Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 16:44, курсовая работа
Цель исследования — совершенствование методики начального обучения спортивному ориентированию студентов на основе контроля их физического состояния и развития психических процессов.
Введение+
Глава I. Спортивное ориентирование как комплекс физических и эмоциональных нагрузок в туристическом многоборьи.+
1.1 Общая характеристика спортивного ориентирования.+
1.2 Влияние спортивного ориентирования на здоровье и физическое развитие +
Глава II. Методы и организация исследования.+
2.1 Особенности организации спортивного ориентирования для подростков 15 лет.+
2.2 Методы укрепления и сохранения здоровья подростков.+
Заключение.+
Выводы.
Список литературы.+
За два
года учащиеся должны овладеть основными
двигательными умениями, предусмотренными
примерной программой для про хождения
в 5 - 9х классах. Начиная с 7го класса занятия
проводятся на основе избранного вида
физкультурной деятельности в учебно-тренировочных
группах для 7 - 8, 9 - 11х классов. Организация
занятий в разновозрастных группах обусловлена
условиями малокомплектной школы. В школе
организованы занятия на основе баскетбола,
волейбола, шейпинга и общефизической
подготовки. Частично реализуется и муниципальная
система физического воспитания. Учащиеся,
занимающиеся в секции футбола, организованной
районным спорт комитетом, посещают занятия
группы общефизической подготовки эпизодически,
в целях подготовки и сдачи обязательных
зачетов по технической подготовке в базовых
видах спорта, а также по физической под
готовке.
В таком
режиме школа работает второй год. Отсутствие
научно-обоснованных данных об особенностях
организации спортивно
- 7х
классов малокомплектной школы
поселка Каркатеевы, работающей в режиме
спортивно ориентированного физического
воспитания, малокомплектной школы поселка
Чеускино и школы № 8 г. Нефтеюганска, работающих
в обычном режиме.
Таблица
1. Ждали ли Вы с нетерпением занятий
по физической культуре?
Ожидание занятий
Каркатеевская СОШ
Чеускинская СОШ
СОШ №8
г. Нефтеюганска
колич.
%
колич.
%
колич.
%
Да
41
72
17
57
54
77
Нет
6
10
6
20
8
11,5
Затрудняюсь ответить
10
18
7
23
8
11,5
Таблица
2. С каким настроением Вы приходите
на уроки физической культуры?
Настроение перед занятиями
Каркатеевская СОШ
Чеускинская СОШ
СОШ №8
г. Нефтеюганска
колич.
%
колич.
%
колич.
%
Радостное
48
84
17
57
54
77
Безрадостное
-
0
2
6
5
7
Безразличное
9
16
11
37
11
16
В декабре
2004 г. нами был проведен анкетный опрос
учащихся 5 - 7х классов названных
образовательных учреждений. В анкетировании
приняли участие 57 человек из Каркатеевской
школы, 30 - из Чеускинской школы и 70 (одна
параллель)- из школы № 8 г. Нефтеюганска.
Установлено,
что проведение инновационных преобразований
в Каркатеевской школе позволило значительно
увеличить объем двигательной активности
школьников 5 - 7х классов.
На вопрос:
"В какой форме Вы занимаетесь
на уроках физкультуры?" - 13% учащихся
Чеускинской и 30% школы № 8 г. Нефтеюганска
дали ответ - "В короткой". В Каркатеевской
школе в короткой форме занимаются все
ученики 5 - 7х классов.
Следующие
два вопроса (табл. 1, 2) были за даны в
целях определения
При анализе
мотивации учащихся к физической
культуре выяснилось, что более высокая
мотивация к занятиям физическими
упражнениями наблюдается у учащихся
Каркатеевской школы.
Нас также
интересовало, насколько учащиеся п.
Каркатеевы заинтересованы в реорганизации
школьного физического воспитания.
На вопрос:
"Хотели бы Вы, чтобы на уроках физкультуры
занимался весь класс (девочки и
мальчики)?" - 39% учащихся ответили "Да",
56% - "Нет", 5% - затруднились ответить.
На вопрос:
"Хотели бы Вы, чтобы продолжительность
урока составляла 40 минут?" - "Да"
ответили 21% опрошенных, "Нет" - 77%,
затруднились ответить - 2%.
23% опрошенных
высказались за проведение
Полученные
данные позволяют утверждать, что
учащиеся Каркатеевской школы в целом
за интересованы в новой форме организации
занятий по физической культуре.
Аналогичные
исследования проводили с учащимися
Чеускинской школы и школы № 8 г. Нефтеюганска.
При этом вопросы задавались противоположные
тем, которые присутствовали в анкетах,
распространяемых в Каркатеевской школе.
Сравнительные анализ результатов анкетирования
показал, что ученики городской школы
проявляют значительно больший интерес
к спортивно ориентированному физическому
воспитанию, чем учащиеся п. Чеускино.
