Теоретические аспекты формирования и развития силовых качеств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2015 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование процесса воспитания силы у учащихся 7 классов на уроках физической культуры и здоровья.
Задачи:
1. Описать структуру силовых способностей
2. Рассмотреть основные средства и методы развития силы
3. Охарактеризовать развитие силы в процессе различных форм занятий по физическому воспитанию

Файлы: 1 файл

Методика воспитания силы у учащихся 7 класса.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

Введение

 

Физическое воспитание – составная часть физической культуры, педагогический процесс, направленный к тому, чтобы формировать двигательные навыки, психофизические качества, достичь физического совершенства. В практическом отношении физическое воспитание представляет собой физическую подготовку человека к деятельности – трудовой, интеллектуальной, общественной, военной [2, c. 103].

Задача школы, педагогического коллектива, родителей  состоит в том, чтобы сформировать учащегося школы как всесторонне развитого гражданина своей страны, физически подготовленного к будущей трудовой деятельности и исполнению своего воинского долга.

Комплексное решение образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с принципами дифференциации и индивидуализации, систематичности и последовательности в процессе физического воспитания – основа мотивации к занятиям физической культурой, к самосовершенствованию и к здоровому образу жизни. Поэтому развитие силы у школьников является основной из задач физического воспитания.

Цель работы – исследование процесса воспитания силы у учащихся 7 классов на уроках физической культуры и здоровья.      

Задачи:

1. Описать структуру силовых  способностей

2. Рассмотреть основные средства и методы развития силы

3. Охарактеризовать развитие силы в процессе различных форм занятий  по физическому воспитанию

Для решения поставленных задач применяем такие методы исследования: анализ научной литературы и метод наблюдения.            

 

 

Глава I. Теоретические аспекты формирования и развития силовых качеств

1.1. Структура силовых способностей

 

Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет собственных мышечных усилий [3, c. 98].

Различают несколько видов силовых способностей:

·     собственно силовые, проявляемые, в основном, при относительно медленных  сокращениях мышц  с преодолением околопредельных и предельных сопротивлений;

·     скоростно-силовые, проявляемые в действиях, требующих помимо силы стремительности движения (прыжки, метания и т.п.);

·     силовая выносливость, проявляется в возможности противостоять утомлению  при относительно продолжительных и одновременно значительных по величине  мышечных напряжениях.  

В теории и практике физического воспитания используются также понятия: “абсолютная сила”  и “относительная сила”.

Абсолютная сила -  это максимальная  сила, которую проявляет человек в каком либо движении, оценённая безотносительно к  его собственному весу..

Относительная сила -  это величина проявленной силы, приходящаяся на 1 кг массы тела человека.

Если два человека разного веса показывают одинаковую абсолютную силу, то по показателям относительной силы более подготовленным является тот,  чей собственный вес меньше.

Мышцы могут  проявлять силу в различных условиях:

·     при уменьшении длины - преодолевающий (миометрический) режим работы;

·     при увеличении длины – уступающий (плиометрический) режим работы.

Максимальные величины  силы, проявляемой  одними и теми же мышцами в разных режимах работы различны.  Наименьшие показатели, как правило,  характерны для  статического режима работы. Сила мышц в уступающих движениях при насильственном увеличении их длины может весьма значительно (на 50-100 %) превосходить максимальную статическую силу человека.

Школьный период является самым благоприятным для развития силовых способностей. За десять лет обучения в школе абсолютные показатели  силы основных мышечных групп увеличиваются на  300-500 % и более, а показатели относительной силы  - на 150-200 %.

Самым благоприятным периодом развития силы у мальчиков является возраст от 14 до 17 лет, а у девочек - от 11 до 16 лет.  В эти же периоды происходит увеличение общей массы тела, поэтому прирост относительной силы является не столь выраженным.

Факторы, влияющие на проявление силы: 

1) физиологический поперечник мышц;

2) количество включенных в работу  двигательных единиц;

3) соотношение волокон различного  вида;

4) согласованная работа мышечных  групп;

5) степень утомления;

6) проявление волевых усилий;

7) направленность предыдущей работы.  

Сила проявляется в двух режимах:

1) динамический (изотонический);

2) статический (изометрический).

Статический характеризуется отсутствием механической работы, и мышцы не изменяют своей длины.

Динамический связан с проявлениями внешней механической работы и изменением длины мышц. 

Виды силы. 

1) максимальная сила – способность  преодолевать предельные и околопредельные  мышечные сопротивления;

2) силовая выносливость – способность выполнять в течение длительного времени работу с мышечным напряжением значительной величины (50-80%);

3) "взрывная" сила – способность  проявлять максимальные силовые  возможности в минимально короткий  промежуток времени (относительная  сила - максимальная сила деленная на вес тела спортсмена).

В зависимости от режима мышечной деятельности силовые способности человека подразделяются на два вида: 1) собственно силовые, которые проявляются в условиях статического режима и медленных движений;

2) скоростно-силовые, проявляющиеся при выполнении быстрых движений преодолевающего и уступающего характера.

 

1.2. Основные средства развития силы

    

Силовая подготовка – это специализированный педагогический процесс физического совершенствования учащихся, направленный на укрепление здоровья, развитие силы и выносливости, формирование атлетического телосложения [11, c. 133].

Различают общую и специальную силовую подготовку.

Общая силовая подготовка составляет фундаментальную основу специальной силовой подготовки молодого человека. Её задача – разносторонне развить мускулатуру, повысить способность к проявлению силы в разнообразных движениях в условиях трудовой и военной деятельности.

Задача специальной подготовки – на базе общей силовой подготовки развить в первую очередь специфические, наиболее необходимые для профессиональной деятельности мышцы.

