Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2015 в 15:41, курсовая работа
Цель работы – исследование процесса воспитания силы у учащихся 7 классов на уроках физической культуры и здоровья.
Задачи:
1. Описать структуру силовых способностей
2. Рассмотреть основные средства и методы развития силы
3. Охарактеризовать развитие силы в процессе различных форм занятий по физическому воспитанию
Оглавление
Физическое воспитание – составная часть физической культуры, педагогический процесс, направленный к тому, чтобы формировать двигательные навыки, психофизические качества, достичь физического совершенства. В практическом отношении физическое воспитание представляет собой физическую подготовку человека к деятельности – трудовой, интеллектуальной, общественной, военной [2, c. 103].
Задача школы, педагогического коллектива, родителей состоит в том, чтобы сформировать учащегося школы как всесторонне развитого гражданина своей страны, физически подготовленного к будущей трудовой деятельности и исполнению своего воинского долга.
Комплексное решение образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с принципами дифференциации и индивидуализации, систематичности и последовательности в процессе физического воспитания – основа мотивации к занятиям физической культурой, к самосовершенствованию и к здоровому образу жизни. Поэтому развитие силы у школьников является основной из задач физического воспитания.
Цель работы – исследование процесса воспитания силы у учащихся 7 классов на уроках физической культуры и здоровья.
Задачи:
1. Описать структуру силовых способностей
2. Рассмотреть основные средства
3. Охарактеризовать развитие силы в процессе различных форм занятий по физическому воспитанию
Для решения поставленных задач применяем такие методы исследования: анализ научной литературы и метод наблюдения.
1.1. Структура силовых способностей
Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет собственных мышечных усилий [3, c. 98].
Различают несколько видов силовых способностей:
· собственно силовые, проявляемые, в основном, при относительно медленных сокращениях мышц с преодолением околопредельных и предельных сопротивлений;
· скоростно-силовые, проявляемые в действиях, требующих помимо силы стремительности движения (прыжки, метания и т.п.);
· силовая выносливость, проявляется в возможности противостоять утомлению при относительно продолжительных и одновременно значительных по величине мышечных напряжениях.
В теории и практике физического воспитания используются также понятия: “абсолютная сила” и “относительная сила”.
Абсолютная сила - это максимальная сила, которую проявляет человек в каком либо движении, оценённая безотносительно к его собственному весу..
Относительная сила - это величина проявленной силы, приходящаяся на 1 кг массы тела человека.
Если два человека разного веса показывают одинаковую абсолютную силу, то по показателям относительной силы более подготовленным является тот, чей собственный вес меньше.
Мышцы могут проявлять силу в различных условиях:
· при уменьшении длины - преодолевающий (миометрический) режим работы;
· при увеличении длины – уступающий (плиометрический) режим работы.
Максимальные величины силы, проявляемой одними и теми же мышцами в разных режимах работы различны. Наименьшие показатели, как правило, характерны для статического режима работы. Сила мышц в уступающих движениях при насильственном увеличении их длины может весьма значительно (на 50-100 %) превосходить максимальную статическую силу человека.
Школьный период является самым благоприятным для развития силовых способностей. За десять лет обучения в школе абсолютные показатели силы основных мышечных групп увеличиваются на 300-500 % и более, а показатели относительной силы - на 150-200 %.
Самым благоприятным периодом развития силы у мальчиков является возраст от 14 до 17 лет, а у девочек - от 11 до 16 лет. В эти же периоды происходит увеличение общей массы тела, поэтому прирост относительной силы является не столь выраженным.
Факторы, влияющие на проявление силы:
1) физиологический поперечник
2) количество включенных в
3) соотношение волокон
4) согласованная работа мышечных групп;
5) степень утомления;
6) проявление волевых усилий;
7) направленность предыдущей
Сила проявляется в двух режимах:
1) динамический (изотонический);
2) статический (изометрический).
Статический характеризуется отсутствием механической работы, и мышцы не изменяют своей длины.
Динамический связан с проявлениями внешней механической работы и изменением длины мышц.
Виды силы.
1) максимальная сила –
2) силовая выносливость – способн
3) "взрывная" сила – способность
проявлять максимальные
В зависимости от режима мышечной деятельности силовые способности человека подразделяются на два вида: 1) собственно силовые, которые проявляются в условиях статического режима и медленных движений;
2) скоростно-силовые, проявляющиеся при выполнении быстрых движений преодолевающего и уступающего характера.
1.2. Основные средства развития силы
Силовая подготовка – это специализированный педагогический процесс физического совершенствования учащихся, направленный на укрепление здоровья, развитие силы и выносливости, формирование атлетического телосложения [11, c. 133].
Различают общую и специальную силовую подготовку.
Общая силовая подготовка составляет фундаментальную основу специальной силовой подготовки молодого человека. Её задача – разносторонне развить мускулатуру, повысить способность к проявлению силы в разнообразных движениях в условиях трудовой и военной деятельности.
Задача специальной подготовки – на базе общей силовой подготовки развить в первую очередь специфические, наиболее необходимые для профессиональной деятельности мышцы.
Силовая подготовка учащихся должна решать задачи всестороннего развития их силовых способностей для того, чтобы обеспечить необходимый уровень и максимальной силы, и силовой выносливости, и скоростно-силовых качеств. В ходе занятий должно осуществляться прикладное назначение силовой подготовки, обусловленное требованиями будущей трудовой деятельности и военной службы учащихся.