В целях
выявления спортивных интересов
анкетируемым был задан вопрос: "Каким
видом спорта вы хотели бы заниматься
на уроках физкультуры?". Наиболее разнообразными
были ответы городских школьников -
11 вариантов, против 7 и 8 - у сельских.
Чаще
других видов спорта ученики школы
№8 называли футбол, волейбол, акробатику,
сноуборд. У Каркатеевских школьников
наиболее популярными оказались баскетбол,
футбол, волейбол. У учащихся Чеускинской
школы не удалось выявить закономерностей
в выборе видов спорта. Часто в анкете
указывалось несколько совершенно несовместимых
видов спорта, не имеющих между собой ничего
общего.
Результаты
исследования спортивных интересов
участников, анкетного опроса позволяют
сделать вы вод: интерес учащихся
к определенным видам спорта во многом
определяется двигательным опытом, при
обретенным в сфере общего и дополнительного
образования, который у сельских
школьников значительно меньше, чем
у городских. В условиях сельской малокомплектной
школы, прежде чем перейти к специализациям
физкультурной деятельности, есть смысл
обучить учащихся основным двигательным
действиям тех видов спорта, которые в
дальнейшем будут предложены им в качестве
ведущих. Пропедевтическая работа, проведенная
в этом направлении в 5, 6х классах поможет
ученикам в дальнейшем сориентироваться
на занятиях в учебно-тренировочных группах
на основе реально развивающихся в данном
образовательном учреждении видах спорта.
Заключение.
Физическое воспитание в сельской школе
имеет свои отличительные особенности
по сравнению с таковым в городской. Эти
особенности обусловлены слабым развитием
сферы дополни тельного образования по
удовлетворению физкультурных интересов
и потребностей учащихся. Данное обстоятельство,
а также результаты сравнительного анализа
проведенного нами анкетирования позволяют
сделать вывод: реализация идеи спортивно
ориентированного физического воспитания
в условиях сельской малокомплектной
школы может иметь свои способы решения.
Одним
из способов может быть вариант организации
спортивно ориентированного физического
воспитания, предложенный авторами этой
статьи.
2.2 Методы
укрепления и сохранения
Здоровье студенческой молодёжи очень важная и актуальная проблема на данный момент. Так как студенты являются будущими специалистами нашей страны в той или иной деятельности. Нашей стране нужны здоровые, дипломированные специалисты. Для сохранения и укрепления здоровья студентов входит множество элементов, в данной работе мы рассмотрим некоторые из них.
Двигательная активность – важнейшее условие здорового образа жизни.
В основу входят систематические занятия физическими упражнениями и спортом, решающие задачи укрепления здоровья, развития физических способностей молодёжи, сохранения здоровья и двигательных навыков, так же усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений.
Физическая культура выступает как важнейшее средство воспитания.
В комплекс двигательной активности включают утреннюю гимнастику, физкультурные тренировки, ходьбу, бег, работы по самообслуживанию, и т.д. Нормы общей двигательной активности точно не определены.
Основные
характеризующие качества физического
развития человека – это сила, быстрота,
ловкость, гибкость и выносливость.
Совершенствование каждого
Для оздоровления и профилактики болезни необходимо тренировать совершенствовать такие качества, как выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами ЗОЖ.
Для студентов,
которые в основном заняты умственной
деятельностью, занятия физической
культурой и спортом
Лизам физического труда, занятия физической культурой также полезны, так как их работа связана не со всей мускулатурой, а с отдельной группой мышц.
Занятия
туристическим многоборьем
Под воспитанием физической культуры личности В.К. Бальсевич и Л.И. Лубышева рассматривают процесс активного воздействия, как физические способности человека, так и на его чувства и сознание, интеллект и потребности, мотивации и ориентации в сфере физической активности и основах здорового образа жизни. Рассуждая о ценностном потенциале физической культуры и спорта, В.К. Бальсевич выдаёт два уровня ценностей: общественный и личностный. К общественным ценностям физической культуры он относит накопленные человечеством специальные знания, спортивную технику, технологию спортивной подготовки, методики оздоровления, спортивные достижения – всё то, что создано людьми и для их физического совершенствования, оздоровления и организации ЗОЖ.
Личностный уровень ценностей состоит в участии в различных спортивных соревнованиях и мероприятиях, т.к. это сохраняет и укрепляет ЗОЖ студентов, помогает развиться им творчески. Каждый студент может проявить себя как личность, и показать на что он способен. Для этого проводятся: «Дни здоровья», туристические походы, спартакиады среди факультетов и Вузов, универсиады.
Помимо этого студенты должны и самостоятельно заниматься своей физической подготовкой: посещать спортивные секции, спортивные медицинские группы, если к таким они относятся, заниматься самостоятельно своим физическим воспитанием и развитием, т.е. утренней зарядкой, гимнастикой, утренними и вечерними пробежками и прогулками.
Сохранение и укрепление ЗОЖ студентов зависит от самих студентов, от их желания. Каждый человек является личностью, и он сам вправе выбирать свой жизненный путь и состояние своего здоровья.