Силовая подготовка учащихся должна решать задачи всестороннего развития их силовых способностей для того, чтобы обеспечить необходимый уровень и максимальной силы, и силовой выносливости, и скоростно-силовых качеств. В ходе занятий должно осуществляться прикладное назначение силовой подготовки, обусловленное требованиями будущей трудовой деятельности и военной службы учащихся.

Повышение уровня силовой подготовленности учащихся – задача непростая. Трудность её обусловлена, прежде всего, естественными возрастными изменениями организма 13-14-летних подростков, у которых размеры тела увеличиваются быстрее, чем растёт мышечная масса. Вследствие этого показатель абсолютной силы увеличивается незначительно, а относительный – даже уменьшается. Поэтому сделать силовую подготовку учащихся более эффективной можно только при помощи регулярных, целенаправленных занятий, используя для этого все формы физической подготовки: уроки по физическому воспитанию, внеурочные занятия в режиме дня и досуга. [13, c. 18].

Силовые средства – это физические упражнения с отягощением, которые стимулируют увеличение степени напряжения мышц.

В силовых упражнениях величина отягощения дозируется либо весом поднятого груза, выраженного в % от максимума, либо количеством повторений упражнения в одном подходе.

Основные средства:

1) упражнения с отягощением весом  собственного тела: отжимания, подтягивание, прыжки, приседания, лазания;

2) упражнения с отягощением весом внешних предметов: вес предметов, противодействие партнера;

3) упражнения с использованием  простых тренажерных устройств;

4) рывково-тормозные упражнения.

Быстрая смена напряжений при работе мышц – синергистов и антагонистов: челночный бег, эстафеты с дополнительным отягощением;

5) изометрические упражнения: упоры, удержания, поддержание, самосопротивление.

Дополнительные:

1) упражнения с использованием  сопротивления внешней среды: бег  по песку и воде, прыжки и  бег в гору;

2) упражнения с использованием  сопротивления упругих предметов: эспандеры, различные жгуты, упругие мячи.

При развитии силы важно контролировать процесс развития силы. Первый путь для контроля развития силы: использование измерительных устройств – динамометров. 

Абсолютная сила – максимальная величина производимого мышечного усилия без ограничения времени и величины отягощения.

Второй путь: использование специальных контрольных упражнений, тестов на силу.

Максимальная сила оценивается при помощи простых упражнений с использованием внешнего сопротивления на уровне 90% и более в 1-5 движениях. Оценка производится по наибольшему весу, который поднял спортсмен, чем больше вес, тем больше максимальная сила. Взрывная сила оценивается при помощи следующих тестов: прыжки через скакалку, прыжки в длину с места с двух ног, выпрыгивание вверх с взмахами рук и без, набивание мяча из разных исходных положений одной или двумя руками [12, c. 189].

Оценивается величина развиваемого усилия и время его действия при преодолении сопротивления. Чем выше развиваемое усилие и чем меньше времени затратил на него спортсмен, тем лучше у него развита "взрывная" сила.

Тестами для оценки силовой выносливости являются:

1) подтягивание из веса лежа (для женщин);

2) отжимание от пола и от  скамейки;

3) поднимание туловища из положения лежа с согнутыми ногами;

4) поднимание и опускание прямых  ног до ограничителя;

5) висы на согнутых и полусогнутых  руках.

Оценивается время, в течение которого спортсмен преодолевает данное сопротивление или количество движений при выполнении упражнения.

 

1.3. Методы развития силы

 

Основными задачами  развития силовых способностей являются:

·     общее гармоническое развитие  всех мышечных групп  путём использования  избирательных силовых упражнений;

·     разностороннее развитие силовых способностей в единстве с освоением жизненно важных двигательных действий;

·     создание условий (базы) для совершенствования двигательных  способностей в рамках занятий конкретным видом спорта  или профессионально-прикладной физической подготовки;

·     развитие способностей рационально пользоваться силой в разнообразных условиях жизнедеятельности;

·     развитие мышечной системы, обеспечивающей “корсетную” функцию для всех внутренних органов и систем организма;

·     создание предпосылок для осуществления разнообразной и разносторонней двигательной деятельности. 

Решение этих задач достигается благодаря тому, что в процессе силовой подготовки в организме протекают следующие процессы:

·     повышение эффективности функционирования нервно-мышечного аппарата;

·     улучшение способности к преобразованию энергетических возможностей организма;

·     совершенствование иннервации мышц;

·     совершенствование механизмов трофического (питательного) обеспечения мышечной деятельности.

Наряду с представленными выше наиболее общими задачами силовой подготовки, в зависимости от конкретных условий, может решаться и множество других более специализированных и частных задач развития силовых способностей.

Основным средством развития силовых способностей  являются упражнения с повышенным сопротивлением - силовые упражнения. В зависимости от природы сопротивления или отягощения силовые упражнения подразделяются на две основные группы :

·     упражнения с внешним сопротивлением, когда в качестве такового используются: вес или сопротивление других предметов, противодействие партнёров, сопротивление внешней среды (бег по песку, глубокому снегу и т.п.);

·     упражнения с отягощением весом собственного тела.

Применяются также упражнения, в которых отягощения весом собственного тела  дополняются весом внешних отягощений  

Главным вопросом методики развития силовых способностей является правильный выбор величины дополнительного сопротивления (отягощения). Его расчитывают в зависимости от конкретных задач силовой тренировки. Для этого вначале определяют максимальные силовые возможности в том или ином движении, а затем в соответствии с конкретной задачей силовой подготовки определяют вес дополнительного отягощения.  В наиболее общих рекомендациях величины таких отягощений выражаются в процентах к максимальным показателям силы занимающихся [15, c.200 ].

Информация о работе Теоретические аспекты формирования и развития силовых качеств