжительность  урока составляла 40 минут?" - "Да" ответили 21% опрошенных, "Нет" - 77%, затруднились ответить - 2%.  

23% опрошенных  высказались за проведение занятий  по физкультуре в рамках учебного  расписания в форме урока, 70% - против, 7% - затруднились ответить.  

Полученные  данные позволяют утверждать, что  учащиеся Каркатеевской школы в целом за интересованы в новой форме организации занятий по физической культуре.  

Аналогичные исследования проводили с учащимися  Чеускинской школы и школы № 8 г. Нефтеюганска. При этом вопросы задавались противоположные тем, которые присутствовали в анкетах, распространяемых в Каркатеевской школе. Сравнительные анализ результатов анкетирования показал, что ученики городской школы проявляют значительно больший интерес к спортивно ориентированному физическому воспитанию, чем учащиеся п. Чеускино.  

В целях  выявления спортивных интересов  анкетируемым был задан вопрос: "Каким  видом спорта вы хотели бы заниматься на уроках физкультуры?". Наиболее разнообразными были ответы городских школьников - 11 вариантов, против 7 и 8 - у сельских.  

Чаще  других видов спорта ученики школы  №8 называли футбол, волейбол, акробатику, сноуборд. У Каркатеевских школьников наиболее популярными оказались баскетбол, футбол, волейбол. У учащихся Чеускинской школы не удалось выявить закономерностей в выборе видов спорта. Часто в анкете указывалось несколько совершенно несовместимых видов спорта, не имеющих между собой ничего общего.  

Результаты  исследования спортивных интересов  участников, анкетного опроса позволяют  сделать вы вод: интерес учащихся к определенным видам спорта во многом определяется двигательным опытом, при  обретенным в сфере общего и дополнительного  образования, который у сельских школьников значительно меньше, чем  у городских. В условиях сельской малокомплектной школы, прежде чем перейти к специализациям физкультурной деятельности, есть смысл обучить учащихся основным двигательным действиям тех видов спорта, которые в дальнейшем будут предложены им в качестве ведущих. Пропедевтическая работа, проведенная в этом направлении в 5, 6х классах поможет ученикам в дальнейшем сориентироваться на занятиях в учебно-тренировочных группах на основе реально развивающихся в данном образовательном учреждении видах спорта.  

Заключение.  Физическое воспитание в сельской школе имеет свои отличительные особенности по сравнению с таковым в городской. Эти особенности обусловлены слабым развитием сферы дополни тельного образования по удовлетворению физкультурных интересов и потребностей учащихся. Данное обстоятельство, а также результаты сравнительного анализа проведенного нами анкетирования позволяют сделать вывод: реализация идеи спортивно ориентированного физического воспитания в условиях сельской малокомплектной школы может иметь свои способы решения.  

Одним из способов может быть вариант организации  спортивно ориентированного физического  воспитания, предложенный авторами этой статьи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Методы  укрепления и сохранения здоровья  студентов

Здоровье  студенческой молодёжи очень важная и актуальная проблема на данный момент. Так как студенты являются будущими специалистами нашей страны в  той или иной деятельности. Нашей  стране нужны здоровые, дипломированные  специалисты. Для сохранения и укрепления здоровья студентов входит множество  элементов, в данной работе мы рассмотрим некоторые из них.

Двигательная  активность – важнейшее условие здорового образа жизни.

В основу входят систематические занятия  физическими упражнениями и спортом, решающие задачи укрепления здоровья, развития физических способностей молодёжи, сохранения здоровья и двигательных навыков, так же усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений.

Физическая  культура выступает как важнейшее  средство воспитания.

В комплекс двигательной активности включают утреннюю гимнастику, физкультурные тренировки, ходьбу, бег, работы по самообслуживанию, и т.д. Нормы общей двигательной активности точно не определены.

Основные  характеризующие качества физического  развития человека – это сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого этого  качества способствует укреплению здоровья, но далеко не в одинаковой мере. Можно  стать очень ловким и гибким, применяя гимнастические и акробатические упражнения, быстрым и выносливым, тренируясь в беге  на короткие и длинные  дистанции. Однако при всём этом не удаётся сформировать достаточную  устойчивость к болезнетворным воздействиям.

Для оздоровления и профилактики болезни необходимо тренировать совершенствовать такие  качества, как выносливость в сочетании  с закаливанием и другими компонентами ЗОЖ.

Для студентов, которые в основном заняты умственной деятельностью, занятия физической культурой и спортом приобретают  исключительное значение. Даже здоровый студент, если он не тренирован, ведёт  «сидячий» образ жизни и не занимается физической культурой, при небольшой физической нагрузки учащается дыхание и появляется сердцебиение.

Лизам физического труда, занятия физической культурой также полезны, так  как их работа связана не со всей мускулатурой, а с отдельной группой мышц.

Занятия туристическим многоборьем укрепляют  и развивают скелетную мускулатуру, систему дыхания, сердечную мышцу, сосуды, что значительно укрепляет  работу кровообращения и нервной  системы.

Под воспитанием  физической культуры личности В.К. Бальсевич и Л.И. Лубышева рассматривают процесс активного воздействия, как физические способности человека, так и на его чувства и сознание, интеллект и потребности, мотивации и ориентации в сфере физической активности и основах здорового образа жизни. Рассуждая о ценностном потенциале физической культуры и спорта, В.К. Бальсевич выдаёт два уровня ценностей: общественный и личностный. К общественным ценностям физической культуры он относит накопленные человечеством специальные знания, спортивную технику, технологию спортивной подготовки, методики оздоровления, спортивные достижения – всё то, что создано людьми и для их физического совершенствования, оздоровления и организации ЗОЖ.

Личностный  уровень ценностей состоит в  участии в различных спортивных соревнованиях и мероприятиях, т.к. это сохраняет и укрепляет  ЗОЖ студентов, помогает развиться  им творчески. Каждый студент может проявить себя как личность, и показать на что он способен. Для этого проводятся:  «Дни здоровья», туристические походы, спартакиады среди факультетов и Вузов, универсиады.

Помимо  этого студенты должны и самостоятельно заниматься своей физической подготовкой: посещать спортивные секции, спортивные медицинские группы, если к таким  они относятся, заниматься самостоятельно своим физическим воспитанием и  развитием, т.е. утренней зарядкой, гимнастикой, утренними и вечерними пробежками и прогулками.

Сохранение  и укрепление ЗОЖ студентов зависит от самих студентов, от их желания. Каждый человек является личностью, и он сам вправе выбирать свой жизненный путь и состояние своего здоровья.

Информация о работе Техника спортивного ориентирования