Техника спортивного ориентирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования — совершенствование методики начального обучения спортивному ориентированию студентов на основе контроля их физического состояния и развития психических процессов.

Содержание работы

Введение+
Глава I. Спортивное ориентирование как комплекс физических и эмоциональных нагрузок в туристическом многоборьи.+
1.1 Общая характеристика спортивного ориентирования.+
1.2 Влияние спортивного ориентирования на здоровье и физическое развитие +
Глава II. Методы и организация исследования.+
2.1 Особенности организации спортивного ориентирования для подростков 15 лет.+
2.2 Методы укрепления и сохранения здоровья подростков.+
Заключение.+
Выводы.
Список литературы.+

Файлы: 1 файл

курсовая 4 к 8 с.docx

— 56.32 Кб (Скачать файл)

Условия жизни,  труды и быта не одинаковы, они не позволяют рекомендовать  один суточный режим для всех. Но основные положения должны выполняться  всеми: выполнение разных видов деятельности, в определённое время, чередование  работы и отдыха, регулярное питание. Особое внимание нужно уделять, основному  и ничем не заменимому виду отдыха – сну. Регулярные недосыпания вызывают истощение нервной системы, ослабление защитных функций организма, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия.

Анализ  литературных данных по проблеме позволяют  сделать вывод, что коррекцию  мотивационной сферы личности студента следует начинать с первых этапов вузовского образования, поскольку  происходит переход личности из одной  педагогической системы в другую, из одной сферы жизнедеятельности  в другую. При этом создаются объективные условия для формирования новых стереотипов жизни и деятельности, переосмысления ценностного арсенала, взглядов, убеждений и потребностей личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Выводы

1. Спортивное ориентирование, как вид спорта в системе академических занятий в ВУЗе по физической культуре обладает рядом преимуществ, т.к. является одним из, средств воспитания физических и интеллектуальных способностей студенческой молодежи. В то же время аналитический обзор научно-методической литературы по проблеме исследования, обобщение практического опыта показали, что существующие методики начального обучения не всегда, учитывают исходный уровень образования, и особенности физического и умственного развития студентов начальных курсов.

2. Сравнительное  исследование физического развития, физической подготовленности и физической работоспособности студентов: очной формы обучения, занимающихся спортивным ориентированием и- в группах общеподготовительной направленности, выявило более высокие темпы прироста у первых, что выражалось показателями дыхательной: системы, быстроты, силы, выносливости и теста Р\УС 170 (Р<0,05 и Р<0,01).

3. Занятия спортивным ориентированием способствовали также более эффективному воспитанию интеллектуальных способностей и повышению умственной работоспособности в специальных тестах, определяющих уровень таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление, несмотря на примерно равные исходные показатели образования всех студентов, поступивших в ВУЗ.

4. Корреляционный  анализ; интегральных показателей  соревновательной и учебной деятельности, выраженных в результатах соревнований и академической успеваемости у студентов в процессе начальной подготовки в спортивном ориентировании выявил взаимосвязи высокого уровня (г=0,76 - у юношей и г=0,79 — у девушек Р<0,01), что подтверждает эффективность занятий этим видом спорта в ВУЗе.

5. Исследования  показали, что» каждый изученный  показатель, характеризующий физическую  и психическую подготовленность студентов, занимающихся; спортивным: ориентированием, связан как; с результатами академической успеваемости и соревновательной деятельности при уровне достоверности: от Р<0,05 до Р<0,01. У юношей: ЖЕ Л (г=0,51; г=0,46), быстрота (г=0,35; г=0,49), общая выносливость (г=0,39; г=0,40), физическая- работоспособность (г=0,50; г=0,57), концентрация внимания (г=0,37, г=0,41), зрительная память (г=0,39, г=0,34), быстрота мышления (г=0,34, г=0,37), логичность (г=0,48,г=0,43).У девушек - быстрота (г=0,20; г=0,43), скоростно-силовой показатель (г=0,37, г=0,56), физическая работоспособность (г=0,21; г=0,39), концентрация; внимания (г=0,32, г=0,21), устойчивость и переключение внимания (г=0,42, г=0,29), быстрота мышления (г=0,50, г=0,44), логичность (г=0,45, г=0,34). Это позволило выявить наиболее; значимые параметры, перечисленные выше, требующие увеличения объема нагрузок, направленных на воспитание этих способностей.