Повышение уровня силовой подготовленности учащихся – задача непростая. Трудность её обусловлена, прежде всего, естественными возрастными изменениями организма 13-14-летних подростков, у которых размеры тела увеличиваются быстрее, чем растёт мышечная масса. Вследствие этого показатель абсолютной силы увеличивается незначительно, а относительный – даже уменьшается. Поэтому сделать силовую подготовку учащихся более эффективной можно только при помощи регулярных, целенаправленных занятий, используя для этого все формы физической подготовки: уроки по физическому воспитанию, внеурочные занятия в режиме дня и досуга. [13, c. 18].
Силовые средства – это физические упражнения с отягощением, которые стимулируют увеличение степени напряжения мышц.
В силовых упражнениях величина отягощения дозируется либо весом поднятого груза, выраженного в % от максимума, либо количеством повторений упражнения в одном подходе.
Основные средства:
1) упражнения с отягощением
2) упражнения с отягощением
3) упражнения с использованием простых тренажерных устройств;
4) рывково-тормозные упражнения.
Быстрая смена напряжений при работе мышц – синергистов и антагонистов: челночный бег, эстафеты с дополнительным отягощением;
5) изометрические упражнения: упоры, удержания, поддержание, самосопротивление.
Дополнительные:
1) упражнения с использованием сопротивления внешней среды: бег по песку и воде, прыжки и бег в гору;
2) упражнения с использованием сопротивления упругих предметов: эспандеры, различные жгуты, упругие мячи.
При развитии силы важно контролировать процесс развития силы. Первый путь для контроля развития силы: использование измерительных устройств – динамометров.
Абсолютная сила – максимальная величина производимого мышечного усилия без ограничения времени и величины отягощения.
Второй путь: использование специальных контрольных упражнений, тестов на силу.
Максимальная сила оценивается при помощи простых упражнений с использованием внешнего сопротивления на уровне 90% и более в 1-5 движениях. Оценка производится по наибольшему весу, который поднял спортсмен, чем больше вес, тем больше максимальная сила. Взрывная сила оценивается при помощи следующих тестов: прыжки через скакалку, прыжки в длину с места с двух ног, выпрыгивание вверх с взмахами рук и без, набивание мяча из разных исходных положений одной или двумя руками [12, c. 189].
Оценивается величина развиваемого усилия и время его действия при преодолении сопротивления. Чем выше развиваемое усилие и чем меньше времени затратил на него спортсмен, тем лучше у него развита "взрывная" сила.
Тестами для оценки силовой выносливости являются:
1) подтягивание из веса лежа (для женщин);
2) отжимание от пола и от скамейки;
3) поднимание туловища из положен
4) поднимание и опускание прямых ног до ограничителя;
5) висы на согнутых и
Оценивается время, в течение которого спортсмен преодолевает данное сопротивление или количество движений при выполнении упражнения.
1.3. Методы развития силы
Основными задачами развития силовых способностей являются:
· общее гармоническое развитие всех мышечных групп путём использования избирательных силовых упражнений;
· разностороннее развитие силовых способностей в единстве с освоением жизненно важных двигательных действий;
· создание условий (базы) для совершенствования двигательных способностей в рамках занятий конкретным видом спорта или профессионально-прикладной физической подготовки;
· развитие способностей рационально пользоваться силой в разнообразных условиях жизнедеятельности;
· развитие мышечной системы, обеспечивающей “корсетную” функцию для всех внутренних органов и систем организма;
· создание предпосылок для осуществления разнообразной и разносторонней двигательной деятельности.
Решение этих задач достигается благодаря тому, что в процессе силовой подготовки в организме протекают следующие процессы:
· повышение эффективности функционирования нервно-мышечного аппарата;
· улучшение способности к преобразованию энергетических возможностей организма;
· совершенствование иннервации мышц;
· совершенствование механизмов трофического (питательного) обеспечения мышечной деятельности.
Наряду с представленными выше наиболее общими задачами силовой подготовки, в зависимости от конкретных условий, может решаться и множество других более специализированных и частных задач развития силовых способностей.
Основным средством развития силовых способностей являются упражнения с повышенным сопротивлением - силовые упражнения. В зависимости от природы сопротивления или отягощения силовые упражнения подразделяются на две основные группы :
· упражнения с внешним сопротивлением, когда в качестве такового используются: вес или сопротивление других предметов, противодействие партнёров, сопротивление внешней среды (бег по песку, глубокому снегу и т.п.);
· упражнения с отягощением весом собственного тела.
Применяются также упражнения, в которых отягощения весом собственного тела дополняются весом внешних отягощений
Главным вопросом методики развития силовых способностей является правильный выбор величины дополнительного сопротивления (отягощения). Его расчитывают в зависимости от конкретных задач силовой тренировки. Для этого вначале определяют максимальные силовые возможности в том или ином движении, а затем в соответствии с конкретной задачей силовой подготовки определяют вес дополнительного отягощения. В наиболее общих рекомендациях величины таких отягощений выражаются в процентах к максимальным показателям силы занимающихся [15, c.200 ].
Информация о работе Теоретические аспекты формирования и развития силовых качеств