6. Исследование  взаимосвязи свойств личности  студентов с их успеваемостью и результатами в соревнованиях показали, что параметры экстраверсии коррелируют только у юношей (коэффициенты г=0,39 и г=0,39 при Р<0,05). У девушек наблюдалась слабая связь с данными показателями, т.к. свойство экстраверсии им.присуще в меньшей степени, что требует индивидуального подхода в общении к юношам и девушкам.

7. В  ходе педагогического эксперимента  выявлены различия во взаимосвязях  некоторых других компонентов  психической; и физической подготовленности,, специфичных для спортивного ориентирования у юношей и девушек. Это обусловлено половыми особенностями. У юношей физическая работоспособность, имеет, тесные взаимосвязи с восприятием пространственных признаков, устойчивостью внимания, логичностью, исключением понятий, а выносливость - со зрительной памятью. У девушек выявлены взаимосвязи между физической работоспособностью и концентрацией внимания, а также между выносливостью и зрительной памятью. Эти различия должны учитываться в методике начальной подготовки студентов, занимающихся спортивным ориентированием.

Практические  рекомендации

На основании  проведенного исследования можно предложить некоторые практические рекомендации по начальному обучению студентов спортивному ориентированию в рамках академических занятий по физической культуре в вузе.

1. Определение  исходного уровня развития физических  и интеллектуальных способностей  студенческой молодежи в ВУЗе  позволяет выявить тех, кому  целесообразно рекомендовать занятия  спортивным ориентированием. Особое  внимание нужно обратить на  тот факт, что у студентов; обучающихся по той или иной специальности в вузе, некоторые психические процессы являются специфичными и развиты в разной степени.

2. Для  обучения студентов: ориентированию нет необходимости специального комплектования групп. Это приобщает случайных студентов к ориентированию и популяризации этого вида спорта среди молодежи.

3. Необходимым  условием организации обучения  спортивному ориентированию является  наличие вблизи вуза учебного полигона и его спортивной карты. Таким полигоном может быть знакомая местность,, например, городской парк. Целесообразно в начальном периоде обучения применять карты более крупного масштаба: 1:7500, 1:5000 и другие возможные варианты.

4. В  процессе обучения, учитывая < последовательность  усвоения умений и навыков, рекомендуются следующие упражнения и учебные трассы: бег «по нитке» группами, в парах; линейное ориентирование; постановка и «снятие» контрольных пунктов в парах. Рекомендуется поручать постановку запланированных дистанций самим занимающимся по принципу «от простого к сложному».

5. Для  развития и сохранения у студентов  необходимого уровня познавательных процессов: памяти, внимания, мышления и др., особенно, на фоне физического утомления, вызванного беговой нагрузкой. Необходимо в течение всего периода обучения включать интеллектуальные упражнения. Особенно эмоционально проходят «интеллектуальные» эстафеты, во время которых кратковременная физическая нагрузка сменяется умственной. 

Список  литературы

1. Авдашева СБ., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков: Учебник. М., 1998.

2. Азар В.И, Туманов СЮ. Экономика туристского рынка. М, 1998.

3. Актуальные  задачи развития туризма в  России на современном этапе  и задачи Национальной академии  туризма / Под ред. Ю.В.Кузнецова и др. - СПб., 2002.

4. Александрова  А.Ю: Международный туризм: Учеб. пособие для вузов. М., 2001.

5. Балабанов  И.Т., Балабанов А. И. Экономика  туризма: Учеб.пособие. М., 2003.

6. Беликов  М.Ю. Города-курорты Краснодарского  края: проблемы отраслевой и структурной  перестройки в условиях перехода  к рынку. Краснодар, 1994.

7. Ситуация  на рынке туристских услуг  в Санкт-Петербурге / М. Б. Бир-жаков и др. // Петербургский аналитик. 1999. № 2.

8. Боков  М.А. Стратегическое управление  рекреационными предприятиями в  условиях переходной экономики.  СПб., 2001.

9. Боумен К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ. под ред. Л.Г.Зайцева, М.И.Соколовой. М., 1997.

10. Браймер Роберт А. Основы управления в индустрии гостеприимства. М., 1.995.

11. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. 2-е изд., испр. и доп. М., 2000.

12. Васильева  И.Г. Американские методы оценки  рекреационных ресурсов. М., 1973.

13. Голуб  Л.А. Социально-экономическая статистика: Учеб. пособие. М., 2001.

14. Гостиничный  и туристский бизнес / Под ред. А.Д.Чудновского. М., 1998.

15. Ефремова  М. В. Основы технологии туристского  бизнеса: Учеб. пособие. - М., 1999.

16. Иванов  Ю.Н. Экономическая статистика: Учебник.  М., 1999.

17. Ильина  Е.Н. Основы туристской деятельности: Учебник. М., 1992.

18. Ильина  Е.Н. Туроперейтинг: Стратегия и финансы. М., 2002.

19. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие для вузов. Минск, 1999.

20. Карпова  Г.А., Водовода А. В. Концепция  устойчивого развития туризма  и рекреационная деятельность  на охраняемых природных территориях:  Материалы научно-практической конференции.  СПб., 1997.

21. Квартальнов  В.А. Иностранный туризм. М., 1999.

22. Квартальнов  В.А. Стратегический менеджмент  в туризме: Современный опыт  управления. М., 1999.

23. Квартальнов  В. А. Туризм: Учебник. М., 2000.

24. Квартальнов  В. А. Менеджмент туризма: Туризм  как вид деятельности: Учебник.  М., 2002.

25. Котлер Ф., Боуэн Дж. Маркетинг: Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Р. Б. Ноздревой М., 1998.

26. Купер К, ФлетчерД., Гильберт Д. Экономика туризма: Теория и практика. СПб., 1998.

27. Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. М., 2003.

28. Многомерный  статистический анализ в экономике  / Л. А. Сошникова и др.; Под ред. В.Н.Томашевича. М., 1999.

29. Основы  туристской деятельности: Учебник  для туристских лицеев и колледжей / Авт.-сост. Е.Н. Ильина. М., 1992.

30. Папирян Г.А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. М., 1999.

31. Папирян Г.А. Маркетинг в туризме. М., 2000.

32. Папирян Г.А. Менеджмент в индустрии гостеприимства: Отели и рестораны. М., 2000.

33. Развитие  туризма на современном этапе  и задачи Академии туризма / Под ред. Ю. В. Кузнецова. - СПб., 2000.

34. Ревинский И.А., Романова Л. С. Поведение фирмы на рынке услуг: Туризм и путешествия: Учеб. пособие. Новосибирск, 2001.

35. Реймерс Н.Ф. Ресурсология: Экология: Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. М., 1994.

36. Российский  статистический ежегодник: Регионы  России. М., 2001.

37. Сапрунова В.Б. Туризм: Эволюция, структура, маркетинг. М., 1997.

38. Сенин  В. С. Организация международного  туризма: Учебник. М., 2000.

39. Темный Ю. В., Темная Л. Р. Экономика туризма: Учебник. М., 2003.

40. Труды  Академии туризма: Сб. научных  трудов. Вып. 3, 4 / Под ред. Ю.В.Кузнецова, А.Т.Кирилова, Г.А.Карповой. СПб., 2002.

41. Уникальные  территории в культурном наследии  и природном наследии регионов: Сб. научных трудов. - М., 1994.

42. Уокер  Джон Р. Введение в гостеприимство. М., 1999.

43. Устойчивое  планирование туризма: Пособие  для специалистов по местному  планированию. Мадрид, 1993.

44. Усыскин Г. С. Очерки российского туризма. СПб., 2000.

45. Федеральная  целевая программа "Развитие  туризма в Российской Федерации": Утв. Постановлением Правительства  РФ от 28 февраля 1996 г.

46. Федеральный  закон "Об основах туристской  деятельности в Российской Федерации"  от 24.11.1996 № 132-ФЗ.

47. Харрис  Годфри, Кац Кеннет. Стимулирование международного туризма в XXI веке: Пер. с англ. М., 2000.

48. Шерер Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков: Пер. с англ. М., 1997.

49. Экономика  и менеджмент на транспорте: Сб. научных трудов / Под ред. Г. А.Кононовой. СПб., 1998.

50. Экономика  и организация международного  туризма / Под ред. Л. Ф. Хо-доркова М., 1984.

51. Экономика  отрасли / Под ред. проф. А. С. Пелиха. Ростов н/Д, 2003.

52. Экономика  современного туризма / Под ред. Г.А.Карповой. М., 1998.

53. Яковлев  Г. А. Экономика и статистика  туризма: Учеб. пособие. М., 2003.

 54. Imkeep E. Tourism Planning. An Integrated and Sustainable Development Approach. New York, 1991.


Информация о работе Техника спортивного ориентирования